Э.Н. Успенский "Чебурашка". (1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кузнецова Людмила Александровна

Данный урок используется в 1 классе на литературном чтении по программе "Школа России" (конспект урока + презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану:

«Э.Н.Успенский « Чебурашка »

Номер урока по теме: 1

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить с творчеством Э.Н.Успенского; выработка осознанного, правильного чтения; развивать речь детей, навык чтения, умение работать с текстом;  воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.

Ожидаемые результаты: осознанное и безошибочное чтение изучаемого на уроке произведения.

                               Этапы урока

1. Организационный момент. (0, 5 минуты)

2. Проверка домашнего задания (2, 5 минуты)

3. Разминка (2 минуты)

4. Изучение нового материала (25 минут)

5. Закрепление(2 минуты)

6. Контроль знаний (4 минуты)

7. Итог урока (2 минуты)

8. Рефлексия (1, 5 минуты)

9. Инструктаж домашнего задания (0,5 минуты)

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, выставка книг Э.Н.Успенского.

                                               Ход урока. Слайд 2

1. Организационный момент.

        Итак, друзья, внимание –

        Ведь прозвенел звонок.

        Садитесь поудобнее –

        Начнём скорей урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Сначала мы проверим домашнее задание.

- Кто желает на время превратиться в Винн-Пуха и рассказать нам одну из песенок?

Все выступили ярко, выразительно, с хорошим настроением. Давайте поаплодируем нашим артистам.

3. Разминка.

        А) Дыхательная гимнастика.

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

       Б) Скороговорка

                 Доброе братство лучше богатства.

Слайд 3

-  Как вы понимаете эту пословицу?

       В) - Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

Глаза ваши смотрят,
Они все видят и запоминают.
Ушки ваши не просто слушают,
Они все слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык.

Забегал вперед ума!          

- Как вы это понимаете?

4. Изучение нового материала.

А) Сведения о писателе.

- Прочитайте фамилию писателя, произведение которого мы будем сегодня читать. Она спрятана в цепочке букв.

Слайд 4

Слайд 5    

- Эдуард Николаевич Успенский родился в Егорьевске. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером. Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино  послужили основой для создания мультфильмов и пьес, которые с интересом смотрят уже многие поколения.

Б) Работа с выставкой книг

- Обратите внимание на выставку книг Э.Н.Успенского. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать.

 - Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - “Крокодил Гена и его друзья” - вышла в свет в 1966 году.

Ученик выходит с книгой “Крокодил Гена и его друзья”

- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.

Ученица выходит с книгой «Крокодил Гена – лейтенант милиции»

- Известно ли вам, ребята, что есть продолжение «Крокодил Гена  и его друзья». Где Крокодил Гена служил в Армии и стал лейтенантом милиции.

Гена был замечательным молодым бойцом. Он лучше всех бросал гранату, смело прыгал с парашюта и отлично маскировался. За отличные успехи по службе Гена был награждён медалью “За отвагу, смелость, героизм и нырятельность”. Книга “Крокодил Гена – лейтенант милиции” - о новой жизни Крокодила Гены после службы в Армии

В) Целевая установка.

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать осознанно, без ошибок и отвечать на вопросы словами из текста.  Мы сегодня прочитаем отрывок из сказки Э.Н.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

- А теперь давайте узнаем, как он называется.

Слайд 6

- Глазами проследить путь от цифры 1 до буквы, от цифры 2 до буквы и т.д. прочитать.

Г) Первичное чтение  учителя.

- Я прочитаю вам сказку,  вы следите за моим чтением и после прочтения ответите  на вопрос «Понравилась вам сказка или нет».

(после чтения)

- Поднимите руки, кому сказка понравилась? Чем?

- Какие слова вам были непонятны?

Давайте прочитаем эти слова и выясним их смысл.

  1. Читаем по слогам, затем целыми словами.

Слайд 7

тро-пи-чес-ком – тропическом – тропики,  наиболее жаркая местность на земном шаре.

бра-ко-ван-ный - бракованный, предмет с изъяном, некачественный.

Че-бу-рах-нул-ся – чебурахнулся, упал или ударился с шумом.

 Бе-зус-лов-но – безусловно, конечно

Не-из-вест-ным - неизвестным

 2) Читаем внимательно целыми словами.

Слайд 8

Забавный – интересный, занимательный.

Каюта – отдельное помещение на судне.

Затекли – распухли, как бы налившись чем-нибудь.

Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Д) Физкультминутка «Чебурашка»

Слайд 9

Поднимитесь, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Покачайтесь, распрямитесь,

Помашите, покружитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните..

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

Е) Чтение учащимися по цепочке.

- Давайте осмысленно прочитаем рассказ, постараемся читать без ошибок. После прочтения я буду задавать вопросы.

Ж) Выборочное чтение текста.

- Где жил  Чебурашка?

-  Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте.

- Как Чебурашка попал в магазин? Прочитайте.

- Почему зверьку дали такое странное имя? Прочитайте.

-Куда отнёс директор Чебурашку?

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

- Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

- Где стал работать и жить Чебурашка?  

5. Закрепление.

- Давайте  проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение.

1) Игра «Продолжи предложение»

Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу).

Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать).

Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих).

Слайд 10

2) – Составьте цепочку событий.

Ящик с апельсинами.

Магазин уценённых товаров.

Корабль.

Фруктовый магазин.

Слайд 11

6) Контроль знаний.

Слайды 12-14

Выбери правильный ответ.

1.  Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?

A)        «Приключения Чебурашки»

        Б) «Крокодил Гена и его друзья»

B)        «Чебурашка и старуха Шапокляк»

2.        Объясни значение выражения «Уценённые товары».

A)        мелкие бытовые товары
     
 Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости

 B)        непродовольственные товары

3.        Где жил Чебурашка?

A)        в пустыне

Б) на необитаемом острове

B)        в тропическом лесу

4.        Почему его сначала  никак не звали?

A)        он был ещё маленький

Б) он ещё не встречался с людьми

B)        другие звери с ним не дружили

5.        Как он попал в ящик с апельсинами?

  1. его поймали и посадили туда
  2.  он туда полез за апельсинами
  3. он туда случайно упал с дерева

6. Куда привезли ящик с апельсинами?

А) во фруктовый магазин большого города

Б) в зоопарк большого города

В) на деревенский рынок

Взаимопроверка. Работа в парах. Слайд 15

1 – А

2 – Б

3 - А

4 – Б

5 – В

6 - А

7. Итог урока.

  1. С произведением какого автора мы познакомились?
  2. О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному.  Хорошо, когда рядом есть верные друзья).
  3. Какие пословицы о дружбе вы знаете?

 Слайд 16

Дополни пословицы:

“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”,

“Нет друга - ищи, а нашел - береги”,

Хочешь дружить – (сам будь другом).

- Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова еще одного замечательного героя кота Леопольда  

Все: Ребята, давайте жить дружно!

Только у добрых людей бывает много друзей.

   8. Рефлексия.

- Продолжите предложения.

Слайд 17

9. Инструктаж домашнего задания.

Приготовить краткий пересказ  сказки.

По желанию нарисовать иллюстрацию к отрывку.

Литература:

 С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс».

О.В.Узорова «Тесты по литературному чтению»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : Кузнецова Л.А. учитель начальных классов МБСКОУ СКОШ № 36 » « Э.Н.Успенский. Чебурашка » Урок литературного чтения 2 класс

Слайд 3

Доброе братство лучше богатства.

Слайд 4

Прочитайте фамилию писателя ХКУСПЕНСКИЙВРЧП УСПЕНСКИЙ

Слайд 5

Эдуард Николаевич Успенский

Слайд 6

ч а б е р ш а у к 1 6 3 2 5 7 9 4 8

Слайд 7

тро-пи-чес-ком - тропическом бра-ко-ван-ный - бракованный че-бу-рах-нул-ся - чебурахнулся бе-зус-лов-но - безусловно не-из-вест-ным - неизвестным

Слайд 8

каюта забавный затекли уценённые товары

Слайд 10

Чебурашка жил в густом ....... Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы ... Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал ... Игра «Продолжи предложение» тропическом лесу. позавтракать. внимание прохожих.

Слайд 11

Ящик с апельсинами. Фруктовый магазин. Корабль. Магазин уценённых товаров.

Слайд 12

Выбери правильный ответ 1 . Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал? А) «Крокодил Гена и его друзья» Б) «Приключения Чебурашки » В) « Чебурашка и старуха Шапокляк» 2 . Объясни значение выражения «Уценённые товары»? А) мелкие бытовые товары Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости В)непродовольственные товары ТестТест

Слайд 13

3. Где жил Чебурашка ? А) в тропическом лесу Б) в пустыне В) на необитаемом острове 4. Почему его сначала никак не звали? А) он был ещё маленький Б) он ещё не встречался с людьми В) другие звери с ним не дружили

Слайд 14

5. Как он попал в ящик с апельсинами? А) его поймали и посадили туда Б) он туда случайно упал с дерева В) он туда полез за апельсинами 6. Куда привезли ящик с апельсинами? А) во фруктовый магазин Б) в зоопарк В)на деревенский рынок

Слайд 15

1 – А 2 – Б 3 – А 4 – Б 5 – В 6 – А

Слайд 16

Дополни пословицы Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга - ищи, а нашел – береги. Хочешь дружить – сам будь другом.

Слайд 17

Я учился... Я узнал ... Мне понравилось...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...