Конспект. Литературно-познавательный час «Добрые сказки доброго края...» для 1 класса
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Кошелева Татьяна Ивановна

Внеклассное мероприятие (конспект) Литературно-познавательный час  «Добрые сказки доброго края...»

ЦЕЛЬ:

-актуализировать знания учащихся о литературном богатстве родного края, познакомить с особенностями сказок Нижегородского края и людях, создававших их;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizhegorod_skazki2023.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  

Литературно-познавательный час  «Добрые сказки доброго края...»

ЦЕЛЬ:

-актуализировать знания учащихся о литературном богатстве родного края, познакомить с особенностями сказок Нижегородского края и людях, создававших их;

1 б класс

Подготовила: Кошелева Т.И.

Задачи:

Обучающие:

-способствовать  формированию умения  работать с текстом , как с источником информации ;  мыслить гибко, творчески и оригинально;  выражать свои мысли, путем  использования   приема «чтение с остановками»,

Развивающие:

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение навыками активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательнх задач;

-развивать творческие способности учащихся через организацию театральной деятельности;

Воспитывающие:

-формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле на материале сказок;

-создание условий для воспитания патриотизма учащихся на основе изучения сказок нижегородского края;

-развитие навыков сотрудничества в социальных ситуациях.

Ход занятия

  1. Видеосюжет “В гостях у сказки”. Организационный момент. Объявление темы занятия

- Здравствуйте!  Мы отправляемся в гости к сказке.

Надеюсь,  у вас хорошее  настроение -   улыбнитесь.

- Надеюсь,  вы  готовы  к  участию в мероприятии - тогда сядьте   правильно (проверьте осанку) и слушайте меня внимательно. Сегодня  мы проводим внеклассное мероприятие   по теме «Добрые сказки доброго края» .

Мы продолжим знакомиться со сказками нижегородского края и посмотрим , чем они отличаются от русских народных сказок.

2.  Повторение.

А)А что же такое сказка? Давайте вспомним.

  1. Сказка - это выдуманный, занимательный рассказ о необыкновенных приключениях героев, который учит нас чему-то правильному, хорошему.

 -Очень давно , в глубокой древности ,люди   не умели читать ,писать ,но умели общаться друг с другом ,петь ,потешаться ,веселиться ,рассказывать друг другу интереснейшие и занимательные истории. Так и возникли сказки. Их передавали из уст в уста, так и дошли они до нашего времени, до нас с вами.С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь, становимся мудрее…

Любят сказки все на свете   

 Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть, 

Сказки могут душу греть.

-А вы любите сказки?

Б)- Вспомните названия сказок, которые мы с вами читали и изучали в последнее время.  Найдите ошибки в названиях сказок.

                   «Даша и медведь “

                  « Петушок Ряба “    

                  “ Четыре медведя”

                    «Волк и 7 зайчат»

                      «Утки – лебеди “

   в)   Денис выучил стихотворение про сказку.

 Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт, 
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой, 
В сказке
солнышко горит, справедливость в ней царит, 
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт... 

- Сказка - солнышко которое посылает нам лучики мудрости народной.

Чему учат нас сказки? (на доске схема “Солнце  с лучиками”) 

               

г)«Какая из сказок учит нас этому?»
1.Не открывай двери незнакомым людям. 
(”Волк и семеро козлят”) 
2. Слушайся родителей(”Гуси - лебеди”, “Маша и медведь”, “Волк и семеро козлят”) 
3. Будь добрым  (”Гуси - лебеди”, ”Курочка Ряба”) 
4. Будь отзывчивым, помогай другим. (”Колобок”)

5.Будь аккуратным(”Теремок”)

3. Закрепление ранее изученного.

а)- Мы живем в прекрасной, могучей, великой стране. Как она называется?  Россия.

В нашей стране жили и живут замечательные люди, которые дали миру  литературные шедевры. И сказки - часть этого литературного богатства.

И наша малая родина ,где мы с вами родились и выросли – это наш Нижегородский край, тоже богат литературными талантами: нижегородские сказители,  сказочники. авторы-писатели дали России и миру много замечательных литературных произведений, в том числе и сказок.

- Мы уже с вами читали ранее  сказку из сборника  В. Н. Морохина “Волжские сказки”. Мы узнали, что Владимир Николаевич -участник Великой Отечественной войны.
Более сорока лет жизни В.Н. Морохина были связаны с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского.
Свою работу всегда сочетал с систематической собирательской и исследовательской работой в области фольклора. Долгие годы, преподавал студентам русский фольклор.  Наряду с этим профессор Морохин немало времени посвятил подготовке и публикации сборников произведений русского фольклора. Среди них «Нижегородские предания и легенды», «Сказки родного края», «Заря-Заряница», «Град Китеж», «Жили-были сказочники», «Волжские сказки», «В некотором царстве», «Сквозь огонь великой битвы» и другие. Опубликованные в них произведения фиксировались в ходе тридцати четырех фольклорных экспедиций, проведенных под руководством и при непосредственном участии Владимира Николаевича. В книгу «Волжские сказки», вошли сказки, собранные профессором в селах Среднего Поволжья и записанные им от сказочников - народных самородков, сохранивших и донесших до нас всю прелесть русской сказки.

-Какую сказку из этого сборника мы прочитали? (”Колобок”)

Если сказка в дверь стучится, Ты скорей её впусти, 
Потому что сказка – птица: Чуть спугнёшь – и улетит. 
Ты за нею на порог, А она уж - прыг, да скок,
Словно круглый колобок, Катится по лесу…

г)Просмотр видео записи сказки  “Колобок” (кукольное  представление детей)

-Чем отличается сказка “ Колобок” нижегородских сказочников от привычной нам русской народной сказки?

схема на доске: нижегородская сказка

герои     другая концовка    добрая концовка

добро побеждает зло

Мы еще раз подчеркиваем с вами, что в нашем нижегородском добром крае сказочники чаще всего писали добрые сказки и таким образом учили нас добру.

Д) Физпауза.

4. Знакомство с новым произведением.

а)- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой нижегородских сказочников.

Эту сказку пересказала для нас  Александра Петровна Маркова

(1873-1965)  Бабушка Маркова. Под таким именем известна в нашей стране богородчанка Александра Петровна Маркова, сочинительница и собирательница сказок. Родилась в 1873 году в Саратове в бедной семье (умерла в 1965 году). Грамоте и счету обучил отец. В 1897 году приехала в с. Богородское Нижегородской губернии.  А.П. Марковой было далеко за сорок, когда она начала учиться. Окончив годичные курсы, стала работать воспитателем в детском саду. Здесь проявился ее артистический дар представлять сказку в лицах.  Сказок она знала большое количество, а также много сочиняла сама. Особенно охотно рассказывала бабушка Маркова сказки о зверюшках. Да не просто рассказывала, а как будто на сцене представляла – то лисичку-сестричку, то важного индюка, то завистливого гуся.   Слушают ребята сказки – ума набираются, добру учатся. В сказках-то народных сколько мудрости, примет верных!

  б) Чтение произведения с остановками.

-Название сказки мы пока не знаем, начнем читать, обсуждать, фантазировать. а если все задуманное получится, то мы не только сами  познакомимся с новой для нас сказкой нижегородского края, но и сможем поспособствовать тому, чтобы и другие ребята ( в дальнейшем) смогли её читать и изучать !

Маркова А.П.        “Курочка - Рябушка и утятки”.

(в сокращении)

(Лист 1) Жили - были старик со старухой.  (Выбор картинки, оформление страницы)

Каких героев сказки мы уже знаем?

Как вы думаете, кто еще может быть героем сказки? (помним, что чаще всего А.П.Маркова писала сказки про животных)

(Лист 2) Старуха и говорит старику:

-Давай купим курочку.

Как вы думаете, старики купят курочку?

Какая сказка вам вспомнилась?

Давайте предположим, что может произойти с курочкой в сказке?

Старик согласился.

-А как мы её назовём?

-Рябушкой.

Так и сделали.

Какая героиня добавляется в сказке?

Давайте выберем какая из курочек подойдет нам для иллюстрации? Почему?(слайд: белая, рябая, черная)

 (Выбор картинки, оформление страницы (индивидуально)

(Лист 3  ) Кормили курочку, держали свою Рябушку в избушечке до тех пор, пока она не привыкла.

Вот однажды старуха и говорит:

-Ей в избе  душно, пускай  по лесу походит, давай её выпустим.

А старик в ответ:

-Мне что,выпусти!  Но гляди за   ней.

Курочка погуляет немного - и опять на  своё место.

 (Выбор картинки, оформление страницы)

Что может произойти с курочкой в сказке  дальше?

Меняются ли ваши предположения на концовку сказки?

(Лист 4) Но вот в один день курочка исчезла и домой ночевать не пришла...

Как вы думаете, как отнеслись к этому старик  и старуха. Почему?

Заплакала старуха:

-Видно нашу Рябушечку звери в лесу съели.

Может тут и сказке конец? Почему? Какое ваше мнение?

 (Выбор картинки, оформление страницы)

Словарная работа

Выводок - это группа детёнышей (птиц, животных), выведенных одной мамой и держащиеся вместе.

Лежат грудочкой - Предметы, нагроможденные в беспорядке, один на другом.

(Лист 5)  А курочка вовсе и не пропадала, а нашла в лесу у болотца двенадцать яичек. Лежат они грудочкой. Жалко стало курочке, что пропадут  яички ,  села она на них и сидела, пока выводок не   появился.

 (Выбор картинки, оформление страницы (индивидуально)

Как вы думаете, чем закончится сказка?

        (Лист 6) Читает учитель: 

Прошел месяц, другой. Стали дед да  баба о курочке забывать.  Но вот раз сели они обедать.Старуха взглянула в окошечко да как вскрикнет от радости!  в избушку Рябушка идёт да двенадцать утяток за собой ведёт.

        Старик и старуха  покормили. Итак, каждый день: придёт, утят за  собой  приведёт, накормит их и скроется. Так она их и растила.

Выросли они большие, тогда и курочка-Рябушка перестала бояться за них, и у старика со старухой целый выводок уток  появился.

Хорошая концовка у сказки? Понравилась вам сказка?

Вы согласны с таким финалом?

Чему учит нас эта сказка?

(Выбор картинки, оформление страницы)

в) Повторение. Подведение итогов.

Какое же название , по вашему мнению, у этой сказки?

А.П.Маркова назвала ее  “Курочка - Рябушка и утятки”.

(Выбор картинки, оформление  первой страницы книги)

11. Итог урока

У нас получилась книга.

Обращение к схеме нижегородской сказки, что подтвердилось?

Мы в дальнейшем продолжим читать сказки нашего края и обсуждать их.

12. Рефлексия метод «Букет»

 Определите ваше отношение к сегодняшнему занятию:

  красный цветок - Всё отлично понял, много участвовал, старался, отвечал без ошибок.

желтый цветок-Всё хорошо понял, участвовал, иногда были ошибки.

синий цветок- Не понял ничего, не участвовал, было много ошибок.

КОЛОБОК

(из сборника  В.Морохина “Волжские сказки” , 1993г.)

Говорит дедушка бабушке:

—      Испекла бы ты колобок.

—      Дедушка, муки-то нет.

—      А ты по сусеку помети, по корыту поскреби и наберешь.

Так баба и сделала. Глядь, и набрала муки. Замесила тесто. На маслице, на сметанке испекла она колобка.

Положила его бабушка на окошко студиться. Окошко открылось — он и покатился. Дедушка с бабушкой побежали догонять, но угнаться за колобком не смогли.

Катится колобок, а навстречу скачет заяц:

—      Колобок, колобок, я тебя съем.

—      Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою,— и запел:

—      Я по сусечкам метен,

По корытцу скребен,

На сметанке мешен,

На маслице печен.

Я от бабушки убег

И от дедушки убег,

От тебя, заяц,

Нехитро уйти.

И покатился быстро. А навстречу волк:

—      Колобок, колобок, я тебя съем.

—      Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою,— и запел:

—      Я по сусечкам метен,

По корытцу скребен,

На сметанке мешен,

На маслице печен,

Я от бабушки убег,

Я от дедушки убег,

Я от зайчика убег

И от тебя, волк,

Нехитро уйти.

И покатился по дорожке. Бежит лиса:

—      Колобок, колобок, куда ты катишься?

—      Качусь по дорожке в самую чащу леса...

—      Какой ты кругленький да румяненький, подойди поближе.

—      А я тебе песенку спою:

—      Я по сусечкам метен,

По корытцу скребен,

На сметанке мешен...

А лиса-то как разинет пасть — да на колобка!

Испугался колобок и побежал назад к дедушке с бабушкой.

Собака была у дедушки. Рвется на цепи она.

Что такое? Дедушка выскочил. Видит: колобок катится, язык высунул. Окошко было открыто, колобок в окошко, а собака в лису вцепилась! Говорит колобку дедушка:

—      Ох, греховод, испугался лисы! Не будешь больше бегать!

И стал колобок жить у них. Не съели его и дедушка с бабушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме "Животноводство нашего края" 3 класс

Конспект открытого урока по теме "Животноводство нашего края" 3 класс...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей  с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей  с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....

Конспект урока по ОРКСЭ " В развитии добрых чувств- творение души", 4 класс

Цели деятельности учителя: Формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-гот...

Конспект урока по теме: «В развитии добрых чувств - творение души» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-готовнос...

Конспект занятия внеурочной деятельности нравственного направления «Добрая сказка» на тему: «Герои сказок «Рукавичка» и «Теремок». Игра-сравнение»

Цель: формировать духовно и нравственно развитую личность, совершенствовать навыки культуры поведения.Задачи:Образовательные:формирование умения формулирования собственного мнения и позиции;формирован...

Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...