Конспект урока литературное чтение во 2 классе на тему "Былины" ( УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект данного урока был составлен и опробован на учащихся по системе УМК "Школа 2100" . Конспект удобен для пользования тем, что составлен довольно подробно и соответствует требованим ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме "Былина" | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шуруповская основная школа»
Фроловского района Волгоградской области
тел. 5 – 23 – 14
Урок литературного чтения
по теме: «Былина - фольклорный жанр.
Отрывок из былины
«Илья Муромец и Святогор»
( 2 класс, УМК «Школа 2100»)
Подготовила:
Пронина Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Шуруповская ОШ»
2011г.
Урок литературного чтения
Тема: Былина- фольклорный жанр.
Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»
Цель урока: формирование правильного типа читательской деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с жанровыми особенностями былины.
2. Расширить представление детей о былинных героях.
3. Продолжить знакомство с историческим прошлым родного края.
4. Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа .
5. Развивать речь учащихся.
Ход урока
1. Организованное начало.
У нас сегодня необычный урок. Перед вами колесо истории, на нем мы будем совершать путешествие во времени и в пространстве.
Колесо истории вращается,
Наше путешествие начинается!
2. Подготовка к восприятию художественного произведения.
Вводная беседа о богатырях.
Начнем наше путешествие с загадки.
Ладно скроен, крепко сшит,
За землю русскую стоит. (богатырь)
Первая остановка называется «Богатыри»
Чтобы узнать, что означает это слово, обратимся к толковому словарю.
Богатырь- 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.
Посмотрите, как выглядели богатыри. (картинки на доске, компьютерные слайды)
Считалось, что богатыри - это сильные могущественные витязи (воины), наделенные необыкновенным умом и смекалкой. Народ верил, что сам Бог одарил этих людей такими необычными качествами. Без устали разъезжали богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?» Многие богатыри семьи не заводили, дома не строили, а весь свой век народу служили.
Во что были одеты? Чем вооружены?
(Компьютер: рассматривание иллюстраций)
Имена, каких богатырей вы слышали?
(Еким Иванович, Дунай Иванович, Микула Селянинович, Михайлушка Данилович, Вольга Святославович, Иван Дубрович и другие)
Многие художники изображали богатырей на своих полотнах. К былинным сюжетам обращался художник Михаил Врубель, он создал декоративные панно Микула Селянинович и Богатырь. В.М.Васнецов написал много полотен с изображением богатырей. Но самая известная его картина - «Богатыри». Давайте представим, что мы сейчас оказались в Москве в одном из крупнейших художественных музеев мира - Государственной Третьяковской галерее и перед нами картина В.М.Васнецова - «Богатыри».
Сейчас экскурсоводы расскажут нам об этой картине.
(Выступления детей с докладами)
- Эта картина является вершиной творчества знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Над этой картиной он работал с перерывами почти 20 лет. Сколько раз друзья говорили, что полотно готово, что лучше и быть не может, но художник продолжал трудиться. И результат - потрясающее произведение изобразительного искусства.
Три всадника замерли на своих могучих конях посреди бескрайней русской степи. Они внимательно и тревожно вглядываются в даль: не приближаются ли враги Земли русской, не нужна ли кому помощь и защита? В центре - Илья Муромец суров, невероятно силен и непреклонен.
- Илья Муромец- самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники и исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Герою предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья совершает разные подвиги. Не гладко складываются его отношения с князем Владимиром. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь. За подвиги богатырские Илья Иванович Муромец был причислен к лику святых и назван Преподобным. Церковь отмечает день памяти Ильи Муромца 1 января.
- Слева Добрыня Никитич лукав, немного тщеславен, одет богаче остальных, но умен, хитер и находчив. Добрыня Никитич- популярный герой былин. Человек был родом из Рязани. Добрыня был родным дядей князя Владимира, воспитывал маленького княжича в детстве. Пока Владимир не вырос, Добрыня правил от его имени Новгородом Великим. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей. О добром и приветливом богатыре говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет». За дела свои добрые, за спокойный нрав прозвали молодца «Тихий Добрынюшка".
- Справа Алеша Попович- самый молодой и самый романтичный, легко вооружен, даже нет щита, за спиной- гусли. Он - душа этой «богатырской компании.» Алёша Попович- самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Богатырь Алёша родился в городе Ростове, он сын соборного попа поэтому и получил своё прозвище по профессии отца- Попович. В детстве Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а с малых лет из лука стрелял, богатырских коней объезжал, учился копьём да мечом владеть. Обладал он силой такой, что не мог с детьми играть. « Кого за ручку возьмёт- ручка прочь, За ножку схватит- ножка прочь». Алёша отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало- там смекалкой да напором побеждал.
Богатыри есть не только у русского народа. Каждый народ гордится своими защитниками, бережно хранит память о них. Вот например, очень знамениты: киргизский богатырь- Манас, узбекский Алпамыш. А у башкирского народа- Урал-батыр.
С давних пор люди сочиняли истории о богатырях. С каким литературным жанром мы уже познакомились, в котором героями являются богатыри? (богатырскими сказками).
3.Проверка д/з.
Вторая остановка «Богатырские сказки»
Колесо истории вращается, наше путешествие продолжается.
Дома вы читали, какую богатырскую сказку? (Сказка про Илью Муромца) Сейчас один ученик будет разгадывать кроссворд с вопросами по содержанию сказки, а с остальными мы проведем выборочное чтение. Откройте учебники стр.179.
1.)Разгадывание кроссворда. 1 человек к доске.
с | |||||
т | в | ||||
а | л | ч | в | ||
р | а | е | о | ||
ц | и | д | р | д | |
б | ы | л | и | н | а |
ь | м | и | |||
я | и | г | |||
р | о | ||||
в |
1. Кто помог богатырю выздороветь?
2. Имя богатыря.
3. К какому князю отправился служить Илья Муромец в стольный град Киев?
4. Возле какого города Илья разгромил басурманов?
5. Что дало Илье силу богатырскую?
2) Выборочное чтение:
- Прочитайте, как помог Илья Муромец отцу и матери в лесу.
- Как Илья Муромец растил для себя коня.
- С какими словами обратился Илья Муромец к свом родителям перед отъездом?
3.)Вспомним признаки богатырской сказки. Заполнение таблицы (фронтально)
Признаки | Богатырская сказка |
Автор | Устное народное творчество |
Основа | Исторические события |
Герои | Богатыри |
Построение | В прозе |
Волшебные силы и персонажи | + |
Песенный характер | _ |
Язык | устаревшие слова, слова с ласковым значением, повторы |
4)Хорошо подготовили д/з.
Проверим кроссворд. Какое слово получилось?
4. Постановка темы.
Былина- новый литературный жанр, героями которого являются богатыри, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.
5. Новая тема.
Третья остановка «Былина и её герои»
Колесо истории вращается, путешествие продолжается.
Мы сейчас с вами в Киевской Руси, 9-13 век, именно тогда возникли былины.
1) Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
БЫЛИНА – жанр устного народного творчества. Былины сочиняли талантливые люди, но не записывали. Слово «былина» образовалось от слова «быль»- значит, «было». Основой сюжета являются героические события или эпизоды русской истории. Возникли былины во времена Киевской Руси. Исследователи расходятся во мнении, когда именно появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв. В то время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью, удалью. Они становились героями былин.
Вопросы:
- Кто сочинял былины?
- Когда возникли былины?
- О чем рассказывается в былинах?
Нам предстоит на уроке ещё узнать, каковы особенности былин. Для этого мы должны прочитать отрывок из былины.
Откройте учебники стр. 184-187. Прочитайте название былины. «Илья Муромец и Святогор».
О богатыре Илье Муромце мы уже сегодня говорили. А кто же такой Святогор?
Святогор относится к древнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля.
2) Первичное чтение учителем. Цель: слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
3) Первичный анализ.
-Понравилась вам былина? Кто герои?
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите где Илья Муромец? Где Святогор?
4) Вторичное чтение учащимися. Вторичный анализ.
Перечитаем былину ещё раз по частям.
1-ая часть «Встреча»
-Чему удивился Илья, увидев Святогора? ( он спал)
-Как повел себя Илья Муромец? (закричал зычным голосом)
Словарная работа: зычным голосом- звонким громким голосом.
- Как Илья решил разбудить Святогора? (ударяет с разъезду кнутом)
Шелепуга- плеть, кнут. Сколько весом была шелепуга?
Сколько это 40 пуд? (640кг)
- О чем говорит такой вес? (Илья Муромец- очень сильный)
- Что из этого вышло? (Святогор проснулся и рассердился, положил в карман Илью Муромца)
- Каким был Святогор, если смог положить Илью в карман?
2 часть «Конь и Святогор»
- Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?
Словарная работа: волчья сыть- еда, пища.
3-я часть «Братья»
-О чем спросил Святогор Илью? (Ты кой земли? Да ты какой орды?)
Словарная работа: орда- вражеское войско.
- Что предложил Святогор Илье?
- Что значит, попробуем мы силу богатырскую? (поборемся)
-Как Илья ответил на это предложение?
- Почему Илья не стал сражаться со Святогором? (наказ странников)
-Что значит побрататься? (становиться побратимами, как братья)
5.) Анализ героев.
Составьте рассказ о понравившемся герое в парах по плану:
1) Какой герой понравился?
2) Опиши внешность героя.
3) Перечисли основные черты характера.
4) В чем тебе самому хотелось бы походить на этого героя?
Слова- помощники: широкоплечий, крепкий, высокий, мускулистый, латы, шлем, шит, меч, булава, кольчуга, смелый, храбрый, отважный, мужественный, сильный, мощный, могучий, бесстрашный, доблестный.
Посмотрите на пословицу и скажите, передает ли она характер богатыря. Умел да смел - пятерых одолел.
Образы богатырей – народный эталон мужества, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, был назван «Илья Муромец». Физкультминутка:
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда- сюда,
Делай «раз» и делай два».
Раз и два, раз и два!
Признаки | Богатырская сказка | Былина |
Автор | Устное народное творчество | Устное народное творчество |
Основа | Исторические события | Исторические события |
Герои | Богатыри | Богатыри |
Построение | В прозе | В стихотворной форме |
Волшебные силы и персонажи | + | + |
Песенный характер | _ | _ |
Язык | устаревшие слова, слова с ласковым значением, повторы | устаревшие слова, слова с ласковым значением, повторы |
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
Итак, какие особенности былины мы выделим.
Четвертая остановка «Язык былин»
Колесо истории вращается, путешествие продолжается.
6)Беседа о языке былины.
- Интересно ли было слушать и читать былину?
Язык былин очень интересен. Мы сейчас будем с вами учеными- языковедами, изучающими язык былин.
- В былинах используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова, но и строки и целые эпизоды. ( из далеча - далеча, крепко-накрепко)
- Для языка былин характерны гиперболы (преувеличения), при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или внешности персонажей. Где в былине явное преувеличение? (положил в карман)
- В ней много архаизмов - устаревших слов. Найдите их. (вскричал, вымолвить, аль, спотыкатися, прости-тко, не складучи, опущается)
- В былине есть много форм слов с уменьшительно-ласкательным значением. Найдите эти слова. (хозяинушко, силушка, ноченька, суточки, тяжелешенько )
Особенности языка былины: |
1. Повторения. |
2. Гиперболы- преувеличения. |
3. Архаизмы- устаревшие слова. |
4.Уменьшительно-ласкательные формы слов. |
-Почему былину нелегко читать? Все эти особенности показывают, что былина не предназначалась для чтения. Былины не просто читались, а пропевались.
Пятая остановка «Былины и музыка»
Колесо истории вращается, путешествие продолжается.
7) Рассказ о сказителях. Исполняли былины сказители - былинники, аккомпанируя себе на гуслях. Гусли- старинный струнный музыкальный инструмент. (показ) Мы сейчас с вами в древнем Новгороде.
В славном Нове – граде
Как был Садко – купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гуселки яровчаты;
По пирам ходил – играл Садко.
Самым известным гусляром, героем былин является новгородский купец - Садко. В летописях есть упоминание о богатом купце Сотко Сытиниче, который славился своей щедростью. В Новгороде есть церковь Бориса и Глеба, которая, по преданию, построена на деньги богатого купца.
Образы русских былин получили свое отражение в музыке.
Н.А.Римский-Корсаков известный композитор создал оперу «Садко».
Послушайте фрагмент из этой оперы - песню Садко («Заиграйте, мои гусельки») и скажите, о чем поет Садко?
(Музыкальный фрагмент)
Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Режиссер А.Л. Птушко снял фильм «Садко» (1952), это был один из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец» (1956) стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком.
Режиссер-мультипликатор В.В.Курчевский создал мультфильм по русской былины, Садко богатый (1975). И современные режиссеры сейчас широко используют образы былинных героев в мультфильмах.
6. Итог. Обобщающие вопросы:
1) - Какой литературный жанр мы обсуждали на уроке?
2)Демонстрация книг. Если вам понравились былины, вы можете самостоятельно их почитать.
3)Д/з. читать былину стр. 184-187, составить план по былине.
Литература
1. Былины. Серия: Школьная библиотека. Издательство: Самовар, 2009.
2. Ольга Ушакова: Былины о русских богатырях. Серия: Книга д/умных детей и заботливых родителей. Издательство: Литера, 2010.
3. Русские богатыри: Былины и героические сказки / В пересказе для детей И.В.Карнауховой; Сост. и предисл. Г.И.Карнауховой. — Л.: Дет. лит., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
Урок литературного чтения 2 класс по ос школа 2100
Данный урок проведен в технологии продуктивного чтения. Используется диалог с автором....
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"
Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"
Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»
Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....