Урок литературного чтения. А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения. А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barbos_i_zhulka_konspekt.docx | 42.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Учитель Кирикова Ирина Анатольевна.
Тема урока: А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
Цели урока: проанализировать поступки героев рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька», закреплять умение работать с текстом, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Обобщения и систематизации новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с дополнительными биографическими данными А.И. Куприна, проанализировать его рассказом «Барбос и Жулька»;
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке;
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение осознанно читать произведение; строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения смысл рассказа; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в обсуждении;
регулятивные: умение ставить перед собой цель и учебную задачу; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, рабочие карты для учащихся, учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение.3 класс, 2 часть, М., «Вентана-Граф», 2013 (УМК «Начальная школа 21 века»).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Наглядности, оборудование |
1. Организационный этап. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка цели и задач урока. 4.Первичное усвоение новых знаний. Проверка домашнего задания | Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок, у вас гости, поприветствуем их. А я учитель начальных классов школы №7. Зовут меня Ирина Анатольевна. И сегодня вы мои ученики. Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Надеюсь, у всех хорошее настроение! Все готовы активно работать! Я уверена, что у нас с вами всё получится. Символично, что наш особенный урок чтения проходит в завершении Года литературы, объявленного в нашей стране. Ребята, а чему мы учимся на уроках литературного чтения? Где нам пригодятся полученные знания? Песенка про собак. - Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь сегодня на уроке? Конечно же, герои нашего урока – собаки. С древних времен собака живет рядом с человеком, он наш друг и помощник, верный и преданный. В мире существуют различные виды собак и огромное число пород. И их количество постоянно возрастает. А вот в Башкортостане существовала порода - Башкирская лайка. Сейчас считают, что этот вид лаек потерян. Возможно, когда-нибудь получится восстановить эту породу. Башкирская лайка отличалась особой преданностью, силой и выносливостью. Многие люди держат дома собак. А у кого из вас, ребята, есть собаки? Какие они? - О собаках, их преданности человеку, красоте и уме написаны сотни рассказов, стихов, песен. Представляю вашему вниманию подборку книг о собаках. Возьмите в библиотеке, почитаете их, они очень интересные и познавательные. -А теперь, ребята, послушайте отрывок и постарайтесь догадаться, из какого он произведения, и кто его автор. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой. -Конечно! Молодцы! Работа по этому произведению и будет темой нашего сегодняшнего урока. У вас на партах лежат рабочие листы. В течение урока вы будете пользоваться ими: выполнять задания и главное – оценивать себя. Запишите тему нашего урока в рабочих листах. С творчеством Александра Ивановича Куприна вы знакомились на прощлом уроке. И сейчас немного вспомним его биографию. Внимательно слушаем сообщение товарищей, а затем ответим на вопросы: 1 ряду будет задан вопрос про семью Куприна, 2 ряду – о его характере и 3 ряду – о произведениях Куприна. Сообщение о писателе. 1 ученик. Фамилия Куприн происходит от названия речонки в тамбовской области – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 года. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище. 2 ученик. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать. Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером. 3 ученик. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах. - А теперь ответьте на вопросы. 1 ряд – Что узнали о семье Куприна? 2 ряд – Что узнали про характер писателя? 3 ряд – О ком или о чём были его произведения? Молодцы! Оцените свою работу по домашнему заданию. | -Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения. - О собаках Рассказы детей «Барбос и Жулька» Александр Иванович Куприн Анализ произведения Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька» Рассказывают ученики Ответы детей | Слайд-шоу о собаках Слайд фото лайки Выставка книг С.60 в учебнике ПОРТРЕТ |
5.Первичная проверка понимания | Итак, наш урок продолжается. - И сейчас, ребята, для вас такое задание: Поработайте с пословицей. Составьте пословицу из данных слов. Задание на рабочих листах. Поработайте в паре и после проверки не забудьте оценить себя. -Объясните её смысл. О чём она? - Почему именно эту пословицу я подобрала к уроку? Друг в беде - друг вдвойне. - Ребята, а каким должен быть друг - А хотите узнать, Являются ли друзьями герои этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга? - Вот сегодня, поработав над текстом рассказа, мы с вами это и выясним. Вопросы записаны у вас в рабочих картах. Итак, вы уже познакомились с произведением Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька» - Как вы думаете, каков жанр этого произведения? - Понравился ли вам рассказ «Барбос и Жулька»? - Какие чувства он вызвал у вас? - Что вас поразило, удивило? Проблемный вопрос А какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Что он хотел донести до нас? - Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом. И выясним это. | Работа на рабочих листах в парах. О дружбе. Может быть, рассказ о дружбе? Объясняют смысл пословицы. С кем хорошо общаешься, кто добротой, отзывчивостью, пониманием, умением прощать ошибки друга, поможет в трудную минуту. - Рассказ. -жалость, печаль. - ответы детей -Маленькая Жулька бросилась на бешеную собаку, а всегда смелый Барбос сидел и жалобно повизгивал. -Жулька бросилась на защиту жителей своего двора и своего друга. Попытка ответить на вопрос | Проверка на слайде |
6.Первичное закрепление | Словарная работа -Ребята, когда вы читали рассказ, вам встречались слова, значение которых было не совсем понятно? А как же потом выяснили их значение, откуда можно узнать толкование незнакомых слов? -Я думаю, что теперь вы знаете, как толкуются слова из рассказа и прошу объяснить их значение. Для этого поработайте в группах и соотнесите слова с их значением. ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победоносный РЕПЯХАМИ – репейник, репей ИСКОНИ – издавна, с давних времён - Не забываем оценивать себя. | Из толкового словаря Работают на листах, советуются в парах, соединяя слово с его значением. Затем озвучивание непонятных слов | Слайд |
Физминутка | «Собачий вальс» | Физминутка с презентацией. | |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Физминутка. Зарядка для глаз | Работа над композицией произведения - Любое произведение состоит из определенных частей. - Наш рассказ разбит на пункты, но они в нарушенном порядке. Нам нужно восстановить последовательность действий в рассказе. 1. Описание Барбоса 2. Описание Жульки 3. Дружба собак 4. Характер собак 5. Появление бешеной собаки 6. Подвиг Жульки 7. Болезнь Жульки 8. Прощание собак 9. Смерть Жульки - Что же у нас получилось на доске? - Где его можно использовать? - Кто является главными героями рассказа? - Прочитайте как выглядел Барбос. - С чем сравнивается его шерсть? - А его уши? - Найдите описание Жульки. Прочитайте. - Кому автор уделяет большее внимание при описании? Как вы думаете, почему? Каким перед нами предстал Барбос, а какая Жулька? - Эти собаки отличаются только внешностью? - Найдите описание их характера. Прочитайте. - Вывод: внешность и характер собак различны! - Что же связывало таких разных собак? - К какому выводу он нас подталкивает писатель? -Конечно, вы правы, ребята. Дружишь с тем, с кем тебе интересно. И неважно, какой внешности твой друг, какой национальности, характера. А теперь на минутку закрыли глазки. Представили тёплое солнышко, которое согревает ваши глазки. Предствали своего самого лучшего друга, улыбнулись. Открыли глазки, поморгали часто часто, посмотрели вперёд. Ипродолжаем работать! - Кто ворвался во двор? - Знаете, что значит - бешеная? -Бешенство – это очень опасное заболевание. Если больное животное укусит человека, то человек тоже может заболеть. Поэтому, если кусает животное, нужно обязательно сказать взрослым и обратиться в больницу, чтобы сделали прививку. -Как вели себя обитатели двора? - Найдите этот эпизод, зачитайте его. - Какой самый напряженный момент в рассказе? Найдите его, зачитайте. - Какой мы видим Жульку в этот момент, какой она оказалась? -Могли мы ожидать, что такая маленькая неприметная, скромная, может совершить такой смелый поступок. Ради кого она это сделала? - Что же произошло с Жулькой после этого? - Можете объяснить почему это произошло? -Как ведёт себя Барбос? - Найдите описание прощания собак. Зачитайте. - Чем же заканчивается рассказ? - Прочитаем последний абзац. - Что же произошло? | Работа с доской и текстом, беседа План При подготовке пересказа Работа с учебником, чтение отрывка Автор настраивает нас на необычность Барбоса и заурядность Жульки. Барбос какой-то особенный, Жулька скромная, неприметная, Нет, и характером тоже. ДРУЖБА Друзей выбирают не по внешности и характеру Бешеная собака Отвечают Работа с учебником, чтение отрывка Маленькая Жулька совершила необычный поступок. Все побоялись бешеную собаку, а она - нет. Ответы учеников Она очень сильно переживала за других, пожертвовала жизнью ради друзей | 2 ученика работают у доски, остальные на листах. Пункты плана расставить в правильной последовательности. Картинку собак
|
8.Рефлексия (подведение итогов занятия) Доп. информа-ция | - Вернемся к главному вопросу, на который хотели ответить в начале урока (напоминаю, что он есть у вас на картах) А какую же мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Чему учит нас этот рассказ? А вы знаете, ребята, что во время Великой Отечественной войны собаки, как и люди, тоже совершали подвиги. Они подрывали танки, вывозили с поля боя раненых, доставляли боеприпасы и важные донесения на передовую, искали мины, атаковали врага и служили часовыми. Кстати, какую юбилейную дату отмечала наша страна 9 мая 2015 года? И в мирное время собака делает много полезного для человека. Специально обученные собаки помогают разыскивать людей в горах, спасать на воде, несут службу в полиции, а другие становятся поводырями людей, которые потеряли зрение, они не дадут вам заблудиться в лесу, есть ездовые и пастушьи собаки и даже которые летали в космос. В разных городах России есть памятники собакам. Например, Белке и Стрелке, которые летали в космос, Белому Биму Чёрное ухо, который верно преданно ждал своего хозяина, памятник служебным и фронтовым собакам и другие. Если заинтересуетесь, можете найти информацию об этом в энциклопедиях, книгах, других источниках. Много литературных произведений написано о собаках: рассказы Белый Бим Чёрное ухо, Каштанка вы прочтёте на уроках внеклассного чтения в старших классах. А башкирскую народную сказку Харыбай, которая доказала хозяевам свою верность, вы читали на уроке ИКБ. Читайте, будьте любознательными, это поможет вам в учёбе и пригодится в жизни. -Итак, ребята, наш урок завершается. И я хочу спросить у вас, что же дал вам этот урок, чему вы научились, что узнали? - Продолжите предложение «Сегодня на уроке я……» | - Жулька показывает пример самого хорошего друга. -Жулька жертвует собой, защищая испугавшегося Барбоса. - Ради друга модно совершить подвиг, пожертвовать жизнью. - Внешность бывает обманчива, не надо оценивать по поступкам 70-ти летие Победы Продолжают предложение | На слайде |
9.Оценивание | В ходе урока вы сами оценивали свою работу на рабочих листах. Посчитайте количество плюсиков и поставьте себе отметку за урок. Кто получил за работу «5»? «4»? «3»? А те ребята, которые получили мало баллов за работу на уроке, могут к следующему уроку выполнить дополнительное домашнее задание. | ||
10. Домашнее задание | - нарисовать иллюстрацию к рассказу (дополнительное задание для тех, кто получил мало баллов за урок) - разгадать кроссворд о собаках (всем) - подготовить мини проект «Человек и собака» (дополнительное задание для самых любознательных) | Слайд | |
Подарки на память | А на память о нашем уроке я хочу подарить вам вот такие открытки, на одной стороне которых название книг о собаках, которые вы можете прочесть, а на другой – увлекательный кроссворд о собаках. Надеюсь, вам понравится! Спасибо за урок, за активную работу! Мне приятно было с вами познакомиться!
|
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"
Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...
Урок литературного чтения Куприн А.И. «Барбос и Жулька».
Урок разработан по УМК "Школа 21 века"...
Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»
На свете множество собак-И на цепи и просто так:Собак служебных - пограничных,Дворовых «шариков» обычных,И молодых пугливых шавок,Что тявкать любят из-под лавок,И тех изнеженных болонок,Чей нос курнос...
Открытый урок по литературному чтению "А.И.Куприн "Барбос и Жулька". Характеристика героев"
Открытый урок по литературному чтению "А.И.Куприн "Барбос и Жулька". Характеристика героев". 4 класс. УМК "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"...
Кроссворд по литературному чтению А.И. Куприн. «Барбос и Жулька».
Кроссворд по литературному чтению А.И. Куприн. «Барбос и Жулька».3 класс УМК Школа 21 века...
Презентация к уроку по литературному чтению А.И. Куприн "Барбос и Жулька"
Презентация к уроку по литературному чтению А.И. Куприн "Барбос и Жулька"...