Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема: А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»
Цель деятельности учителя:
расширять знания учащихся с жизнью и творчеством А.И Куприна;
-раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька»,смысл дружбы и верности
-учить анализировать поступки героев;
Планируемые результаты:
Предметные:
-находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать свою версию на основе работы с текстом;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник литературного чтения 4 класс, Л.Ф Климанова, учебная презентация.
Этап урока Методы и приёмы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности -приветствие | 1 мин | Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, сейчас тихо сели девочки, еще тише сели мальчики. | -приветствовать учителя | планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический метод: организация проверки домашнего задания Слушать рассказы Словесный метод: объяснять смысл пословиц | 2 мин | Проверка домашнего задания -Расскажите истории, которые вы придумали в продолжение рассказа Д.Мамина-Сибиряка. -Молодцы. Посмотрите на задание - Соедините начало и конец пословиц. Легко подружиться, тот не жил. (друга можно очень быстро потерять, но найти трудно, без друга скучно.) (у кого друга нет, ему тяжело, не с кем поделить радость и горе). - Объяснить смысл пословиц. | -отвечать домашнее задание -работать с пословицами | осмысленно читают текст. принимают и сохраняют уч. задачу |
III. Постановка учебной задачи Предполагать на основе записей автора Предполагать тему урока Словесный метод: рассказ учителя Практический метод: организация беседы Практический метод: организация работы с загадками | 2 мин | - Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель») - Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн) - О творчестве, какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна) -Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии. Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде. - Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться. - Какие из этих произведений вам уже знакомы? - О ком эти произведения? - Отгадайте загадку. Ноги тонки, Днем молчит, Бока звонки, А ночью рычит. А хвост закорючкой. (собака)
И на цепи и просто так: Собак служебных - пограничных, Дворовых «шариков» обычных, И молодых пугливых шавок, Что тявкать любят из-под лавок, И тех изнеженных болонок, Чей нос курнос, а голос тонок, И ни на что уже не годных- Бродячих псов всегда голодных. - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Кто будет героями урока? - У кого из вас дома есть собака? - Какие породы собак вы знаете? - В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения. - На какие группы можно разделить породы собак?
| -определять автора произведения рассматриваемого на уроке; -определять тему урока; -слушать -отвечать на вопросы -отгадывать загадки - определять героев рассказа | Принимают и сохраняют учебную задачу Осуществляют подведение к рассказу Строят высказывания |
IV. Открытие нового знания работа над темой урока постановка задач Практический метод: организация работы со словарем Практический метод: организация работы по вариантам | 20 мин | - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька». - Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.) - Какой вы себе представляете Жульку? - Каким вы представляете себе Барбоса? Задачи урока. - Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным - Объясните значение слов: (Работа с толковым словарем) СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество. - Подберите синоним к словам:
- Подберите антонимы к словам:
- Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его читали? - О чём вы задумались, прочитав рассказ? - Как люди относились к собакам? (К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились). - Кто лучше всего понимал животных? (Дети). - Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер). - Найдите и прочитайте описание собак. Охарактеризуйте собак.
I в. – Характеристика Барбоса. II в. – Характеристика Жульки. - Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.) | -отвечать на вопросы -определять задачи урока -работа с толковым словарём -отвечать на вопросы -работать по вариантам | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свои действия в работе Взаимодействуют с учителем во время опроса |
V. Самостоятельная работа Практический метод: самостоятельная работа | 16 мин |
- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха). - А как бы вы поступили в такой ситуации? - Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх) - Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку). - Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки? - Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим? - Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки. - Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник? - Какой эпизод изобразил художник? - Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему? - Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа). - Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее). - Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива). | -отвечать на вопросы -работать самостоятельно | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Взаимодействуют с учителем во время опроса |
VI. Рефлексия деятельности (по продукту) Домашнее задание. Практический: Самоанализ
| 1 мин | Теперь проверим, выполнили мы план работы, намеченный вначале урока Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… Я предлагаю вам высказать своё мнение в следующих предложениях: Рассказ вызвал у меня чувства… Рассказ помог понять… Для меня было сложным… Мне понравилось… Д/З Выразительное чтение рассказа с.85-91 | Проводят самооценку. Записывают домашнее задание. | Строят концовки предложений Строят рассуждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/06/picture-83274.jpg)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"
Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...
1.Конспект урока в 1 классе по теме: Природа и мы. Практическая работа: Составление памятки правильного поведения в природе (ОС «Школа 2100».)
Тема: Природа и мы. Практическая работа: Составление памятки правильного поведения в природе.Цели: формировать умения правильного поведения в природе; умения работать в пар...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/05/picture-913625-1491422083.jpg)
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/26/picture-990174-1514319373.jpg)
Конспект урока литературного чтения. Обобщение по теме "Сказочные человечки"
Конспект урока литературного чтения. Обобщение по теме "Сказочные человечки", УМК "2100", 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1211525-1580051849.jpg)
Конспект урока литературного чтения "М. Бородицкая "На контрольной", Л. Яковлев "Для Лены", М. Яснов "Подходящий угол" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями М. Бородицкой «На контрольной», Л. Яковлева «Для Лены», М. Яснова «Подходящий угол», а также ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/06/picture-1302577-1609960381.jpg)
Конспект урока литературного чтения «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков»Цели деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/27/picture-1264290-1630048023.jpg)
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....