Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»." (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: формирование читательской компетенции и умения характеризовать героев в процессе работы над произведениями: Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память», продолжение знакомства с автором.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование знания об авторе Э.Н.Успенском;
  2. Формирование умений выразительного чтения произведений «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
  2. Развивать читательскую компетентность учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать любовь к чтению лирических произведений;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 22.04.2022 г.

Школа: №45

Класс: 2 «В»

Урок: 3

Кабинет: 40

Студент: Никифорова П. Ю.

Группа: 42

Учитель: Лещева И.Г.

Оценка:  

Тема урока «Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции и умения характеризовать героев в процессе работы над произведениями: Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память», продолжение знакомства с автором.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование знания об авторе Э.Н.Успенском;
  2. Формирование умений выразительного чтения произведений «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
  2. Развивать читательскую компетентность учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать любовь к чтению лирических произведений;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.


Оборудование: учебник: литературное чтение 2 класс 2 часть, Л.Ф Климанова (УМК «Школа России»), презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
1 мин

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная форма.

1. Приветствует класс.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

- Я приветствую вас на уроке литературного чтения. Присаживайтесь!

Сегодня на уроке литературного чтения нам предстоит интересная работа. Я желаю вам успеха!

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Слушают учителя.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

6 мин

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа

действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма. 
Практический: выполнение речевой разминки.

1. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу.
2. Побуждает к высказыванию своего мнения.

3. Проводит речевую разминку.

- Ребята, послушайте стихотворение.
                                                Тарарам

Говорят, что по утрам

В нашем доме – тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Все вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

- Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме – тарарам.

- Скажите, какие строчки нужно читать удивленно?

- Кто прочитаем это стихотворение весело.
- Отлично, а теперь давайте прочитаем его грустно.

- Теперь, давайте, инсценируем это стихотворение

- Молодцы, хорошо прочитали.

-Как вы понимаете слово «тарарам»?

- Какими словами можно заменить выражение «устроить тарарам»? Выберите нужное:

Устроить беспорядок, организовать уборку, перевернуть вверх дном, навести порядок, поднять пыль столбом, навести чистоту, привести в порядок.

- Скажите, с каким автором мы вчера познакомились?

- Что вы запомнили о нём?

- С каким произведением познакомились?


- Анализируют.

- Читают вместе весело.

- Читают вместе грустно.

- Грязно.

- Устроить беспорядок, перевернуть вверх дном, поднять пыль столбом.

- Эдуардом Успенским.

- Говорят об авторе.

- Чебурашка.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.  

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Презентация

Постановка учебной задачи
3 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Практический: выполнение упражнения

Словесный метод. Беседа.

1.Подводит к постановке темы урока и цели урока.

Сегодня мы продолжаем изучать произведения Э. Успенского, откройте стр. 144 -146 и скажите тему урока?

- Поставьте цели, для нашего урока.

3.Организует самооценивание.

Ребята, у себя на столах вы видите речевую карту.

Давайте отметим свой результат по первому пункту.
2 балла - Я справился с заданием отлично;

1 балл - Я справился с заданием, но возникли трудности;

0 баллов - Я не справился с заданием.

-  Произведения Успенского «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

- Познакомиться с произведениями Успенского и читать их выразительно.

Знакомятся с критериями оценки.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Презентация

Учебник

"Открытие" детьми нового знания
13 мин

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма. Словесный: беседа

Практический: выполнение задания. Чтение стихотворения.

1.Организует работу с языковым материалом по теме.

- Посмотрите на первое произведение. Прочитайте, как оно называется и рассмотрите картинки.

- Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении?

- Давайте прочитаем это стихотворение и посмотрим, верны ли ваши предположения. Я читаю, а вы поставьте пальчик и следите:

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

"Молодчина ты, сынок!"

- О чём это стихотворение?

-Расскажите о мальчике, какой он? Используйте слова, предложенные на слайде:

Хвастун, лентяй, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящийся о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый.

-Почему герой стихотворения мечтает стать девчонкой?

-Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье?

-Можно ли назвать это стихотворение юмористическим?

-Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Организует динамическую паузу.

- Молодцы, теперь немного отдохнём.

3. Организует самооценивание.

Оцените свои результаты по второму пункту.

- Анализируют.

- Про мальчика, который мечтает стать девчонкой…

- Мальчик не любит помогать маме по дому. Он представил, что если бы был девчонкой, то не терял бы время и делал всю домашнюю работу.

- Герой стихотворения мечтает стать девчонкой, чтобы делать всю домашнюю работу.

-Это стихотворение радостное и веселое.

-Автор в юмористической форме рассказал о мальчике.

- Читают выразительно.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Презентация
Учебник

Первичное закрепление
7 мин

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа. Практический; Словесный: беседа,

1.Организует первичное закрепление знаний учащихся.
- С каким произведением мы с вами ещё не познакомились?

- Как вы думаете, о чём будет это стихотворение?

- Давайте узнаем, Саша, ты уже читал это стихотворение, выйти к доске, прочитай нам его выразительно.

- Ребята, теперь прочитайте это стихотворение про себя.

2. Организует самооценивание.

Отметьте в речевой карте результаты по 3 пункту.

«Над нашей квартирой»

- О квартире, над которой животные живут

- Читает у доски.

- Читают про себя.


Оценивают свою деятельность.

Метопредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Презентация

Видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой

7 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение задания, Работа в парах

1.Организует самостоятельную работу учащихся.

- Сядьте парами и ответьте на вопросы на стр. 148

-Какие слова повторяются в стихотворении? Почему?

- Зачем в стихотворении появились печальные тучи? Почему?

- Какое это стихотворение: весёлое, грустное, нравоучительное?

-Кто кому спать не даёт?

2. Организует проверку выполнения задания.
Итак, кто может выйти к доске и ответить нам на эти вопросы?

3. Организует самооценивание.

Оцените свои результаты по 4 пункту.


- Выполняют самостоятельную работу в парах.

Проводят проверку.

Оценивают свою деятельность.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

1 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Работа в парах. Словесный: беседа.

1.Организует работу в группах.
Сейчас вам снова нужно будет поработать в парах.

Посмотрите на произведение «Память». Вам каждому нужно прочесть это произведение.

2. Организует проверку выполнения задания.
Итак, кто готов прочитать данное произведение выразительно?

- О чем данное стихотворение?

-Все верно! Молодцы. Что значит юмористический рассказ?

- Да, Юмористический рассказ — это небольшое произведение, описывающее смешную, забавную ситуацию. 

- Как вы думаете, данные произведения, которые мы сегодня изучили, могут относится к юмористическим рассказам?


3. Организует самооценивание.

Оцените свои результаты по 5 пункту.


Выполняют задание.


Выступление ученика.

- Герой стихотворения Успенского "Память" хвастается тем, что у него очень хорошая память, и он может сразу повторить любую фразу, любое предложение, любое стихотворение. Но когда малыш начинает повторять четверостишие про Ваню, у него получается очень смешно, потому что он постоянно путает главных героев, кто на чем ехал, кто кого вел, и кто кого мыл.

- Смешной рассказ.

Слушают учителя.

-Да.

Оценивают свою деятельность.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Презентация

Рефлексия деятельности

2 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

 Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа

Наглядный: работа со слайдом.

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.
- Кому какое стихотворение понравилось больше всего? Почему?

- Я очень рада, что вам понравились эти произведения.

- Отлично, поднимите руку те, кто достиг данных целей, а теперь те, кто не все цели достиг.

Домашнее задание

  • Учеб: стр. 144-147 учить 1 стих.
  • Тетрадь: нарисовать рисунок.

2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Что вам понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

- Оцените свою работу на уроке с помощью 3 смайликов: красного, желтого и зеленого.

- На этом наш урок закончен!

Отвечают на вопрос.

- Оценивают свою работу.


- оценивают свою работу, делают выводы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление 

учащимися значения результатов своей деятельности

Презентация

Раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой".

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой" Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора; совершенствование видов реч...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «« Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой».За...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Стихи Э.Успенского «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование  навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворения.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить с произведениями Э.Успенского: «Если был бы я девчонкой...

Технологическая карта урока литературного чтения "Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказочной повести «Маленький принц».Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познаком...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "У мальчика Юры ужаснейший насморк - Есеновский М." ( УМК: "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Тема урока: Есеновский М. «У мальчика Юры ужаснейший насморк»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процес...