Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
Планируемые метапредметные результаты
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностном уровне | Ф Словесный метод: слово учителя | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Яковлевна, и сегодня я проведу у вас урок Литературного чтения. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! - У вас на партах лежат таблички, в конце урока мы узнаем активные вы ученики или нет, на каждом этапе который записан в табличке мы будем рисовать знаки, звездочка, если у вас все получается и вы активны, треугольник если вы частично активны и у вас частично все получается, и круг если вы не активны и у вас ничего не получается. | Приветствуют учителя. | Р: планировать свои действия. Л: устойчивый интерес к новым способам познания. | Проектор с презентацией |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный метод: слово учителя
| - Мы с вами переходим к изучению нового раздела. Для того, чтобы узнать, о чем произведения этого раздела. Послушайте стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого: Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо. А море без рыб – не море. А земля без зверей – не земля! - Чему будут посвящены произведения?
-Загляните под свои парты, там могут быть спрятаны подсказки, из которых вы соберете название нашего раздела. Какое название нашего раздела? Откроем учебники на с.75 и прочитаем: с чем мы познакомимся? Чему мы научимся? И чему будем учиться?
- Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 1 | Внимательно слушают стихотворение.
- о животных, о бережном отношении к ним. - под партами прикреплены 2 карточки с названием раздела «природа», «и мы» - Природа и мы -Мы познакомимся с произведениями писателей-натуралистов: Чарушина, Пришвина, Куприна, Астафьева, Мамина Сибиряка Научимся: Внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, природу; определять тему которая определяет тему, которая определяет рассказы в разделе; находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления. Будем учиться: познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе; составлять самостоятельно научно-познавательны текс. - самооценивание | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; К: формулировать собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| Проектор с презентацией |
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный метод: слово учителя
| - Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг. (на слайде) - Кто автор всех этих произведений? - Назовите полное имя и фамилию. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших». - Для того, чтобы узнать, что за произведение мы с вами будем изучать? Отгадайте, начните читать слова с конца шымёирП -Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово-приёмыш? -В словаре русского языка Ожегова, говорится так: «Приёмыш-приемный сын или приёмная дочь». - Сформулируйте тему урока полностью: « Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». - Сформулируйте цель урока Прочитать… Узнать… Будем учиться…. Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 2 | Внимательно слушают биографию автора.
-Приёмыш - сирота, приёмный сын или дочь
- «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
- самооценивание | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| Проектор с презентацией Учебник |
«Открытие» детьми нового знания (3 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Ф Словесный: учебный диалог
| - Перед прослушиванием, предположите, кого Мамин-Сибиряк называет «Приёмышем»? -Я предлагаю вам план исследования содержания произведения «Приёмыш». -познакомиться с героями -определить, кто такой Приёмыш -выяснить главную мысль -высказать своё отношение Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно, в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными некоторые слова, попытаемся заранее объяснить их смысл. Откройте словарь на стр. 218, что значит слово Сайма? Сайма - рыбацкая стоянка В тексте также могут встретиться непонятные вам слова, но словаре их нет. А я нашла, картинки этих слов, по этим картинкам мы будем давать определение сложных и непонятных слов и сравнивать наши ответы с определением: Заводь - речной залив Бобылём - одинокий Муштровать - обучать Протока - речка, соединяющая два водоёма Увечить - физически расправляться, калечить Хиреет-болеет, чахнет Божья тварь - всё живое, созданное Богом. - А теперь мы будем слушать рассказ и следить по тексту учебника. -Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 3 |
- Работают со словарем
-Анализируют картинки, и определяют значение слова
- слушают рассказ и читают его про себя - самооценивание | Л: выраженная познавательная мотивация; устойчивый интерес к новым способам познания. К: слушать собеседника, соблюдать правила общения; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Р: удерживать цель деятельности до получения результата; анализировать и оценивать свою работу. П: проявлять познавательную инициативу.
| Проектор с презентацией Учебник |
Первичное закрепление (2 мин) | Усвоение нового способа действий |
Парная работа Внешний контроль | Настлало время нам немного отдохнуть и провести динамическую паузу, встаем физминутка (видео) Блиц-опрос в парах вам нужно ответить на вопросы по тексту на это задание вам дается 1минута 30 секунд: 1.Где происходят события? 2.Кто оказался Приёмышем? 3.Как Приёмыш оказался у Тараса?
4.Кто такой Соболько? 5.Как Тарас относится к приёмышу и ко всему окружающему? - Проверяем все вместе по поднятой руке - Какая главная мысль рассказа? - В какой из пословиц определена идея произведения? Два горя вместе, третье пополам. Легко подружиться, тяжело разлучиться Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Почему ты выбрал именно эту пословицу? Объясни? -Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 4 | Выполняют физминутку.
-На светлом озере -Лебедь -Тарас нашел его в камышах, его родителей застрелили, и он остался сиротой -Охотничья собака -Очень хорошо, с любовью, с заботой
- Отвечают на вопрос - Легко подружиться, тяжело разлучиться
-самооценивание | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (20 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная Взаимоконтроль | У вас на партах лежат карточки, к кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку. № п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака | 1 | Пёстрая |
|
| + | 2 | Умная |
| + | + | 3 | Лучший друг человека |
|
| + | 4 | Гуляка |
| + |
| 5 | Бобыль | + |
|
| 6 | Князь князем | + |
|
| 7 | Божья тварь |
| + |
| 8 | Гордая |
| + |
| 9 | Настоящая |
| + |
| 10 | Царская |
| + |
| 11 | Старый | + |
|
| 12 | Утомлённый | + |
|
| 13 | Дряхлый | + |
|
| 14 | Жалкий | + |
|
|
- Поменяйтесь листочками с соседом по парте и сверьте ответы с доской - Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок? 1-2 ошибки? 3-5 ошибки? -Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 5 | -Выполняют задание на карточках
-Выполняют взаимопроверку
-самооценивание | П:структурирование знаний. | Проектор с презентацией |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, закрепление ранее изученного | Фронтальная Словесный: диалог
Форма контроля: взаимоконтроль, фронтальный опрос | - У вас на столах лежит тест по вариантам, на его решение вам дается 3 минуты и проверяем 1) б 2) б 3) б 4) а 5) в 6) а 1) б 2) а 3) а 4) б 5) б 6) а Поменяйтесь тестом с соседом по парте и сверьте ответы с доской И поставьте оценку 0 ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 и более ошибок – 3 Что нового вы узнали на уроке? Над каким рассказом мы сегодня работали? О чем говорится в рассказе? Кто автор рассказа? С каким новым разделом мы начали знакомиться? -Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 6 |
- самооценивание | Р: контроль. П: анализ объекта с целью выделения признаков, синтез. | Проектор с презентацией |
Рефлексия деятельности (5мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применение нового знания | Фронтальная Словесный: беседа
Форма контроля: устный опрос | Открываем дневники, записываем домашнее задание: подготовить пересказ Оцените свою работу на уроке, если у вас все получилось и все было понятно раскрасьте смайлик в зеленый цвет, если что-то было не понятно, и вы затруднялись с заданиями раскрасьте смайлик в желтый цвет, если вам было все не понятно и трудно, раскрасьте смайлик в красный цвет. Те, кто уже раскрасил смайлик подходите ко мне мы внесем данный смайлик в таблицу Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 7 Теперь мы готовы ответить на вопрос, вы активные ученики? Если да, то поднимите свои карточки вверх. - Вы все сегодня хорошо потрудились, спасибо за работу урок закончен. |
- Оценивают работу на уроке
| Р: самооценка. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: анализ. | Проектор с презентацией |