Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Джанни Родари. Солнце и туча"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Джанни Родари. Солнце и туча"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Секрет счастья. Джанни Родари «Солнце и туча».

Класс: 2 класс.

Цель урока: формировать представление обучающихся об оценочной характеристике героев и умение ее составлять. Учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев. Формировать навык грамотного внимательного чтения. Развивать словарный запас, устную связную речь.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование знания о нравственных качествах людей.

Развивающие:

  • актуализировать имеющиеся знания по пройденной теме.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в паре, в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • изучение творчества Джани Родари;
  • умение составлять оценочную характеристику героя произведения.

Метапредметные:

  • Познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения.
  • Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.
  • Коммуникативные: развитие навыка учебного сотрудничества с учениками и учителем, формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение.
  • Личностные: оценка своего поведения на уроке, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

Оборудование: иллюстрации, интерактивная доска, карточки, презентация.

Этап фрагмента урока

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный этап, мотивация

Организовать внимание, настроить на работу.

Добрый день, ребята! Перед тем, как начать наш урок, проверьте, все ли есть у вас на парте.

Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем урок литературного чтения.

Сегодня на уроке нас ждут удивительные открытия. Готовы?

Приветствуют учителя, гостей. Готовятся к уроку.

Актуализация необходимых знаний

Актуализировать ранее полученные знания, необходимых для изучения нового материала

- Ребята, назовите, пожалуйста, название раздела, который мы начали изучать.

- Что такое чудо?

- А какие произведения и каких авторов из этого раздела мы с вами уже прочитали? Слайд 1.

А сейчас вспомните и обсудите в парах, о каких нравственных качествах нам говорят эти произведения?

О каких нравственных качествах мы говорим, когда читаем «Маленькие принц»?

А какие слова сказки Экзюпери вам запомнились?

- В нашем разделе сказано «Обыкновенное чудо». А где мы можем увидеть чудо?

- А на уроке литературного чтения где мы будем искать чудо?

- В произведениях какого жанра чаще всего встречается чудо?

- Почему вы так решили?

- А вот Борис Заходер считает, что к сказкам относится и та, которую мы будем сегодня читать (слайд 2).

- Назовите автора сказки.

- Какие произведения этого автора вы уже читали?

Кроме «Чиполлино» Джанни Родари написал много других сказок, удивительных историй, замечательных стихов, запомните название этих произведений, вы всегда их можете взять в библиотеке.

- А мы продолжим. Почитайте название произведения (табличка на доску). Кто будут герои этого произведения?

- Рассмотрите их, они уже здесь (картинки на доску). Читали ли вы эту сказку Джанни Родари? А хотели бы почитать?

- «Самое обыкновенное чудо»

- Чудо - это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью.

- Владимир Орлов «Я рисую море», Глеб Горбовский «Розовый слон», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

- «Розовый слон»: нежность, сочувствие, доброта, жалость, «Я рисую море»: остроумие, находчивость, наблюдательность, романтичность.

- Любовь, дружба, сопереживание, ответственность.

Дети отвечают.

- В цирке, в кино.

- В книгах, текстах, словах автора.

- В сказках.

- Именно в сказках много волшебства, фантазии, с героями сказок происходят необыкновенные приключения, есть добрые и злые силы.

- Джанни Родари.

- Приключение Чиполлино и др.

- «Солнце и туча».

- Солнце и Туча.

Открытие нового знания

Сформировать представления о

Научить

Научить задавать вопрос к

Работа по учебнику, словарная работа. –

- Тогда открывайте учебник на странице 122. Начнем читать сказку автора.

- На чём путешествовало солнце? Что такое колесница? Слайд 3. (Колесница древняя двух или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей.)

- А почему у солнца была огненная колесница?

- Что значит «щедро разбрасывало лучи»? Что такое «щедро»?

- Почему все радовались с солнечным лучам?

- А кому не нравилось солнце?

- Почему у неё было грозовое настроение? Что значит грозовое настроение?

- Как туча называла солнце?

- Кто такой транжира? (Транжира – человек, который легко тратит, раздаёт что-либо).

- А еще как называла туча солнце?

- Почему «дырявые руки»?

- О каком человеке так говорят?

- Почитаем дальше. Почему все старались заполучить свою частичку солнца? Как вы думаете солнце послушает тучу?

- Дочитаем сказку до конца. Чему удивилась туча?

- Чем закончился день для тучи?

- А для солнца?

- На колеснице.

- Солнце жаркое, как огонь, поэтому и колесница огненная.

- Щедрый - не скупой, не жадный.

- От солнечных лучей всё вокруг пробуждается. Глядя на солнце, у всех поднималось настроение, тёплые лучи пригревали, и от этого на душе также становилось теплее. – Туче.

- Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее страх.

- Транжира.

Дети высказывают предположения.

- Дырявые руки.

- У которого всё валится из рук.

- Солнце - это тепло. Тепло – это жизнь.

- Тому, что к заходу солнца не пропало ни одного лучика, все они были вместе.

- Туча рассыпалась градом.

- Солнце весело бултыхалось в море.

Физминутка

- А сейчас встаньте и покажите, как это «весело бултыхалось»?

Дети показывают.

Первичное закрепление

Закрепить материал, изученный на уроке.

- Охарактеризуйте главных персонажей этой сказки. Какой солнце? А что вы можете сказать о туче?

- Ребята, как вы думаете, на чьей стороне симпатии автора? Так кто же был счастливее? Почему?

- Кого напоминают солнце и туча речью?

Выберите и назовите одним самым точным словом, какое было солнце в этой сказке, а какой была туча.

- Сделайте вывод на примере наших героев, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы быть счастливым. Какой же секрет счастья открывает автор каждому из нас? Что хотел сказать Джанни Родари, когда в конце сказки написал, что лучей не убавилась?

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством этого замечательного писателя. А сейчас я предлагаю написать синквейн: первый вариант – солнце, второй вариант – туча. Правила составления синквейна у каждого на столе.

- Щедрое.

- Холодная, злая, скупая.

- На стороне солнца, потому что у него было хорошее настроение, оно дарило всем свет и тепло и от этого получало удовольствие. А значит и было счастливо.

- Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как тучи.

- Щедрое (карточку на доску), жадное (карточку на доску).

- Щедрость (табличка на кластер)

- Счастье в том, чтобы быть щедрым по отношению к окружающим.

- Счастлив тот, кто щедро умеет дарить радость другим. Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче.

Проверка три человека

Рефлексия

Подведение итогов урока. Проведение рефлексии обучающихся по эмоциональному состоянию.

Ребята, подскажите, пожалуйста, достигли мы поставленной цели? Возникли ли у вас трудности? Что вам большего всего запомнилось? Вы, ребята, все молодцы, хорошо работали на уроке, старались. Я предлагаю каждому оценить свою работу. Если вам понравилось на уроке, и у вас всё получилось, смело выбирайте солнышко. Если вы не очень были уверены, и у вас что-то не получалось, тогда - тучку и солнышко. Ну а если ничего не получилось, вам было неинтересно – тучку. Какой у нас получился солнечный урок!

А теперь запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Спасибо, благодарю за урок!

Отвечают на вопросы, подводят итог занятия.

Выполняют рефлексию.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс "Дж.Родари. Волшебный барабан" УМК "Перспектива"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с произведением Джанни Родари «Волшебный барабан», формирование навыка работы с текстом.Задачи урокаДидактические:1 По...

Технологическая карта урока литературного чтения "Дж. Родари "Волшебный барабан", 3 класс

Тема: "Дж. Родари "Волшебный барабан"Цели деятельности учителя: ознакомление с авторской сказкой "Дж.Родари "Волшебный барабан"Планируемые результатыПредметные:знать...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. "Ветер и Солнце" (2 класс) УМК "Школа России"

Тема урока: «Ветер и Солнце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки К.Д.Ушинского «Ветер и Солнце...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...