Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"
статья по чтению (2, 3, 4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya_2011.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время

Со Ен Дя (Тамара Валерьевна),

студентка 3 курса заочного отделения  Института педагогики,

кафедра теории и методики начального образования

Научн. рук.: канд. филол. наук,

профессор Л.В.Шатунова

(8924-484-0910)

       За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального  общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость  создания качественно новой  личностно-ориентированной  развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить  становление  личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных  возможностей.   Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. Одним из способов его реализации является включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность в различных предметных областях, в частности, в области литературного чтения – предмете художественно-эстетического цикла. При этом новая технология, новый способ организации обучения  не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя все необходимое для реализации новых  образовательных целей. Вхождение человечества в XXI в., прогнозируемый как век Человека, приблизило мир к осознанию необходимости радикального пересмотра оснований образовательной практики и педагогической деятельности. Роль культуры как системы ценностей и как совокупности способов и результатов деятельности человека, воздействие культуры на социальные отношения проявляются в новых требованиях к образованию, с которым связывается деятельность по формированию образа личности, максимально полно выражающей творческие потенциалы человека. В такой ситуации все чаще ставится вопрос не только о новой структуре и содержании, но и о переходе к новой методологии, стратегии образования. В системе  образования возрастает значение начальной школы как одной из базовых ступеней развития творческого потенциала человека, преемника и творца культуры. В связи с этим в содержании начального образования усиливается роль предметов художественно-эстетического цикла, обеспечивающих вхождение ребенка в культуру. Именно на раннем школьном этапе взросления у ребенка формируются важнейшие личностные качества, в том числе творческого характера, во многом определяющие дальнейшее обучение и самореализацию человека в самостоятельной жизни. Развитие личностных качеств (ответственности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности и т.д.) творческого потенциала, познавательных интересов младших школьников  опирается на приобретение ими  опыта  разнообразной деятельности: социальной, практической, учебно-познавательной, в частности, проектно-исследовательской. В этом и заключается актуальность выбранной темы исследования. Проектно-исследовательская деятельность  «не является  принципиально новым явлением в педагогической практике, но вместе с тем  ее  относят  к педагогическим  технологиям ХХI  века, предусматривающим  умение адаптироваться в стремительно  изменяющемся мире» [1,3]. Несмотря на длительную историю (одним из первых  известных ученых, активно внедрявших в практику обучения  исследовательские методы, был Сократ) термин «исследовательское обучение»  вошел в профессиональный обиход сравнительно недавно, произошло это во второй половине ХХ века [5,207]. Первоначально он стал появляться  в трудах исследователей,  работающих  над проблемами сравнительной педагогики (Кларин М.В. и др.). Описывая инновационные подходы в образовательных системах зарубежных стран, специалисты по  зарубежной педагогике подчеркивали, что один из магистральных  инновационных путей  современной  европейской  и американской школы – исследовательское обучение.  Впоследствии  его стали  активно использовать в своих  работах специалисты в области  отечественной педагогической  психологии  (Леонович А.В., Обухов А.С.,  Поддьяков А.Н., Савенков А.И. и др.). Говоря о проектно-исследовательской деятельности, необходимо уточнить, что проектная и исследовательская деятельность – понятия не тождественные. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая  и рефлексию результатов деятельности [3,155]. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [3,155]. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования [3,155]. Принципиальным отличием проектной деятельности от исследовательской является то, что проектная деятельность предполагает наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая  и рефлексию результатов деятельности [4,100]. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, мы можем говорить именно о проектно-исследовательской деятельности. Учебный проект с точки зрения учащегося – это  возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели, задачи, когда результат этой деятельности – найденный  способ решения проблемы – носит  практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается  и автор книги "Метод учебного проекта в образовательном учреждении" Н. Ю. Пахомова [4,100].  

Цель нашего  исследования: установление  влияния участия младших школьников в проектно-исследовательской деятельности на развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения на примере углубления знаний об устном народном творчестве.

Гипотеза исследования: если учитель методически грамотно, целенаправленно  организует   проектно-исследовательскую  деятельность младших школьников на уроках литературного чтения (совместный  поиск проблемы, пути её решения,  выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей совместной  деятельности, распределение выполнения операций, контроль и испытание проекта, подведение итогов, презентация проекта), продумывает систему заданий, направленных на углубление знаний об устном народном творчеств как источнике развития личности ребенка, то познавательный интерес в данной предметной области будет иметь тенденцию к возрастанию.

Новизна данной исследовательской работы в том, что была установлена зависимость  между уровнем познавательного интереса младших школьников в предметной области «Литературное чтение»  и участием их  в проектно-исследовательской деятельности.

Практическая значимость  заключается в организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время.

       Наше исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 9  г. Южно-Сахалинска. С целью установления  влияния участия младших школьников в проектно-исследовательской деятельности на развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения был организован психолого-педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов. Для участия в эксперименте были сформированы две группы детей: контрольная и экспериментальная. Во время проведения эксперимента  на констатирующем и итоговом  этапах  использовались следующие методы: наблюдение, тестирование, изучение результатов деятельности младших школьников. Первый метод, используемый в эксперименте, был метод наблюдения.  Классный коллектив экспериментальной группы  был образован 1 сентября 2008 года. Количество учащихся – 20 человек. Формирование класса проводилось с учетом места проживания детей, поэтому большинство учащихся из одного микрорайона. Дошкольные  образовательные учреждения посещали не все. В классе имеются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В целом ребята очень отзывчивы, добры, общительны, принимают активное участие во всех классных и общешкольных мероприятиях, стремятся к сотрудничеству. Особого интереса к предмету «Литературное чтение»  у ребят не наблюдалось. Часто единственным стимулом, повышающим интерес к данному предмету, было получение желаемой положительной отметки  на уроке. Активность многих  ребят на занятиях была достаточно низкой.     Классный коллектив   контрольной группы тоже  был образован 1 сентября 2008 года. В классе 20 человек.  Все дети посещали дошкольные образовательные учреждения. Ребята воспитаны, отзываются на просьбы и поручения. Есть дети, требующие особого внимания.  На занятиях ребята проявляют достаточную активность. Это относится и к предмету  «Литературное чтение». Работа по вовлечению младших школьников  экспериментальной группы в совместную проектно-исследовательскую деятельность началась еще во втором классе, в 2009 году.   На тот период она была организована с целью снижения уровня конфликтности. На наш взгляд, проектно-исследовательская деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности и способствует разрешению конфликтных ситуаций., так как в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослыми, так и со сверстниками. Занятия  проводились в различных предметных областях, в том числе  и по предмету «Литературное чтение». Ребята моделировали обложки к произведениям, создавали иллюстрированные книги. Знакомство с произведениями носило ознакомительный характер. С целью определения уровня знаний  о жанрах устного народного творчества  по предмету «Литературное чтение»   был составлен литературный тест, включавший 10 вопросов, каждый из которых оценивался 1 баллом. Задания были направлены на выявление уровня знаний о жанрах устного народного творчества. Критерии определения уровня знаний: 9-10 баллов – высокий уровень, 6-8 баллов – средний уровень, до 5 баллов – низкий уровень. Данный тест был предложен двум группам ребят: контрольной и экспериментальной. Литературный тест содержал следующие вопросы: назвать жанры устного народного творчества, определить жанр данного произведения, назвать шутливое начало и конец сказки, определить вид загадки, отметить героев былин, перечислить виды русских народных сказок, определить жанр произведения по его признакам, дать определение одного из  предложенных жанров фольклора. В результате анализа литературного теста в экспериментальной группе  было установлено: высокий уровень имеют 5 человек, средний – 5 человек, низкий -  10 человек.

Рис. 1 Итоги тестирования экспериментальной группы на констатирующем этапе

При  анализа литературного теста в контрольной группе  было установлено: высокий уровень имеют 7 человек, средний – 11 человек, низкий – 2 человека.

Рис. 2 Итоги тестирования контрольной группы на констатирующем этапе

По результатам тестирования можно сделать следующий вывод: 50% учеников экспериментальной   групп имеют  удовлетворительные знания  о жанрах устного народного творчества по предмету «Литературное чтение». С помощью методов наблюдения и  изучения  результатов деятельности младших школьников был выявлен уровень познавательного интереса к предмету  «Литературное чтение», а с помощью метода тестирования  получена информация об уровне  знаний о жанрах Устного народного творчества. Причем  число учеников, имеющих низкий уровень знаний, в  экспериментальной группе  было больше, чем в контрольной.  С целью расширения знаний об устном народном творчестве и  развития познавательного интереса  в экспериментальной группе на формирующем этапе психолого-педагогического эксперимента была проведена организация и  включение  младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность. Для  этого была  разработана система занятий. Еще во втором классе ребята получили необходимую информацию о сущности проектно-исследовательской деятельности. Участники эксперимента учились видеть проблему, осуществлять совместный поиск её решения, выдвигать различные гипотезы. Обдумывать и составлять план проекта. Разрабатывать его составные части. Создание коллективного проекта возможно только в результате совместных действий всех членов группы. Поэтому ребята учились ещё и сотрудничеству.  Первые занятия сопровождались эмоциональным напряжением во время работы в творческих группах, частыми спорами и обидами, иногда даже  отказами от совместной деятельности. Но позже пришло осознание того. что каждый член группы имеет право на своё собственное мнение и надо учиться его выслушивать и принимать.  После изучения определенного жанра Устного народного творчества ребятами создавались  литературные сборники, опорные схемы, готовились уроки-праздники, например, «Русские посиделки», «Дружба народов – богатство каждого». Во время занятий учащиеся экспериментальной группы уже более пристально изучали жанры устного народного творчества: учились находить их отличительные признаки, анализировать и   классифицировать. Например, при изучении загадок учащиеся пришли к мысли  о том, что их можно разделить  в группы по общим признакам: загадки-противопоставления, загадки-вопросы, загадки-сравнения и т.д. Параллельно с групповой работой проводилась и индивидуальная работа. Некоторые  ребята сами стали составителями сборников, авторами загадок и сказок. По мере овладения опытом совместной проектно-исследовательской деятельности реже наблюдались ссоры и споры, процесс распределения обязанностей протекал значительно быстрее, ребята проявляли большую самостоятельность. С особым желанием и радостью ребята принимались за создание творческих проектов. Именно  участие в мероприятиях подобного рода помогло ребятам показать свои самые лучшие качества, открыть и развить в себе творческие способности.

Особо хочется отметить урок-праздник «Русские посиделки». При его подготовке был использован опыт педагога Данилюк Т.В., опубликованный в 2011 году в пособии «Литературное чтение: формирование читательской компетенции»[2,68]. Данный урок-праздник  явился обобщением всех ранее полученных знаний ребят о народном творчестве, включал в себя и исполнение частушек, народных песен, состязания сказителей, знатоков загадок, считалок, пословиц, народных игрищ, викторину и театральную постановку сказки «Морозко».  А в конце праздника участники и гости отведали русских блинов. Хочется отметить, что мотивом для углубленного изучения жанров устного народного творчества, поводом для знакомства с народными произведениями послужило непосредственное участие ребят в литературных мероприятиях: викторинах, конкурсах, праздниках. Традиционное оценивание в виде отметки уже было не столь актуальным. Большую помощь в организации и проведении вышеуказанных мероприятий оказывали работники школьной библиотеки, руководитель театральной студии и старшеклассники. Очень ярким и запоминающимся был творческий проект «Дружба народов – богатство каждого». Идея его создания родилась в 2009 году накануне Восточного Нового Года. Состав нашего класса многонациональный. Здесь и представители славянских и азиатских народов, а также дети, ранее проживавшие в республиках бывшего СССР, представитель малочисленных народов Севера Сахалина. С целью создания поликультурного пространства, предупреждения возникновения межнациональных конфликтов и родилась идея творческого проекта «Дружба народов – богатство каждого. Вначале это было лишь первичное знакомство с культурой корейского, русского и узбекского народов. Ребята распределились по трем группам и составили план мероприятия, в который входило знакомство с национальной одеждой и кухней, предметами быта различных народов. Большую помощь оказывали работники школьной восточной библиотеки, организовав знакомство с национальной  корейской одеждой. На втором этапе задания усложнились и углубились. Учащиеся собрали информацию о национальных играх, обрядах, познакомились с произведениями устного народного творчества, сказками, мифами и легендами. В процессе создания всех проектов самую активную  помощь оказывали родитель учеников: принимали участие в поиске информации для создания литературных сборников, национальных костюмов, готовили национальные блюда, были первыми, самыми благодарными и внимательными слушателями и зрителями.

      Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента  с помощью методов наблюдения и  изучения  результатов деятельности младших школьников был выявлен уровень познавательного интереса к предмету  «Литературное чтение»,  с помощью метода тестирования  получена информация об уровне  знаний о жанрах устного народного творчества,  на формирующем этапе  был разработан  и осуществлен план мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса  на уроках литературного чтения через включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность. Сама цель деятельности – создание проекта – направляла учащихся на более глубокое изучение произведений  устного народного творчества. Ребята исследовали особенности литературных жанров, учились находить их отличительные признаки, классифицировать по видам, а также  пополнили свой литературный багаж. Со стороны учеников наблюдалась активность,   инициативность и определенная  самостоятельность, которая явилась показателем  возросшей  компетенции при участии в  проектно-исследовательской деятельности, а также наблюдалось понимание необходимости сотрудничества, желание совместного  и индивидуального творчества, уважение к иному мнению.

Литература:

1.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.

2. Данилюк Т.В. Литературное чтение 1 – 4  классы: формирование читательской компетенции. – Волгоград: Учитель, 2011. – 239 с.

3. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников  в условиях  технологического образования/ Под ред. В.В.Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 285 с.

4. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для  учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 110 с.

5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Народное образование, 2004. – 328 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

"Развитие речи младших школьниковна уроках литературного чтения"

Речь-это канал развития  интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,тем легче и полнее будут  усваиваться знания. ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...

презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"

Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...

Создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время

Выступление на РМО    "Создание условий для развития познавательной активности младших   школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...