Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Изображение фантастических образов в художественных произведениях на примере стихотворения С.Я.Маршака «Дремота Зевота».
Цель урока: формирование начальных представлений учащихся о возможности автора
словами нарисовать фантастические картины.
Оборудование урока:
- Портрет С.Я.Маршака
- Таблица «Словарь настроений»
- Запись колыбельных песен
- Презентация
- Приветствие гостей
- Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Солнышко Вика, Ваня, Ангелина, Кирилл... Эти улыбки вы дарите мне, друг другу и нашим гостям. У нас замечательное настроение. Оно описано в этих словах.
(Дети читают на доске настрой).
Прекрасно всё на небе!
Прекрасно на земле!
Прекрасно всё вокруг!
Прекрасно всё во мне!
- Ваши глазки-лучики засветились хорошим настроением. А всё потому, что слова для нашего приветствия мы подбирали светлые, добрые, ласковые, поднимающие настроение. Давайте сохраним это настроение на протяжении всего урока.
- Знакомство учащихся с новой главой
1. Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня мы начинаем читать следующую главу учебника. А открывает нам её какой-то человечек. Кто же он и откуда?
Ученик. А! Я узнал: это гном. Он из сказки.
- А кто такие гномы? Знаете?
Ученик. Да, это маленькие человечки. Они волшебники.
- Значит, эта глава тоже будет необычной, волшебной. Она откроет нам новый секрет художественных текстов. Прочитайте, как этот секрет называется.
( Дети читают хором:
«…А если я глаза закрываю,
Мне видно то,
Чего не бывает…»)
- А как вы понимаете эти слова? Где можно увидеть то, чего не бывает?
Ученики. – Во сне…
- В мечтах.
- В своём воображении.
- А ещё в сказках, когда читаешь и представляешь эти картины.
- А теперь почитаем текст, напечатанный на жёлтом фоне. Он вводит нас в новую главу и сообщает что-то интересное. (Ребята читают текст про себя.)
- Что же вы узнали?
Ученик. Что авторы могут изобразить не только то, что бывает в жизни, но и то, чего
не бывает.
- О том, что бывает, мы узнали в предыдущих трёх главах. Мы не только об этом читали, но и наблюдали, как авторы это делают, какие секреты знают, чтобы интересней и достоверней рассказать читателю о жизни людей или о природе.
Сегодня мы будем читать другие тексты, о том, чего не бывает в жизни.
Наверное, вам уже приходилось читать самим или вам читали взрослые такие книги, где события или герои вымышленные. А как эти книги называются, знаете?
Ученики. – Сказки!
- Фантастика!
- Значит, авторы нас вводят в чудесный фантастический и сказочный мир.
Сейчас мы будем читать стихотворение детского писателя Самуила Яковлевича Маршака, его портрет вы видите. Маршак был великим мастером слова и настоящим другом ребят: он писал для них много произведений, интересных и поучительных. Мы не раз будем читать его стихотворения, и я надеюсь, что вы их полюбите.
А сейчас мы прочитаем стихотворение «Дремота и Зевота» и посмотрим, о чём оно. Но вначале познакомимся с трудными и малознакомыми словами, которые встретятся в этом тексте.
2.Чтение учителем текста стихотворения С.Я.Маршака «Дремота и Зевота» и беседа после чтения.
- Сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы постарайтесь представить в своём воображении героев этого произведения.
- Кто главные герои в этом стихотворении? (Дремота и Зевота)
- А как вы их себе представили? Нарисуйте словами.
Ученики.- Дремота и Зевота – это феи. Они могут заколдовать детей. Это колдуньи.
- Я их представил в чёрной накидке и с закрытыми глазами.
- А я Дремоту представил с закрытыми глазами, а Зевоту – с раскрытым ртом
и страшными зубами.
- А я представила их в образе птиц: Дремота – это голубь, а Зевота – ворона.
- А как вы думаете: Дремота и Зевота существуют в жизни? (Нет, не существуют).
Ученик. А я думаю, что они есть, только мы их не видим. Они подкрадываются незаметно к нам и заставляют нас дремать и зевать.
- Итак, одни из вас говорят, что таких существ нет, другие – что есть, но мы не видим их. Но когда вы слушали стихотворение, вы же смогли их представить в образах, которые существуют на самом деле: людей, птиц?
Ученик.- Да, представили.
- В этом и заключается авторский секрет. Попробуем его отгадать.
3. Работа по разделу «Предварительное чтение» (читаем с карандашиком в руках, отмечая непонятные слова)
Зажмурив – сжимать веки, щурить глаза
Улёгся – лечь спать
Заглядывать - украдкой посмотреть, чтобы узнать, выяснить что-нибудь.
Щель – узкое отверстие.
Бродить – идти в разных направлениях.
Калитка – дверка в заборе, в воротах.
Забегала – зайти на короткое время.
Зевать – широко открывать рот.
Дремать – полусонное состояние, при котором хочется спать, и невольно закрываются глаза.
4. Чтение текста стихотворения учащимися с разбором.
- А теперь будем читать текст по предложениям находить слова, которыми автор рисует образы героев и их действия. Как вы себе представляете первую картину?
Ученики.
- Я представила ночь, а Дремота и Зевота бродят по дороге. Они все в чёрном, и их не видно.
- Они подкрадывались к домам тихо и незаметно, заглядывали в окна и во все щёлочки.
- А ещё я представила, как Дремота потихонечку подходила к детям и говорила, что нужно спать. Она эти слова говорила шёпотом, чтобы не слышали взрослые.
- Вот видите, герои вымышленные, но вы о них рассказываете, как о реальных людях. Какие же авторские слова помогли вам представить этих героинь в образах людей? Найдите эти слова.
Дети находят и читают слова «бродили», «забегала», «заглядывала», «говорила».
- Читаем дальше. Кого ещё рисует Маршак?
Ученик.
- Детей, которые укладывались на ночь спать.
- Но если дети и так укладывались спать, как вы говорите, то почему же Дремота и Зевота им говорили об этом?
Ученик.
-Наверное, дети не хотели ложиться спать. Я тоже не люблю ложиться спать, мне хочется подольше поиграть.
- Ребята, узнаёте привычную картину? Наверное, многих из вас приходится уговаривать ложиться в кровать. Значит, рассказывая о детях, автор эту ситуацию не придумал. А взял из жизни.
- А остальные картины, обстановка, в которой действовали Дремота и Зевота, сказочные или настоящие? А чем вы докажете?
Ученик.
- Нет, не сказочные.
- Дремота забегала в обыкновенные калитки и ворота.
- Герои заглядывали в обыкновенные окна и щёлочки дверей.
-а ещё они говорили настоящим детям, чтобы они ложились спать. Здесь всё описано, как в жизни.
- Значит картины реальные, обычные. А что же придуманное, чего не бывает? (Дремота и Зевота). Действительно, только образы героев Дремоты и Зевоты автор придумал, а вся обстановка привычная, обыкновенная, реальная.
5. Физкультминутка
Котик спит, котик проснулся,
Потянулся, улыбнулся
И опять спать… (3раза)
6. Работа над иллюстрацией к тексту (слайд)
- А теперь рассмотрите иллюстрацию к тексту. Что вы на ней видите? (Спящую девочку кошку; луну на небе; и звёзды, ночное небо)
- Давайте разберёмся, что же в рисунке настоящее, а чего не бывает. (Луна на небе бывает ночью, но здесь у луны рот нарисован, глаза закрытые, брови, в общем, она похожа на человека)
- Что же вымышлено художниками: картина или герои? (Картина, а герои: девочка и кошка настоящие)
- Ребята, как вы думаете, где такую картину может человек увидеть? (Да такое может присниться, мне часто снится такое чего не бывает: будто я летаю в облаках, над океаном; самые невероятные истории)
- Вот видите, оказывается, каждый человек может испытать на себе то, что на самом деле не бывает. А теперь вернёмся к тексту стихотворения и к его секрету: почему же авторы рисуют вымышленных героев, но в реальной обстановке, или наоборот, герои реальные, а обстановка сказочная, фантастическая? Подумайте.
Ученик.
- Наверное, чтобы читатель лучше смог представить себе то, чего не бывает.
- Если будет всё вымышленное, чего мы никогда не видели, то мы и не представим себе ничего.
- Вот видите, какой умный вывод вы сделали. В этом кроется основной секрет авторов фантастических произведений: писать так, чтобы читатель смог легко перенести вымысел автора в знакомую, привычную обстановку и сумел нарисовать в своём воображении то, о чём пишется в тексте.
- Работа над выразительным чтением стихотворения
- А сейчас мы будем учиться читать стихотворение выразительно. Но сначала определим, какое оно будет по настроению. Выберите из «Словаря настроения» слова, которые подойдут для определения настроения этого текста. (Оно спокойное, сонливое, успокаивающее: Дремота и Зевота детей укладывают спать; а я думаю таинственное, потому что героини ходили тихо, таясь от всех и крадучись)
- А как вы думаете, такое стихотворение к чему больше располагает: ко сну или к бодрствованию? (Конечно, ко сну)
- Значит, автор этого стихотворения ставит ещё одну задачу: наверное, расположить детей ко сну. Вспомните, как ваши мамы делали, когда хотели вас уложить спать. (Они нам пели колыбельные, рассказывали сказки)
- Какие? Вспомните. (Дети вспоминают и напевают колыбельные песни)
- И как же мамы вам пели? (Мягко, тихо, спокойно, нежно, таинственно. Немножко нас стращали,пугали: «Придёт серенький волчок и укусит за бочок».)
Слайд
Звучит фонограмма колыбельной песни «Спи моя радость усни…»
- Ребята, а это стихотворение похоже на колыбельные, которые вам пели мамы, или на сказки?
Ученики.
- Да, похоже, оно располагает ко сну.
- Здесь тоже говорится о сне.
- Дремота и Зевота уговаривают детей уснуть поскорей.
- Попробуйте прочитать так, как вы сказали. Работать будем в парах. Продумайте тон, темп, силу голоса.
- Послушаем, что у вас получилось?
- Кто на ваш взгляд оказался лучшим читателем? (Дети высказывают свои мнения, обращая внимание на темп чтения, громкость, выразительность.)
- Кто из читающих ребят прочитал так, что захотелось лечь и уснуть?
- Итог урока
- Ребята, а какое на ваш взгляд, домашнее задание можно предложить по окончанию урока? (выучить наизусть, подготовить выразительное чтение, представить героев стихотворения и нарисовать их, пойти в библиотеку, найти и прочитать другие стихи этого автора с фантастическим сюжетом…)
- Как вы думаете, кто из ребят на уроке был самым активным? Что вы можете сказать о своей работе на уроке, как твои друзья работали?
- С вашими стараниями у нас получился хороший урок. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Урок литературного чтения по системе Занкова Л. В. 2 класс. Р. Киплинг." Откуда у кита такая глотка"
Данный урок выявляет особенности сказки Р. Киплинга " Откуда у кита такая глотка" и знакомит с её необычностью....
Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"
Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...
Исследовательская работа на уроках литературного чтения по системе Л.В.Занкова.
Обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках....
Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова 2 класс
А.Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый.."...
Метапредметные результаты. Интегрированный урок литературного чтения и внеурочной деятельности в 1 классе по системе Л.В.Занкова (2016-2017 уч.г.).
Тема урока по литературному чтению - "Поэзия", по русскому языку - "Ударение в словах". На уроке используются технологии доктора Базарного....
Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть...