Технологическая карта урока по литературному чтению по теме А.Гайдар"Совесть"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
создать условия для знакомства с произведением А.п.Гайдара "Совесть"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_uroka_lit_cht_a.gaydar_sovest.docx | 145.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Литературное чтение | Класс | 2 | Дата | |||||
Учитель | Лямина В.С. | ||||||||
Тип урока | Открытие новых знаний | ||||||||
Раздел | Учимся работать с текстом: Автор и его герои | ||||||||
Тема | А.Гайдар «Совесть». | ||||||||
Цель урока | создать условия для знакомства с произведением А. Гайдара «Совесть». | ||||||||
Задачи урока | Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»; Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним свое отношение Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества личности: совесть, дружелюбие, отзывчивость | ||||||||
Методы, используемые на уроке | - словесный - дедуктивный - наглядный - практический - аналитический | ||||||||
Технологии, используемые на уроке | - обучения в сотрудничестве, - здоровьесберегающие, - проблемно-поисковое обучение; - развития критического мышления | ||||||||
Формы работы, используемые на уроке | - фронтальная работа - групповая работа - индивидуальная работа - парная | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
- научатсявоспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью. | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера; Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | |||||||
Условия реализации урока | |||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Оборудование | |||||||
Учебник «Литературное чтение»Кубасовой О.В .2 класс ( 2-я часть). | ТСО (мультимедийный проектор, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, портрет писателя, 6 шляп;тест | ||||||||
Форма проведения урока | урок - диалог |
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке) Продолжительность: 2 мин. | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность. | Вот и прозвенел звонок, начинается урок. - Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. И П Н - Кто обычно ведёт урок? (Учитель). - А кто ему помогает? (Ученики). - Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? В А Д - Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок. | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу. Проговаривают вполголоса | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II. Речевая разминка Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; Продолжительность: 5 мин. | Проводит дыхательную гимнастику с детьми Просит прочитать скороговорку вполголоса жужжащим чтением Просит уч-ся прочитать скороговорку в разном темпе Работает над выразительным чтением |
Закройте глазки и представьте, что на ладонь упала снежинка. Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые снежиночки. - А теперь представьте, что вы держите в руках много снежинок. Подуйте отрывисто, быстро. 2) «Закончи чистоговорку» (мо – му – ми – ма на дворе стоит…зима) 3)Учитель: работаем над интонацией - сила голоса, тон голоса, логическое ударение, паузы. Каждую строчку читаем по -разному. - Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока. | Выполняют дыхательную гимнастику, слушают задания учителя. Читают скороговорку в разном темпе Выразительно читают скороговорку, интонационно выделяя выделенные слова Самооценка | Личностные: проявление интереса к выполнению задания Регулятивные: умение оценивать выполнения действия. Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности | |
Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности Продолжительность: 5 мин | Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деят-ность. | - Назовите произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? ( « В шкафу».). - Кто его автор? - Домашнюю работу предлагаю проверить в виде экзамена. Экзамен будете сдавать, работая в паре. - Кто из вас знает, что такое экзамен? - Я предлагаю вопросы для экзамена. Вы вытягиваете вопрос и даёте на него полный ответ. ВОПРОСЫ: 1. Для чего Цыпкин залез в шкаф? (хотел мяукнуть) 2. Что он почувствовал, когда проснулся в шкафу? (страх) 3. Чего мальчик хотел, когда рядом сидел Пал Палыч? (исчезнуть из шкафа) 4. Что произошло пока он там сидел? (- уснул в ожидании, закончился урок - заперли шкаф, проснувшись он стал звать на помощь 5. Как произошло освобождение?(взломали дверь) 6- Кто герой произведения? (ученик по фамилии Цыпкин) 7. Как вы думаете, как часто ещё Цыпкин будет забираться в шкаф? 8 Какой урок извлек из случившегося Цыпкин? (больше в шкаф не залезет) 9. Опишите состояние мальчика, когда его освобождали из шкафа.(страх, испуг, боязнь) Оцените свою работу? Как справились с экзаменом? | Слушают и отвечают на вопросы учителя Выполняют тест Проверяют правильность выполнения задания Самооценка | Личностные:проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Регулятивные:контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
Цель: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель Продолжительность: 4 мин. | Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока. | -Ребята, скажите пожалуйста как называется раздел в котором рассказ « В щкафу»? (Учимся работать с текстом: Автор и его герои) - Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам с вами нужно разгадать кроссворд. Работа фронтальная. #1047;а знаниями уже не в первый раз #1053;едаром молвится народная … (пословица). #1063;тобы было понимание #1053;а вопрос найти ответ #1050;ак яркая раскраска, #1041;удто сказочная дверь #1052;ама, папа, брат и я - О чём мы будем говорить на уроке? (О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки). -Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»? -О ком так говорят? (о человеке, который не отвечает за свое поведение перед окружающими) - А вы не знаете, кто автор этого произведения, может листали учебник дома? ( ответы детей). А чтобы узнать автора надо прочитать запись на доске справа налево. РАДЙАГ ЧИВОРТЕП ЙИДАКРА Ребята, может кто ни будь из вас знает произведения А. Гайдара? Выставка книг - Давайте поближе познакомимся со словом совесть. 1 гр. ищет в интернете 2 гр. –в толковом словаре 3 гр. -Обратимся за помощью к предложенным вариантам. Это слово связано: в руках - Какая проблема урока? Какие задачи поставим на урок?Слайд 2. Биография автора.-подготовленные ученики. 3.Что означает его псевдоним Гайдар?
- Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Он увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, какони. | Слушают и выполняют задания учителя Ответы детей Читают запись на доске Называют тему урока Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока | Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме. | |
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Продолжительность: 10 мин. | Знакомит детей с автором Проводит словарно-лексическую работу с опорой на словари и знания учащихся Выслушивает предположения детей Читает текст Проверяет первичное восприятие текста на слух учащимися. Задает вопросы по содержанию | - Сегодня мы прочитаем рассказ « Совесть». – Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный? Ваши предположения. 1)Предотвращение ошибок при чтении трудных слов 2).Словарная разминка. Слайд – Как вы понимаете слова: Вышмыгнула выскочила Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки. (Предотвращение регрессии.) Лизачитает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом. Проверка первичного восприятия текста.
Дайте оценку своей работе на этом этапе урока. | Слушают рассказ учителя об авторе, рассматривают портрет писателя Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь Прогнозируют содержание рассказа, высказывают свои предположения Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному | Личностные:Имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы Регулятивные:умение прогнозировать Коммуникативные:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |
Цель: снять утомляемость Продолжительность: 1 мин. | Читает текст и выполняет движения | - Вы немножечко устали. И теперь все ровно встали. Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два), Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два), Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем: Один, 2, 3, 4, .5 Глазки открываем. Ими поморгаем. И урок мы продолжаем. | Выполняют действия, повторяя за учителем | ||
Цель: организация деятельности с применением новых знаний. Продолжительность: 12 мин #1057;амостоятельная работа. Цель: проверить усвоение | Просит прочитать детей слова, записанные на доске сначала по слогам, затем целыми словами Предлагает учащимся прочитать текст по частям с остановками Задает вопросы после чтения каждой части и выслушивает ответы детей Пытается вместе с детьми определить главную мысль рассказа Организовывает работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. | 1. Чтение с остановками. Чтение 1 фрагмента (1, 2, 3 абзацы). - Читать будем с остановками ( по фрагментам). В первом фрагменте 3 абзаца. - Найдите первый абзац. Какими словами он заканчивается? Его будет читать Настя Бурлак. ребенка. - Какими словами заканчивается второй абзац? Второй абзац будет читатьСвятослав Васькин. - Какими словами заканчивается третий абзац? Его будет читатьКамила Кужахметова. ДЕТИ ЧИТАЮТ « ЦЕПОЧКОЙ». Вопросы по осмыслению текста: – Почему девочка оказалась в роще? – Что она там делала? – Какое у неё было настроение? – Какое впечатление произвела на вас Нина? Давайте подберем слова, характеризующие Нину. Составим кластер. Чтение 2 фрагмента ( 4, 5, 6 абзацы). - Во втором фрагменте 3 абзаца. - Где заканчивается первый абзац второго фрагмента? Второй? Третий? Первый –Лаура Кускулакова. Второй – Милана Нуржанова. Третий –Максим Овсянников. Вопросы по осмыслению текста: – Каким был мальчик, которого встретила Нина? – Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»? – Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить). – Давайте подберем слова, характеризующие малыша. Заполнение кластера. СЛАЙД 27. Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа). - Посмотрите третий фрагмент. - Сколько в нём абзацев? ( 4 абзаца). - Первый – Алёна. Второй – Богдан. Третий –Кирилл. Четвёртый –Полина. – Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу? - Почему Нина плакала? - Что значит «Грызла беспощадная совесть»? - Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему? - Определите своё отношение к Нине: вы её осуждаете или жалеете? Почему? Какова главная мысль? Главная мысль этого крохотного рассказа заключается в том, что не нужно судить о других людях по себе. .. Игра –исследование ( тест индив работа) Работа в группах - Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп. – шляпа информации -Как называется произведение? -Кто герои этого рассказа? Как звали девочку? – критик (что плохого в поступке героя) - Необходимо продолжить предложение. Плохо…… Плохо…. –шляпа оптимиста Здорово что… -шляпа эмоций Что вы чувствуете к герою -шляпа идей Как бы вы поступили если бы оказались на месте героини? -шляпа совет. Дайте совет герою или читателю Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть».Инд выбор #1042;ыбери правильный ответ и отметь его знаком «+». Автор произведения: А)К.Г.Паустовский Б)А.С.Пушкин В)А.П.Гайдар #1069;то произведение… А) сказка Б)рассказ В)стихотворение #1042;ыберите пословицу, которая подходит к рассказу. А) Поспешишь -людей насмешишь. Б) Семеро одного не ждут. В) На обмане далеко не уедешь. #1057;огласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна.» А) да Б) нет. | Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами Читают текст по цепочке с использованием приема «Чтение с остановками» Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного Высказывают свою точку зрения Работают в группах Работают в парах | Личностные:осуществляютсмыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные:принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: развитие умений работать в парах и группах, распределять роли | |
Цель: научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности Продолжительность: 5 мин. | Организует фиксирование темы и цели урока Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деят- ности | - Давайте подведём итог. - Как называется произведение, которое мы сегодня читали? Какое настроение было у Нины в начале рассказа? веселое – А в конце? Грустное. Какие это слова? Антонимы: веселый – грустный. - А кто автор этого произведения? - Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена. – Что может подсказать СОВЕСТЬ? – Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших). - Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник - международный женский день, я предлагаю Вам подарить цветы нашим гостям. -«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки». – Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке? - Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме. | |
Цель: умение осуществлять свой выбор. Продолжительность: 1 мин | Даёт разноуровневое домашнее задание, объясняет | Стр. 94-95 – Дома прочтите этот рассказ. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям. Творческое задание. #1041;ыли ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Подготовьтесь и расскажите об этом. 2. Представьте, что вы писатели… – Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать? 3. Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)? – Придумайте окончание рассказа. | Дети получают листочки с домашним заданием вкладывают в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)Ц...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок по теме "Люби живое""
Обобщающий урок по теме "Люби живое", 3 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "С. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной""
С. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной", 3 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "А.Барто "В теате""
А.Барто "В теате", 3 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...