Урок по литературному чтению в разделе "Русские поэты". Тема урока: А.С. Пушкин "Зимний вечер"". 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Исторический экскурс в жизнь и творчество Александра Сергеевича пушкина. На уроке углубленная работа над художественными средствами, расширение словарного запаса, умение чувствовать и понимать строй стиха, работа над выразительными средствами, визуальная и звуковая презентация на уроке, опережающая обучение, привитие любви к русскому слову, развитие монологической речи, высокий уровень восприятия поэзии, умение самостоятельно находить нужные строфы в ткане произведения, побуждаемые вопросами учителя, эврестическая беседа, постояная обратная связь между учителем и учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
- Организационный момент
Ребята сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Будет выразительно читать, учиться сопереживать чувствам поэта. На экране вы видите эпиграф – это главная мысль нашего урока. Мы вернемся к ней позже.
- Актуализация знаний. Повторение. Разговор о стихотворении «Зимнее утро»
На прошлом уроке вы читали и разбирали стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Вам нужно было выучить его наизусть
- Когда оно было написано (1829 году)
- Где находился поэт в это время? (Село Михайловское)
Да, он находился в родовом поместье.
- Что происходило в это время с поэтом.
(В это время он был влюблен в Наталью Николаевну Гончарову)
- Что чувствует влюбленный человек? Вы еще этого не испытали, но как вы думаете? (радость, веру в счастье, надежду, любовь)
Весь мир воспринимается в ярких тонах.
Прочитайте картины природы, которые рисует Пушкин и они созвучны настроению поэта.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Тем не менее, картины природы меняются.
- Что было вчера вечером или как пишет поэт «вечер», что значит вчера вечером.
- С какой интонацией мы прочитаем эти стороки?
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
- Что значит мгла? (полумрак, света нет, темно)
Это слово встретится у нас ещё раз на уроке.
- Куда рвется душа А.С. Пушкина? (к свободе, которую он так любил и ценил, к воле, к простору, к любимым местам)
- Работа со словарем. Настрой на восприятие.
- Как называются произведения, в которых автор выражает свои чувства (лирика)
- А герой, от лица которого идет повествование (лирический герой)
- А здесь, кто лирический герой (Сам Пушкин)
- Первичное восприятие текста
А сегодняшнее стихотворение тоже лирическое. Написано ранее в 1825 году там же в селе Михайловском. Только в это время поэт находился там в ссылке.
Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. Вы уже работали с ним на уроках русского языка.
ЧИТАЮТ
Ссылка это не тюрьма, конечно, но человеку, находящемуся в ссылке, тем более такому свободолюбивому человеку как Пушкин было очень тяжело, ему было ещё запрещено появляться в Петербурге.
Сейчас вы будете слушать это произведение в исполнении актера. Я бы хотела, чтобы вы почувствовали настроение Александра Сергеевича в его строках.
ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ
- Что же вы можете сказать о чувствах поэта в этом стихотворении (безысходность, тоска, печаль, ничего не изменится)
Как я рада, что вы учитесь сопереживать. Вы очень хорошие слова нашли. Первый шаг, к понимаю поэзии, вы уже сделали.
- Вторичное восприятие текста. Разбор непонятных слов.
Прочитайте стихотворение сами, с карандашом в руках и отметьте непонятные вам слова.
КРОВЛЯ ОБВЕТШАЛАЯ (крыша старенькая)
СОЛОМОЙ ЗАШУМИТ (крыли бедные дома)
ПУТНИК ЗАПОЗДАЛЫЙ (долго был в пути, не успел к месту назначения, таких людей принято было пускать в дом, они застигнуты непогодой)
ВЕТХАЯ ЛАЧУЖКА (избушка небольшая)
ВЕРЕТЕНО (палочка, на которую наматывали пряжу)
А как же А.С. Пушкин в ней оказался? А вам сейчас расскажу. Вся семья Пушкиных уехала, поэт остался один в большом доме, который сложно было протопить. Одиночество легче перенести с родным человеком, с няней.
Вот даже прочитав только эти слова, еще я суда добавлю слова мгла, о котором мы с вами говорили в начале урока, оно очень хорошо встает в этот ряд. В литературе они называются ключевыми. Мы можем представить картину, происходящую за окном, а также о том какое состояние у поэта.
- Работа с художественными средствами
Прочитайте первую строфу.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
- Какие художественные средства использует поэт (олицетворение). А ещё? (сравнение)
Обратите внимание, как выстроена строфа, как нужно её прочитать, чтобы передать интонацией звуки ветра.
ЗВУКОВОЙ РЯД
Давайте вместе. Молодцы!!!
- Почему сравнение, то, как зверь она завоет, то заплачет как дитя? (ветер то стихает, то вновь набирает силу)
- Какие чувства возникают в душе любого человека? (страх, пугается, душа его мечется). Настроение поэта находится в созвучие с природой.
- Где в это время находится Пушкин, прочитайте мне, пожалуйста.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
- Как вы думаете, а почему автор называет её ветхой лачужкой, ведь она скажем так и не была очень уж старенькой (чтобы показать незащищенность человека перед природой, перед её разгулом)
- А почему печальна? (монотонность завывания ветра, тоска в душе)
- Разговор о родном человеке, который скрашивает одиночество
В домике с няней, с родным человеком Пушкину легче переносить одиночество, ссылку, суровую зиму.
ПОРТРЕТ НЯНИ
Взгляните в лицо этой женщины, Арины Родионовны.
- Что вы можете сказать о ней? Ведь у каждого из нас на лице написаны наши душевные качества.
- А она какая? (Добрая, мудрая, любящая)
Ребята я нашла стихотворение, в котором говорится о том, как няня относилась к поэту, о её любви к нему.
А кто он ей?
Не сын, не внук –
Дитя господское. И все же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души.
Но этот был ее любовью.
А.С. всегда ценил и чувствовал эту любовь. Он любил её больше чем родную мать.
- Прочитайте, как он к ней обращается? (подружка, друг, старушка)
- Какой суффикс употребляется в словах, обращенных к ней (ушк)
- А что вы знаете об этом суффиксе (он уменьшительно-ласкательный)
- Значит, как оно относился к ней? (с нежностью, с любовью)
КАРТИНА ПУШКИН И НЯНЯ
- Как вам кажется, почему в такой позе Пушкин сидит за столом? (он слушает няню)
(пишет стихи, думает, в стихотворении есть подсказка)
- Как вы думаете, что она ему рассказывает, о чем он её просил? (может, пела или рассказывала)
Найдите эти слова в тексте. Прочитайте.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Арина Родионовна рассказывала ему сказки, которые слышала от своих деревенских родных, бабушек. Она же ведь была из крестьян.
- Как называется такое творчество, ведь она не читает ему книгу (устное народной творчество, фольклор).
Александр Пушкин потом художественно оформлял эти сказки, и они становились авторскими.
- Какие сказки Пушкина вы знаете?
Прочитайте выразительно.
- Роль стихотворений А.С. Пушкина в нашей жизни
Эпиграф. Как вы его понимаете?
Стихи Пушкина если вы захотите, будут рядом с вами всю жизнь, почему? (красивые, мелодичные, напевные, в них есть ритм, рифма)
Ведь его уже давно нет на земле, а его произведение читают и перечитывают многие поколения людей.
- Как мы можем назвать авторов, чьи произведения живут и нужны людям и сейчас и будут нужны вашим детям. Таких творцов называют классиками.
НА ДОСКЕ
- Кого вы можете назвать в этом ряду (Лермонтов, толстой, Чехов, Есенин)
Творчество классиков сберегаются людьми.
Стихи Пушкина переведены на многие языки мира.
Его творчество, знают в разных уголках нашей земли. Многие произведения А.С. Пушкина положены на музыку.
Послушайте отрывок стихотворения «Зимний вечер» положенного на музыку.
А недавно, посещая Русский музей, вы видели памятник Пушкину на площади искусств, тоже известный во всем мире, его автор скульптор Аникушин. Этот памятник, как и адмиралтейская игла, является символом нашего города.
ИЗОБРАЖЕНИЕ
- Как вы думаете, в какой момент Аникушин изобразил Пушкина (читающего свои стихи). Его рука как бы обращена к потомкам.
Вы молодцы ребята.
Мне кажется, что чувства поэта стали понятны и вам. Значит вы стали умнее, взрослее.
Спасибо Вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир глазами поэтов. Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
урок посвящен теме олицетворения в стихотворениях русских поэтов и проходит в форме беседы с элементами исследовательской работы. ...
Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"
Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Конспект урока по литературному чтению с презентацией по теме "Первопечатник Иван Фёдоров" для 3 класса
Данная методическая разработка составлена по УМК "Школа России" для 3 класса, тема "Первопечатник Иван Фёдоров", в разработке есть презентация и присутствует ссылка на фрагмент из исторического фильма...
Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».
Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....
План урока по литературному чтению на якутском языке. Тема урока: Николай Якутскай «Дьукаахтыылар».
План урока по литературному чтению на якутском языке. Н.Г. Золотарев-Якутский "Дьукаахтыылар"...
Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов (3 класс)
Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов для 3 класса к УМК "Школа России" в форме урока-иссле...