Конспект урока литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Снеткова Надежда Геннадьевна

Дети знакомятся с русской народной сказкой " Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

На уроке работа над сказкой идет по частям, использую разные виды чтения. Учащиеся учатся кратко пересказывать.

Ведется словарная работа и работа над выражениями. На уроке дети сравнивают картину "Аленушка" и сказку

делают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sestritsa_alenushka_i_bratets_ivanushka_.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

совершенствовать навыки чтения учащихся, умение выделять главное в части, учить краткому пересказу;

продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

Задачи:

  • познакомить с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • учить краткому пересказу;

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»

Планируемые результаты

Предметные:

  • рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;
  • знать содержание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
  • находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению русских народных сказок;
  • ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся на урок.

Учитель: Прозвенел  звонок  на наш открытый урок. Добрый день, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, а что это значит?

1.Ученик: Значит день был по-доброму начат.

2.Ученик: Значит будет по-доброму прожит и умножит все наши дела.

3. Ученик

«Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога

Лучами солнца мир отогревать,

И отдавать, и не считать,

Что отдал много.»

2. Актуализация необходимых знаний

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

-Дети, что вы читали дома?

- Сказку « Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

3.Сообщение темы урока

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Сегодня на уроке будем работать над русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Будем учиться кратко пересказывать сказку.

4.  Цели урока:

Сформулируйте цели урока

Продолжить знакомиться …

Учиться читать …

Учиться отвечать на вопросы…

Учиться кратко…

Назовите героев сказки.

5.Звуковая разминка

Сейчас мы побываем в роли этих героев.

Проведем звуковую разминку

Смотрим на меня и делаем как я.

1.Аленушка плачет тихо а-а-а-а, а потом громко а-а-а-а

1.Купец едет на лошади, цокаем языком

6.Работа над содержание сказки.

Дети, а кто написал сказку?

Да. Это русская народная сказка. Она передавалась из уст в уста и дошла до нашего времени.

 Прочитайте, как начинается сказка.

Что означают слова жили-были?

В каких еще сказках вы встречали эти слова? («Колобок, «Курочка Ряба» и др.)

А какие еще слова встречаются в сказках? (красна девица)

А что это значит?(красивая, скромная, добрая)

А кого в этой сказке можно назвать добрым молодцем?

Почему?

Читаем 1 часть по ролям, готовимся отвечать на вопросы и краткому пересказу.

Почему Аленушка и Иванушка остались дома одни?

Как понимаете выражение «одни- одинешеньки»?

Прочитайте повторы. О чем они говорят?

О чем просит Иванушка сестрицу?

Какие глаголы использует в своей речи?

Как понимаете выражение «мочи нет»?

Передайте смысл этой части кратко по плану?

1.С кем жили Аленушка и Иванушка?

2. Какое горе постигло детей?

3. Что случилось с Иванушкой?

Вторую часть читает …

-Подумайте, какие слова возьмем для сжатого пересказа.

 -Как повела себя Аленушка, когда увидела вместо братца козленочка?

- Как понимаете выражение «залилась слезами»?

 -Кого повстречала Аленушка?

-Что он ей предложил?

- Как понимаете выражение «в злато-серебро наряжу»?

-Что ответила Аленушка»?

-Какие слова возьмем для сжатого пересказа?

Залилась…

Рассказала…

Предложил…

Согласилась…

7.Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8. Работа по частям сказки

Третью часть читаем все вместе «Буксир» ведет…

…читает быстро, правильно, выразительно, а вы дети читаете шепотом, но не отстаете от ведущего)

После чтения ответим на вопросы и составим аннотацию этой части.

-Куда звала ведьма Аленушку?

Как она ее звала?

 Значит, как ведьма поступила с Аленушкой?

Расскажите кратко эту часть т.е. составим аннотацию.

4 часть будут дети читать в паре …

1ученик читает до слов… А ведьма ищет козленочка.

2ученик читает до конца 4-й части

После чтения ответим на вопросы и кратко перескажем эту часть.

Как понимаете выражение «было ведомо»?

Почему ведьма решила зарезать козленочка?

Что для этого она сделала?

Как понимаете значение слова «проведал»?

О чем попросил козленочек купца»?

О чем просил козленочек на берегу Аленушку?

Перескажите эту часть кратко?

Последнюю часть будем читать, используя «чтение спринт»

Губы и зубы плотно сжаты. Читаем, как можно быстро.

После чтения вас ждет сюрприз.

-А сюрприз, вот какой.

Краткий пересказ этой части я записала на доске и рассказ назвала

«рассказ провокация». А почему?

Ваша задача прочитать и найти ошибку.

«Слуга побежал домой, рассказал все купцу. Собрали народ, закинули сети, вытащили Аленушку. Сняли камень, окунули в ключевую воду, нарядили в платье. Аленушка ожила. А козленочек два раза перевернулся через голову и стал мальчиком Иванушкой»

Итак, мы с вами кратко пересказали каждую часть этой сказки. Дома вам нужно приготовить краткий пересказ всей сказки.

9.Работа с картиной.

Рассмотрите картину. Кого вы видите на картине? Что она делает?  Почему она грустит?

Есть ли такой эпизод в сказке?

А что роднит картину и сказку? По этой картине вы писали сочинение. Послушайте одно из них.

10.Подведение итогов

Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

 Почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам?

11.Домашнее задание:

1. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

2. Краткий пересказ сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....

Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.

На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как  урок проводится в 1 классе, то детей  нужно снач...

Конспект урока литературного чтения "русские народные песенки. Английские народные песенки", 1 класс

Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.Цели деятельности учителя: развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского и...

Конспект урока литературного чтения. Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Тип урока: урок систематизации знаний.Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме:"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе, УМК "Школа России"...