Осознанность чтения
статья по чтению

Колемаскина Лариса Викторовна

 

         Один из факторов, от которого зависит успеваемость школьника, - это осознанность чтения. Под осознанностью чтения понимается умение полностью  понять содержание предложенного текста.

    Проконтролировать, насколько осознанно читает ребенок тот или иной художественный отрывок, можно в ходе беседы по прочитанному, задавая ему вопросы, касающиеся фактического содержания, понимания причинно-следственных связей и собственной оценки действующих лиц.

     Но есть еще один очень эффективный метод  оценки осознанности чтения в начальной школе. В основу методики определения уровня развития чтения  (тест Ясюковой) положен метод реконструкции текста, предложенный Эббингаузом. Обучающимся для самостоятельного прочтения предлагается связный текст, в котором пропущены 10 слов, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osoznannost_chteniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Осознанность чтения

         Один из факторов, от которого зависит успеваемость школьника, - это осознанность чтения. Под осознанностью чтения понимается умение полностью  понять содержание предложенного текста.

    Проконтролировать, насколько осознанно читает ребенок тот или иной художественный отрывок, можно в ходе беседы по прочитанному, задавая ему вопросы, касающиеся фактического содержания, понимания причинно-следственных связей и собственной оценки действующих лиц.

     Но есть еще один очень эффективный метод  оценки осознанности чтения в начальной школе. В основу методики определения уровня развития чтения  (тест Ясюковой) положен метод реконструкции текста, предложенный Эббингаузом. Обучающимся для самостоятельного прочтения предлагается связный текст, в котором пропущены 10 слов, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста. Такие тексты легко разработать самому. Примеры:
                                                     

                                                           Тексты (1-2 класс)

  • 1) Наступила холодная __________ . 2) Дети играют ______ снежки . 3) Маша лепит _______ бабу . 4) Вова катается на ________ . 5) Ира надевает пальто и ________ . 6) Она _______ на улицу . 7) С ней ________ Шарик . 8) Шарик тоже хочет _________ с детьми. 9) Коля и Петя скатились с _________ . 10) Вечером все дети пошли ___________ .

  • Солнце закрыла большая тёмная _________ . 2) Стало _______. 3) Подул свежий ________. 4) Закачались ________ . 5) Притихли _________ . 6) Молния ________ . 7) Гром _________ . 8) Упали первые капли_________ дождя . 9) Ребята побежали прятаться _____ ель. 10) Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и ________ .

  • Олег и Вася шли из__________ . 2) Падал _________ снег . 3) __________ спустились к реке . 4) Вася ________ по льду. 5) Хрупкий ________ треснул. 6) Вася ________ в воду. 7) Олег ________ Васе выбраться на берег. 8) Вся одежда на мальчике была ________ . 9) ________ мог заболеть. 10) Ребята поспешили ______ дому .

  • Охотник нашел в ______  лисенка. ______ принёс его домой. Лисёнок ______ привык. Это был шустрый ______ . Ночью он просыпался и ______ по комнате. Его _______ молоком. _______ Дружок полюбил лисёнка. Они стали _________ друзьями. __ осени лисёнок подрос. Охотник отпустил его в ______.

  • Вот и пришла долгожданная ______ . Солнце ярче________ . ______ снег. Бегут говорливые _________ . На деревьях набухают _______ . Грачи _______ . Они ищут ______ гнёзда. Скоро  появится _______ травка.  _____ лесу зацветут подснежники. Дети ______ весне.

  • У Зины ________ котёнок. Он был очень _______ . ______ котёнка Пушок. Один раз _______ Пушок в корзинку и заснул. _______ унесли в чулан. Хватились- нет _______ .______ долго искала любимца. Девочка _____ расстроилась. Даже ___ буфет заглянула. Только вечером _______ про корзинку.

     

  • На лугу высокая _________. Луг ________ на пёстрый ковёр. У реки люди косили траву __________ косой. Вот и первый _______ сена. Набежала ________ туча. Первые _________ дождя упали на землю. Хлынул _________ . __________ земли после дождя идёт пар. ______ поют птицы. В лесу ________ кукушка.

  • Миша и Саша __________ в рощу. В кустах они _________ гнездо. В гнезде __________ птенцы. Над кустами _______  и тревожно ______ птица. Она принесла _________ малышам.  _________ отошли от гнезда. Птица успокоилась ______ накормила птенцов. Скоро она снова полетела за ________. А Ребята отправились ________ .

  • Однажды Серёжа _________ в лес. С _____ побежала собака Чапа. Друзьям было ________. Вдруг в траве ______ шорох. Это _______ гадюка. Гадюка - ядовитая _____ . Мальчик ________ испугался. Чапа кинулась ______ гадюку. ______  разорвала гадюку. Друзья поспешили _______.

  • Весь день шёл ________ снег. Дети решили ________ снеговика. Мальчики скатали три _________кома и _______ их друг на друга.  Девочки сделали из угольков _______, из морковки ______. На ____ надели ведро. _____ руку дали метлу. _______ получился снеговик. _______ рады!

  • Это ________ зимой. К окну ________ синичка. ______ окна стояли дети. Им стало ______ птичку. Ребята открыли _______. Синица влетела в ______ . Птица _______ голодна. Она стала клевать _______ крошки на столе. Ребята _______ ей сало. Это любимое ______ для синички.

  • Мы возвращались _____ рыбалки. Вдруг из травы  выскочил ________ зайчонок. ____ сильно хромал. Мы поймали зайчишку и _______ домой. Мы забинтовали ему ______. Налили в миску ______ и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика _______ . Мы _______ повязку. Мы выпустили зайчика ______ волю. Зайчик был очень _______ .

  • После войны в городе _________ большая стройка. Однажды экскаватор копал ________ . Вдруг __________ замер! ______ земле лежали мины. _________ сапёры. Они ______ вынесли мины в поле. Сапёры взорвали ______ . Теперь город живёт ______ . Спасибо _______ солдатам!

  • Собака Лада заболела. Чашка с _______ стояла возле её носа. Она не пила. Я присел _______ неё. Собака подняла голову и ________ хвостом. Я _______ погладил её. От ласки жизнь заиграла в _____ глазах. Я подвинул _______ поближе. Она ________ к молоку . Лада стала _______ молоко. Значит, через мою ласку ей силы ________ . Может быть, эти несколько _______ молока спасли ей жизнь.

  • Солнце шлёт на землю тёплые __________  . На западе _____________ чёрная туча. Подул __________ ветер. Сад тихонько ____________ листвой. Птиц больше не __________   . _____________ молния . Гром подходил всё ____________ . Первые ___________ дождя ударили по крыше. Мы спрятались ________ большой дуб . Скоро _____________ закончилась.

  • Солнце закрыла большая тёмная ____________ . Стало __________ . Подул свежий _____________ . Закачались, зашумели __________ .  Притихли __________ .  Молния _____________ . Гром ___________ . Упали первые ____________ дождя. Ребята побежали прятаться ________ ель. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и ___________ .

  • Скоро _______ первые перелётные птицы. Прилёт ______ с грачей. Они прилетают ______ марте. ______ неделю прилетают скворцы. Эти птицы- первые вестники _______ . А в заморской стране круглый _______светит солнце. Но не станут ______гнездо наши птицы на чужбине. Через моря, через ________ горы летят стаи птиц на _____ . Дома они выведут ______.

     Результат оценивается по десятибалльной шкале (количество баллов соответствует количеству правильно подобранных слов):

10 баллов – высокий уровень осознанности чтения (Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты.)

9-8 баллов -  хороший уровень осознанности чтения (Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого понимается сразу, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Если ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются, и проблемы исчезают.)

7-5 баллов - средний уровень осознанности чтения (Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения понимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» читать их медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения понимает с трудом, поэтому предпочитает их просто «просматривать», то есть их смысл воспринимается «образно» и приблизительно. Смысл содержания текстов при таком чтении оказывается искаженным.)

4-0 баллов – слабый уровень осознанности чтения (Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова, коренная основа. Ученик образно, обобщенно воспринимает слова (угадывает), может не видеть падежных окончаний, характеризующих время, число. Может точно воспринять смысл слова, только если читает очень медленно. Однако при медленном чтении ему трудно схватывать смысл предложения, так как, подробно разбирая слова, он затрудняется с удержанием их в памяти. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз. При чтении больших по объему текстов не пытается их медленно разбирать, пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу, и опуская второстепенные части. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно, так как не учитывается смысловая нагрузка окончаний при различных вариантах согласований.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения

В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературого чтения

В данной статье учитель называет разнообразные методы, которые можно использовать для достижения осознанности прочитанного, предлагает  различные виды заданий....