Конспект урока литературное чтение во 2 классе на тему "Былины" ( УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект данного урока был составлен и опробован на учащихся по системе УМК "Школа 2100" . Конспект удобен для пользования тем, что составлен довольно подробно и соответствует требованим ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по теме "Былина"103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шуруповская основная школа»

Фроловского района Волгоградской области

тел. 5 – 23 – 14

Урок литературного чтения

по теме: «Былина - фольклорный жанр.

Отрывок из былины

«Илья Муромец и Святогор»

( 2 класс, УМК «Школа 2100»)

Подготовила:

Пронина Валентина Ивановна,

учитель начальных классов            

МБОУ «Шуруповская ОШ»

2011г.

Урок литературного чтения

Тема: Былина- фольклорный жанр.

Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»

 Цель урока: формирование правильного типа читательской деятельности.  

Задачи:

1. Познакомить с жанровыми особенностями былины.

2. Расширить представление детей о былинных героях.

3. Продолжить знакомство с историческим прошлым родного края.

4. Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа .

5. Развивать речь учащихся.

Ход урока

1. Организованное начало.

  У нас сегодня необычный урок. Перед вами колесо истории, на нем мы будем совершать путешествие во времени и в пространстве.

Колесо истории вращается,

Наше путешествие начинается!

2. Подготовка к восприятию художественного произведения.

Вводная беседа о богатырях.

Начнем наше путешествие с загадки.

                                   Ладно скроен,  крепко сшит,

                                   За землю русскую стоит. (богатырь)

Первая остановка называется «Богатыри»

Чтобы узнать, что  означает это слово,  обратимся к толковому словарю.

Богатырь- 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Посмотрите, как выглядели богатыри. (картинки на доске, компьютерные слайды)

     Считалось, что богатыри - это сильные могущественные витязи (воины), наделенные необыкновенным умом и смекалкой. Народ верил, что сам Бог одарил этих людей такими необычными качествами. Без устали разъезжали богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли  вражеских  костров, не слыхать ли топота чужих коней?» Многие богатыри семьи не заводили, дома не строили, а весь свой век народу служили.

Во что были одеты?    Чем  вооружены?

(Компьютер: рассматривание иллюстраций)

Имена, каких богатырей вы слышали?

(Еким Иванович, Дунай Иванович, Микула Селянинович, Михайлушка Данилович, Вольга Святославович, Иван Дубрович и другие)

Многие художники изображали богатырей на своих полотнах. К былинным сюжетам обращался художник Михаил Врубель, он создал декоративные панно Микула Селянинович  и Богатырь.  В.М.Васнецов написал  много полотен с изображением богатырей. Но самая известная его картина - «Богатыри». Давайте представим, что мы сейчас оказались в Москве в одном из крупнейших художественных музеев мира - Государственной Третьяковской галерее и перед нами картина В.М.Васнецова - «Богатыри».

Сейчас экскурсоводы расскажут нам об этой картине.

(Выступления детей с докладами)

  • Эта картина является вершиной творчества знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Над этой картиной он работал с перерывами почти 20 лет. Сколько раз друзья говорили, что полотно готово, что лучше и быть не может, но художник продолжал трудиться. И результат - потрясающее произведение изобразительного искусства.    

      Три всадника замерли на своих могучих конях посреди бескрайней русской    степи. Они внимательно и тревожно вглядываются в даль: не приближаются ли враги Земли русской, не нужна ли кому помощь и защита? В центре - Илья Муромец суров, невероятно силен и непреклонен.

  • Илья Муромец- самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники и исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Герою предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья совершает разные подвиги. Не гладко складываются его отношения с князем Владимиром. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь. За подвиги богатырские Илья Иванович Муромец был причислен к лику святых и назван Преподобным. Церковь отмечает день памяти Ильи Муромца 1 января.
  • Слева Добрыня Никитич лукав, немного тщеславен, одет богаче остальных, но умен, хитер и находчив. Добрыня Никитич- популярный герой былин. Человек был родом из Рязани. Добрыня был родным дядей князя Владимира, воспитывал маленького княжича в детстве. Пока Владимир не вырос, Добрыня правил от его имени Новгородом Великим. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей. О добром и приветливом богатыре говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет». За дела свои добрые, за спокойный нрав прозвали молодца «Тихий Добрынюшка".
  • Справа Алеша Попович- самый молодой и самый романтичный, легко вооружен, даже нет щита, за спиной- гусли. Он - душа  этой «богатырской компании.» Алёша Попович- самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Богатырь Алёша родился в городе Ростове, он сын соборного попа поэтому и получил  своё прозвище по профессии отца- Попович. В детстве Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а с малых лет из лука стрелял, богатырских коней объезжал, учился копьём да мечом владеть. Обладал он силой такой, что не мог с детьми играть. « Кого за ручку возьмёт- ручка прочь, За ножку схватит- ножка прочь». Алёша отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало- там смекалкой да напором побеждал.

  Богатыри есть не только у русского народа. Каждый народ гордится своими защитниками, бережно хранит память о них. Вот например, очень знамениты: киргизский богатырь- Манас, узбекский Алпамыш. А у  башкирского народа- Урал-батыр.

С давних пор люди сочиняли истории о богатырях. С каким литературным жанром мы уже познакомились, в котором героями являются  богатыри? (богатырскими сказками).

3.Проверка д/з. 

Вторая остановка  «Богатырские сказки»

Колесо истории вращается, наше путешествие продолжается.

Дома вы читали, какую богатырскую сказку? (Сказка про Илью Муромца) Сейчас один ученик будет разгадывать кроссворд с вопросами  по содержанию сказки, а с остальными мы проведем выборочное чтение. Откройте учебники  стр.179.

1.)Разгадывание кроссворда. 1 человек к доске.

с

т

в

а

л

ч

в

р

а

е

о

ц

и

д

р

д

б

ы

л

и

н

а

ь

м

и

я

и

г

р

о

в

1. Кто помог  богатырю выздороветь?

2. Имя богатыря.

3. К какому князю отправился служить Илья Муромец в стольный град Киев?

4. Возле какого города Илья разгромил басурманов?

5. Что дало Илье силу богатырскую?

2) Выборочное чтение:

  • Прочитайте, как помог Илья Муромец отцу и матери в лесу.
  •  Как Илья Муромец растил для себя коня.
  • С какими словами обратился Илья Муромец к свом родителям перед отъездом?

3.)Вспомним признаки богатырской сказки. Заполнение таблицы (фронтально)

Признаки

Богатырская сказка

Автор

Устное народное творчество

Основа

Исторические события

Герои

Богатыри

Построение

В прозе

Волшебные силы и персонажи

+

Песенный характер

_

Язык

устаревшие слова, слова с ласковым значением, повторы  

4)Хорошо подготовили д/з.

Проверим кроссворд. Какое слово получилось?

4. Постановка темы.

Былина- новый литературный жанр, героями которого являются богатыри, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.

 

5. Новая тема.

Третья остановка «Былина и её герои»

Колесо истории вращается, путешествие продолжается.

Мы сейчас с вами  в Киевской Руси, 9-13 век, именно тогда возникли былины.

1) Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

БЫЛИНА – жанр устного народного творчества. Былины сочиняли талантливые люди, но не записывали. Слово «былина» образовалось от слова «быль»- значит, «было». Основой сюжета являются героические события или эпизоды русской истории. Возникли былины во времена Киевской Руси. Исследователи расходятся во мнении, когда именно появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв.  В то время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью, удалью. Они становились героями былин.

Вопросы:

  • Кто сочинял былины?
  • Когда возникли былины?
  • О чем рассказывается в былинах?

Нам предстоит на уроке ещё узнать, каковы  особенности былин. Для этого мы должны прочитать отрывок из былины.

Откройте учебники стр. 184-187. Прочитайте название былины. «Илья Муромец и Святогор».

О богатыре Илье Муромце мы уже сегодня говорили. А кто же такой Святогор?

Святогор относится к древнейшим  былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля.

2) Первичное чтение учителем.  Цель: слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

3) Первичный анализ.

-Понравилась вам былина?  Кто  герои?

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите где Илья Муромец? Где Святогор?

4) Вторичное чтение учащимися.  Вторичный анализ.

Перечитаем былину ещё раз  по частям.

1-ая часть «Встреча»

-Чему удивился Илья, увидев Святогора? ( он спал)

-Как повел себя Илья Муромец? (закричал зычным голосом)

Словарная работа:  зычным голосом- звонким громким голосом.

- Как Илья решил разбудить Святогора? (ударяет с разъезду кнутом)

Шелепуга- плеть, кнут. Сколько весом была шелепуга?

Сколько это 40 пуд? (640кг)

- О чем говорит такой вес? (Илья Муромец- очень сильный)

- Что из этого вышло? (Святогор проснулся и рассердился, положил в карман Илью Муромца)

- Каким был Святогор, если смог положить Илью в карман?

2 часть «Конь и Святогор»

- Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?

Словарная работа: волчья сыть- еда, пища.

3-я часть «Братья»

-О чем спросил Святогор Илью? (Ты кой земли? Да ты какой орды?)

Словарная работа: орда- вражеское войско.

- Что предложил Святогор Илье?

- Что значит, попробуем мы силу богатырскую? (поборемся)

-Как Илья ответил на это предложение?

- Почему Илья не стал сражаться со Святогором? (наказ странников)

-Что значит побрататься? (становиться побратимами, как братья)

5.) Анализ героев.

Составьте рассказ о понравившемся герое в парах по плану:

1) Какой герой понравился?

2) Опиши внешность героя.

3) Перечисли основные черты характера.

4) В чем тебе самому хотелось бы походить на этого героя?

Слова- помощники: широкоплечий, крепкий, высокий, мускулистый, латы, шлем, шит, меч, булава, кольчуга, смелый, храбрый, отважный, мужественный, сильный, мощный, могучий, бесстрашный, доблестный.

Посмотрите на пословицу  и скажите,  передает ли она характер богатыря.                     Умел да смел - пятерых одолел.

Образы богатырей – народный эталон мужества,  патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, был назван «Илья Муромец». Физкультминутка:

Руки ставим мы вразлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда- сюда,

Делай «раз» и делай два».

Раз и два, раз и два!

Признаки

Богатырская сказка

Былина

Автор

Устное народное творчество

Устное народное творчество

Основа

Исторические события

Исторические события

Герои

Богатыри

Богатыри

Построение

В прозе

В стихотворной форме

Волшебные силы и персонажи

+

+

Песенный характер

_

_

Язык

устаревшие слова, слова с ласковым значением, повторы

устаревшие слова, слова с ласковым значением, повторы

 Опустили руки вниз,

И на место  все садись!

Итак, какие особенности былины мы выделим.

Четвертая остановка «Язык былин»

Колесо истории вращается, путешествие продолжается.

6)Беседа о языке былины.

- Интересно ли было слушать и читать былину?

Язык былин очень интересен. Мы сейчас будем с вами учеными- языковедами, изучающими язык былин.

  •  В былинах используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова, но и строки и  целые эпизоды. (  из далеча - далеча, крепко-накрепко)
  • Для языка былин характерны гиперболы (преувеличения), при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или внешности персонажей. Где в былине явное преувеличение? (положил в карман)
  • В ней много архаизмов - устаревших слов. Найдите их. (вскричал, вымолвить, аль,  спотыкатися, прости-тко, не складучи, опущается)
  • В былине есть много форм слов с уменьшительно-ласкательным значением. Найдите эти  слова. (хозяинушко, силушка, ноченька, суточки, тяжелешенько )

Особенности языка былины:

1. Повторения.

2. Гиперболы- преувеличения.

3. Архаизмы- устаревшие слова.

4.Уменьшительно-ласкательные формы слов.

-Почему былину нелегко читать?  Все эти особенности показывают, что былина не предназначалась для чтения. Былины не просто читались, а пропевались.

Пятая остановка «Былины и музыка»

Колесо истории вращается, путешествие продолжается.

7) Рассказ о сказителях. Исполняли былины сказители - былинники, аккомпанируя себе на гуслях. Гусли- старинный струнный музыкальный инструмент. (показ) Мы сейчас с вами в древнем Новгороде.

В славном Нове – граде

Как был Садко – купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гуселки яровчаты;

По пирам ходил – играл Садко.

Самым известным гусляром, героем былин является новгородский купец - Садко. В летописях есть упоминание о богатом купце Сотко Сытиниче, который славился своей щедростью. В Новгороде есть церковь Бориса и Глеба, которая, по преданию, построена на деньги богатого купца.

Образы русских былин  получили свое отражение  в музыке. 

Н.А.Римский-Корсаков известный композитор создал  оперу «Садко».

Послушайте фрагмент из  этой оперы - песню Садко («Заиграйте, мои гусельки») и скажите,  о чем поет Садко?

                                                   (Музыкальный фрагмент)

Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Режиссер А.Л. Птушко снял фильм «Садко» (1952), это был один из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец» (1956) стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком.

Режиссер-мультипликатор В.В.Курчевский создал мультфильм по русской былины, Садко богатый (1975). И современные режиссеры сейчас широко используют образы былинных героев в мультфильмах.

  6. Итог. Обобщающие вопросы: 

1) - Какой литературный жанр мы обсуждали на уроке?

2)Демонстрация книг. Если вам понравились былины, вы можете самостоятельно их почитать.

3)Д/з. читать былину стр. 184-187, составить план по былине.

Литература

1. Былины. Серия: Школьная библиотека. Издательство: Самовар, 2009.

2. Ольга Ушакова: Былины о русских богатырях. Серия: Книга д/умных детей и заботливых родителей. Издательство: Литера, 2010.

3. Русские богатыри: Былины и героические сказки / В пересказе для детей И.В.Карнауховой; Сост. и предисл. Г.И.Карнауховой. — Л.: Дет. лит., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Урок литературного чтения 2 класс по ос школа 2100

Данный урок проведен в технологии продуктивного чтения. Используется диалог с автором....

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"

Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"

Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»

Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....