Урок литературного чтения в системе СДО . Мастер -класс .
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гречишникова Елена Васильевна

«Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое- что, чтение осмысленное и прочувствованное -совершенство» .

В современном мире дети теряют интерес к чтению.       И в своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами: ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. В результате не успевает по всем предметам. И научить детей правильному, беглому, осмысленному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

Приёмов  и техник формирования ЧГ сейчас очень много, сформированы целые Банки.

Свою работу по формированию ЧГ,  начинаю с букварного периода, когда большая часть букв ещё не изучена  и дети ещё читают по слогам.

 Чтобы работа с книгой не вызывала умственную перегрузку и нежелание читать - провожу упражнения, направленные на выработку правильности  чтения.

   Своими наработками  хочу  с вами поделиться.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_1_klass_master-klass.docx299.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата:  27.04.2024г

ФИО: Гречишникова Е.В.

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

В классе - 7 человек.

Тема: «Кролики». По Е. Чарушину.  Отработка навыка чтения.»

Учебник: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин. Азбука 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений - в двух частях. –Ч.1., М.Просвещение, 2023.

Цели:

I.      Образовательно-развивающие:

 

  1. Применение опорных понятий: текст, главная мысль текста,  герой произведения, образы: сравнения, эпитеты, средства  выразительности, чувства,  настроение.

  1. Развитие обще-учебных умений: извлекать информацию, данную в тексте в явном виде и неявном виде, формулировать выводы, интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста; формулировать вопросы-понятия, вопросы – суждения, выделять «ключевые» слова – образы,  отвечать в виде суждения  или умозаключения, выделять родовой и видовой признаки в содержании понятия,  сравнивать изучаемые понятия.

1.3   Развитие специальных  умений: делить текст на предложения, описывать  героя,  пояснять настроение, находить в тексте изобразительные средства и определять их вид, выразительное чтение.

II.   Воспитательная цель: 

слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться о правилах общения и поведения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: 

  • компьютерный проектор (презентация),
  • раздаточный материал:

– комплект карточек (шаблон) № 1–6 (см. Приложение 1),

–текст из Азбуки «Кролики» (см. Приложение 2),

  • логическая схема (сначала выстраивается в процессе урока на доске, а затем открывается в конечном виде на слайде презентации).

Заявка на оценку: 

«Просто чудо!»- 13 б. и более

 «Это здорово!»- 10б. – 12 б.  

 «Эх, маловато»- 7 б. – 9 б.

Примечание: Приложения помещены после плана-конспекта урока.

План-конспект урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Время,

баллы

Деятельность учащихся

I.

Орг.момент

1) Приветствие. Настрой на урок  

2) Самоопределение к деятельности.

-Сегодня на уроке мы будем оценивать свои знания и за ответы ставить баллы, а поможет нам в этом заявка на оценку. За устные ответы, будете получать дополнительные баллы.

Заявка на оценку.

«Просто чудо!»- 13 б. и более

«Это здорово!»- 10б. – 12 б.

 «Эх, маловато»- 7 б. – 9 б.

Настраиваются на работу.

Знакомство с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора). 

II. Актуализация.

«Четвёртый лишний». 

- В каждой строке найдите лишний слог, обоснуйте свой выбор.

      НА МИ ЗУ РО

РЁ ВЯ ТИ ШУ

- По карточке № 2 сформулируйте вопрос - суждение, ответ на который будет доказательством правильности выполнения задания.

выступление

       2 б

+ 1

(за ответ)

В 1 строке лишний слог МИ, т. к. гласный звук [и] обозначает мягкость  предыдущего звука , и слог МИ произносится мягко.

Во 2 строке лишний слог ШУ, т. к. гласный звук [у] указывает на  твердость предыдущего звука слог произносится твёрдо.

- Как доказать, что слоги НА,ЗУ,РО  являются твёрдыми?

- Как доказать, что слоги РЁ,ВЯ, ТИ  являются мягкими?

III. Работа по теме урока.

I этап. Работа с текстом до чтения

Задание 1.

Прочитайте заголовок текста.

(Раздаю листы с заданиями).

Индивидуальный труд.

Предположите, о чём может пойти речь в этом произведении. Напишите свои предположения, о чём будем говорить сегодня на уроке?

Фронтальная проверка

Зачитайте, что вы записали. 

1 б

На слайде читают название текста

«Кролики»

Записывают на листах свои предположения.

Зачитывают свои предположения

Определение и формулирование учащимися цели урока .

-Определите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

1 б

Речь на уроке пойдёт о кроликах.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Послушайте произведение. (Читает учитель.)

 «Кролики»

(Азбука, ч.1, стр 87)

В сарае у Максима клетка. В клетке серые кролики. Максим кормил кроликов. Около клетки корм:  капуста, морковка, клевер. Потом Ира, сестра Максима, открыла кран и напоила кроликов.

Индивидуальный труд

Задание 2.

Укажи на листе заданий только тех животных, о которых пишет автор.

Простая кооперации.

-Объединитесь в малые группы и сверьте картинки.

-Что вы узнали о кроликах?

1б.

Слушают текст, который читает учитель

Запишите свой ответ. Речь в рассказе пойдёт только о кроликах.

Из текста мы узнали, где кролики живут, чем кролики питаются.

III этап. Работа с текстом после чтения

Задание 3.

Индивидуальный труд

Прочитав текст, раскрась кроликов, выбрав карандаш нужного цвета, в соответствии с текстом.  

Задание 4.

Индивидуальный труд

 Соотнеси изображение со словами.

Самопроверка по слайду

Правильность выполнения задания проверьте по  слайду. Оцените себя.

Фронтальная работа.

- Прослушав  информацию, Предположи, сыты ли кролики? Докажи, сформулировав суждения.

2 б

Красят в серый цвет.

одуванчик

клевер

морковь

капуста

свёкла

Кролики были голодны, по причине того, что Максиму пришлось их кормить и морковью, и капустой, и клевером.

Задание 5.

Выбери и соотнеси нужную картинку,  где у Максима стоит  клетка.

Простая кооперации.

-Объединитесь в малые группы и сверьте картинки.

Сложная кооперация

Найдите толкование слова «сарай».

Сарай 

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)

Крытое строение для хранения различного имущества.

Сарай

Архитектурный словарь        

складская постройка

Сарай

Толковый словарь Ожегова. С.И. 1949-1992.

крытое хозяйственное строение, обычно без потолочных перекрытий

-  Правильность выполнения задания проверьте по  слайду.

       

1 б

выступаю

щему доп –

1 б

Свой ответ отметьте в листе.

Правильность выполнения задания проверяют в группе. Оцените себя.

Вторая картинка  - сарай.

Поиск информации по словарю.

Поиск информации по различным словарям, в который разный родовой признак.

Работают над понятием по карточке №1

Задание 6.

Индивидуальный труд.

Установите правильность высказываний. Ответ проверьте по  слайду. Оцените себя.

Фронтальная работа

-Сравните корм, который давал кроликам Максим. Ответ сформулируйте по карточке  № 3.

Высказывание

Верно «+»

Неверно «-»

Клетка у Максима в сарае.

+

Максим кормил кроликов морковкой и сеном.

_

Сестру Максима зовут Марина.

_

-Сравнивая капусту и морковь, можно сказать, что это –овощи.

Помимо овощей, кролика кормили травой – клевером.

Задание 7.

Индивидуальный труд.

Чем ещё можно кормить кроликов? Свой ответ обоснуй, используя карточку № 3, и выделив общие и отличительные признаки.

 

Простая кооперация.

Объединитесь  в малые  группы. Объясните друг другу, почему сделали такой выбор. Определитесь, кто будет отвечать от вашей группы. Отвечающий получит дополнительный балл.

Сложная кооперация.

Выступление от групп.

Почему допустили ошибку?

За правильное сравнение ставим 2б

доп + 2 б выступление

- Если  клевер-трава, то  сено – это тоже трава только в сухом виде, следовательно этим может питаться кролик.

- Не только овощами, но и бананами может питаться кролик.

- В отличие от овощей,  рыба  - это продукт животного происхождения, а кролик – травоядное животное,  значит,  он  не питается мясом. 

Фронтальная работа

-Ребята, чьи предположения, о чем сегодня будем говорить, подтвердились?

-Объясните смысл названия произведения.

-Почему автор назвал свой текст «Кролики»?

 

доп 1 б

-Кролик –это субъект.

-В каждом предложении говорится о кроликах.

IV. Обобщение темы урока

1) Подведение итогов 

а) степень достижения целей, поставленных в начале урока

-   Какова была цель нашего урока?

2) b) подсчет баллов, заработанных на уроке:

Подсчитайте заработанные баллы, прибавьте к ним дополнительные. Выставьте себе оценку.

с) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку:

Посмотрите, совпали запланированная оценка и полученная.

d)выявление учащихся, получивших запланированную оценку:

- У кого совпали оценки, поднимите руку.

е) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной оценки

f) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта

- У кого из вас оценка получилась выше, поднимите руку. Благодаря чему, удалось улучшить оценку.

- Есть такие дети, у кого сегодня ниже полученная оценка запланированной. Как вы думаете, в чём причина?

- Тем учащимся, кто заработал сегодня положительную оценку, удалось достичь цели, поставленной на уроке.

Узнать, где кролики живут, чем кролики питаются.

Подсчитывают

Соотносят

Выявление

Выявление

Обсуждение

V.Рефлексия.

На этом наш мастер - класс подходит к концу.

- Я рада была с вами поделиться своим наработками, которые я применяю на уроках  с обучающимися 1 класса. Начиная с самого старта школы. Спасибо вам за работу.

- Я бы хотела узнать ваше мнение о моём уроке, его актуальность, новизна,полезность,интерес

 для этого я предлагаю вам оценить проведённый урок при помощи  «Цветограммы» .

C:\Users\Asus\Desktop\МНЕЕЕЕЕ\671722-elegantnaya-pustaya-korzina-raskraska-dlya-detey.jpg

Значения:

Красное яблочко – высокая оценка

Зеленое яблочко –   средняя оценка

Жёлтое яблоко – низкая оценка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Урок литературного чтения по системе Занкова Л. В. 2 класс. Р. Киплинг." Откуда у кита такая глотка"

Данный урок выявляет особенности сказки Р. Киплинга " Откуда у кита такая глотка" и знакомит с её необычностью....

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Использование интерактивных тетрадей на уроках литературного чтения в начальной школе.Мастер класс.

В данном выступлении представлена информация о понятии «интерактивная тетрадь» и использование данной методики на практике....