Тема урока: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» | 60.2 КБ |
Мультимедийная презентация к уроку. | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.
Задачи.
Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, формирование навыков поискового чтения, чтения вслух, ролевое чтение, чтение «Волна», скользящее чтение;
Развивающие: развитие смысловой догадки, сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.
Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Оборудование: Учебник «Родная речь» (4 класс, автор В.Г. Горецкий и др.), «Просвещение», 2001; книга Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; карточки, таблица для тестирования, Мультимедийная презентация к уроку.
Оформление доски: портрет Д.Мамина – Сибиряка, иллюстрации к рассказу Д.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», эпиграф «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Шопенгауэр А.»
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
-Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Приятного вам учебного дня. Начинаем урок чтения. (Слайд №1)
2. Постановка цели и задач урока.
1). Общая речевая разминка. (Слайд №2)
Слово это серьезное, | Это качество |
- О чём это стихотворение? (о доброте)
- Что такое доброта? (Это все хорошее, доброе, красивое.)
- Какого же человека можно назвать добрым? ( Это тот человек, который творит добро.)
-Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту прийти на помощь.
2).Постановка цели и задач урока.
- Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.
3.Обобщение и систематизация учебного материала.
1). Работа с текстом рассказа.
- Назовите еще раз, как называется произведение, над которым будем сегодня работать? (Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш») (Слайд №3)
-Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? ( Это тот, кого приняли, приютили)
-Дети, нам пришла шифрограмма, разгадав ее вы, ответите на вопрос. Только ли о лебеде идёт речь в рассказе? (Слайд №4)
ЧПТСВИСОБОЛЬКОАЦЬКРТАРАСЪЫЛДЕПРИЁМЫШЖЗАМНЕФЕУАВТОРЛЬУБИХЧОК
-Дома вы придумали название для всех четырёх частей рассказа, записали их на отдельном листочке, принесли эти листочки в класс, для работы в группе.
(класс делится на 3 группы по 5 человек)
Работа с первой частью (Слайд №5)
-Вспомним упражнение «Гимнастика для глаз» (чтение первого и последнего слова на каждой строчке, остальной текст дети проскальзывают взглядом)
-Где происходит событие, которое описал автор? ( Действие происходит на Светлом озере)
- Кто первый встретил автора? (Первым встретил автора собака Соболько)
- Докажите, что автор и раньше посещал жилище старика? (Добрая встреча собаки, Тараса)
-Как охотник в первый раз увидел старика? (Старик плыл на лодке, стоя на ногах, а впереди лодки плыл лебедь)
-Дайте название первой части рассказа.
(Каждая группа выбирает при обсуждении одно название из пяти и называет его. Затем из трёх названий выбирается лучший вариант.)
Работа со второй частью (Слайд №6)
Применяя упражнение «Чтение-скольжение», зачитайте ответ на вопрос:
- Как попал лебедь к Тарасу?
- Как говорил о лебеде старик? (Как о родном, близком человеке)
-Давайте попробуем прочитать вторую часть по ролям.
- Перескажите тот момент, когда Тарас нашел лебедя и «нарисуем»
картину на доске – т.е. прикрепляем на доске картинки: вода, камыши, лодка,
Тарас в ней, лебедь впереди. (В итоге получается наглядная картина, того
отрывка, какой надо.)
-Выберите название для этой части рассказа.
Работа с третьей частью (Слайд №7)
-В первой половине третьей части подсчитайте, сколько предложений. Как считали?
- В следующем отрывке Тарас говорит о себе как – то …
(появляются на экране слова)
Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я – то понимаю всё.
-Как Тарас понимает птиц, рыб, зверей? Объясните.
-Прочитайте вторую половину третьей части.
-Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя?
-Выберите название для этой части рассказа.
Работа с четвёртой частью (Слайд №8-9)
-Найдите предложения к такому ключу:
Стр. 222 – (.) (…) (,) (.) (-) (…) (?)
Стр.223 – (.) (-) (,) (-) (.) (-) (,) (,) (,) (.)
- Когда автор посетил второй раз Светлое озеро? ( Автор попал на озеро поздней осенью.)
- Как встретил Соболько автора во второй раз? (Выборочное чтение стр.222)
- Какой вид был у старика? (Выборочное чтение стр. 222)
- Почему? (Он был расстроен из-за того, что от него улетел Приёмыш.)
- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя?
( Старик поступил правильно. Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и погиб.)
-Каждой группе я приготовила карточку. Вставьте пропущенные слова.
Подрастут ________, - отец с матерью выведут их сперва на ________, а потом начнут учить _______. Исподволь учат: всё дальше да ________. |
- Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?
( Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.)
-Выберите название для этой части рассказа.
2). Обобщение ответов детей учителем.
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.
3).Физкультминутка. (Слайд №10)
Лебеди летят, крыльями машут,
прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на землю садятся.
- В чём же заключается доброта старика?
( Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.)
- Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака.
4). Работа с планом – тестом.
-Сейчас вы будете работать с тестом. Если правильно ответите на все вопросы, то сможете построить правильный пересказ рассказа. (Инструктаж по выполнению теста: я зачитываю вопрос, а вы находите правильный ответ и отмечаете знаком).
(Тесты раздаются каждой группе)
В какое время года происходили события, описываемые автором? | Зимой | Весной | Осенью |
Как называется озеро? | Синее | Светлое | Грязное |
Как звали старика? | Иван | Семён | Тарас |
Сколько лет жил Тарас на озере? | 10 | 40 | 5 |
С кем жил старик на озере? | С собакой | С курицей | С лисой |
Как звали собаку? | Тузик | Соболько | Шарик |
Какую птицу приютил Тарас? | Лебедя | Утку | Индюка |
Как старик назвал птицу? | Прикормыш | Выкормыш | Приёмыш |
Где Тарас запер птицу? | В сундуке | В ящике | В избушке |
Для чего старик запер птицу? | Чтобы не улетел | Чтобы никто его не увидал | Чтобы не играл с собакой |
Как сложилась дальнейшая судьба лебедя? | Остался жить с Тарасом | Улетел в лес | Улетел в тёплую сторону |
- Используя данный тест, давайте перескажем рассказ.
5). Работа с эпиграфом.
- На доске помещён эпиграф к нашему уроку «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
- Как вы понимаете это высказывание? (Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.)
-Доказали ли мы на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души? (Ответы детей) варианты ответов.
6). Обобщение этапа работы учителем.
Доброта - это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.
-Я расскажу вам стихотворение, которое подходит и к данному эпиграфу и к теме нашего урока. (Слайд № 11)
Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки не сделает зла.
3). Обобщение и систематизация учебного материала.
-Сегодня на уроке мы завершили работу над произведением Мамина – Сибиряка «Приёмыш».
-Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк в данном произведении - показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя. В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому - то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.
-Сейчас мы ещё раз встретимся с героями этого произведения, просмотрев презентацию «Жизнь на Светлом Озере». (Слайды №12-26)
- Какое чувство у вас появилось, когда смотрели презентацию?
(Жалость, печаль, желание сделать что- то хорошее, доброе.)
4).Итоги урока и оценка знаний. (Слайд №27)
Рефлексия
С каким чувством уходите с урока?
Чему научил вас этот рассказ?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?
5). Домашнее задание. (Слайд №28)
Приготовьте рассказ о том, какое доброе дело вы сделали. Какую помощь оказали тому, кто в ней нуждался.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...
презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....
Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"
Данный урок чтения разработан по программе Школа России, в разделе "Природаи мы". Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"...
Тема урока: "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост""
Тема урока: "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"", 3 класс, УМК "Школа России"Характеристика учебных возможностей и предшествующих дос...
Тема урока «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»»
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование читательской компетенции, анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения Задачи уро...