Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»." (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование читательской компетенции и умения характеризовать героев в процессе работы над произведениями: Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память», продолжение знакомства с автором.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование знания об авторе Э.Н.Успенском;
- Формирование умений выразительного чтения произведений «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».
Развивающие:
- Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
- Развивать читательскую компетентность учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать любовь к чтению лирических произведений;
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 22.04.2022 г. Школа: №45 Класс: 2 «В» Урок: 3 Кабинет: 40 | Студент: Никифорова П. Ю. Группа: 42 Учитель: Лещева И.Г. Оценка: |
Тема урока «Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование читательской компетенции и умения характеризовать героев в процессе работы над произведениями: Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память», продолжение знакомства с автором.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование знания об авторе Э.Н.Успенском;
- Формирование умений выразительного чтения произведений «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».
Развивающие:
- Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
- Развивать читательскую компетентность учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать любовь к чтению лирических произведений;
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.
Оборудование: учебник: литературное чтение 2 класс 2 часть, Л.Ф Климанова (УМК «Школа России»), презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная форма. | 1. Приветствует класс. 2. Создаёт эмоциональный настрой. - Я приветствую вас на уроке литературного чтения. Присаживайтесь! Сегодня на уроке литературного чтения нам предстоит интересная работа. Я желаю вам успеха! | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация 6 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод; беседа Фронтальная форма. | 1. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу. 3. Проводит речевую разминку. - Ребята, послушайте стихотворение. Говорят, что по утрам В нашем доме – тарарам. Отодвинули мы стулья, Заглянули под буфет, Все вверх дном перевернули – Тарарама в доме нет! Мы искали до упаду, Но опять сказали нам: - Эй, друзья, прибрать бы надо, В вашем доме – тарарам. - Скажите, какие строчки нужно читать удивленно? - Кто прочитаем это стихотворение весело. - Теперь, давайте, инсценируем это стихотворение - Молодцы, хорошо прочитали. -Как вы понимаете слово «тарарам»? - Какими словами можно заменить выражение «устроить тарарам»? Выберите нужное: Устроить беспорядок, организовать уборку, перевернуть вверх дном, навести порядок, поднять пыль столбом, навести чистоту, привести в порядок. - Скажите, с каким автором мы вчера познакомились? - Что вы запомнили о нём? - С каким произведением познакомились? | - Анализируют. - Читают вместе весело. - Читают вместе грустно. - Грязно. - Устроить беспорядок, перевернуть вверх дном, поднять пыль столбом. - Эдуардом Успенским. - Говорят об авторе. - Чебурашка. | Предметные: повторить уже имеющиеся знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности. | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Практический: выполнение упражнения Словесный метод. Беседа. | 1.Подводит к постановке темы урока и цели урока. Сегодня мы продолжаем изучать произведения Э. Успенского, откройте стр. 144 -146 и скажите тему урока? - Поставьте цели, для нашего урока. 3.Организует самооценивание. Ребята, у себя на столах вы видите речевую карту. Давайте отметим свой результат по первому пункту. 1 балл - Я справился с заданием, но возникли трудности; 0 баллов - Я не справился с заданием. | - Произведения Успенского «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». - Познакомиться с произведениями Успенского и читать их выразительно. Знакомятся с критериями оценки. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Презентация Учебник |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная форма. Словесный: беседа Практический: выполнение задания. Чтение стихотворения. | 1.Организует работу с языковым материалом по теме. - Посмотрите на первое произведение. Прочитайте, как оно называется и рассмотрите картинки. - Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении? - Давайте прочитаем это стихотворение и посмотрим, верны ли ваши предположения. Я читаю, а вы поставьте пальчик и следите: Если был бы я девчонкой – Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмёл, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: "Молодчина ты, сынок!" - О чём это стихотворение? -Расскажите о мальчике, какой он? Используйте слова, предложенные на слайде: Хвастун, лентяй, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящийся о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый. -Почему герой стихотворения мечтает стать девчонкой? -Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье? -Можно ли назвать это стихотворение юмористическим? -Прочитайте стихотворение выразительно. 2. Организует динамическую паузу. - Молодцы, теперь немного отдохнём. 3. Организует самооценивание. Оцените свои результаты по второму пункту. | - Анализируют. - Про мальчика, который мечтает стать девчонкой… - Мальчик не любит помогать маме по дому. Он представил, что если бы был девчонкой, то не терял бы время и делал всю домашнюю работу. - Герой стихотворения мечтает стать девчонкой, чтобы делать всю домашнюю работу. -Это стихотворение радостное и веселое. -Автор в юмористической форме рассказал о мальчике. - Читают выразительно. | П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Презентация |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа. Практический; Словесный: беседа, | 1.Организует первичное закрепление знаний учащихся. - Как вы думаете, о чём будет это стихотворение? - Давайте узнаем, Саша, ты уже читал это стихотворение, выйти к доске, прочитай нам его выразительно. - Ребята, теперь прочитайте это стихотворение про себя. 2. Организует самооценивание. Отметьте в речевой карте результаты по 3 пункту. | «Над нашей квартирой» - О квартире, над которой животные живут - Читает у доски. - Читают про себя.
| Метопредметные: П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания П: работать по предложенному плану; П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Презентация Видеофрагмент |
Самостоятельная работа с самопроверкой 7 мин | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: выполнение задания, Работа в парах | 1.Организует самостоятельную работу учащихся. - Сядьте парами и ответьте на вопросы на стр. 148 -Какие слова повторяются в стихотворении? Почему? - Зачем в стихотворении появились печальные тучи? Почему? - Какое это стихотворение: весёлое, грустное, нравоучительное? -Кто кому спать не даёт? 2. Организует проверку выполнения задания. 3. Организует самооценивание. Оцените свои результаты по 4 пункту. |
Проводят проверку. Оценивают свою деятельность. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение 1 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Работа в парах. Словесный: беседа. | 1.Организует работу в группах. Посмотрите на произведение «Память». Вам каждому нужно прочесть это произведение. 2. Организует проверку выполнения задания. - О чем данное стихотворение? -Все верно! Молодцы. Что значит юмористический рассказ? - Да, Юмористический рассказ — это небольшое произведение, описывающее смешную, забавную ситуацию. - Как вы думаете, данные произведения, которые мы сегодня изучили, могут относится к юмористическим рассказам?
Оцените свои результаты по 5 пункту. | Выполняют задание.
- Герой стихотворения Успенского "Память" хвастается тем, что у него очень хорошая память, и он может сразу повторить любую фразу, любое предложение, любое стихотворение. Но когда малыш начинает повторять четверостишие про Ваню, у него получается очень смешно, потому что он постоянно путает главных героев, кто на чем ехал, кто кого вел, и кто кого мыл. - Смешной рассказ. Слушают учителя. -Да. Оценивают свою деятельность. | П: обобщение и структурирование знаний в речи Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация |
Рефлексия деятельности 2 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа Наглядный: работа со слайдом. | 1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями. - Я очень рада, что вам понравились эти произведения. - Отлично, поднимите руку те, кто достиг данных целей, а теперь те, кто не все цели достиг. Домашнее задание
2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Что вам понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? - Оцените свою работу на уроке с помощью 3 смайликов: красного, желтого и зеленого. - На этом наш урок закончен! | Отвечают на вопрос. - Оценивают свою работу. - оценивают свою работу, делают выводы. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: построение речевого высказывания Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация Раздаточный материал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Повествовательное произведение в стихах Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» в 3 классе.
Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой".
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой" Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора; совершенствование видов реч...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «« Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой».За...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...
Технологическая карта урока литературного чтения "Стихи Э.Успенского «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой»" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворения.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить с произведениями Э.Успенского: «Если был бы я девчонкой...
Технологическая карта урока литературного чтения "Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказочной повести «Маленький принц».Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познаком...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "У мальчика Юры ужаснейший насморк - Есеновский М." ( УМК: "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Тема урока: Есеновский М. «У мальчика Юры ужаснейший насморк»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процес...