Конспект урока литературного чтения, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Николай Некрасов "На Волге"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Дятлова Вероника Олеговна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 21.03.2022

Школа: Академический лицей №95

Класс: 3-7

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 310 Студент: Дятлова Вероника Олеговна

Группа: 31

Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Николай Некрасов «На Волге»»

Тип урока: урок «открытия» нового

Цель урока: знакомство с биографией Николая Некрасова и его произведением «На Волге»

Задачи урока

 Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с биографией Н. А. Некрасова и стихотворением «На Волге»;

2) учить выразительно читать, анализировать стихотворение. Предметные:

1) читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту;

2) понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ текста;

2) развивать умение обучающихся анализировать содержание прочитанного/прослушанного, делать выводы. Личностные:

1) представление о честности, отзывчивости, смелости.

2) потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы.

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2) воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник в 2ч./ Н.А. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2013.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 21.03.2022

Школа: Академический лицей №95

Класс: 3-7

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 310

Студент: Дятлова Вероника Олеговна

Группа: 31

Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Николай Некрасов «На Волге»»

Тип урока: урок «открытия» нового  

Цель урока: знакомство с биографией Николая Некрасова и его произведением «На Волге»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)   познакомить обучающихся с биографией Н. А. Некрасова и стихотворением «На Волге»;

2)  учить выразительно читать, анализировать стихотворение.

Предметные:

1)  читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту;

2) понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ текста;

2) развивать умение обучающихся анализировать содержание прочитанного/прослушанного, делать выводы.

Личностные:

1) представление о честности, отзывчивости, смелости.

2) потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы.

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник в 2ч./ Н.А. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2013.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное обрудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Олеговна, и сегодня урок литературного чтения, проведу у вас. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Занимайте свои места.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями.

-Перед началом работы послушайте внимательно, если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз.

- Теперь можем идти дальше.

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Проверяют свою готовность к уроку.

Палец вниз

Палец вверх

УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация, слайд 1-2

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует подходящий диалог к теме урока.

- Ребята, вы любите читать?

- А почему?

- На экране вы видите пословицу, прочитайте ее пожалуйста.

- Как вы ее понимаете?

-Чтобы хорошенько подготовиться к чтению на уроке давайте проведем речевых разминку. На экране вы видите две строчки:

Часовщик, прищурив глаз,

 чинит часики для нас.

Вам нужно прочитать ее: А) с чувством радости

Б) с чувством огорчения.

- Молодцы, а какие у вас любимые поэты или писатели?

- Сегодня мы с вами будем знакомиться с одним знаменитым поэтом и писателем, а что это за писатель, вы узнаете, отгадав шифр:

Лиокйан Сенаркво.

-Верно, а теперь посмотрите на картины. Что на них изображено?

-Верно, это одна из самых крупных и знаменитых рек в России. Как она называется?

- Как вы думаете, я просто так показала вам картины Волги?

-А для чего я вам их показала?

- да

Варианты ответов

- Чтение – к мудрости движение.

- если хочешь стать мудрым нужно много читать и набираться знаний

Варианты ответов

Читают фразу

Варианты ответов

-Николай Некрасов

- река

-Волга

- нет

- произведение будет о Волге

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- А может у вас появились предположения, какая тема урока будет нами обозначена? Попробуйте сформулировать тему.

- Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры:

1. Узнать…

2.Учиться…

- Прекрасно, если есть тема и цели, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее.

1. Узнаем о биографии…

2. Ознакомимся с…

3. Выполним …  

4. Сделаем…

-Совершенно верно!

Формулируют тему и цели урока.

- «Н.А.Некрасов «На Волге»

1. Узнать больше о биографии Н. А. Некрасова;

2. Учиться выразительно читать стихотворное произведение и анализировать его.

1. Узнаем о биографии Н. А. Некрасова.

2. Ознакомимся с отрывком поэмы «На Волге».

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Сделаем выводы по теме урока.

УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий

УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация.

«Открытие» детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Наглядный: демонстрация

Практический: работа с карточками

Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение

Организует работу с учебником.

- Познакомимся с творчеством Николая Алексеевича Некрасова. Он родился в далёкий 1821-й год в губернии под названием Подольская в небольшом городке Немиров. Его семья была многодетной – в ней было 13 сестёр и братьев Николая и его родители. В 11-лет Николай уже писал стихи, учась в гимназии в Ярославле. В 17 лет после окончания гимназии Николай он оказался на распутье: он поступил на военную службу и должен был её продолжать, но увлёкся лекциями по философии в Петербургском университете и стал их посещать. Николай очень много занимался в университете и стал очень хорошим публицистом и одновременно он писал прекрасные стихи, которые публиковались в известных журналах. В 1840 году он впервые начал публиковать свои работы в журнале «Отечественные записки», позднее в 1847 году в журнале «Современник».

- Откройте учебник на стр. 138. Перед вами отрывок поэмы «На Волге» - детство Валежникова. Автор рассказывает в нем о собственном детстве, но от лица выдуманного персонажа – Валежникова. Давайте приступим к чтению, читаем по цепочке по одной строке.

- Помним, что мы читаем:

1) правильно;

2) громко;

3) выразительно.

- Читаем до страницы 139.

- Давайте пока что на этом остановимся и проанализируем прочитанное. Кто мне скажет, любит ли этот мальчик природу? С кем он себя сравнивает? Ответы доказываем примерами из текста.

- Как вы думаете, мальчик чувствует себя частью природы?

- Продолжаем чтение так же по цепочке.

- Докажите, что герой не взрослый, а ребенок.

- Мальчик верит в бабушкины сказки?

- Хорошо, и нам остался последний отрывок.

Слушают учителя.

- да, любит (я убегал к родной реке…)

- со зверьком (то, как играющий зверок…)

- да (бегу, на помощь рыбакам, катаясь с ними в челноке)

- «что дерзкий мальчик затевал…»

- да ( гуляют черти на пруду! И в ту же ночь пошел я сад, не то, чтоб я чертям был рад)

УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практ.: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте все со своих мест, задвиньте стулья и приготовьтесь.  Повторяем движения из видео фрагмента.

Повторяют движение за учителем.

Первичноезакрепление (4-5 минут)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

 беседа демонстрация слайдов

Организует работы по закреплению материала.

- Сейчас вам нужно поработать в парах и найти в тексте отрывки, доказывающие, что Некрасов писал о мальчике, чья жизнь похожа на его собственную. Для начала давайте вспомним правила работы в группе:

1) Уважать друг друга

2) Слушать друг друга

3) Недовольство высказывать вежливо

- Закончили? Давайте проверим то, что у вас получилось.

Выполняют задание.

- «я рос, как многие, в глуши…»

« я убегал к родной реке…»

« и песню громкую пою

про удаль раннюю мою»

УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить;

УУПД: работать по предложенному плану.

Презентация, учебник

Самостоятельная работа

(3-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Сейчас поработаем самостоятельно, необходимо для начала подписать фамилию на карточках, которые я вам раздала, в правом верхнем углу. Это тест, в нем 5 вопросов. Отмечаем ответ кружочком.

Тест:

1) Фамилия главного героя прочитанного нами отрывка произведения " На Волге":

А) Корабейников

Б) Валежников

В) Петров

2) С кем сравнивает себя герой?

А) С играющим зверьком

Б) С птицей

В) С ловким охотником

3) Кто по рассказам бабушки героя гуляет на пруду?

А) Хищные животные

Б) Охотники

В) Черти

4) Что противно сердцу героя?

А) Покой

Б) Шалости

В) Хвастовство

5) Когда герой убегал к родной реке?

А) По утренним зарям

Б) В полдень

В) В сумерках

Выполняют самостоятельную работу.

Дополнительные ответы

Ответы: Б А В А А

Нет ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 и более - 3

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация

Включение в систему знаний

( мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самоконтроль

- Давайте в группах попытаемся описать иллюстрации к произведению по плану:

1) что изображено

2) какие эмоции у героя (героев) на иллюстрации

1 ряд описывает иллюстрацию на стр 138, второй ряд на стр 139, третий ряд на стр 140

Описывают иллюстрации

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности

( мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Вы сегодня отлично работали, некоторые достойны положительной отметки.
Проводит работу по самооценке.

- Чтобы знания были впрок.

  Давайте повторим урок.

- Какой была тема урока?

-Вспомните цели план урока, всё ли мы выполнили?

- После сегодняшего урока какие знания вы унесете с собой?

- Продолжите предложения:

У меня получилось…

Мне было трудно…

Спасибо за урок, до свидания!

Отвечают на вопросы учителя.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Презентация и конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Два Мороза" УМК "Школа России"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Два Мороза" УМК "Школа России". Данный материал содержит презентацию и конспект урока. Презентация поможет сделать урок интересным и увлекательным. Здесь...

Конспект урока литературное чтение во 2 классе на тему "Былины" ( УМК "Школа 2100")

Конспект данного урока был составлен и опробован на учащихся по системе УМК "Школа 2100" . Конспект удобен для пользования тем, что составлен довольно подробно и соответствует требованим ФГОС НОО....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...

Межпредметный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: Николай Сладков "Апрельские шутки".

Цель: показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля.I. Предметные:1. Формировать представление о весеннем месяце-апреле. 2. Развивать внимание, речь, логическое...