Урок литературного чтения по теме "Г. Остер. "Как получаются легенды"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке литературного чтения через использование проблемных ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок с применением проблемных ситуаций | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект литературного чтения
УМК: «Школа России», 3 класс (Учебник «Литературное чтение», 3 класс, II часть, Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 2 часть)
Дата: 21.04.2022г
Класс: 3 класс
Тема: «Г. Остер. Как получаются легенды»
Цели: изучение творчества Г.Б. Остера на примере его произведения «Как получаются легенды», формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «миф», «легенда», с произведением Г. Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края; Заинтересовать ребят к чтению книги Г.Б. Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»
Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; работать в паре и самостоятельно; умение делать сообщение, с использованием книги; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.
Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знать значения понятий миф, легенда, познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края. Определять особенности легенд. Учиться сочинять легенды.
Метапредметные. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
У: – Доброе утро, ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должен быть учебник, дневник, ручка. Проверьте, чтобы ваши рюкзаки были застёгнуты и не стояли в проходе.
У: - Если вы согласны, что, читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте два раза.
Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку помашите правой рукой.
Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.
У: - Я рада, что у вас хорошее настроение и вы готовы продуктивно работать.
II. Актуализация знаний и умений.
1) Проверка домашнего задания.
1) На слайде представлена выставка книг Остера Г.Б.
У: –Книги какого автора представлены на выставке?
О: - На выставке представлены книги Григория Остера.
У: – Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
О: - На прошлом уроке мы изучали стихотворение Г.Остера «Вредные советы».
У: – Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы?
О: - Г. Остер писал вредные советы, потому что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет : «Мойте руки перед едой», но они ни за что не хотят их мыть. Учёные решили, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Когда читаешь эти советы, понимаешь, как нельзя поступать.
У: – Вам было задание на выбор выучить вредные советы или сделать мини-проект - сочинить свои вредные (можно полезные) советы.
У: – Ребята, почему вы решили сделать мини-проект по данной теме?
(Дети зачитывают актуальность проекта, цель, задачи, план)
У: – Как выполняли и какой продукт получился? (Дети показывают проект и читают стихотворения Г. Остера и 5 стихотворений собственного сочинения)
У: – Молодцы, ребята! У вас получились замечательные стихи. Они прекрасно дополнят ваши портфолио.
У: – Ребята, чему же учит читателей это произведение Г. Остера?
О: - «Вредные советы» учат нас быть воспитанными.
2) Постановка проблемных вопросов
У: – Ребята, вы помните, что Григорий Бенционович жил в Одессе? (Слайд 2)
Он часто прохаживался по старинным переулкам (Слайд 3), слушал как шелестят листья лаврового дерева и вдыхал их аромат (Слайд 4).
У: – Ребята, а вы встречали на улицах нашего посёлка лавровое дерево или, может быть оно растёт у кого-то в саду?
О: - Нет, мы не видели такого дерева.
У: – На самом деле, каждый из вас видел и держал в руках листочки этого дерева. Ведь лавровый лист, который используют как специю при приготовлении многих блюд, как раз и принадлежит этому дереву. Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат.
У: – Ребята, а почему у нас не растут такие деревья?
О: - Я думаю, у нас климат другой, который не подходит для лаврового дерева.
У: – - Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок? (?????)
О: - Стихи.
О: - Сказки.
О: - Рассказы.
У: – Нет, ребята. Вы не угадали. А хотите узнать? (Слайд 5)
О: - Конечно, очень интересно.
У: – Григорий Бенционович написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка»
У: – - Так что же писал Г. Остер после прогулок?
О: - Он писал мифы и легенды!
У: – А вы знаете, как получаются легенды? (???)
О: - Возможно, они получаются, как сказки.
- Построение проекта выхода из затруднения.
У: – Предположите, какая будет тема урока?
О: -Тема Г. Остер «Как получаются легенды» (Слайд 6)
У: – Чтобы узнать, что мы будем сегодня делать на уроке нужно поставить перед собой задачи.
О: 1) Узнать, что такое легенды и мифы
2) Познакомиться с произведением Г. Остера «Как получаются легенды»
3) Определить главную мысль произведения.
У: – Я предлагаю вам ещё одну задачу: сочинить свою легенду (Слайд7)
IV. Открытие новых знаний и умений
1) Словарная работа. Работа над смысловым значением слов мифы и легенды с использованием толкового словаря Ожегова
У: -А знаете ли вы значение слов миф и легенда?
У: - Итак, нам нужно узнать, что такое легенды и мифы. Где можно найти данную информацию?
О: - Значение слова можно посмотреть в словаре.
У: - Посмотрите в толковом словаре Ожегова. Вероника, прочитай, пожалуйста, значение слова легенда.
(Дети читают вслух, потом возникает слайд 9)
О: - Легенды – 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии,
2.(перен.) Вымысел, нечто невероятное.
мифы – 1. Древние народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений;
2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке;
(Дети читают вслух, потом возникает слайд 9. На доске вывешиваются плакаты: легенда - это предание о каком-то историческом событии; неправдоподобное сообщение.
Создание проблемной ситуации, через прогнозирование содержания чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.)
У: - Как вы думаете, что сегодня мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения?
О: - Я думаю, что неправдоподобные сообщения, так как это было в стихотворении «Вредные советы».
О: - А мне кажется, что мы познакомимся с преданием о историческом событии.
3) Первичное знакомство с произведением Г.Б. Остер «Как получаются легенды». Чтение с остановками по цепочке.
У: - Первый абзац, ребята, прочитаю я, но вы внимательно слушайте и следите. (Читаю до слов: «…который никогда не умывался».
У: - Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше?
О: - Я думаю, дальше мы узнаем, что мальчик этот заболел, потому что не умываться – не гигиенично.
О: - Я думаю, что над мальчиком все смеялись из-за того, что грязнуля.
У: - Да, обе версии имеют право на существование. Так кто же из вас прав? Это мы узнаем, продолжив чтение.
У: - Дима, прочитай до слов «Есть другая история...».
У: - Как вы думаете, что произойдет далее?
О: - Даже не знаю, что ещё может быть!
О: - Может быть, мы узнаем про какого-нибудь врунишку, который говорил, что дружит с президентом, и, когда не сделал уроки, стал пугать своим знакомством учительницу.
У: - Да, кажется у нас уже получаются свои легенды. Предлагаю не гадать, а продолжить знакомство с произведением. Прочитайте последний абзац.
У: - Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение.
О: - Мне понравилась легенды из лаврового переулка. Они смешные и необычные. Теперь у меня весь день будет хорошее настроение.
У: - Перед чтением данного произведения был задан вопрос: что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения. Вы ответили, но ваши мнения разошлись. Угадали ли вы содержание данных легенд?
О: - Нет, не все угадали.
V. Физкультминутка.
У: - Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1.Повторное чтение рассказа про себя. Беседа по содержанию.
У: - Прочитайте текст самостоятельно. Придумайте и задайте по одному толстому и тонкому вопросу, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.
О: - Про кого рассказывается в этой легенде?
О: - Почему мальчик пришлось уйти в лес?
О: - Кто и кому рассказывал эти легенды?
О: - Как вы считаете зачем родители своим детям рассказывали такие смешные легенды?
О: - В чём различие легенд и мифов, которые мальчики и девочки рассказывают друг другу?
О: - Могли ли в нашей жизни случиться истории, описанные в мифах и легендах Лаврового переулка?
У: - Молодцы! Ребята, объясните, как же получаются легенды?
О: - Легенда всегда связана с реальной историей и реальной местностью, но события, описанные в ней, обязательно переходят в фантастические.
У: - Как вы считаете, для чего Г. Остер написал нам произведение «Как получаются легенды»?
О: - Эти легенды с помощью фантастических, юмористических приёмов показывают недостатки людей, учат детей быть воспитанными и прилежными, слушаться старших.
У: - Верно, ребята, это произведение даёт нам возможность взглянуть на себя как бы со стороны.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Самостоятельная работа
У: -Предлагаю в парах составить синквейны. 1ряд - Остер, 2 ряд - легенды, 3 ряд - здоровье.
(Заслушиваем несколько синквейнов.)
Работа с текстом легенд о родном крае.
У: – В нашем селе нет лавровых переулков. Но мы живём в удивительном месте, Калининградская область в прошлом Кёнигсбергская полна легенд. Сегодня я вам предлагаю узнать легенды о кёнигсбергском коте. Сейчас вы разделитесь на 3 группы, получите карточки с текстом:
У: -Подготовьтесь пересказать свои легенды, выберите того, кто это выполнит.
Карточка 1.
Одна из легенд рассказывает нам о коте, который видел, как строился город. Считается, что он принадлежал старому роду котов, служивших королям. Поговаривают, что этот кот, которого звали Вульф, следил за строительством королевского замка, был свидетелем возведения множества мостов и видел самого Иммануила Канта. Этот кот искал людей с чистой душой и делился с ними своими историями, свидетелем который он стал.
Особенно кот был близок к детям, души которых еще не испорчены, а сердца чисты. За любовь к городу и детям, люди передали Вульфу ключи от Кёнигсберга. Хранитель уважал данную ему честь и бережно охранял тайны города, передавая их проверенным людям из года в год. (При пересказе демонстрируется слайд 10)
Карточка 2.
Еще одна легенда говорит о коте трубочиста. Мохнатый друг помогал хозяину чистить трубы. Однажды их позвали в замок, чтобы прочистить дымоходы в летней резиденции.
В ту пору в замке развелось полчище крыс, от которых невозможно было избавится. Пока велась работа с трубами, одна из крыс напугала саму королеву, всем видом показывая, что готова напасть. Придворные в испуге разбежались и на крик примчался кот. Он схватил крысу и придушил. Остальные грызуны, увидев такого врага, ушли из замка. С тех пор кот и трубочист остались жить при дворе, в благодарность за спасение от серых вредителей.
Каждый день кот прогуливался к королевским воротам, где его можно увидеть и сейчас. (При пересказе демонстрируется слайд 11)
Карточка 3
Самая молодая легенда гласит о том, как во время бомбардировки Кёнигсберга люди покинули город. Животные тоже ушли, а вот коты остались. Усатые животные стойко держались в городе, словно охраняя что-то важное. После войны люди вернулись в полуразрушенные дома, и коты стали приходить к ним. Они не искали новых хозяев, а были просто постоянными гостями в их домах. Кормили их все, и вскоре коты стали упитанными, но сохранили свою гордую осанку.
В память о стойкости и преданности животных установлена скульптура у Королевских ворот. Считается, что погладивший кота, принесет в свой дом счастье и удачу. (При пересказе демонстрируется слайд 12).
У: - Ребята, есть и ещё одна легенда, которая говорит, что кёнигсбергский кот – это именно учёный кот из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Существует легенда, что один из предков А. С. Пушкина прибыл именно из Восточной Пруссии. В истории есть множество подтверждений связи А.С. Пушкина с Пруссией. Много учителей Царскосельского лицея, в котором обучался поэт, были из Пруссии. Известно, что Александр Сергеевич интересовался учениям Иммануила Канта. Нужно всего-то вспомнить детские сказки об ученом коте. И кто знает, может именно так в его семье передавались истории о 3/9 царстве, которые так бережно хранит Ученый Кот. (При пересказе демонстрируется слайд 13).
У: - Мы прослушали четыре легенды о своем родном крае. Сравните, одинаковые ли они?
О: - Нет, легенды совсем разные.
У: - Вы правы, ребята, но это не мешает им существовать.
У: – Обратимся ещё раз к толкованию слов мифы и легенды. В основе легенд, с которыми вы работали лежит …(что?)
О: - Предание о каком-нибудь историческом событии.
У: – Как вы думаете, какую легенду сочинить легче? Обоснуйте своё мнение.
О: - Легче сочинить ту легенду, которая связана с историческим событием.
У: -Молодцы, ребята. Мы прочитали несколько произведений Г.Б. Остера, предлагаю самостоятельно выполнить тест.
Тест
1. Предание о каком-нибудь историческом событии; вымысел называется...
2.Поучительная книга стихов о поведении детей Г. Остера называется …
3. Переулок, жители которого сочиняли своим детям легенды называется…
4. Для чего родители придумывали детям легенды?
5. Основная мысль произведения «Как получаются легенды»….
У: -Передаем листочки с последних парт на первую, я проверю, поставлю отметки.
YIII. Рефлексия.
У: - Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами? Для чего Г.Остер написал книгу Легенды и мифы Лаврового переулка? Где пригодятся знания?
У: -А теперь выберите себе по два предложения и закончите фразу: (Слайд 14)
- Сегодня на уроке я узнал(а)…
- На этом уроке я похвалил(а) себя за …
- После урока мне захотелось …
У: - Как вы оцените свою деятельность на уроке (Смайлики).
У: Спасибо за работу! Нам осталось записать домашнюю работу.
IХ. Домашнее задание. (Учащимся дается задание на выбор)
- Читать в учебнике стр.184-186, пересказывать.
2) Узнать у родителей семейные легенды.
3) По желанию сочинить легенду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения Г.Б. Остер «Вредные советы» 3 класс Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы», формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, нас...
Конспект урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Г.Б. Остер «Будем знакомы» Цели деятельности учителя: углубление знаний о жизни и творчестве Г. Остера; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; обогащение слова...
Конспект урока литературного чтения "Г.Б. Остер «Вредные советы" (3 класс)
Цели деятельности учителя:- знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы», формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, на...
Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»: предположение о содержании ...
Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: Г.Б. Остер «Будем знакомы» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Г.Б. Остера &la...
Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер "Вредные советы". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: ознакомление учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать в...
Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в пр...