Рабочая программа "Общение и чтение"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, учебно-методическим комплексом по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._obshchenie_i_chtenie_variant_6.4.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«БАРНАУЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 6»
«УТВЕРЖДЕНО» приказ № 205 «01» сентября 2023г. |
Рабочая программа
по общеобразовательному курсу
«Общение (общение и чтение)»
начальное общее образование
(вариант )
3 В класс
Учитель разработчик: Голова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу разработана в соответствии адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (для подг.-4 классов) (вариант ) Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6», учебным планом, календарным учебным графиком, утвержденными на текущий учебный год, учебно-методическим комплексом по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Основные задачи реализации курса
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Обучение чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Общая характеристика учебного предмета
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Общение и чтение» предполагает обучение учащихся следующим вариантам «чтение»:
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках и картинах;
- «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на
пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
- «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов,
документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);
- «чтение» пиктограмм;
- глобальное чтение;
- чтение букв, цифр и других знаков;
- чтение по складам.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся.
Описание места учебного предмета
В связи с индивидуальными особенностями обучающегося, время учебной нагрузки сокращено. На изучение курса выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)
Количество часов индивидуализировано в СИПР обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
- формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына или дочери, пассажира, покупателя) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные
а) овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм, графических изображений), неспецифических жестов;
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом;
б) умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет);
в) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом обучающегося:
понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира;
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
чтение в доступных обучающемуся пределах, понимание смысла узнаваемого слова
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 37ч |
2. | Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. | 31 ч |
итого | 68 ч |
Поурочное тематическое планирование
Название раздела, темы | Количество часов | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | ||
1-4 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 4 |
5-7 | Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 3 |
8-11 | Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 4 |
12-14 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 3 |
15-18 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 4 |
19-22 | Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 4 |
23-25 | Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 3 |
26-29 | Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 4 |
30-33 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 4 |
34-37 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 4 |
Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. | 31 | |
38-41 | Соотнесение предметов с соответствующим изображением. Животные. | 4 |
42-44 | Соотнесение одинаковых изображений. Животные. | 3 |
45-48 | Соотнесение предметов с соответствующим изображением. Овощи. Фрукты. | 4 |
49-51 | Соотнесение одинаковых изображений. Овощи. Фрукты. | 3 |
52-56 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 5 |
57-61 | Реагирование на перемещение предметов в пространстве | 5 |
62-64 | Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) | 3 |
65-68 | Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 4 |
итого | 68 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Используются дидактические материалы и ресурсы учебно-методического комплекса по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) () в соответствии с тематикой урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Литературное чтение"
программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...
Рабочая прграмма по чтению УМК "Перспективная начальная школа"
Преподавание курса литературного чтения 1 класса осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по УМК "Перспе...
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
- Мне нравится (1)