Технологическая карта урока "Э. Успенский. "Чебурашка"" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Рябкина Татьяна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_lch_19_04_1.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 06.04.2022

Школа:

Класс:

Урок: 3

Время: 09:50-10:30

Кабинет:212

           Студент: Мыларщикова Татьяна Владимировна

                      Группа: 44

                      Учитель: Кольцова О.В._____________

                      Методист: Кошкарова Л.С_____________

Тема урока «Э.Успенский «Чебурашка»»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе в процессе работы над отрывком произведения Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» - «Чебурашка»; совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умения ставить вопросы по прочитанному тексту и отвечать на них; совершенствование умения анализировать прочитанный текст.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить учащихся с фактами из биографии автора;
  2. умение выразительно читать текст, осуществляя отбор информации.

Развивающие:

  1. развивать критичность мышления через чтение текста;
  2. обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к зарубежной литературе;
  2. воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа

Форма работы : фронтальная

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2.Организация начала урока

- Ребята, садитесь. Начнём наш урок.

Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать.

1. Показывают готовность к уроку.

М: включение в учебную деятельность.

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая

социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание

 потребности к построению нового способа действий

Практический : чистописание

Словесный : подводящий диалог

Форма работы : фронтальная, индивидуальная

1. Проверка знаний по предыдущей теме.

2. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

-Начнем наш урок с чистоговорки. Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух:

начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите все звуки.

На слайде

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.

- Замечательно! Ребята, вспомните, какой же раздел мы сейчас изучаем?

- С каким автором мы знакомились на прошлых уроках? С какими произведениями мы познакомились?

-Какое домашнее задание выполняли? Давайте проверим его.  

1. Отвечают на вопросы

2. Выполняют указания учителя.

-«И в шутку, и всерьёз».

-С Б.Заходером.

 Перечисляют.

Совместно с учителем проверяют домашнее задание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

 Р: принимать и сохраняют учебную задачу

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный : формулировка темы и целей урока

Форма работы :  фронтальная

1.Мотивирование учащихся к проблемному учебному процессу.

– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь – 
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – ..... 

-Правильно – это Чебурашка. 
-Ребята, кто написал это произведение?


- Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели поставим перед собой?

Отвечают на вопросы

Выполняют задания учителя

ЧЕБУРАШКУ

Эдуард Успенский.

-Э. Успенский «Чебурашка».

-Познакомиться с биографией Э.Успенского, прочитать отрывок из сказки «Крокодил Гена и его друзья». 

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П:самостоятельное выделение и постановка цели

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий

и формирование способности к его выполнению

Практический : формулировка правила,

определения или алгоритма

Форма работы : фронтальная, индивидуальная

 -Кто же такой Чебурашка?

-Верно, давайте вспомним, как он выглядит. Посмотрите на слайд.

-А теперь давайте познакомимся с биографией Э.Успенского.

-Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печатать свои произведения. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

  • “Крокодил Гена и его друзья”.
  • “Дядя Федор, пес и кот”.
  • “Тетя дяди Федора”.
  • “Любимая девочка дяди Федора”.
  • “Про Веру и Анфису”.
  • “Разноцветная семейка” и др.

-Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте вслух.

«Испокон века – книга растит человека».

-Как вы понимаете смысл этого высказывания? 

-Совершенно верно, ребята. Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас лучшим другом. Приучайте себя к чтению и учитесь любить книги.

-Ребята, прежде, чем начать произведение, давайте поработаем со сложными словами из текста и выполним несколько заданий.

а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком – тропическом
Гип-по-по-там – гиппопотам
От-пра-вил-ся – отправился
А-пель-си-на-ми – апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся – передвигаться
Соб-ствен-но-го – собственного

б) Читайте целыми словами

Груз – погрузили
Фрукт – фруктовый
Брак – бракованную
Зверь – зверёк
Город – городской

– Какие слова вам не понятны?

Выясняется их значение (на слайде картинки)

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее.

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта-помещение на корабле.

Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

Бракованная игрушка – игрушка с браком,(царапина, трещина), изъян в игрушке.

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом.

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить.

 - А теперь давайте разомнемся!

Выполняют задания учителя.

Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.

-Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить.

 

дети читают “цепочкой”

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.

П: поиск и выделение необходимой информации.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: выполнение упражнения по правилу, алгоритму

Форма работы : индивидуальная, парная

– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.
– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)?

-Докажите! (Повествование, т.к. события сменяют друг друга).

 Чтение отрывка по ролям (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.

- Читает каждый ученик.

Отвечают на вопросы учителя после прочтения текста.

Читают текст по ролям.

П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический : работа у доски

Форма работы : фронтальная, индивидуальная,  

Организация самостоятельной работы

- А теперь давайте проверим знания, которые вы получили на этом уроке, и напишем небольшой тест.

1. Где Чебурашка жил?

А) в степи

Б) в тайге

В) в тропическом лесу

2. Кто даёт имена зверям?

А) их родители

Б) люди

В) соседи

3. Чебурашка забрался в ящик с чем?

А) с яблоками

Б) с мандаринами

В) с апельсинами

4. Сколько апельсинов он съел на завтрак?

А) два

Б) три

В) один

5. Куда погрузили апельсины вместе с Чебурашкой?

А) на поезд

Б) на корабль

В) в самолёт

6. Где оказался ящик после долгого плавания?

А) в продовольственном магазине

Б) в фруктовом магазине

В) в хозяйственном магазине

7. Почему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле?

А) затекли лапы

Б) кружилась голова

В) его укачало

8. Кто назвал его Чебурашкой?

А) директор зоопарка

Б) директор музея

В) директор магазина

9. Где Чебурашка стал жить?

А) в витрине

Б) в зоопарке

В) в телефонной будке

-Проверяем.

Пишут ответы самостоятельно


Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют взаимопроверку.

Р: осуществлять итоговый контроль;

П: анализ, поиск и выделение необходимой информации

Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический : работа в тетрадях, у доски

Форма работы : фронтальная

– Почему Чебурашке некому было звонить?
– Как думаете, как живется без друзей? Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете?
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
–Поработайте в парах и вспомните еще пословицы о дружбе.

Не имей 100 рублей, а имей … .
Нет друга – ищи, а нашёл … .
Хочешь дружить – сам будь … .
Доброе братство – лучше … .

Отвечают на вопросы учителя после прочитанного текста.

Работают в парах.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный : рефлексия

Форма работы : фронтальная

- Ребята, с творчеством какого поэта мы с вами познакомились?

-Над каким произведением мы сегодня работали на уроке?

-Какую цель мы ставили?

-Достигли ли мы ее?

- Посмотрите на слайд. Вы видите начало фраз. - -- Продолжите фразу:

Я считаю, что на уроке я работал(а) … (как?)

Мне было понятно/не понятно … (что?)

- Ребята, а кто по вашему мнению на уроке работал активно?

- Хорошо! Теперь запишите домашнее задание: _______________________________

- Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность на уроке.

- Мы познакомились с творчеством Э.Успенского.

-Над отрывком из сказки «Крокодил Гена и его друзья».

- Познакомиться  с биографией Э.Успенского, прочесть отрывок «Чебурашка».

-Да.

Оценивают работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятель

Презентация  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Э.Н. Успенский "Чебурашка". (1 класс)

Данный урок используется в 1 классе на литературном чтении по программе "Школа России" (конспект урока + презентация)...

Технологическая карта урока чтения 2 класс. Э. УСПЕНСКИЙ «Чебурашка»

Познакомить с веселыми произведениями для детей  Э. Успенского; учить понимать особенности юмористического произведения, кратко пересказывать веселые рассказы, придумывать свои веселые истории; с...

Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Чебурашка» (2 класс)

Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка»;формирование и развитие нав...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Э. Успенский «Чебурашка», 2 класс

Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка»;формирование и развитие нав...

Технологическая карта по литературному чтению на тему: "«Э. Успенский «Чебурашка»" 2 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отве...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: "Э. Успенский "Чебурашка" 2 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся с творчеством Э.Успенского «Чебурашка»; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить вопросы по п...

Конспект урока "Успенский Чебурашка" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка»; формирование и развитие навыка чтения.Планируемые  результатыПред...