Урок литературного чтения. А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения. А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barbos_i_zhulka_konspekt.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Учитель Кирикова Ирина Анатольевна.

Тема урока: А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Цели урока: проанализировать поступки героев рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька», закреплять умение работать с текстом, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Обобщения и систематизации новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с дополнительными биографическими данными А.И. Куприна, проанализировать его рассказом «Барбос и Жулька»;
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке;
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение осознанно читать произведение; строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения смысл рассказа; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в обсуждении;
регулятивные: умение ставить перед собой цель и учебную задачу; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, рабочие карты для учащихся, учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение.3 класс, 2 часть, М., «Вентана-Граф», 2013 (УМК «Начальная школа 21 века»).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наглядности, оборудование

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Проверка домашнего задания

Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок, у вас гости, поприветствуем их. А я учитель начальных классов школы №7. Зовут меня Ирина Анатольевна. И сегодня вы мои ученики.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Надеюсь, у всех хорошее настроение! Все готовы активно работать! Я уверена, что у нас с вами всё получится.

Символично, что наш особенный урок чтения проходит в завершении Года литературы, объявленного в нашей стране.

Ребята, а чему мы учимся на уроках литературного чтения? Где нам пригодятся полученные знания?

Песенка про собак.

- Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь сегодня на уроке? Конечно же, герои нашего урока – собаки.

С древних времен собака живет рядом с человеком, он наш друг и помощник, верный и преданный. В мире существуют различные виды собак и огромное число пород. И их количество постоянно возрастает. А вот в Башкортостане существовала порода - Башкирская лайка. Сейчас считают, что этот вид лаек потерян. Возможно, когда-нибудь получится восстановить эту породу. Башкирская лайка отличалась особой преданностью, силой и выносливостью.

Многие люди держат дома собак. А у кого из вас, ребята, есть собаки? Какие они?

 - О собаках, их преданности человеку, красоте и уме написаны сотни рассказов, стихов, песен. Представляю вашему вниманию подборку книг о собаках. Возьмите в библиотеке, почитаете их, они очень интересные и познавательные.

-А теперь, ребята, послушайте отрывок и постарайтесь догадаться, из какого он произведения, и кто его автор.

Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой.

-Конечно! Молодцы!

Работа по этому произведению и будет темой нашего сегодняшнего урока. У вас на партах лежат рабочие листы. В течение урока вы будете пользоваться ими: выполнять задания и главное – оценивать себя. Запишите тему нашего урока в рабочих листах.

С творчеством Александра Ивановича  Куприна вы знакомились на прощлом уроке. И сейчас немного вспомним его биографию. Внимательно слушаем сообщение товарищей, а затем ответим на вопросы: 1 ряду будет задан вопрос про семью Куприна, 2 ряду – о его характере и 3 ряду – о произведениях Куприна.

Сообщение о писателе.

1 ученик. Фамилия Куприн происходит от названия речонки в тамбовской области – Купры.

Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 года. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище.

2 ученик. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером.

3 ученик. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

- А теперь ответьте на вопросы.

1 ряд – Что узнали о семье Куприна?

2 ряд – Что узнали про характер писателя?

3 ряд – О ком или о чём были его произведения?

Молодцы! Оцените свою работу по домашнему заданию.

-Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения.

- О собаках

Рассказы детей

«Барбос и Жулька» Александр Иванович Куприн

Анализ произведения Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька»

Рассказывают ученики

Ответы детей

Слайд-шоу о собаках

Слайд фото лайки

Выставка книг

С.60 в учебнике

ПОРТРЕТ

5.Первичная проверка понимания

Итак, наш урок продолжается.

- И сейчас, ребята, для вас такое задание:

Поработайте с пословицей. Составьте пословицу из данных слов.

Задание на рабочих листах. Поработайте в паре и после проверки не забудьте оценить себя.

-Объясните её смысл. О чём она?

- Почему именно эту пословицу я подобрала к уроку?

Друг в беде - друг вдвойне.

- Ребята, а каким должен быть друг

- А хотите узнать, Являются ли друзьями герои этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

- Вот сегодня, поработав  над текстом рассказа, мы с вами это и выясним. Вопросы записаны у вас в рабочих картах.

Итак, вы уже познакомились с произведением Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька»

-  Как вы думаете, каков жанр этого произведения?

- Понравился ли вам рассказ «Барбос и Жулька»?

- Какие чувства он вызвал у вас?

- Что вас поразило, удивило?

Проблемный вопрос

А какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Что он хотел донести до нас?

- Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом. И выясним это.

Работа на рабочих листах в парах.

О  дружбе.

Может быть, рассказ о дружбе?

Объясняют смысл пословицы.

С кем хорошо общаешься, кто  добротой, отзывчивостью, пониманием, умением прощать ошибки друга, поможет в трудную минуту.

- Рассказ.

-жалость, печаль.

- ответы детей

-Маленькая Жулька  бросилась на бешеную собаку, а всегда смелый Барбос сидел и жалобно повизгивал.

-Жулька бросилась на защиту жителей своего двора и своего друга.

Попытка ответить на вопрос

Проверка на слайде

6.Первичное закрепление

Словарная работа

-Ребята, когда вы читали рассказ, вам встречались слова, значение которых было не совсем понятно?

А как же потом выяснили их значение, откуда можно узнать толкование незнакомых  слов?

-Я думаю, что теперь вы знаете, как толкуются слова из рассказа и прошу объяснить их значение. Для этого поработайте в группах и соотнесите слова с их значением.

ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победоносный

РЕПЯХАМИ – репейник, репей

ИСКОНИ – издавна, с давних времён

- Не забываем оценивать себя.

Из толкового словаря

Работают на листах, советуются в парах, соединяя слово с его значением. Затем озвучивание непонятных слов

Слайд

Физминутка

«Собачий вальс»

Физминутка с презентацией.

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Физминутка. Зарядка для глаз

Работа над композицией произведения

- Любое произведение состоит из определенных частей.

- Наш рассказ разбит на пункты, но они в нарушенном порядке. Нам нужно восстановить последовательность действий в рассказе.

1. Описание Барбоса

2. Описание Жульки

3. Дружба собак

4. Характер собак

5. Появление бешеной собаки

6. Подвиг Жульки

7. Болезнь Жульки

8. Прощание собак 

9. Смерть Жульки

- Что же у нас получилось на доске?

- Где его можно использовать?

- Кто является главными героями рассказа?

- Прочитайте как выглядел Барбос.

- С чем сравнивается его шерсть?

- А его уши?

- Найдите описание Жульки. Прочитайте.

- Кому автор уделяет большее внимание при описании? Как вы думаете, почему? Каким перед нами предстал Барбос, а какая Жулька?

- Эти собаки отличаются только внешностью?

- Найдите описание их характера. Прочитайте.

- Вывод: внешность и характер собак различны!

- Что же связывало таких разных собак?

- К какому выводу он нас подталкивает писатель?

-Конечно, вы правы, ребята. Дружишь с тем, с кем тебе интересно. И неважно,  какой  внешности твой друг, какой национальности, характера.

А теперь на минутку закрыли глазки. Представили тёплое солнышко, которое согревает ваши глазки. Предствали своего самого лучшего друга, улыбнулись. Открыли глазки, поморгали часто часто, посмотрели вперёд.

Ипродолжаем работать!

- Кто ворвался во двор?

- Знаете, что значит - бешеная?

-Бешенство – это очень опасное заболевание. Если больное животное укусит человека, то человек тоже может заболеть. Поэтому, если кусает животное, нужно обязательно сказать взрослым и обратиться в больницу, чтобы сделали прививку.

-Как вели себя обитатели двора?

- Найдите этот эпизод, зачитайте его.

- Какой самый напряженный момент в рассказе? Найдите его, зачитайте. 

- Какой мы видим Жульку в этот момент, какой она оказалась?

-Могли мы ожидать, что такая маленькая неприметная, скромная, может совершить такой смелый поступок. Ради кого она это сделала?

- Что же произошло с Жулькой после этого?

- Можете объяснить почему это произошло?

-Как ведёт себя Барбос?

- Найдите описание прощания собак. Зачитайте.

- Чем же заканчивается рассказ?

- Прочитаем последний абзац.

- Что же произошло?

Работа с доской и текстом, беседа

План

При подготовке пересказа

Работа с учебником, чтение отрывка

Автор настраивает нас на необычность Барбоса и заурядность Жульки.

Барбос какой-то особенный,  Жулька скромная, неприметная,

Нет, и характером тоже.

ДРУЖБА

Друзей выбирают не по внешности и характеру

Бешеная собака

Отвечают

Работа с учебником, чтение отрывка

Маленькая Жулька совершила необычный поступок. Все побоялись бешеную собаку, а она - нет.

Ответы учеников

Она очень сильно переживала за других, пожертвовала жизнью ради друзей

2 ученика работают у доски, остальные на листах. Пункты плана расставить в правильной последовательности.

Картинку собак

 



8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Доп. информа-ция

- Вернемся к главному вопросу, на который хотели ответить в начале урока (напоминаю, что он есть у вас на картах)

А какую же  мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Чему учит нас этот рассказ?

А вы знаете, ребята, что во время Великой Отечественной войны собаки, как и люди, тоже совершали подвиги. Они подрывали танки, вывозили с поля боя раненых, доставляли боеприпасы и важные донесения на передовую, искали мины, атаковали врага и служили часовыми. Кстати, какую юбилейную дату отмечала наша страна 9 мая 2015 года?

     И в мирное время собака делает много полезного для человека. Специально обученные собаки помогают разыскивать людей в горах, спасать на воде, несут службу в полиции, а другие становятся поводырями людей, которые потеряли зрение, они не дадут вам заблудиться в лесу, есть ездовые и пастушьи собаки и даже которые летали в космос.

     В разных городах России есть памятники собакам. Например, Белке и Стрелке, которые летали в космос, Белому Биму Чёрное ухо, который верно преданно ждал своего хозяина, памятник служебным и фронтовым собакам и другие. Если заинтересуетесь, можете найти информацию об этом в энциклопедиях, книгах, других источниках. Много литературных произведений написано о собаках: рассказы Белый Бим Чёрное ухо, Каштанка вы прочтёте на уроках внеклассного чтения в старших классах. А башкирскую народную сказку Харыбай, которая доказала хозяевам свою верность, вы читали на уроке ИКБ. Читайте, будьте любознательными, это поможет вам в учёбе и пригодится в жизни.

-Итак, ребята, наш урок завершается. И я хочу спросить у вас, что же дал вам этот урок, чему вы научились, что узнали?

- Продолжите предложение «Сегодня на уроке я……»

- Жулька показывает пример самого хорошего друга.

-Жулька жертвует собой, защищая испугавшегося Барбоса.

- Ради друга модно совершить подвиг, пожертвовать жизнью.

- Внешность бывает обманчива, не надо оценивать по поступкам

70-ти летие Победы

Продолжают предложение

На слайде

9.Оценивание

В ходе урока вы сами оценивали свою работу на рабочих листах. Посчитайте количество плюсиков и поставьте себе отметку за урок. Кто получил за работу «5»? «4»? «3»? А те ребята, которые получили мало баллов за работу на уроке, могут к следующему уроку выполнить дополнительное домашнее задание.

10. Домашнее задание

- нарисовать иллюстрацию к рассказу (дополнительное задание для тех, кто получил мало баллов за урок)

- разгадать кроссворд о собаках (всем)

- подготовить мини проект «Человек и собака» (дополнительное задание для самых любознательных)

Слайд

Подарки на память

А на память о нашем уроке я хочу подарить вам вот такие открытки, на одной стороне которых название книг о собаках, которые вы можете прочесть, а на другой – увлекательный кроссворд о собаках. Надеюсь, вам понравится!

Спасибо за урок, за активную работу! Мне приятно было с вами познакомиться!

 

Дружба – это тёплый ветер, 
Дружба – это светлый мир, 
Дружба – солнце на рассвете, 
Для души весёлый пир. 
Дружба – это только счастье, 
Дружба – у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой – жизнь весной полна. 
Друг разделит боль и радость, 
Друг поддержит и спасёт. 
С другом – даже злая слабость 
В миг растает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу. 
Ведь дружба – это ценный дар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок литературного чтения Куприн А.И. «Барбос и Жулька».

Урок разработан по УМК "Школа 21 века"...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

На свете множество собак-И на цепи и просто так:Собак служебных - пограничных,Дворовых «шариков» обычных,И молодых пугливых шавок,Что тявкать любят из-под лавок,И тех изнеженных болонок,Чей нос курнос...

Открытый урок по литературному чтению "А.И.Куприн "Барбос и Жулька". Характеристика героев"

Открытый урок по литературному чтению "А.И.Куприн "Барбос и Жулька". Характеристика героев". 4 класс. УМК "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"...

Кроссворд по литературному чтению А.И. Куприн. «Барбос и Жулька».

Кроссворд по  литературному чтению А.И. Куприн. «Барбос и Жулька».3 класс УМК Школа 21 века...

Презентация к уроку по литературному чтению А.И. Куприн "Барбос и Жулька"

Презентация к уроку по литературному чтению А.И. Куприн "Барбос и Жулька"...