Конспект урока. Тема. А.Толстой "Золотой ключик"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Чиброва Юлия Валерьевна

Урок по внеклассному чтению с элементами театральной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoy_klyuchik.stsenariy.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по внеклассному чтению с элементами театральной педагогики.

Тема урока: А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

3 класс

Учитель: Чиброва Ю.В.

Тема урока. А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Форма проведения: театральная педагогика, поисковая деятельность, компьютерные технологии.

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, изобразительное искусство

Цели: 1. Обучающие:

определить характеры героев через исследование их поступков и действий;

выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить основные отличия.

#1056;азвивающие:

развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;

развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;

#1042;оспитательные

воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

Задачи: научить делать выбор между положительными и отрицательными героями, мотивировать их поступки.

Предполагаемый результат: провести анализ сказки, сделать свои выводы, хорошо ориентироваться в сюжете сказки, уметь видеть положительные и отрицательные поступки героев.

Оборудование: флипчарты с портретами А.Толстого, К.Коллоди, иллюстрации к сказке, рисунки учеников, аудиозапись песен, костюмы героев.

Ход урока.

I. Эмоциональный настрой.

– Дорогие ребята! Сегодня у нас важный день. Нас ожидает множество встреч. Мы встретимся сегодня с героями изученного произведения. А гостям принято дарить подарки. Подарком для наших гостей будет ваше активное участие в исследовании характеров героев произведения.

II. Активизация познавательной деятельности. Предварительная беседа.

На доске запись:… Русские сказки- без сомнения заслуживают большого внимания: они- память нашего давно минувшего, они- хранилище русской народности. (Н.А.Некрасов) (слайд 1)

-Как вы понимаете слова Николая Алексеевича? - Какие сказки мы называем народными? Авторскими? - А сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» является народной или авторской? -Кто написал это произведение? Алексей Толстой. (слайд 2). Сегодня мы посмотрим отрывок из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». А сейчас внимание на сцену!

III. Театральная постановка отрывка из сказки.

Действующие лица: Буратино Мальвина Папа Карло Карабас-Барабас Лиса Алиса Кот Базилио Арлекин Пьеро Дуремар Черепаха Тортилла Лягушата (5) и куклы (10) Автор

Автор.- Мы знаем, что папа Карло смастерил деревянную куклу и назвал её Буратино. С первых же минут Буратино стал попадать в неприятные истории и Мудрый говорящий Сверчок посоветовал ему начать ходить в школу. Последовал ли Буратино советам Говорящего Сверчка? Давайте посмотрим.

Сцена 1. ДОМА.

Буратино.- Папа Карло, ты не бойся за меня, я буду умненький- благоразумненький. Говорящий сверчок велел мне ходить в школу. Папа Карло. - Славно придумано, сынок. Б.- Папа Карло, а как же я пойду в школу без азбуки? П.К.- Да, ты прав. Сейчас что-нибудь придумаем.(уходит, вернулся с азбукой). -Вот тебе азбука, учись на здоровье. Б.- Папа Карло, а где твоя куртка? П.К.- А куртку я продал, да ничего. Главное, ты учись хорошо. Б.- Вот я выучусь, вырасту и куплю тебе тысячу новых курток.

Сцена 2. НА УЛИЦЕ.

Автор.- Рано утром Буратино взял азбуку и побежал в школу. По дороге он не смотрел ни на сладости, ни на играющих мальчишек. И вдруг услышал музыку. Б.- Школа же не убежит от меня, а я только одним глазком взгляну и сразу на урок. Девочка- Кукольный театр! Кукольный театр! Только одно представление! Торопитесь! Торопитесь! Торопитесь! Б.- Скажите, пожалуйста, сколько стоит входной билет? Мальчик- 4 сольдо, деревянный человечек. Б.- Вы не могли бы мне дать взаймы 4 сольдо? М.- Нашёл дурака! Б.- Тогда купите у меня мою чудную курточку и мой колпачок. М.- Твоим колпачком только ловить головастиков. Ищи дурака! Б.- Ну тогда возьмите за 4 сольдо мою новую азбуку с картинками. М.- С картинками? Ну ладно, давай. Б.- Дайте мне, пожалуйста, один билет в театр.(купил билет)

Сцена 3. В ТЕАТРЕ.

Пьеро.- Здравствуйте, меня зовут Пьеро. Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием «Мальвина, или 33 подза-тыльника» Меня будут колотить палкой, давать подзатыльники. Это очень смешная комедия. Арлекин- Привет, я Арлекин! Ты чего хнычешь, дуралей? (толкает) П.- Я грустный, потому что хочу жениться. А.- А почему же ты не женился? П.- Моя невеста от меня убежала. А.- Ха-ха! Видали дуралея? (толкает). А как зовут твою невесту? П.- Её зовут Мальвина. А.- Ну хватит слёзы лить, сейчас я тебе покажу! (хватает палку) Б.- Не смей! Как ты можешь обижать других кукол? П.- Смотрите, живой Буратино (обнимает его) А.- Это театр и Карабас-Барабас сказал, что это лучшая комедия! Б.- Это не театр, а какая-то глупость. Карабас- Кто это мешает представлению моей прекрасной комедии? Ну я тебе сейчас задам!( уводит Буратино). А куклы пусть танцуют, иначе хуже будет! (ТАНЕЦ КУКОЛ)

К.-Б.- Что-то здесь холодно, ну-ка приведите мне Буратино, он деревянный, я брошу его в огонь и мигом согреюсь. П.- Не надо! К.-Б.- А где моя плётка? (привели Буратино) Б.- Бедный я, несчастный, никому меня не жалко! К.-Б.- Перестань реветь! А отец твой жив? Б.- Мой бедный папа Карло скоро умрёт от голода и холода. Он живёт в каморке, где ничего нет, кроме холста, на котором нарисован огонь. К.-Б.- Твой отец- Карло? Так, значит, в каморке Карло находится потайная…(закрыл рот) Ну, хорошо. Я дарю тебе жизнь и эти 5 золотых монет. Иди домой и скажи Карло, что я прошу его никуда не уезжать из каморки. Б.- Благодарю вас, синьор. А.(говорит Пьеро)-Здесь какая-то тайна!

Сцена 4. НА ДОРОГЕ.

Автор- Рано утром Буратино пересчитал деньги- золотых монет было столько же, сколько пальцев на руке- пять. Зажав золотые в руке, Буратино побежал домой, но на дороге увидел хромую лису Алису и слепого кота Базилио. Лиса- Здравствуй, Буратино. Куда ты так спешишь? Б.- Домой, к папе Карло. Лиса Не знаю, застанешь ли ты в живых бедного Карло, он совсем плох стал от голода и холода. Б.- А ты это видела? (показывает деньги, лиса и кот широко раскрыли глаза). Лиса- А что ты будешь делать с этими деньгами, добренький Буратино? Б.- Куплю куртку для папы Карло и новую азбуку. Кот- Умненький Буратино, а хотел бы ты, чтобы денег стало в 10 раз больше? Б.- Конечно, хочу. А как? Кот- Очень просто. Пойдём с нами в Страну Дураков. Б.- Нет, лучше я пойду домой. Лиса.- Пожалуйста, мы тебя за верёвку не тянем. Тем хуже для тебя. Кот- Тем хуже для тебя, а то бы твои 5 золотых превратились в кучу монет. Б.- Не может быть! Лиса- В Стране Дураков есть волшебное поле- Поле Чудес. На этом поле выкопай ямку, скажи 3 раза «Крекс, фекс, пекс», положи золотой, засыпь землёй, хорошо полей и иди спать. А утром из ямки вырастет небольшое дерево, на нём вместо денег будут висеть золотые монеты. Б.- Идём скорее в Страну Дураков. Кот- Ты иди прямо по дороге, а мы тебя потом догоним.

Сцена 5. ДОМИК МАЛЬВИНЫ.

Автор.- Буратино последовал совету кота и лисы, но не мог долго идти по дороге: то побежал за бабочками, то догонял зайца. И вдруг вышел на поляну, где стоял маленький домик, в котором жила очень красивая девочка с голубыми волосами. Её звали Мальвина и она была самой красивой куклой из театра Карабаса-Барабаса. М.- Ах, ты кто? Б.- Я-Буратино. Слушай, я проголодался, у тебя не будет немного еды? М.- Ну что же, садитесь за стол, сейчас мы с вами покушаем. (Буратино неаккуратно ел) М.- Кто вас воспитывает, скажите пожалуйста? Б.- Когда- папа Карло, а когда- никто. М.- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны. Б.- Вот так влип! М.- Сначала мы займёмся математикой. У вас в кармане 2 яблока. Б.- Врёте, ни одного. М.- Предположим, у вас в кармана 2 яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось? Б.- Два. М.- Подумайте хорошенько. Б.- Два. М.- Почему? Б.- Я же не отдам Некту яблоки, хоть он дерись! М.- У вас нет никаких способностей к математике. Б.- Ну ладно, я пошёл. М.- Артемон, Артемон, не отпускайте его! (Буратино убегает и сталкивается с лисой Алисой и котом Базилио). Лиса- Славненький Буратино! Где ты был? Мы уже начали тебя искать. Кот- Зато ты попал в Страну Дураков. Лиса- Идем скорее на Поле Чудес. Сегодня последняя ночь, когда можно сеять деньги. К утру соберёшь кучу денег и купишь всякой-всячины. (ТАНЕЦ ЛИСЫ И КОТА) Кот- Вот оно- Поле Чудес. Б.- Никогда бы не подумал, что Поле Чудес так похоже на помойку. Кот- Рой скорее ямку. Лиса-Клади золотые. Кот- Полей водой. Лиса- И не забудь сказать «Крекс, фекс, пекс». Б.- А вы уйдите подальше. Лиса. –Да мы и не хотим смотреть, где ты зароешь деньги. (Буратино садится и ждёт) Б.- Утром куплю тысячу курток для папы Карло. Кот- Он так и будет сидеть около ямки. Что же делать? Лиса- Придумала! ( лиса и кот схватили Буратино и выбросили в пруд)

Сцена 6. НА ПРУДУ.

(Лягушата танцуют, Дуремар подслушивает). Т.- Ах, ты глупенький мальчишка с коротенькими мыслями. Зачем ты пошёл в Страну Дураков? Б.- Я хотел добыть побольше денег, чтобы купить папе Карло куртки. Т.- Твои деньги украли кот и лиса. Они пробегали мимо пруда и я слышала, как они хвастались, что выкопали твои деньги. Б.- Что же мне теперь делать? Бедный я, несчастный. Лягушата- Тортилла, помоги человеку! Т.- Однажды я поклялась, что помогу только тому человеку, за которого будет просить всё население пруда. Не знаю почему, но ты и мне понравился. Б.- Я обаятельный! Т.- Не в том дело. Ты добрый, ты любишь папу Карло и хочешь ему помочь. Ты веришь, что создан на радость людям. Я, пожалуй , помогу тебе. Подожди, сейчас я принесу тебе одну вещицу. Лягушата.- Тортилла знает великую тайну. Т.- Доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, не горюй, что кот и лиса украли у тебя золотые монеты. Я дарю тебе этот ключик. Его оборонил на дно пруда человек с очень длинной бородой. Он очень просил вернуть ему этот ключик, говорил, что ключиком нужно отворить какую-то дверь и это принесёт счастье. Б.- Спасибо, тётушка Тортилла! Могу я что-то для вас сделать? (Тортилла поёт песню) Сцена 7. У КАРАБАСА.

Автор. – В это же самое время Карабас-Барабас сидит за столом. Стук в дверь. К.-Б.- Кого это принесло в такой час? Дуремар.- Это я, Дуремар. Пустите согреться, за это я приставлю к вашей спине дюжину пиявок. К.-Б.- Не надо пиявок, сидите и грейтесь. Д.- Спасибо за доброту. За это я открою вам тайну, которую мне сообщила черепаха Тортилла. К.-Б.- Любезнейший Дуремар, говори, говори скорее, что тебе сообщила черепаха Тортилла! Д.- Она сказала, что отдала золотой ключик Буратино. К.-Б.- Буратино?! Да знаешь ли ты, что если этим ключиком открыть дверцу, спрятанную за холстом… Учитель.- А что случится дальше вы узнаете, если прочтёте сказку Алексея Толстого, но я хотела бы поприветствовать наших учеников, которые так замечательно смогли перевоплотиться в героев сказки ( под песню «Буратино» ученики кланяются).

#1056;абота над сказкой.

-Давайте ещё раз назовем автора этой сказки. -Но знаете ли вы, что Алексей Толстой не сам придумал эту сказку. Эта история началась более 100 лет назад. В итальянском городе Флоренции жил известный писатель Карло Лоренцини, писавший под псевдонимом Коллоди. (Портрет) Однажды его попросили написать рассказ, где было бы много приключений. Писатель согласился и вскоре принес сказку под названием «История буратино», что по-итальянски означает «деревянная кукла». Потом, когда Коллоди решил написать продолжение сказки, он придумал герою имя Пиноккио( «Еловая кукла»), и сказка стала называться «Приключения Пиноккио» (Слайд). А. Н. Толстой, прочитав произведение итальянского писателя Карло Коллоди про смешного человечка Пиноккио, так полюбил этого героя, что решил написать свою книжку про весёлого, задорного мальчишку Буратино.

Более 200 художников во всем мире рисовали деревянного человечка. И все по- разному. Но, конечно, на всех рисунках у героя был любопытный длинный нос. ( слайды с рисунками)

– Как вы считаете, к какому жанру литературы относится это произведение? (Сказка.)

– Если это сказка, то в ней обязательно должны быть сказочные приметы. Какие сказочные приметы вы нашли в этом произведении? – Какого вида эта сказка? (Авторская.) – А чем схожи все сказки? (В сказках добро побеждает зло.)

– Все ли герои в сказках одинаковы? (Нет, есть положительные, а есть отрицательные.) -Как вы понимаете смысл слова «положительный»? Тот, на кого можно положиться. V. Целеполагание

– Значит, во всех сказках существует мир добра и зла. Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра и почему? (Светлая дверь ведёт в мир добра, потому что добро должно быть ярким, светлым, радостным.) – Верно.

В любимой нашей сказке

Есть волшебная стена

В стене той заветная дверца

За дверцей большая страна.

Ключом золотым открываем

Заветную дверцу в стене

Живущие в сказке герои

Мечтают о счастье, добре.

– Хотелось бы вам открыть эту дверцу? (Очень)

– Сегодня мы широко распахнём эту волшебную дверцу для положительных героев сказки. А тёмную, мрачную дверь мы чуть-чуть приоткроем и направим туда отрицательных героев. В гостях у нас герои сказки “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Наша задача – определить место героев либо в стране добра, либо в стране зла, исследовав их характеры и поступки. IV. Исследование характеров положительных героев – Встречайте первого героя- Буратино.

– Как вы считаете, какой это герой? (положительный)

– Постойте, постойте. Я не согласна. Ведь Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, грубиян, шалун, не хочет учиться. Разве можно его отправлять в страну добра? (У Буратино есть и положительные, и отрицательные черты характера.)

– Хорошо, давайте разберёмся. Назовите отрицательные качества. (Непослушность, невоспитанность.)

– Какое самое главное положительное качество Буратино? (Настоящий друг.)

– Докажите примерами из произведения. (Пересказ фрагментов из сказки.)

– Достоин Буратино остаться в стране добра? (Перемещаем фигурку Буратино за светлую дверь.)

– А какие черты характера Буратино вы находите у себя? (Рассуждения детей.)

– Действительно, Буратино похож на простого мальчишку. Но у него есть одно замечательное качество: он никогда не бросит друга в беде, он сам – настоящий друг. Как вы, наверное, уже догадались, что в страну добра он зовёт и своих друзей. Эта девочка с кудрявыми голубыми волосами была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса. Кто же это? (Мальвина.)

– Почему же Буратино так отчаянно защищал Мальвину, несмотря на то, что она – девчонка, да ещё так строго его воспитывала? (Мальвина – хороший друг, она хотела, чтобы Буратино стал грамотным.)

– А чем наши девочки похожи на Мальвину? (Рассуждения детей.)

– Достойна Мальвина отправиться в страну добра? (Передвигаем фигурку за светлую дверь.)

Кого ещё из героев сказки поселим в стране добра и почему? (Рассуждения детей: Артемона, Пьеро, папу Карло, черепаху Тортилу.)

– Как мы назовём всех этих героев? (Положительные, они совершают добрые поступки.)

– Как автор относится к этим героям?

VI. Исследование характеров отрицательных героев

– Кого вы считаете отрицательными героями сказки? (Карабаса-Барабаса, Дуремара, лису Алису, кота Базилио)

– В какую страну оправим этих героев? (В Страну Зла)

– А как сам автор назвал в произведении страну зла? (Страна Дураков)

– Докажите на примерах их скверных поступков их отрицательные черты.(Дети рассуждают и доказывают.)

– Определите самое подходящее качество характера каждому из этих героев.

Карабас-Барабас – жестокость,

Дуремар – глупость,

Лиса Алиса – хитрость,

Кот Базилио – жадность.

VII. Обобщение. Два мира в сказке –В сказке есть очень важный и значимый волшебный предмет. Из-за него началась борьба между добром и злом. Что это за предмет? (Золотой ключик)

Для чего нужен Золотой ключик Карабасу-Барабасу?

– С какой целью искал ключик Буратино?

– Кто же раскрыл тайну Золотого ключика?

– А какую волшебную дверь хотели бы открыть вы? (Дверь, которая ведёт в Страну Доброты)

– А как быть с тёмной дверью? (Дети предлагают закрыть её Золотым ключиком навсегда.)

VII. Проверка полученных знаний. Голосование на индивидуальных пультах.

1.Что пил Буратино за завтраком у Мальвины? А) апельсиновый сок Б) какао В) чай 2. Чему хотела научить Мальвина Буратино? А) читать Б) решать задачи В) петь песни 3. Куда Артемон запер Буратино? А)в темницу Б) в подвал В)в чулан #1057; кем в чулане встретился Буратино? А) с летучей мышью Б) с Карабасом В) с папой Карло #1050;уда спрятался Буратино для подслушивания разговора Карабаса и Дуремара? А) в горшок Б) в кастрюлю В) в кувшин #1063;то Буратино велел делать Пьеро, когда увидел Карабаса, Дуремара, лису и кота? А) драться Б) читать стихи В) петь песни #1063;то скрывалось за потайной дверцей? А) школа Б) театр В) поле Чудес

– В сказке добро опять победило зло. Я верю, что мы не напрасно просмотрели отрывок из сказки и думаю, что каждый из нас сделал какие-нибудь выводы. Но все-таки хорошо, если бы зло оставалось только в сказках.

Песня «Дорога добра» .(ученики поют вместе с учителем).

VIII. Д/з. Написать свои впечатления от урока в виде статьи в газету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...

План-конспект урока по произведению "Золотой ключик"А.Н. Толстого

Урок интегрированный с ИЗО. Направлен на развитие творческих способностей учащихся, формирование умения сравнивать художественный текст с его кинематографическим воплощением....

Конспект урока Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция» 3 класс

Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция»...

Конспект урока. Тема Повторение изученного по темам «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач», 2 класс. (УМК) системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Цели деятельности учителя: закрепление материала по изученным темам: «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач».Планируемые результатыПредметные:Знать: ал...