ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
статья по чтению (2 класс) на тему

Прорешкина Ольга Николаевна

Личностные  действия  включают  в  себя  ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся,  т.  е.  ученик  должен  знать  морально-этические  нормы,  уметь  соотносить  поступки,  события  с  принятыми  этическими  принципами  и  выделять  нравственный  аспект  поведения,  а  также  ориентироваться  в  социальных  ролях  и  межличностных  отношениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ЛИЧНОСТНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ  ДЕЙСТВИЙ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  НА  УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

«Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими,  а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…, пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём»

                                                       Ю. Ф. Карякин

С  переходом  современных  российских  школ  на  ФГОС  изменились  и  требования  к  профессиональной  деятельности  учителя  начальной  школы.  Данные  изменения  обусловлены  тем,  что  усовершенствование  в  образовательном  процессе,  позволит  наиболее  ускоренно  и  эффективно  достичь  успехов  в  общекультурном,  личностном  и  познавательном  развитии  детей.  «Формирование  метапредметных  умений  очень  важно  для  начальной  школы».  Так,  как  для  успешного  овладения  учеником  школьной  программы  по  любому  предмету  в  начальном  звене  (а  также  в  среднем  и  старшем)  ему  необходимо  обладать  общими  теоретическими  и  практическими  умениями.  А  это  в  свою  очередь  позволит  формировать  активность  и  самостоятельность  детей  в  учебном  процессе  и  научить  детей  учиться.

Универсальные  учебные  действия  (УУД)  разработаны  группой  ученых  психологов  под  руководством  члена-корреспондента  РАО,  профессора  МГУ  А.Г.  Асмолова.  В  основе  личностных  универсальных  действий  заложены  такие  компоненты  как  внутренняя  позиция  школьника  (Л.И.  Божович),  самоопределение  как  развитие  Я-концепции. Термин  «универсальные  учебные  действия»  ученые  определяют  как  умение  учиться,  т.  е.  «способность  субъекта  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию  путем  сознательного  и  активного  присвоения  нового  социального  опыта».  В  психологическом  значении  УУД  трактуется  как  совокупность  навыков  учебной  работы  и  способов  действия  учащегося  с  помощью,  которых  ученик  готов  самостоятельно  организовать  процесс  по  усвоению  новых  знаний  и  умений.

К  основным  видам  УУД,  профессор  МГУ  А.Г.  Асмолов  относит  личностные  действия  и  метапредметные  (регулятивные,  познавательные  и  коммуникативные). 

Личностные  действия  включают  в  себя  ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся,  т.  е.  ученик  должен  знать  морально-этические  нормы,  уметь  соотносить  поступки,  события  с  принятыми  этическими  принципами  и  выделять  нравственный  аспект  поведения,  а  также  ориентироваться  в  социальных  ролях  и  межличностных  отношениях. 

Личностные  действия  ученые  подразделяют  на  три  вида:

1.самоопределение  (личностное,  профессиональное,  жизненное)- сформированность  внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской  личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

2.смыслообразование  (установление  учащимися  связи  между  целью  учебной  деятельности  и  ее  мотивом),  «ученик  должен  задаваться  вопросом:  какое  значение  и  какой  смысл  имеет  для  меня  учение?  —  и  уметь  на  него  отвечать»  [1,  с.  30];

3.нравственно-этическая  ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

В  начале  школьного  обучения  личностные  универсальные  учебные  действия  (самоопределение,  смыслообразование  и  нравственно-этическая  ориентация)  определяют  личностную  готовность  ребенка  к  обучению  в  школе.  Личностная  готовность  включает  мотивационную  и  коммуникативную  готовность,  сформированность  Я-концепции  и  самооценки,  а  также  эмоциональную  зрелость  ребенка.

В  настоящее  время  в  образовательном  процессе  формирование  УУД  должно  осуществляется  при  изучении  каждого  учебного  предмета.  Отдельная  дисциплина  в  зависимости  от  содержания  и  организации  способа  ее  изучения  учащимися,  обеспечивает  определенные  условия  для  возможности  формирования  УУД. 

На  мой взгляд  наиболее  подходящей  дисциплиной  для  формирования  личностных  действий  является  литературное  чтение.  Поскольку  к  ключевым  направлениям  учебного  предмета  «Литературного  чтения»  относится: 

1.  формирование  навыков  правильного,  выразительного  и  сознательного  чтения,  чтение  вслух  и  про  себя  (что  позволит  развить  коммуникативно-речевые  умения); 

2.  приобщение  к  чтению  художественной  литературы,  ее  нравственно-духовным  и  эстетическим  ценностям  (так  у  младших  школьников  будет  формироваться  нравственно-эстетическое  отношение  к  людям  и  окружающему  миру);

3.  формирование  у  начинающего  читателя  интереса  к  книге,  к  истории  ее  создания  (способствует  расширению  кругозора  юных  читателей,  проявлять  познавательные  интересы  в  выборе  произведения).

Личностные  действия  формируются  на  уроках  через  прослеживание  «судьбы  героя»,  на  основе  сравнения  себя  с  героями  литературных  произведений,  знакомство  с  героическим  прошлым  России  с  подвигами  и  достижениями  ее  граждан. 

На  основе  анализа  педагогического  опыта  учителей   можно  сделать  вывод,  что  каждый  учитель  подбирает  и  использует  в  своей  работе  наиболее  эффективные  методы  (кластеров,  сравнения,  инсценировки  и  игры)  на  уроках  литературного  чтения  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  младших  школьников  при  формировании  личностных  универсальных  учебных  действий.  Данная  работа  позволит  мне  внедрить  и  апробировать  эти  методы  на  занятиях  по  предмету  «Литературное  чтение».

Таким  образом,  литературное  чтение  —  осмысленная,  творческая  духовная  деятельность,  которая  обеспечивает  освоение  идейно-нравственного  содержания  художественной  литературы,  развитие  эстетического  восприятия.  Требование  к  результатам  изучения  этого  предмета  позволяют  формировать  личностные  универсальные  действия  с  приоритетом  развития  ценностно-смысловой  сферы  и  коммуникации.  Для  формирования  личностных  действий  необходимо  использовать  различные  методы  обучения  в  комплексе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...