Формирование навыка скорочтения чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
статья по чтению
Статья для учителей начальных классов об упражениях, которые я использую в своей работе по формированию навыка скорочтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка скорочтения чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, регуляция деятельности; в познавательные УУД – мышление, память, творческое воображение, концентрация внимания.
В эпоху стремительного развития информационных технологий на каждого человека, включая детей, ежечасно обрушивается бесконечный поток информации: учебная литература, телевидение, компьютерные игры и конечно же, ИНТЕРНЕТ (всемирная сеть). И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Немаловажную роль в освоении потока информации занимает навык скорочтения.
Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. Ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.
На уроках литературного чтения я использую следующие упражнения.
- Скороговорки
Белые бараны били в барабаны.
Проворонила ворона воронёнка.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- Чистоговорки
Чо – чо – чо у меня болит плечо.
Чу – чу – чу покажи плечо врачу.
Ча – ча – ча ой, боюсь-ка я врача.
Чо – чо – чо не болит уже плечо.
- Дыхательные упражнения. Иногда ребёнок просто при чтении берет дыхание в середине слова, и техника замедляется. "Роза-свеча". Вдыхаем как будто аромат розы, выдох- тушим медленно свечу. ( 3-4 раза)- удлиняем выдох для чтения длинных слов и фраз.
- Таблица Шульте. Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте
(иногда составляю свои таблицы) использую для развития периферического зрения, внимательности и помогает улучшить оперативную память. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста.
Ученик смотрит только в центр таблицы, охватывая ее всю взглядом, и отыскивает цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.
- Жужжащее чтение.
Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищу, каждый со своей скоростью.
- Чтение «выше нормы». Это домашнее задание, когда ребёнок, зная свою норму, читает на 10 – 15 слов больше.
- Чтение по ролям.
- Ответ на вопрос путём выбора его в тексте.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью замены слов жестами, мимикой, позой.
- «Живая картинка». Один читает, а другой ученик мимикой реагируем на прочитанное.
- Чтение описаний героя, явления, предмета.
- Чтение текста вверх ногами.
- Троекратное чтение. Ребёнок сам читает незнакомый текст 1 минуту. Считает слова. Читает ещё раз. Считает слова. И ещё разчитает- опять считает. Он видит, что с каждым разом прочитывает больше слов.
- Чтение через слово.
- Упражнение «Чтение – Стоп»
После внедрения упражнений, направленных на развитие скорочтения в классе, у учеников появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и качество усвоение учебного материала, повысился интерес учащихся к чтению.
Литература
1.Ш.Т Ахмадуллин «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».
2. Г. Абдулова. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»
3. Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс
4. И.Т. Федоренко « Развитие оперативной памяти».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-324059-1382547654.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические...
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673619-1443126163.jpg)
Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"
Развитие коммуникативных УУД происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/13/picture-1093202-1544732445.jpg)
Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105093-1547981750.jpg)
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105093-1547981750.jpg)
Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"
Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...