Литературное чтение. Ю.И. Ермолаев "Проговорился". 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Садыкова Рамиля Ринатовна

Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»

 

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

 

Планируемые результаты

        Предметные:

  • Знать содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»;
  • Знать такие качества, как вежливость, воспитанность;
  • Уметь определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения;
  • Уметь анализировать рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился».

 

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам;
  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности.

 

Тип урока: урок «открытия нового знания»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolaev._vospiateli.docx36.82 КБ
Файл 3_klass._lit-e_chtnenie._progovorilsya.pptx443.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 14. 04. 2021

Школа: № 44

Класс: 3 «В»

ФИО студента: Садыкова Р.

ФИО учителя: Каргина Т.В.  

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

Планируемые результаты

        Предметные:

  • Знать содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»;
  • Знать такие качества, как вежливость, воспитанность;
  • Уметь определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения;
  • Уметь анализировать рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился».

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам;
  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: УМК «Школа России»; учебник: 3 класс. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., раздаточный материал,  презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

30сек.

– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Здравствуйте, все! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало

- Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за урок?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

7 мин.

- Давайте проверим, насколько хорошо вы выполнили домашнее задание по рассказу Льва Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

1)Расскажите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

2)А теперь послушаем ребят, которые расскажут нам пересказ от лица Риммы.

Вспоминают содержание рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

• Была бы охота, а выучиться можно.

• Знание и мудрость украшают человека.

• Наука даром не дается – наука трудом берется.

Пересказывают рассказ от лица Риммы.

П: выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

подводящий диалог

Наглядный

метод:

видео

 Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

5 мин.

Учитель начинает урок с чтения рассказа Ю. И. Ермолаева:

- Бежала через лесную дорожку речка. А через речку был мостик. Хороший мостик с перилами. Но прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. « Вот какая плохая доска!» - подумала Таня и пошла по другой стороне мостика.

Прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали. «Вот противный мостик!» – рассердились мальчики.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всем своим друзьям сказали: «Не ходите по мостику. Там одна доска оторвалась». Хорошо сделали, что сказали. А можно было ещё лучше сделать.

-Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Определите главную мысль этого рассказа.

- Как вы думаете, полезный совет вам дал автор?

-Знаете ли вы, ребята, кто автор этого произведения?

- Да верно, это Юрий Иванович Ермолаев.

- Какие его произведения вам уже знакомы?

-Что вы знаете об авторе?

А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179: «Проговорился».

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы сможем поразмышлять…

-Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Лучше не говорить, а делать.

Да

Юрий Иванович Ермолаев.

«Лучший друг», «Два пирожных»

• Мы познакомимся с рассказом «Проговорился»

• Мы узнаем, кто проговорился.

• Мы сможем поразмышлять о поведении героев.

Узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IV. Открытие нового знания

Словесный:

слово об авторе

Наглядный

метод:

презентация

Практический:

Чтение скороговорки

Практический

метод: чтение произведения

Динамическая пауза

10

мин.

 –Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? Когда так говорят: «проговорился»?- откройте учебник на странице 180

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?

-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно.

– Прочитайте скороговорку 3 раза.

• Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Словарная работа. Для чего мы проводим её?

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

2. Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети.

– Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился?

1.О чем проговорился попугай?

2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

4. А можно назвать Иру доброй?

Слушают учителя

О том, что кто-то выдаст чью-то тайну или расскажет о чём-нибудь.

О девочке и попугае

Рассказы детей

Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию. Существует 316 видов попугаев. 27 видов попугаев занесены в Красную книгу.

-Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Читают скороговорку

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст

Работают с толковым словарем.

Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости

Потому что Ирочка невоспитанная девочка

Нет.

нет

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р:эмоциональный настрой

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

6

мин.

1.Работа в группах.

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? Ответить устно.

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

 1. Как ребята догадались о непослушании Иры?

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная

 Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

Работа в парах.

-Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу.

-Что же такое юмор?

-Какова же проблема у Иры?

Работают в группах

Улыбалась, ожидала похвалы одноклассников

Попугай повторял её грубые слова

Дают характеристику девочке

Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки.

Взъерошился, покосился, отвернулся.

Юмористический, поучительный

Юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением. Невоспитанность, грубость, хвастовство.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

метод:

выполнение

заданий

3 мин.

-Придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно.

На выполнение у вас 2 минуты.

Проверяем!

Как здорово у вас получилось!

Ребята придумывают благополучное продолжение

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

Практический:

составление синквейна

6

мин.

- Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил?

-Какой совет автора можно прочитать между строк?

Учитель обращает внимание на плакат с надписью «Вежливым человек должен быть всегда».

- Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем?

- Последнее задание. Попробуем составить СИНКВЕЙН о главной героине.

Но для этого вспомним, что такое синквейн?

А что нужно сделать, чтобы его составить?

Да верно, ребята, чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Приступаем к составлению к синквейну. Можете его записать у себя в тетрадях. У Вас на работу 3 минуты.

Проверяем!

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

Запишите домашнее задание: выразительное чтение с.178-181. Подготовиться читать по ролям. Найти в любом детском журнале: загадки, пословицы, небольшой рассказ, стихи, поговорки и познакомить всех с этими произведениями.

Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».

Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.

Дети делятся впечатлениями об уроке: после урока мне захотелось…, нацеливают себя и друг друга: «Давайте будем вежливы»

Составляют синквейн

Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

ИРОЧКА

Злая, невоспитанная

Грубит, хвастается, капризничает

В ком добра нет, в том правды мало

(Очень плохо себя вела)

Грубиянка

Капризуля

Хвастунишка

Дрессировщица

Записывают домашнее задание

П: обобщение и структурирование знаний в речи

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:

учебный диалог

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

3мин.

Давайте подведем итоги урока.

- Почему этот рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Чему учит рассказ?

- Что вам понравилось в рассказе?

- Что в рассказе вам НЕ понравилось?

- А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные дети?

Оцените свою работу на уроке с помощью веера-светофора: отлично – зеленый свет, хорошо – жёлтый, удовлетворительно – красный.

- Оцените свое отношение к уроку.

Потому что было мало журналов, он был поучительным и интересным

Проговорились.

Вежливости, доброте, учтивости.

поведение Ирочки

Оценивают свою деятельность на уроке

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 2

на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Слайд 3

Тема урока: Создание сборник добрых советов.

Слайд 4

1. Кому запрещает слушать, читать «Вредные советы» Г. Остер?

Слайд 5

2 . Чего Ирочка никогда не говорила бабушке. А) «Отстань!» Б) «Сейчас помогу!» В) «Мне некогда!» Г) «Вот ещё!»

Слайд 6

3.Кто написал рассказ «Воспитатели»?

Слайд 7

4.Что написал Роальд Семёнович Сеф ? А)«Весёлые стихи» Б) «Вредные советы» В) «Проговорился» Г) «Как получаются легенды »

Слайд 8

5 . Рольд Семёнович Фраермарк – это писателя….?

Слайд 9

6.Что решили сделать с дошкольниками Федя и Костя ?

Слайд 10

7.Отгадайте загадку и укажите, из какого произведения этот предмет. Нос крючком На жёрдочке сидит Да чуб торчком, Да свысока глядит, Яркий наряд - То эхом отзовётся, Болтает всё подряд, То резко засмеётся .

Слайд 11

8.Узнайте произведение по ключевым словам. Лавровый переулок, бабушка, дедушка, дети, девочка, ветер .

Слайд 12

9.Найдите объяснение слова «легенда». А)поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии Б)небольшой весёлый рассказ В)история, которая имеет точный источник и которая не передается из уст в уста. Г) юмористическое стихотворение

Слайд 13

10.Кто из перечисленных животных не упоминается в стихах «Весёлые стихи»: А) слон и кит; Б) курица и голуби; В) тигр и медведь Г) жираф и мартышка

Слайд 14

11.Узнай произведение по ключевым словам: Засада, кукла, песочница, подоконник .

Слайд 15

12.Детям рассказывают легенды для того: а) чтобы отвлечь от глупых дел б) чтобы научить хорошему поведению в) чтобы перепугать

Слайд 16

13.« Вредный совет» Г. Остера о потерявшемся ребёнке, учит: а) знать свой адрес б) побывать в дальних странах в) уметь не потеряться

Слайд 17

14.Укажите автора произведения «Как получаются легенды »

Слайд 18

15.У мальчиков в рассказе Ермолаева не получилось воспитать малышей потому, что…?

Слайд 19

16. Госпиталь, ошибки, ведомость, лейтенант А. Тарасов - узнай произведения по представленным словам

Слайд 20

17.В детских журналах не печатаются такие произведения: а) научные б) юмористические в) поучительные

Слайд 21

18.Детям рассказывают легенды для того: а) чтобы отвлечь от глупых дел б) чтобы приучить к хорошим привычкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Итоговый тест по литературном у чтению за первое полугодие (составлен по учебнику Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса)

Итоговый тест по литературному чтению за первое полугодие (составлен по учебнику Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса)....

Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.

В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе.  Задачей явл...

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...