Тема урока«Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы со стихотворениями Э. Успенского«Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»: умение анализировать стихотворный текст, определять художественные особенности стихотворения
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)формировать уобучающихсяпонятиеостихотворении как о жанре литературы; 2)формировать навык выразительного чтения произведений «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». | Предметные: 1)учитьсяиспользовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей; 2) учиться читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, логических пауз и логических ударений. |
Развивающие: 1) развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; 2) развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведения; 3) развитие читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворениями Э. Успенского «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой» | Личностные: 1) способствоватьвоспитанию ценностное отношение к литературному чтению; 2)развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
|
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию самостоятельности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке; 2) способствовать воспитанию любви к чтению лирическихпроизведений; 3) воспитывать интерес к литературному чтению через использование разноуровневых заданий |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspenskiy_okruzhayka.docx | 518.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 24.04.2023 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 2 «н» Урок: 5 Время: 11:40-12:20 Кабинет: 224 | Студент: Терпигорева Ольга Васильевна Группа: 45 Учитель: Васильева Наталья Александровна Методист: Кошкарова Л.С |
Тема урока«Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы со стихотворениями Э. Успенского«Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»: умение анализировать стихотворный текст, определять художественные особенности стихотворения
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)формировать уобучающихсяпонятиеостихотворении как о жанре литературы; 2)формировать навык выразительного чтения произведений «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». | Предметные: 1)учитьсяиспользовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей; 2) учиться читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, логических пауз и логических ударений. |
Развивающие: 1) развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; 2) развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведения; 3) развитие читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворениями Э. Успенского «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой» | Личностные: 1) способствоватьвоспитанию ценностное отношение к литературному чтению; 2)развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию самостоятельности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке; 2) способствовать воспитанию любви к чтению лирическихпроизведений; 3) воспитывать интерес к литературному чтению через использование разноуровневых заданий |
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России), презентация, справочная литература, раздаточный материал
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. Деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Психологический настрой Словесный метод | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. 3. Налаживание контакта с классом. - Добрый день! Я рада вас всех видеть на уроке литературного чтения такими радостными и счастливыми. Присаживайтесь! - Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать. На уроке за правильные и полные ответы я буду давать вам жетончики, а также активное участие в течение урока. Если соберете 8 жетонов, то получите отметку «5». -Начнем урок Сегодня на уроке литературного чтения нам предстоит хорошо поработать, поэтому я желаю вам успеха! | УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. УУРД: Владеть способами самомотивации | |||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа | 1.Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава). Разноуровневые задания. Задание:Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу. Сейчас вам нужно будет прочитать скороговорку в парах. А как именно прочитать скороговорку вы выберите сами. Упражнение «Работа со скороговоркой» Пословицы из справочника «Русский детский фольклор» 1 уровень. Нужно прочитать скороговорку четко и быстро. Вы получите один жетон. 2 уровень. Нужно прочитать скороговорку правильно и быстро, но с удивленной интонацией. Вы получите два жетона. 3 уровень. Нужно прочитать скороговорку правильно, быстро, при этом разыграть ее. Вы получите три жетона. -Итак, 1 мин. на подготовку. -Проверяем.(спросить несколько учеников) | Выбирают задания и выполняют его. Справочник «Детский русский фольклор» | УУПД: Выявлять причинно - следственные связи УУКД: Выражать свою точку зрения УУРД: Делать выбор и принимать ответственность за решение | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный метод | - Замечательно! Ребята, вспомните, какой же раздел мы сейчас изучаем? - С каким автором мы знакомились на прошлых уроках? - С какими произведениями мы познакомились? Чему мы научились, работая над прошлыми произведениями «Песенки Винни-Пуха»? -Верно, молодцы! 2. Подводит учащихся к теме. -А тему нашего урока вы узнаете, после выполнения задания. - Ребята, посмотрите на слайд. На слайде размещены произведения одного жанра. Это произведение, какого жанра? Как поняли? - Верно, это стихотворение. -А вы хотели бы попасть на урок где одни стихотворения? - А я точно знаю, что у кого-то из вас есть билет на такой урок… Ну-ка посмотрите вокруг себя, под партой, книгой может найдется наш билет . Как хорошо, что мы нашли (ученик, который нашел билет читает содержимое в нём). На какой урок мы отправляемся, прочитай ? | -Ив шуткуи всерьез -Б.В.Заходер -«Песенки Винни-Пуха» -стихотворения другая запись - короткие строчки Эдуард Николаевич Успенский Стихотворения : «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой» | |||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядный метод | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. 2. Подведение к формулировке темы и целей. -Сформулируйте тему урока, опираясь на предыдущие задания. Тема урока звучит так: Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой» -Какую цель мы можем поставить? Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке - Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:
Хорошо, надеюсь, мы достигнем поставленных целей! | Определяют тему и цель урока - Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой» - познакомиться с произведениями (стихотворениями) Э. Успенского ««Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой» План: 1) познакомиться с творчеством писателя Э. Успенского 2) прочитать и проанализироватьстихотворения «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой» 3) поработатьс творческими заданиями | УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализировать эмоции | ||
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | П, И Словесный: беседа Наглядный метод Практический: выполнение задания | 1. Открытие для учеников новых сведений. -Откройте учебник, страница 55, прочитайте: кто автор стихотворения? -Ребята, знакомы ли вы с автором – Эдуард Успенский? Какие еще произведения этого автора читали? А где вы можете найти информацию об авторе? Какую справочную литературу вы знаете? -Сегодня в течение всего урока мы будем обращаться к книгам, которые называются справочной литературой. Я составила выставку таких книг,- здесь Биобиблиографический справочник. Часть 2. Г.Н. Тубельская; Школьный Толковый Словарь русского языка, М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Фразеологический словарь русского языка, Н.В. Баско, В.И. Зимин Прием «Работа с биографией автора» Эдуард Успенский – советский и российский литератор, сценарист, драматург, радиоведущий, автор детских книг. Создатель Гены и Чебурашки, кота Матроскина и пса Шарикова, детективов-колобков и других ярких персонажей. -Я подобрала информацию об Эдуарде Успенском из Биобиблиографического справочника. Два человека представят его вам. Эдуард Успенский – человек, подаривший жизнь нашим любимым героям из мультфильмов – Чебурашке, коту Матроскину и дяде Федору. Его сочинения, переведенные на десятки языков, радовали миллионы благодарных читателей по всему миру. Сам автор считал свои книги проповедями, с помощью которых он разговаривал со своими верными поклонниками. Посмотрите на первое произведение. Прочитайте, как оно называется, и рассмотрите картинки. - Как вы думаете, о чём стихотворение? Давайте прочитаем это стихотворение и посмотрим, верны ли ваши предположения. Я читаю, а вы поставьте пальчик и следите: | Внимательно слушают ответ одного ребенка. Дополняют по желанию. Э.Н. Успенский Ответы учащихся.Весна в Простоквашино, Крокодил Гена и его друзья… -«Если был бы я девчонкой…» -ответы учащихся | УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализировать эмоции | ||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: беседа Наглядный метод | Если был бы я девчонкой – Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмёл, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: "Молодчина ты, сынок!" Прием «Лестница ценностей» - О чём это стихотворение? Расскажите о мальчике, какой он? Используйте слова, предложенные на слайде и найдите в тексте строчки, относящиеся к этому качеству. Хвастун, лентяй, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящийся о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый. Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье? -Можно ли назвать это стихотворение юмористическим? Почему - Прочитайте стихотворение выразительно. Э. Успенский «Над нашей квартирой» Прочитай название другого стихотворения. Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации предположите, о чем пойдет речь. -Послушайте стихотворение и проверьте, верны ли ваши предположения. | -Это стихотворение о том, как мальчик думал, что было бы, если бы он стал девчонкой Ответы детей -веселье -да; критерии: 1) само событие; 2) диалог героев; 3) речь героя Предполагают по иллюстрациям суть стихотворения | Предметные: уметь анализировать содержание произведения и отвечать на вопросы. Метапредметные: П:извлечение из текста необходимой информации; установление причинно- следственных связей; анализ, синтез; построение логической цепи рассуждений, выполнение действий по алгоритму. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. | ||
-О чем стихотворение? Что до нас хотел донести автор? Найдите в стихотворении словосочетания в переносном значении. Вспомним, что такое переносный смысл слова. Объясните их значение. Сейчас вам нужно будет поработать в парах. Произведение «Память». Вам каждому нужно прочесть это произведение друг другу. так, кто готов прочитать данное произведение выразительно?Почему автор так назвал своё произведение? - О чем данное стихотворение? -Объясните значение слова «Память». Где можно найти значение слова? В какой справочной литературе? (представление толкового словаря) Найдите лексическое значение слова «хвастовство» в словаре. Подумайте и объясните: можно ли героя стихотворения назвать хвастуном, быть хвастуном это хорошо или плохо? Обоснуйте свой ответ. -Молодцы! | О мышке, которая не дает спять кошке, кошка-собаке, собака-людям Ответы детей Герой стихотворения Успенского "Память" хвастается тем, что у него очень хорошая память, и он может сразу повторить любую фразу, любое предложение, любое стихотворение. Но когда малыш начинает повторять четверостишие про Ваню, у него получается очень смешно, потому что он постоянно путает главных героев, кто на чем ехал, кто кого вел, и кто кого мыл. Память-способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать в своей жизни. Хвастовство-излишнее восхваление своих достоинств, успехов и прочих качеств | ||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф,И Словесный метод: учебный диалог Практический: разноуровневые задания | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - Итак, мы прочитали 3 стихотворения. Кто их автор? Вам нужно выполнить задания. При необходимости использовать справочную литературу.(Библиографический справочник; Толковый словарь) Упражнение «Слово об авторе» Инструкция: Выполните задания по выбору (из 3 уровней). Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности, выбирает задание 3. 1 уровень. Задание: В каком году родился Э. Успенский? Что называется стихотворением? 2 уровень Почему автор назвал стихотворение «Память»? Объясни значение слова «Память» 3 уровень Напишите письмо-совет мальчику из 1 стихотворения. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению и прокомментируйте ее. - Приступаем к выполнению заданий. - Итак, проверяем задания. - Хорошо! | Закрепляют знания посредством выполнения нестандартных заданий - Э.Н. Успенский Выполняют задания индивидуально, по выбору 3) Поработать с творческими заданиями - Да, достигли. | УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализирован эмоции | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | г Практический: выполнение задания, оценивание | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи. - Итак, а сейчас вы поработаете в подгруппах. Давайте сначала вспомним правила поведения в группах. - Вы поделитесь на подгруппы по 5 человек. Вам нужно заполнить лист с заданиями. «Если был бы я девчонкой» 1. Расскажите о мальчике, какой он? Используя предложенные слова. Хвастун, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящий о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый 2. Что вы должны делать всегда, независимо от того, мальчик вы или девочка? 3, Расскажи, как ты помогаешь маем. 2. «Над нашей квартирой» 1. Какие слова повторяются в стихотворении? Почему? 2. Что до нас хотел донести автор? 3.Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в переносном смысле. Кто кому мешает спать, покажите стрелками. «Память» 1.Чем хвастался мальчик? 2. Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку? - Но перед началом, давайте вспомним правила работы в команде. - Итак, закончили. - Выходим. Каждая команда прокомментирует свои листы. | Выполняют самостоятельнуюработу в группах. Называют правила поведения в группах. Выполняют задания. | УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализировать эмоции | ||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф,П Словесный метод: беседа Наглядный метод | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического обобщения. -На что обращает внимание читателей автор, что он помогает нам понять? - Я выбрала из сборника пословицы, вы выбираете из них. (перечень пословиц) -Приведите примеры пословиц, которые помогут вам сформулировать основную мысль произведений. Организует работу по проблемным вопросам. - Какие учебные задачи мы с вами ставили? - Справились с её решением? Подводит учащихся к выводу - Ребята, а какие эмоции у вас вызывали стихотворения? | Ответы детей на вопросы учителя. Через юмор \ автор показывает отрицательные черты героев: безответственность, невежество, даже хулиганство, но в то же время показывает наивность героев. Смешное, изображенное Э Успенским ,смешное потому и смешно, что правдиво. Подбирают пословицы 1) Познакомиться с творчеством писателя Э. Успенского 2) Прочитать и проанализироватьстихотворения«Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой» 3) Поработатьс творческими заданиями -Веселые, радостные | УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализировать эмоции | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный метод: беседа | 1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями. -Давайте подводить итоги. Скажите, какая была тема урока? -Какую цель мы ставили? - Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? 2. Проводит беседу по вопросам. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. 3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. - А теперь проанализируйте свою работу.Посчитайте количество жетонов. - Поднимите руки те, у кого меньше 5, 4, 3 жетонов. А у кого больше 5, 6, 7? - Вы хорошо поработали! «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете. - Сегодня на уроке у меня было открытие… - Сегодня на уроке я научился… - Осталось непонятным… - Сегодня на уроке я был (каким?) учеником… - Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч! | - стихотворения Э.Н.Успенского Познакомиться с творчеством Э.Н. Успенского -да Анализируют свою деятельность | УУКД: Выражать свою точку зрения УУРД: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Э.Успенский "Над нашей квартирой". "Если был бы я девчонкой"
Презентации подготовлены к урокам Э Успенского во 2 классе по программе "Школа России" Презентации составлены по иллюстрациям книжек для малышей 1980г выпуска...
Технологическая карта урока окружающий мир "Над нашей квартирой" 2 класс, УМК "Школа России"
Класс: 2 «а»Тема урока: «Над нашей квартирой» Э. УспенскогоЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотв...
Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения «Над нашей квартирой», «Память» Э. Успенского» (2 класс), (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с произведениями Э. Успенского.Планируемые результаты:Предметные:совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;знат...
Конспект урока по теме "Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»Плани...
Конспект урока литературного чтения Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»." (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции и умения характеризовать героев в процессе работы над произведениями: Э.Н.Успенский «Если ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, «Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой». Комическая ситуация – основа юмористического произведения», УМК "Школа России", 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование формирование читательской компетенции в процессе работы со стихотворениями Э. Успенского«Над нашей квартирой», &laqu...