Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.02.2018_goda.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»

Цель деятельности учителя:  

расширять знания учащихся с жизнью и творчеством А.И Куприна;

-раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька»,смысл дружбы и верности

-учить анализировать поступки героев;

Планируемые результаты:

Предметные:

-находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать свою версию на основе работы с текстом;

Тип урока: открытие нового знания. 

Оборудование:  учебник литературного чтения 4 класс, Л.Ф Климанова,  учебная презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

 -приветствие

1 мин

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, сейчас тихо сели девочки, еще тише сели мальчики.

-приветствовать учителя

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический метод: организация проверки домашнего задания

Слушать рассказы

Словесный метод: объяснять смысл пословиц

2 мин

Проверка домашнего задания

-Расскажите истории, которые вы придумали в продолжение рассказа Д.Мамина-Сибиряка.

-Молодцы. Посмотрите на задание

- Соедините начало и конец пословиц.

Легко подружиться, тот не жил.

(друга можно очень быстро потерять, но найти трудно, без друга скучно.)
Кто не испытал дружбы, тяжело разлучиться

(у кого друга нет, ему тяжело, не с кем поделить радость и горе).

- Объяснить смысл пословиц.

 -отвечать домашнее задание

-работать с пословицами

 осмысленно читают текст.

принимают и сохраняют уч. задачу

III. Постановка учебной задачи

 Предполагать на основе записей автора

Предполагать тему урока

Словесный метод: рассказ учителя

Практический метод: организация беседы

Практический метод: организация работы с загадками

2 мин

- Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

- Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

- О творчестве, какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

-Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было
четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала
в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.
Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом,
грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться.

- Какие из этих произведений вам уже знакомы?

- О ком эти произведения?

- Отгадайте загадку.

Ноги тонки, Днем молчит,

Бока звонки, А ночью рычит.

А хвост закорючкой. (собака)


- На свете множество собак-

И на цепи и просто так:

Собак служебных - пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов всегда голодных.


- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- У кого из вас дома есть собака?

- Какие породы собак вы знаете?

- В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения.

- На какие группы можно разделить породы собак?

  • Охотничьи
  • Служебные
  • Декоративные

 -определять автора произведения рассматриваемого на уроке;

-определять тему урока;

-слушать

-отвечать на вопросы

-отгадывать загадки

- определять героев рассказа

Принимают и сохраняют учебную задачу

Осуществляют подведение к рассказу

Строят высказывания

IV. Открытие   нового знания

 работа над темой урока

постановка задач

Практический метод: организация работы со словарем

Практический метод: организация работы по вариантам

20 мин

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Какой вы себе представляете Жульку?

- Каким вы представляете себе Барбоса?

Задачи урока.

- Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным

- Объясните значение слов: (Работа с толковым словарем)

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ПРИЗЕМИСТЫЙ –

1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество.

- Подберите синоним к словам:

  • Льстивый (ласкательный, вкрадчивый)
  • Мучение (страдание, терзание, пытки)

- Подберите антонимы к словам:

  • Сходство (различие, разница)
  • Взволнован (спокоен)
  1. - Проверка первичного восприятия.

- Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его читали?

- О чём вы задумались, прочитав рассказ?

- Как люди относились к собакам?

(К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились).

- Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

- Найдите и прочитайте описание собак.

Охарактеризуйте собак.

  1. Внешность собак.
  2. Поведение собак.
  3. Их поступки.

I в. – Характеристика Барбоса.

II в. – Характеристика Жульки.

- Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

-отвечать на вопросы

-определять задачи урока

-работа с толковым словарём

-отвечать на

вопросы

-работать по вариантам

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свои действия в работе

Взаимодействуют с учителем во время опроса

V. Самостоятельная работа

 Практический метод: самостоятельная работа

16 мин

  1. - Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

- Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

- Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

- Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

- Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

- Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

- Какой эпизод изобразил художник?

- Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему?

- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

- Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).

- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

 -отвечать на вопросы

-работать самостоятельно

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Взаимодействуют с учителем во время опроса

VI. Рефлексия деятельности           (по продукту)

Домашнее задание.

Практический:

Самоанализ

 

1 мин

Теперь проверим, выполнили мы план работы, намеченный вначале урока

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Я предлагаю вам высказать своё мнение в следующих предложениях:

Рассказ вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Д/З Выразительное чтение рассказа с.85-91

 Проводят самооценку.

Записывают домашнее задание.

Строят концовки предложений

Строят рассуждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...

1.Конспект урока в 1 классе по теме: Природа и мы. Практическая работа: Составление памятки правильного поведения в природе (ОС «Школа 2100».)

Тема: Природа и мы. Практическая работа: Составление  памятки  правильного поведения в природе.Цели: формировать умения правильного поведения  в природе; умения работать в пар...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

Конспект урока литературного чтения. Обобщение по теме "Сказочные человечки"

Конспект урока литературного чтения. Обобщение по теме "Сказочные человечки", УМК "2100", 2 класс...

Конспект урока литературного чтения "М. Бородицкая "На контрольной", Л. Яковлев "Для Лены", М. Яснов "Подходящий угол" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями М. Бородицкой «На контрольной», Л. Яковлева «Для Лены», М. Яснова «Подходящий угол», а также ...

Конспект урока литературного чтения «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков»Цели деяте...