Урок литературного чтения в системе СДО . Мастер -класс .
план-конспект урока по чтению (1 класс)
«Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое- что, чтение осмысленное и прочувствованное -совершенство» .
В современном мире дети теряют интерес к чтению. И в своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами: ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. В результате не успевает по всем предметам. И научить детей правильному, беглому, осмысленному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
Приёмов и техник формирования ЧГ сейчас очень много, сформированы целые Банки.
Свою работу по формированию ЧГ, начинаю с букварного периода, когда большая часть букв ещё не изучена и дети ещё читают по слогам.
Чтобы работа с книгой не вызывала умственную перегрузку и нежелание читать - провожу упражнения, направленные на выработку правильности чтения.
Своими наработками хочу с вами поделиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_1_klass_master-klass.docx | 299.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 27.04.2024г
ФИО: Гречишникова Е.В.
Предмет: литературное чтение
Класс: 1
В классе - 7 человек.
Тема: «Кролики». По Е. Чарушину. Отработка навыка чтения.»
Учебник: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин. Азбука 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений - в двух частях. –Ч.1., М.Просвещение, 2023.
Цели:
I. Образовательно-развивающие:
- Применение опорных понятий: текст, главная мысль текста, герой произведения, образы: сравнения, эпитеты, средства выразительности, чувства, настроение.
- Развитие обще-учебных умений: извлекать информацию, данную в тексте в явном виде и неявном виде, формулировать выводы, интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста; формулировать вопросы-понятия, вопросы – суждения, выделять «ключевые» слова – образы, отвечать в виде суждения или умозаключения, выделять родовой и видовой признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.
1.3 Развитие специальных умений: делить текст на предложения, описывать героя, пояснять настроение, находить в тексте изобразительные средства и определять их вид, выразительное чтение.
II. Воспитательная цель:
слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться о правилах общения и поведения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Оборудование:
- компьютерный проектор (презентация),
- раздаточный материал:
– комплект карточек (шаблон) № 1–6 (см. Приложение 1),
–текст из Азбуки «Кролики» (см. Приложение 2),
- логическая схема (сначала выстраивается в процессе урока на доске, а затем открывается в конечном виде на слайде презентации).
Заявка на оценку:
«Просто чудо!»- 13 б. и более
«Это здорово!»- 10б. – 12 б.
«Эх, маловато»- 7 б. – 9 б.
Примечание: Приложения помещены после плана-конспекта урока.
План-конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Время, баллы | Деятельность учащихся | ||||||||||||
I. Орг.момент | 1) Приветствие. Настрой на урок 2) Самоопределение к деятельности. -Сегодня на уроке мы будем оценивать свои знания и за ответы ставить баллы, а поможет нам в этом заявка на оценку. За устные ответы, будете получать дополнительные баллы. Заявка на оценку. «Просто чудо!»- 13 б. и более «Это здорово!»- 10б. – 12 б. «Эх, маловато»- 7 б. – 9 б. | Настраиваются на работу. Знакомство с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора). | |||||||||||||
II. Актуализация. | «Четвёртый лишний». - В каждой строке найдите лишний слог, обоснуйте свой выбор. НА МИ ЗУ РО РЁ ВЯ ТИ ШУ - По карточке № 2 сформулируйте вопрос - суждение, ответ на который будет доказательством правильности выполнения задания. | выступление 2 б 2б + 1 (за ответ) | В 1 строке лишний слог МИ, т. к. гласный звук [и] обозначает мягкость предыдущего звука , и слог МИ произносится мягко. Во 2 строке лишний слог ШУ, т. к. гласный звук [у] указывает на твердость предыдущего звука слог произносится твёрдо. - Как доказать, что слоги НА,ЗУ,РО являются твёрдыми? - Как доказать, что слоги РЁ,ВЯ, ТИ являются мягкими? | ||||||||||||
III. Работа по теме урока. | I этап. Работа с текстом до чтения | ||||||||||||||
Задание 1. Прочитайте заголовок текста. (Раздаю листы с заданиями). Индивидуальный труд. Предположите, о чём может пойти речь в этом произведении. Напишите свои предположения, о чём будем говорить сегодня на уроке? Фронтальная проверка Зачитайте, что вы записали. | 1 б | На слайде читают название текста «Кролики» Записывают на листах свои предположения. Зачитывают свои предположения | |||||||||||||
Определение и формулирование учащимися цели урока . -Определите, о чем пойдет речь на нашем уроке? | 1 б | Речь на уроке пойдёт о кроликах. | |||||||||||||
II этап. Работа с текстом во время чтения | |||||||||||||||
Послушайте произведение. (Читает учитель.) «Кролики» (Азбука, ч.1, стр 87) В сарае у Максима клетка. В клетке серые кролики. Максим кормил кроликов. Около клетки корм: капуста, морковка, клевер. Потом Ира, сестра Максима, открыла кран и напоила кроликов. Индивидуальный труд Задание 2. Укажи на листе заданий только тех животных, о которых пишет автор. Простая кооперации. -Объединитесь в малые группы и сверьте картинки. -Что вы узнали о кроликах? | 1б 1б. | Слушают текст, который читает учитель Запишите свой ответ. Речь в рассказе пойдёт только о кроликах. Из текста мы узнали, где кролики живут, чем кролики питаются. | |||||||||||||
III этап. Работа с текстом после чтения | |||||||||||||||
Задание 3. Индивидуальный труд Прочитав текст, раскрась кроликов, выбрав карандаш нужного цвета, в соответствии с текстом. Задание 4. Индивидуальный труд Соотнеси изображение со словами. Самопроверка по слайду Правильность выполнения задания проверьте по слайду. Оцените себя. Фронтальная работа. - Прослушав информацию, Предположи, сыты ли кролики? Докажи, сформулировав суждения. | 1б 3б 2 б | Красят в серый цвет. одуванчик клевер морковь капуста свёкла Кролики были голодны, по причине того, что Максиму пришлось их кормить и морковью, и капустой, и клевером. | |||||||||||||
Задание 5. Выбери и соотнеси нужную картинку, где у Максима стоит клетка. Простая кооперации. -Объединитесь в малые группы и сверьте картинки. Сложная кооперация Найдите толкование слова «сарай».
- Правильность выполнения задания проверьте по слайду. |
1 б выступаю щему доп – 1 б | Свой ответ отметьте в листе. Правильность выполнения задания проверяют в группе. Оцените себя. Вторая картинка - сарай. Поиск информации по словарю. Поиск информации по различным словарям, в который разный родовой признак. Работают над понятием по карточке №1 | |||||||||||||
Задание 6. Индивидуальный труд. Установите правильность высказываний. Ответ проверьте по слайду. Оцените себя. Фронтальная работа -Сравните корм, который давал кроликам Максим. Ответ сформулируйте по карточке № 3. | 3б |
-Сравнивая капусту и морковь, можно сказать, что это –овощи. Помимо овощей, кролика кормили травой – клевером. | |||||||||||||
Задание 7. Индивидуальный труд. Чем ещё можно кормить кроликов? Свой ответ обоснуй, используя карточку № 3, и выделив общие и отличительные признаки.
Простая кооперация. Объединитесь в малые группы. Объясните друг другу, почему сделали такой выбор. Определитесь, кто будет отвечать от вашей группы. Отвечающий получит дополнительный балл. Сложная кооперация. Выступление от групп. Почему допустили ошибку? | За правильное сравнение ставим 2б 1б доп + 2 б выступление | - Если клевер-трава, то сено – это тоже трава только в сухом виде, следовательно этим может питаться кролик. - Не только овощами, но и бананами может питаться кролик. - В отличие от овощей, рыба - это продукт животного происхождения, а кролик – травоядное животное, значит, он не питается мясом. | |||||||||||||
Фронтальная работа -Ребята, чьи предположения, о чем сегодня будем говорить, подтвердились? -Объясните смысл названия произведения. -Почему автор назвал свой текст «Кролики»?
| доп 1 б | -Кролик –это субъект. -В каждом предложении говорится о кроликах. | |||||||||||||
IV. Обобщение темы урока | 1) Подведение итогов а) степень достижения целей, поставленных в начале урока - Какова была цель нашего урока? 2) b) подсчет баллов, заработанных на уроке: Подсчитайте заработанные баллы, прибавьте к ним дополнительные. Выставьте себе оценку. с) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку: Посмотрите, совпали запланированная оценка и полученная. d)выявление учащихся, получивших запланированную оценку: - У кого совпали оценки, поднимите руку. е) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной оценки f) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта - У кого из вас оценка получилась выше, поднимите руку. Благодаря чему, удалось улучшить оценку. - Есть такие дети, у кого сегодня ниже полученная оценка запланированной. Как вы думаете, в чём причина? - Тем учащимся, кто заработал сегодня положительную оценку, удалось достичь цели, поставленной на уроке. | Узнать, где кролики живут, чем кролики питаются. Подсчитывают Соотносят Выявление Выявление Обсуждение | |||||||||||||
V.Рефлексия. | На этом наш мастер - класс подходит к концу. - Я рада была с вами поделиться своим наработками, которые я применяю на уроках с обучающимися 1 класса. Начиная с самого старта школы. Спасибо вам за работу. - Я бы хотела узнать ваше мнение о моём уроке, его актуальность, новизна,полезность,интерес для этого я предлагаю вам оценить проведённый урок при помощи «Цветограммы» . | Значения: Красное яблочко – высокая оценка Зеленое яблочко – средняя оценка Жёлтое яблоко – низкая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Урок литературного чтения по системе Занкова Л. В. 2 класс. Р. Киплинг." Откуда у кита такая глотка"
Данный урок выявляет особенности сказки Р. Киплинга " Откуда у кита такая глотка" и знакомит с её необычностью....
Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова 2 класс
А.Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый.."...
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)
Без навыков чтения смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...
Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.
В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....
Использование интерактивных тетрадей на уроках литературного чтения в начальной школе.Мастер класс.
В данном выступлении представлена информация о понятии «интерактивная тетрадь» и использование данной методики на практике....