Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
материал по чтению (2 класс) на тему

Шибанова Виктория Михайловна

О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ежедневную работу по формированию такого навыка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.odt30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учащиеся начальных классов часто сталкиваются со сложностями в обучении. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не могут самостоятельно извлечь необходимую информацию из книг и учебников. Прочитав художественный или научно-познавательный текст, задание к упражнению или текстовую задачу, школьники не способны с первого раза осмыслить содержание, потому что не овладеют навыком смыслового чтения.

Формирование навыка смыслового чтения у учащихся – это одна из наиболее значимых и актуальных задач современной школы. А задача учителя начальной школы – организовать ежедневную систематическую работу по формированию такого навыка у младших школьников. 
В данной статье описаны приемы и методы, которые я использую в своей педагогической практике. Рассмотрим, как строится работа по изучению художественного произведения, на примере анализа рассказа Александра Ивановича Куприна «Скворцы». Текст изучается во втором классе по программе «Начальная школа XXI века».

* * *

Работа с текстом на уроке на этапе актуализации и целеполагания

1. Прослушивание песни «Журчат ручьи» в исполнении Елены Паниной (музыка И.О. Дунаевского, слова М.Д. Вольпина) [1]. После прослушивания музыкального произведения учитель задает вопросы: «Какие птицы неоднократно упоминаются в песне? Почему?»

2. Групповая работа. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает карточку с научно-познавательным текстом о скворцах.
«Скворец – это небольшая перелётная птица с оперением черного цвета. У него жёлтый, длинный и весьма острый клюв. Птица имеет короткий хвост. Длина тела – 23 см. Весит скворец от 75 до 100 граммов. С давних времён эту птицу любят в народе. И не только потому, что от этих птиц много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых! Но любят и за их весёлый нрав. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит» [2].

На прочтение текста в группе отводится 4 минуты. По истечении времени учитель задаёт вопросы по содержанию текста – для каждой группы разные: «Какое оперение у скворца? Какой клюв у скворца? Какова длина тела скворца? Какой вес имеет птица? Какую пользу приносит птица? Почему в народе с давних времён любят эту птицу?»

3. Прослушивание аудиозаписи «Пение скворцов». Цель задания – развивать у детей слуховое внимание и умение различать на слух голоса разных птиц [3].

4. Чтение названия произведения в учебнике. Цель задания – прогнозирование содержания произведения по заглавию. Дети делают предположения о том, какой теме будет посвящено чтение на уроке.

Работа с текстом на уроке после первичного восприятия

1. Подтверждение или опровержение предположений учащихся о теме урока.
2. Определение жанра произведения с обоснованием ответа.
3. Выявление общего впечатления учащихся о произведении.

Работа с текстом после вторичного восприятия. Анализ текста

1. Учитель задает вопросы по содержанию рассказа: как люди готовились к прилету скворцов? Почему в день прилета у скворцов не было ни шума, ни возни? При каких условиях скворцы могут подходить к человеку совсем близко?
2. Словарная работа. Учитель спрашивает ребят, значения каких слов им не известны, и далее просит выполнить задания. 
Задание 1. Замените слово «выселение» словом-синонимом. 
Задание 2. Подберите антоним к слову «устраивает» (гнездо).
Задание 3. Найдите в тексте однокоренные слова. Подберите другие родственные слова. Выполняя задание, ребята узнают, что «скворушка» – это ласковое имя скворца. «Скворчиха» – это самка, или жена, скворца. «Скворчонок» – это детёныш скворца в единственном числе, а «скворчата» – детёныши во множественном числе. «Скворечник» – это домик скворца. «Скворечный» – это имя прилагательное, образованное от слова «скворец» при помощи суффикса -н-. 
3. Словесное рисование картины. Педагог задает вопрос: «Что бы вы изобразили на рисунке, который называется “Смотрите – скворцы!”» – и просит учащихся описать ответ своими словами.
4. Выборочное чтение. Задания: найти в тексте и прочитать, как скворцы выселяют воробьёв; найти в тексте слова, подходящие к иллюстрации.
5. Постановка вопросов к тексту самими учащимися.
6. Составление портретной характеристики скворца с опорой на ключевые слова.
7. Создание модели обложки произведения с использованием Памятки авторов УМК (Памятка расположена на обложке Рабочей тетради по литературному чтению для второго класса).
8. Выделение в тексте рассказа смысловых частей, нахождение опорных слов.
9. Парная работа.

Карточка № 1.

Задание. Расположите вопросы по порядку следования событий в рассказе.

 В какое время суток звучит настоящая песня скворца?

 Как люди ожидают скворцов?

 Когда прилетели скворцы?

 Как скворцы оберегают свои гнёзда?

 

Карточка № 2.

ЗаданиеПодберите к данному заголовку соответствующую часть текста.

Скворец обустраивает гнездо.


10. Рисование иллюстрации к произведению. После – все работы учащихся вывешиваются на доску. Проверка данной работы осуществляется следующим образом:
1) ребёнок выбирает любую иллюстрацию и описывает её. Остальные учащиеся соглашаются с ним, дополняют или исправляют ответ учащегося;
2) учитель выбирает иллюстрацию и предлагает учащемуся описать её;
3) по словесному описанию (учащимся или учителем) нужно найти соответствующую иллюстрацию на доске. 
При такой работе я не оцениваю ответ ученика, а прошу сделать это его одноклассников. Для оценки мы используем сигнальные карточки, введённые нами в начале первого класса. Карточка со знаком «+», которая означает «согласен», и карточка со знаком «?» – «есть вопрос, хочу дополнить или исправить».

Работа с рассказом на этапе проверки домашнего задания

В завершение работы над рассказом, на этапе проверки домашнего задания, я использую следующие приемы:
1. Нахождение картинки с изображением скворца среди нескольких картинок.
2. Чтение по ролям.
3. Рассказ по составленному плану (словесному или в виде иллюстраций).
4. Пересказ: подробный, краткий, близкий к тексту, выборочный, творческий. 
5. Выразительное чтение.
6. Инсценировка эпизодов (данный вид работы особенно нравится ребятам. Весь класс без исключения с большим интересом и желанием участвует в инсценировке).
7. Парная работа. Каждой паре учащихся предлагается или Карточка № 1, или Карточка № 2 (по вариантам). По истечении отведенного времени работы в паре проходит совместная самопроверка с обсуждением.

Карточка № 1.

Задание – подчеркните фразеологизмы, подходящие для данного произведения.

Остаться с носом; золотые руки; повесить нос; бить баклуши; длинный язык; развесить уши; трудиться не разгибая спины; сидеть сложа руки; не жалея сил; клевать носом; рукой подать; сесть в лужу.

 

Карточка № 2.

Задание – распределите фразеологизмы в две колонки: скворцы и воробьи.

Дубовая голова; работать как лошадь; задирать нос; светлая голова; засучив рукава; считать ворон; ума палата; ждать у моря погоды; море по колено; заячья душа; не покладая рук; плевать в потолок.

8. Проверочная работа по прочитанному произведению.
В проверочную работу я включаю следующие приемы, которые направлены на формирование осмысленности чтения у младших школьников.
1. Определение истинности или ложности высказывания по отношению к тексту. Задание – отметь верные высказывания.
 Девятнадцатого марта прилетели скворцы.
 Скворцы стерегут гнездо вместе.
 Люди ждут скворцов.
 Настоящую песню скворца надо слушать днём.

2. Заполнение пробелов в тексте.
Задание – заполни пропуски словами из текста.
Наконец, девятнадцатого ___________вечером кто-то закричал: «Смотрите – _________!» И правда, они сидели __________на ветках __________.

3. Расположение событий по порядку содержания текста.
Задание – расставь события в правильном порядке.
 Выселение воробьёв из скворечен.
 Скворец обустраивает себе гнездо.
 Прилёт скворцов.
 Скворцы осматривают прошлогодние места.
 Ожидание скворцов.

4. Соотнесение содержания произведения с вопросом.
Задание – отметь вопрос, на который в тексте нет ответа.
 Сколько прилетело скворцов?
 Какого числа прилетели скворцы?
 Сколько скворец истребляет всяких вредных насекомых в течение лета?
 В какое время суток надо слушать настоящую песню скворца?
 Сколько у скворушки вылупляется птенцов?

5. Тестовые вопросы.
Задание – выбери правильный ответ.
1) Где корм скворца:
а) в земле;
б) и на земле, и в земле;
в) в небе.

2) Сколько вредных насекомых истребляет скворец в течение лета:
а) в тысячу раз больше собственного веса;
б) в сто раз больше собственного веса;
в) в десять раз больше собственного веса.

3) В какое время дня можно услышать настоящую песню скворца:
а) в обеденное время;
б) поздним вечером;
в) ранним утром.

4) Как скворцы стерегут гнездо:
а)поочередно;
б)вместе;
в) не стерегут.

Творческие приемы

В своей работе я нередко использую творческие приёмы формирования навыка смыслового чтения. К ним относятся следующие.

1. Написание письма своему другу «Я расскажу тебе о книге (произведении)…» с целью заинтересовать, посоветовать прочитать книгу (произведение).
2. Создание буктрейлера. Буктрейлер (англ. booktrailer) – это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге с целью заинтересовать, заинтриговать читателя. В прошлом году мой класс участвовал во Всероссийском конкурсе медиапроектов-буктрейлеров «Страна Читалия – 2018» и был награжден дипломом II степени.
3. Создание диафильма.
4. Создание мультфильма.
5. Составление синквейна по темам «скворец», «воробьи». Синквейн – это стихотворение из пяти строк: 
первая строка – существительное (название синквейна);
вторая строка – два прилагательных к нему;
третья строка – три глагола;
четвертая строка – фраза (крылатое выражение, поговорка), выражающая суть существительного;
пятая строка – существительное (выражение), подводящее итог.
Выполнение задания проходит в группах.

Вот такие стихотворения у нас получились:

Скворец

Красивый, умный.

Поёт, радуется, летит.

Скворец – молодец!

Птичка!

Воробьи

Хитрые, глупые.

Чирикают, высовываются, трусят.

Прилетел скворец – отворяй ворота!

Интересно!

Скворцы

Поющие, трудолюбивые

Прилетели, обустраиваются, заселяются.

Даром время не теряют.

Здорово!

6. Сочинение стихотворения с рифмой «скворец – молодец».

7. Составление кластера. Кластер (англ. cluster) – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке в виде «грозди». Например:



Заключение

Все вышеперечисленные приемы и методы способствуют более глубокому, детальному погружению учащихся в произведение, вызывают сочувствие к героям, становятся средством выражения собственного отношения к произведению. Кроме того, они побуждают школьников размышлять над содержанием текста, излагать свои мысли легко и общаться свободно. Такая подробная работа над текстом способствует развитию познавательных способностей детей. Формирование навыка осмысленного чтения происходит при выполнении заданий на каждом из описанных этапов урока.

Список литературы:

1. Панина Е. «Журчат ручьи» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Вольпина) [Электронный ресурс]. URL: http://muz-color.ru/?s=журчат%20ручьи (дата обращения: 06.09.2018).
2. Поясникин Л. Рассказ о скворце детям [Электронный ресурс]. URL: 
http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_skvortse_detyam/(дата обращения: 06.09.2018).
3. Аудиозапись «Пение скворцов». [Электронный ресурс]. URL: 
http://promosounds.ru/wp-content/uploads/2017/03/zvuk-penija-skvorcov.mp3(дата обращения: 06.09.2018).
4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 2. 8-е изд. М.: Вентана – Граф, 2017.
5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 2. М.: Вентана – Граф, 2017.
6. Привалова Е.П. Формирование осознанности чтения у младших школьников. [Электронный ресурс]. URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...

Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.

Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...

Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.

В данной статье  говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы  технол...

Формирование навыка скорочтения чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.

Статья для учителей начальных классов об упражениях, которые я использую в своей работе по формированию навыка скорочтения....