Интегрированный урок по литературному чтению на тему: "Весна. Поэт. Писатель. Композитор" 2 класс
занимательные факты по чтению (2 класс)

Юлия Геннадьевна Бутылкина

открытый интегрированный урок по литературному чтению по произведениям О. Высотской «Одуванчик»,  М. Пришвина «Золотой луг»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения и музыки

2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Весна. Поэт. Писатель. Композитор.

О. Высотский «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг»

Вид урока: Интегративный урок. Литературное чтение и музыка.

Тип урока: Урок получения новых знаний

Учитель: Бутылкина Юлия Геннадьевна

Деятельностная цель: создать условия для формирования читательских навыков, развития речи и музыкального восприятия.

Образовательная цель:

- способствовать развитию навыка работы над сюжетом произведения, навыков сравнительного анализа и восприятие музыкальных произведений;

- содействовать выработке внимательного и бережного отношения к природе, воспитанию коммуникативных правил при работе в парах и группе, нравственному воспитанию детей.

Формирование УУД:

  1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности; доброжелательности; привитие любви к русской литературе и музыке.
  2. Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: учить обучающихся ставить перед собой цель, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, проводить контроль и оценку собственных достижений, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; развивать умения работать с текстом, с новой информацией, способствовать расширению и обогащению их словарного запаса.
  3. Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного чтения, умения выражать свое отношение к прочитанному и услышанному, умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

  • Организационный этап.

Цель: создание положительного эмоционального настроя, включение учащихся

в деятельность на личностном уровне

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

Тихо за парты девочки сели,

Тихо за парты мальчики сели

И на меня все посмотрели.

Встало солнышко давно

Улыбнулось нам оно

Пригласило нас всех в класс

Урок чтения и музыки у нас.

Проверка домашнего задание выучить стих. Жуковский «Жаворонок» 1 человек

Ю.Г.:

А мы знаем песню про птицу! (Ласточка)

- Какая тема объединяет стихотворение и песню?( о птицы)

- Что объединяет этих птиц? (Перелетные).

- В какое время года прилетают эти птицы?

- Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о чем? (О весне)

ВЕСНА.

- Кто может писать о весне в литературе?

Поэт

Писатель

- А в музыке?

Композитор

Ю.Г. - Сегодня я познакомлю с биографией известного композитора Чайковский………

Прилет ласточек, жаворонков, скворцов – это признак наступления весны.

- прослушав это произведение мы вспомним еще об одном признаке весны. (Подснежник»)

  • Актуализация знаний, появление проблемы.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и

выявление затруднений.

- Основное изменение в неживой природе весной – это потепление.

- Послушайте, пожалуйста, историю про солнышко, которое заглянуло к нам в гости.

- Встало однажды по весне Солнышко спозаранку и пошло гулять по небу. Смотрит: «Хороша земля! Леса, луга в зеленом наряде. Но чего - то не хватает?» – подумало солнышко. «Чем людей порадовать»? Взмахнуло оно лучиком, и засветились луга желтыми огоньками. «На меня похожи!»- обрадовалось Солнышко и пошло дальше прогуливаться по небу.

- Вы догадались, что это за огоньки, которыми засветились луга?

(Одуванчики) – СЛАЙД 2

- Конечно же, вы все знаете и видели эти цветы! Что вы можете рассказать о них? (Одуванчик одним из первых появляется весной - первоцвет, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.)

А кто из вас думает, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым, и даже зелёным?

- Давайте поиграем в игру «Верно ли?»

  • Целевая установка урока.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.

1. Стадия вызова: игра «Верно ли?» (Приём технологии РКМ)

- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на слайде. Цифрами я указала № вопросов. Слайд!

- Я буду вам читать вопросы, которые начинаются со слов "Верно ли?".

- Если вы верите или знаете наверняка, то в первом столбике поставьте знак "+", если нет, то "-", если, сомневаетесь, то «?».

(Учитель читает вопросы, дети ставят + или -)

  1. Итак, верно ли, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым?
  2. Верно ли, что он может быть и зелёным?
  3. Верно ли, что одуванчик – загадочный цветок со своими секретами и тайнами?
  4. Верно ли, что одуванчик – лекарственное растение?
  5. Верно ли, что одуванчик употребляют в пищу?

- А сейчас скажите, пожалуйста, кто из вас был полностью уверен во всех своих ответах?

- Значит, какая задача стоит сегодня на уроке перед вами? (Расширить или уточнить свои знания об одуванчике).

- А как вы думаете, для чего пригодятся наши знания об одуванчике? (В старших классах и в жизни).

(Если докажем, что одуванчик – лекарственное растение, то будем использовать для лечения, если докажем, что можно использовать в пищу, то на кухне)

  • Объявление темы урока, работа с текстом до чтения.

Цель: развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию и фамилии автора.

- Откройте, пожалуйста, содержание учебника и найдите страницу, на которой находится произведение «КИЧНАВУДО»! Слайд

- Кажется, ребята, я неправильно записала название!

Помогите мне, пожалуйста, его восстановить! (Одуванчик)

- Итак, открываем учебник на странице…121.

- Кто написал произведение «Одуванчик»? (О.Высотская)

Познакомимся с биографией О.Высотской (дать детям подготовить) +портрет Слайд

Первичное чтение произведения 1.

Вопросы:

  1. Понравилось ли вам произведение?(полным ответом)
  2. Какое настроение вызывает это произведение?
  3. Какую картину представляете?
  4. А к кому жанру определим? (Стих-е)
  5. Тема произведения? (О природе)
  6. Объясните выражение «Он большого солнца, маленький портрет»

- Сейчас, с\но, про себя потренируйтесь выразительно читать.

- В парах!

(спросить 1-3 детей).

- А сейчас давайте отдохнём! Встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы одуванчики.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый на поляну налетит,

Всё вокруг зашелестит.

Одуванчика пушинки разлетятся хороводом

И сольются с небосводом.

Ю.Г. Песня «Одуванчик»

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, «Золотой луг»

- Прочитав только название, можно предположить, о чем пойдёт речь?

(Да, мы уже знаем, что одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко, растущий на лугу). Слайд!

- Как вы понимаете выражение «Золотой луг»? (Жёлтый луг, жёлтый цвет также называют золотым).

- А кто автор произведения? (М. Пришвин). Слайд!

- Мы знакомы с его биографией и произведениями!

- С какими его произведениями мы уже работали?

(«Старый гриб» и «Лисичкин хлеб»)

Мы послушаем с вами это произведением, а вы внимательно послушайте и откройте секрет одуванчиков!

  • Беседа по прочитанному произведению. Словарная работа.

- Какие секреты одуванчика узнали?

- Я попрошу вас закрыть глаза и попробовать представить золотой луг.

- Откройте глаза и сравните свою картинку с картинкой на слайде. (слайд)

- Совпали ваши представления?

- А видели вы когда-нибудь такое в природе?

- Почему так происходит?

- К какому жанру можно отнести это произведение?

(Это рассказ)

- Для чего автор написал этот рассказ?

- Продолжаем работать с рассказом и искать информацию об одуванчиках, тем самым искать ответы на вопросы, которые возникли перед нами в начале урока.

- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам поработать в группе.

- Объединитесь в четвёрки! В каждой группе выберите капитана, кто записывает ответ и кто помогает :

На всю работу не более 3 минут!

Вопросы для обсуждения по четвёркам:

I четвёрка:

1. Почему М. Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

2. Найдите подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте.

II четвёрка.

  1. Почему луг стал зелёным?
  2. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? (Пальчики на ладошке).

Найдите в тексте и подчеркните.

III четвёрка.

  1. Как рассказчик в начале своего повествования называет одуванчики?

Найдите в тексте и подчеркните простым карандашом.

(Неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны).

  1. Как в конце рассказа называет одуванчики рассказчик?

(Один из самых интересных цветов).

IV четвёрка.

  1. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
  2. Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Найдите в тексте и подчеркните простым карандашом.

V четвёрка.

  1. Благодаря чему изменилось мнение героя об одуванчиках?

аблюдательности).

  1. Что он заметил? Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

VI четвёрка

  1. Является ли одуванчик лекарственным растением? Что лечит?
  2. Можно ли употреблять одуванчик в пищу? В какие блюда добавляют?

  • Выступление капитанов (ответы на вопросы)!

  • Вывод:

- Итак, поработав с рассказом, какому выводу вы пришли? Что можете сказать об одуванчике? (Одуванчик – интересный загадочный цветок со своими тайнами и секретами).

- Какие тайны помог вам раскрыть этот рассказ? (Одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым, и даже зелёным).

Доп. - А хотите узнать, какие ещё тайны (секреты) у одуванчиков есть? Слайд!

  1. Одуванчики закрывают свои ладошки не только к вечеру, но и перед дождём.
  2. Существует такая примета «Одуванчик снимает свой шар — к дождю».
  3. Листья и корни одуванчика используют для лечения кашля и улучшения аппетита.
  4. Из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
  5. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

  • Итог урока.

- Ну а сейчас, наверное, настало время подвести наш главный итог: какая задача стояла перед нами в начале урока? (Узнать, как можно больше об одуванчиках, а заодно и уточнить свои знания об этом цветке).

- Давайте вернемся к вашим ответам в начале урока, которые записывали в таблицу, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы, а вы во втором столбике ставьте нужный знак: + - ?

  1. Итак, верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым?
  2. Верите ли вы, что он может быть и зелёным?
  3. Верите ли вы, что одуванчик – загадочный цветок со своими секретами и тайнами?
  4. Верите ли вы, что одуванчик – лекарственное растение?
  5. Верите ли вы, что одуванчик употребляют в пищу?

- Какой можно сделать вывод? Больше вы узнали об одуванчиках, чем знали? Можете теперь с уверенностью ответить на все эти вопросы, если вам их зададут позже? Сможете свои знания применить в жизни?

- Мы учились открывать тайны одуванчика, а какое открытие для себя сделали сегодня вы? Или к какому выводу вы пришли? Что поняли? (Мир богат чудесами, и чтобы это увидеть, надо не просто смотреть, но уметь видеть, чувствовать и открывать эти тайны).

- Всю свою жизнь писатель Михаил Пришвин открывал тайны природы. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, и в каждом из них он призывает своих читателей не только любоваться природой, но и защищать ее.

  • Итоговая рефлексия.

Цель: Оценить результаты собственной деятельности.

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

- У вас на столах лежит одуванчик, но он не раскрашен. Возьмите его в руки, и если вам было интересно на уроке, пусть он у вас раскроет свои лепестки и станет золотым, а если было скучно - останется бесцветным.

- Прикрепите свой одуванчик на доску.

- Посмотрите, что получилось?

- У нас получился именно ЗОЛОТОЙ ЛУГ! Иллюстрация, которая полностью соответствует названию произведения М. Пришвина.

И, конечно же, мы точно выяснили, что на одну и ту же тему могут создавать свои произведения Кто? ПОЭТ. ПИСАТЕЛЬ. КОМПОЗИТОР.

Ю.г.

- Спасибо за работу на уроке! Урок окончен!

Полезные свойства одуванчика

Например, из молодых листьев и стеблей одуванчика делают вкусный салат. А из цветков этого растения, оказывается можно приготовить варенье. Поджаренные корни одуванчика могут с успехом заменить кофе.

Используют одуванчик и в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней и обладают, например, антивирусными свойствами.

Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками.

I четвёрка:

  1. Почему М. Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

2. Найдите подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте.

II четвёрка.

  1. Почему луг стал зелёным?

  1. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? Найдите в тексте .

III четвёрка.

  1. Как рассказчик в начале своего повествования называет одуванчики? Найдите в тексте.
  2. Как в конце рассказа называет одуванчики рассказчик?

IV четвёрка.

  1. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

  1. Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Найдите в тексте.

V четвёрка.

  1. Благодаря чему изменилось мнение героя об одуванчиках?

  1. Что он заметил? Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

VI четвёрка

  1. Является ли одуванчик лекарственным растением? Что лечит?

  1. Можно ли употреблять одуванчик в пищу? В какие блюда добавляют?

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. “Сережа!” — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Биография

Ольга Ивановна Высотская, родилась 19 июля 1903 года советская детская поэтесса, переводчица, драматург.. Первая книга "Старушкины игрушки" вышла в 1930 году. Писательницей было написано много стихотворений, песен, сказок, сказочных пьес (по мотивам русских и зарубежных сказок). Музыку на её слова писали композиторы М. Л. Старокадомский, М. В. Иорданский, Д. Б. Кабалевский. Ее стихи очень нежные, добрые, легко читаются, поэтому они очень нравятся детям.

В 1967 году Ольга Ивановна выпустила сборник стихов для взрослых "Поиски тепла".

В сборнике "Разговор с весной" собраны самые известные её произведения.

Она была большой труженицей и всю свою жизнь без остатка посвятила исключительно писательскому делу.

Ольгой Ивановной Высотской было написано много интересных произведений, такие как: «Веселый поезд», « Гости», «Гришины подарки», « Детский сад», «Дорогая наша мама» , «Ёлочка» , «Звёздочки», «Летняя физкультурная», «Муха-путешественница», «Новогодние огни», «Одуванчик» , «Салют», «Снежный кролик» , «Флажок» , «Холодно!».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоциональ...

Урок по литературному чтению в разделе "Русские поэты". Тема урока: А.С. Пушкин "Зимний вечер"". 3 класс

Исторический экскурс в жизнь и творчество Александра Сергеевича пушкина. На уроке углубленная работа над художественными средствами, расширение словарного запаса, умение чувствовать и понимать строй с...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...

Интегрированный урок по литературному чтению и технологии по теме Рукавичка 1 класс

Учащиеся познакомятся с  русской народной сказкой. На уроке будут анализировать и сравнивать сказки "Теремок" Чарушина и "Рукавичка". А так же изготовят сказочных героев из пл...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Весна! Весна! И все ей радо!»

quot;Весна! Весна! И все ей радо!" Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение"...