Технологическая карта Тема: Г. Остер «Как получаются легенды»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Технологическая карта по Теме: Г. Остер «Как получаются легенды»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litra_4.docx37.27 КБ
Файл litra_4_konspekt.docx21.69 КБ
Файл litra_4_samoanaliz.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО ЗернПК)

Технологическая карта

урока литературного чтения,

проведенного 25 апреля 2024 года в 3 «А» классе МБОУ СОШ УИПО г. Зернограда

в процессе прохождения преддипломной практики

студенткой 4-А группы

специальности Преподавание в начальных классах

Савченко Евгении Дмитриевны

г. Зерноград

2024г

Класс, предмет: 3 «А» Литературное чтение

Тема: Г. Остер «Как получаются легенды»

Цель: организация деятельности по формированию умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в нем чувства, настроение.

Задачи урока:

Дидактические:

- актуализировать знания о биографии автора Г. Остер и произведения «Вредные советы»;

- содействовать усвоению знаний обучающих о понятие «легенда» и «миф»;

- развивать навык написания легенд;

Развивающие:

- способствовать развитию умения выражать собственное мнение и чувства;

- формировать навык техники чтения вслух и про себя.

Воспитательные:

- содействовать развитию речи, внимания, творческое воображение;

- воспитывать интерес к предмету и культуре общения.

Планируемые результаты урока:

Предметные

— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); (П1)

— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); (П2)

— участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; (П3)

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

— формулировать с помощью учителя цель; (ПУУД1)

— анализировать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; (ПУУД2)

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; (КУУД1)

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; (КУУД2)

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; (РУУД1)

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; (РУУД2)

Личностные

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности (Л1)

— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. (Л2)

Межпредметные связи: Русский язык

Оснащение урока:

- дидактические средства: учебник Литературного чтения 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал (карточки), рабочие тетради

- интерактивное/электронное оборудование: электронная доска.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: фронтальный, взаимоконтроль, индивидуальный.

ХОД УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Пред-

метные

Мета-пред-метные

Личностные

#1052;ОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)

Задача этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу», «надо», «могу»)

Формирование готовности восприятия учебного материала

Беседа

Игра

Приветствует учащихся.

Настраивает учеников на работу и активное участие в деятельности с помощью игры «Самооценка-разогрев».

Приветствуют учителя.

Играют в игру.

(КУУД1)

(Л2)

#1040;КТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Задача этапа: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Беседа

Повторение

Актуализирует знания о произведении «Вредные советы» автора Г.Остера. Задает вопросы для актуализации произведения «Вредные советы». Организует проверку домашнего задания. Предлагает прочитать ещё один совет. Задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Актуализируют знания о произведении.

Читают.

Читают совет. Отвечают на вопросы.

(П1)

(П2)

(П3)

(КУУД1)

(КУУД2)

(Л1)

#1054;РГАНИЗАЦИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целеполагание

Задача этапа: выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.

Подводящий диалог

Иллюстрация

Беседа

Предлагает узнать тему с помощью изображения на слайде.

Организует подводящий диалог.

Помогает определить цель урока.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель урока.

(П2)

(КУУД2)

(ПУУД2)

(ПУУД1)

(КУУД1)

(РУУД1)

(РУУД2)

(Л2)

Открытие нового знания.

Задача этапа: построение проекта выхода из затруднения

Рассказ

Инструктаж

Упражнение

Беседа

Рассказ учителя

Слушание

Выборочное чтение

Читает рассказ о легендах.

Знакомит обучающихся с термином «Легенда». Вводит термин «Миф».

Проводит речевую разминку.

Использует приём «задуй свечу».

Организует первичное чтение по желанию. В процессе чтения задает вопросы по содержанию.

Узнают термин, читают.

Выполняют речевую разминку.

Читают произведения.

Отвечают на вопросы.

Проводят словарную работу.

(П2)

(П1)

(РУУД2)

(КУУД2)

(КУУД1)

(Л1)

Первичное закрепление

Задача этапа: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Беседа

Работа с текстом

Организует повторное чтение по абзацам, задавая вопросы по ходу чтения. Проводит физминутку.

Повторно читают. Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

(П3)

(П1)

(КУУД2)

(ПУУД2)

(Л1)

Самостоятельная работ

а

Задача этапа: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой

Самостоятельная работа

Инструктаж

Творческая работа

Организует самостоятельное задание. Предлагает сочинить легенду.

Организует фронтальную проверку.

Выполняют задание.

Сочиняют легенды.

Читают свои легенды.

(П2)

(П3)

(РУУД2)

(Л1)

Повторение и включение в систему знаний

Задача этапа: выявление границ применимости нового знания.

Беседа

Упражнение

Инструктаж

Предлагает составить задание на карточке для закрепления прочитанного.

Организует проверку по эталону на доске.

Выполняют задание на карточке.

Выполняют самопроверку.

(П1)

(П2)

(П3)

(ПУУД2)

(КУУД1)

(КУУД2)

(Л1)

4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задача этапа: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности.

Самооценка

Подводит итоги урока.

Проводит рефлексию с помощью опорных предложений.

Определяете домашнее задание.

Подводят итоги урока. Оценивают свою деятельность на уроке и освоение темы.

(Л2)



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Г.Остер «Как получаются легенды

Фронтальная форма работы:

– Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок!

«Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).

Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.

Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте руками.

Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку помашите рукой.

Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.

Фронтальная форма работы:

Начнем урок с проверки домашнего задания.

Вам нужно было написать свой вредный совет. - Читают свой «Вредный совет».

Отлично, ребята! Мне очень понравились ваши «вредные советы»!

Прочитайте стихотворение Душана Родовича в переводе Леонида Яхнина.

Друзья

Если плачет кто-то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?» Это, дети, сделать надо — Плохо плакать одному.

Какой это совет — вредный или добрый?

А как вы утешаете плачущего? Или вы спокойно проходите мимо?

Прочитайте с разной интонацией (весело, грустно, сердито, ласково).

Прочитайте шепотом, громко; с ускорением, с замедле нием. Прочитайте выразительно.

Ребята, в каком городе жил Григорий Бенционович?

Он часто прохаживался по старинным переулкам, слушал как шелестят листья лаврового дерева и вдыхал их аромат.

Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат.

Ребята, а у нас растут такие деревья? Может вы знаете, где используют листья этого дерева?

Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок?

А вы хотели бы это узнать?

Григорий Бенционович написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка».

Так что же писал Г. Остер после прогулок?

- А вы знаете, как получаются легенды?

Фронтальная форма работы:

Предположите, какая будет тема урока? - Г.Остер «Как получаются легенды.

Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Давайте поставим перед собой задачи.

Узнать, что такое……. Познакомиться с……….

Узнать, что такое легенды и мифы. Познакомиться с произведением Г.Остера

«Как получаются легенды».

Фронтальная форма работы:

Про то, что случается часто, пишут учебники, а про то, что, то ли было, то ли нет, рассказывают легенды и мифы. В каждой стране, в каждом городе, даже в каждом дворе рассказывают свои мифы и легенды.

Наверняка и в ваших семьях есть свои мифы и легенды. Очень часто родители выдумывают их, чтобы объяснить маленьким детям, как правильно себя вести. Но теперь вы уже учитесь в 3 классе и не верите во всякие выдумки!

Но почитать и послушать как родители и писатели их рассказывают – любите, а иногда и придумываете сами.

Просто есть такое, что бывает часто, и про это знают все, а есть случаи, про которые трудно сказать, были они или нет.

Ребята, прочитайте название рассказа. Как вы понимаете слово «легенда»?

Найдите в словаре его определение.

Легенда — 1) поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии;

2) вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание;

3) поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане,

схеме.

Может кто-нибудь знает какие-нибудь легенды? Поделитесь с нами.

Как вы понимаете значение слова «миф»?

Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

Перед чтение, давайте проведем речевую разминку.

Посмотрите на доску.

Отлично, но это еще не всё, давайте поиграем в игру «Задуй свечу». Посмотрите на доске три свечи, какие они?

Давайте попробуем их задуть, сначала маленькую, потом среднюю, и большую.

Первичное чтение текста

Начнем наше знакомство с произведением.

— Понравился ли вам текст? Чем?

Ребята, объясните, как же получаются легенды? - Эти легенды учат детей быть

воспитанными и прилежными; не баловаться, слушаться старших.

Для чего Г. Остер написал нам произведение «Как получаются легенды»?

Динамическая пауза Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите И читать, друзья, начните.

Фронтальная форма работы:

Работа над содержанием текста

Прочитайте первый абзац.

Прочитайте предпоследний абзац.

Дети читают вслух.

Задают вопросы.

— Прочитайте последний абзац выразительно.

— Составьте пересказ текста.

Индивидуальная форма работы:

— А сейчас, ребята, попробуйте сочинить свою легенду и запишите ее в свою тетрадь. Позже мы послушаем, что у вас получилось.

Парная форма работы:

Прочитайте текст и заполните пропуски. смеха

лейтенант одеваться учиться простыню забыл

А ещё рассказывают про мальчика, который не умел сам

. Не умел и не хотел . Этот мальчик потом вырос и пошёл служить в армию солдатом. Но одеваться он так и не научился, и в армии каждое утро его одевал . А потом он сам стал лейтенантом и его каждое утро одевал майор. А когда он стал майором, его приходил одевать генерал.

Но однажды генерал его одеть, и майору пришлось идти на военный парад, завернувшись в . Завёрнутый в простыню майор шёл впереди солдат, а солдаты не могли идти, потому что падали от

Фронтальная форма работы:

— Сложно ли быть писателем?

— Легко ли вам было сочинять легенду?

- Оцените свою работу на уроке по слайду.

Сегодня на уроке я узнал(а)… На этом уроке я похвалил(а) себя за … После урока мне захотелось …

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Домашнее задание: Найти и принести в класс стихи Р. Сефа. Подготовить выразительное чтение одного стихотворения.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (САМОАНАЛИЗ) УРОКА

Ф.И.О. (студента) Савченко Евгения Дмитриевна

Тема урока: Г. Остер «Как получаются легенды»

Класс: 3 «А»

Цель: организация деятельности по формированию умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в нем чувства, настроение.

Задачи урока:

Дидактические:

- актуализировать знания о биографии автора Г. Остер и произведения «Вредные советы»;

- содействовать усвоению знаний обучающих о понятие «легенда» и «миф»;

- развивать навык написания легенд;

Развивающие:

- способствовать развитию умения выражать собственное мнение и чувства;

- формировать навык техники чтения вслух и про себя.

Воспитательные:

- содействовать развитию речи, внимания, творческое воображение;

- воспитывать интерес к предмету и культуре общения.

  1. Цель урока была достигнута, посредством методов беседа, самостоятельная работа, упражнение, работа с текстом вследствие чего обучающиеся показали высокий уровень освоения знаний.
  2. Указать место и приемы, способствовавшие достижению планируемых результатов, оцените целесообразность их применения.

Таблица 1

Планируемые предметные результаты

Планируемые результаты

Методы и приемы, обеспечивающие достижение

Оценка и обоснование эффективности методов и приемов

— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); (П1)

— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); (П2)

— участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; (П3)

Беседа

Речевая разминка

Повторение

Упражнение

Инструктаж

Словарная работа

Перечисленные методы и приемы были эффективны для достижения планируемых предметных результатов. Обосновать это могу тем, что был контроль и использованы приемы соответствующие тому или иному этапу, следовательно, были достигнуты и планируемые результаты.

Речевая разминка способствовала подготовки для непосредственного чтения вслух.

Словарная работа способствовала развитию словарного запаса обучающихся.

Таблица 2

Планируемые метапредметные результаты

Планируемые результаты

Методы и приемы, обеспечивающие достижение

Оценка и обоснование эффективности методов и приемов

— формулировать с помощью учителя цель; (ПУУД1)

— анализировать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; (ПУУД2)

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; (КУУД1)

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; (КУУД2)

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; (РУУД1)

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; (РУУД2)

Формирование готовности восприятия учебного материала

Беседа

Речевая разминка

Упражнение

Инструктаж

Творческое задание

Перечисленные планируемые результаты были достигнуты в течение всего урока, благодаря использованию методов, к концу урока обучающиеся показали данные результаты.

Формирование готовности позволило вести учеников в процесс и темп урока.

Временная работа в парах способствовала развитию коллективизма.

Инструктаж применялся для того, чтобы обучающиеся могли понять суть и правила выполнения упражнения.

Творческое задание способствовало развитию навыка письма собственной легенды.

Таблица 3

Планируемые личностные результаты

Планируемые результаты

Методы и приемы, обеспечивающие достижение

Оценка и обоснование эффективности методов и приемов

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности (Л1)

— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. (Л2)

Беседа

Упражнения

Самооценка

Перечисленные планируемые результаты были достигнуты в течение всего урока, благодаря использованию методов, к концу урока обучающиеся продемонстрировали и овладели данными результатами.

Упражнение позволило ученикам более углублённо и внимательно познакомиться с содержание стихотворений.

Самооценка была использована для того, чтобы учащиеся учились выражать свои мысли и субъективно оценивать свою деятельность.

  1. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной, учитель контролировал деятельность учеников. Общение между участниками образовательного процесса было на хорошем уровне.
  2. В классе отсутствуют обучающиеся с особыми образовательными потребностями. Несмотря на это, на уроке были использованы элементы коррекционно-развивающей технологии: многократное повторение, рефлексия с опорными предложениями, словесное поощрение.
  3. На уроке были включены следующие образовательные технологии:

- здоровьесберегающая применялась в течение всего урока для предупреждения утомляемости детей. Задания соответствовали возрастным особенностям детей. Была проведена физминутка.

- коммуникативная технология использовалась в течение всего урока с целью развития связной устной речи учащихся. Была проведена общая беседа, диалог, дети высказывали свою точку зрения.

- ИКТ технология применялась практически на всех этапах урока с целью наглядного представления информации. Использовалась презентация.

  1. На основе п. 1-5 целесообразно было бы изменить некоторые элементы включения детей в деятельность: запланировать групповую работу, больше включать творческие задания.
  2. Считаю необходимым больше уделять времени и ресурсов для изучения различных методик обучения по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Г.Б. Остер «Как получаются легенды»" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Г.Б. Остер «Как получаются легенды»Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Как получаются легенды&raq...

Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в пр...

Урок литературного чтения по теме "Г. Остер. "Как получаются легенды"

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке литературного чтения через использование проблемных ситуаций...

Конспект урока Тема урока: Г. Остер «Как получаются легенды»

Тема урока: Г. Остер «Как получаются легенды»...