Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Очерк. И. С. Соколов-Микитов «Родина»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта предназначана для проведения уроков литературного чтения в 4 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия
по литературному чтению
в 4 «А» классе
Тема: «Очерк. И. С. Соколов-Микитов «Родина»»
студентки 202 группы
Буцанец Алёны Александровны
Урок будет выдан: 12.04.2023
Смена: 2
Школа: МБОУ Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова
Учитель: Родионова Юлия Владимировна
Методист: Сахнова Ольга Борисовна
Новосибирск, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Буцанец Алёна Александровна
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4 «А».
Тема урока: «Очерк. И. С. Соколов-Микитов «Родина»».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы очерка и произведения И. С. Соколова-Микитова «Родина».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление об И. С. Соколове-Микитове, об очерке, как о литературном жанре, его отличительных чертах. 2. Формировать умения: читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, использовать простейшие приёмы анализа текста. | Предметные: 1.Учащиеся научатся: воспринимать факты биографии писателя и соотносить их с его творчеством. 2.Учащиеся получат возможность научиться определять понятие «очерк», и его отличительные черты. 1. Учащиеся научатся: читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного. 2.Учащиеся получат возможность научиться: использовать простейшие приёмы анализа текста. |
Развивающие: 1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. 2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять синтез как составление целого из частей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. 3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | Метапредметные: 1. Регулятивные: - Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию. - Учащиеся получат возможность научиться: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. 2. Познавательные: - Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять синтез как составление целого из частей. - Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. 3. Коммуникативные: - Учащиеся научатся: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. |
Воспитательная: -воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Дидактические средства: Учебник «Литературное чтение» 2 часть, Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.
Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует. Организовывает проверку готовки. - Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Алёна Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку, у вас на партах должен лежать учебник, тетрадь и дневник и письменные принадлежности. Организует мотивацию к учебной деятельности. -Урок я хочу начать с высказывания «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.» Ян Амос Коменский (Слайд №1) - В чем смысл высказывания? - Как вы понимаете мысль великого педагога? - Молодцы. | Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свое мнение. | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: владеть диалогической формой речи. | ||
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Проводит речевую разминку. - На экране вы видите чистоговорку. «Мышь в углу прогрызла норку. Тащит в норку хлеба корку, Но не лезет корка в норку. Велика для норки корка.» (Слайд №2) -Вам сейчас нужно внимательно прочитать ее про себя. - Прочитали? Хорошо. -Теперь давайте все вместе. - Теперь я произнесу скороговорку шепотом, с четко подчеркнутой артикуляцией. - Теперь я произнесу ее громче, а затем все вместе. - Отлично, справились. Молодцы! | Читают чистоговорку про себя. Смотрят выполнения задания и выполняют за учителем. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
3. Выявление места и причин затруднения. | Словесный (беседа) | Создает проблемную ситуацию. -Ребята, послушайте стихотворение Зинаиды Александровой. Слушать нужно внимательно, не отвлекаться. Если скажут слово “Родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор… В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна!(Слайд №3) - О чём данное стихотворение? - Как его можно озаглавить? - Как вы думаете, почему я привела данное стихотворение? - Хорошо. Посмотрите на слайд (Слайд №4). Вы видите писателей и их произведения: А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове» С.В.Михалков «Слово о Крылове» Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» - О ком данные произведения? - Вспомните, в каком жанре они написаны? - Молодцы. Сегодня мы познакомимся с одним из разновидностей рассказа. - Посмотрите на слайд, на нем буквы расположены в произвольном порядке. Вам нужно из них собрать слово. (Слайд №5) - Это очерк. Сегодня мы познакомимся с этим литературным жанром и найдём его отличие от рассказа. - Кто мне сможет ответить – какая связь между стихотворением, о котором мы говорили в начале нашего урока и жанром очерк? - Откройте страницу 129 учебника и прочитайте автора произведения. - Тогда как вы думаете, какая тема нашего с вами урока?(Слайд №6) - Молодцы! Организует постановку цели урока. - Тогда какая же цель нашего урока? (Слайд №7) | Внимательно слушают стихотворение Зинаиды Александровой. Отвечают на вопрос. - О писателях. - Рассказ. Собирают буквы в одно слово. - Это может быть тема нашего урока. - Соколов –Микитов. - Тема сегодняшнего урока – «Очерк. И. С. Соколов-Микитов «Родина». Называют цель урока. -«Познакомиться с жанром очерк и с произведением И. С. Соколов-Микитов «Родина». | К: владеть диалогической речью. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
4. Построение проекта для выхода из затруднения. | Словесный (беседа) | Организует постановку проблемных задач. - Теперь нам нужно составить план наших действий перед вами на слайде представлены задачи в неправильной последовательности. Вам нужно прочитать их и поставить в правильной. Что будет первым? (Слайд №8) | Ставят задачи в правильной последовательности. - Познакомиться с литературным жанром – очерк. - Сделать анализ очерка. | Р: планировать свою деятельность. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует работу по изучению биографии писателя. - Сейчас давайте откроем тетради и запишем число, инициалы автора и название его произведения. - Я вам расскажу о Иване Сергеевиче Соколове-Микитове. Слушать нужно очень внимательно, не отвлекаться. (Слайд №9) - Ивaн Cepгeeвич Coкoлoв-Mикитoв – pуccкий пиcaтeль, кoтopый нaпиcaл мнoгo paccкaзoв o пpиpoдe, птицax и звepяx. Родился Иван Соколов-Микитов 18 (30) мая 1892 года в урочище Осеки Калужской губернии. Его отец – Сергей Соколов, управлял лесными угодьями в поместье зажиточных купцов Коншиных. Детские годы и раннюю юность будущий писатель провел на Смоленщине, в родном селе отца – Кислово (в настоящее время это Урганский район Смоленской области). B юнocти oн oбучaлcя ceльcкoму xoзяйcтву, чтo тaкжe пoпoлнилo знaния o нaшeй Зeмлe. В 1910-м молодой человек перебрался в Петербург, учился на курсах сельского хозяйства. После их окончания устроился служить на торговое судно в Ревеле (современный Таллинн). На протяжении нескольких лет, проведенных в море, путешественник побывал в Азии, Африке, многих европейских странах. Пиcaтeлю удaлocь пepeжить двe вoйны: Пepвую миpoвую и Bтopую миpoвую. Bo вpeмя пepвoй, oн лeтaл нa бoмбapдиpoвщикe. Bo втopую, ocтaлcя в тылу и paбoтaл кoppecпoндeнтoм гaзeты. Cвoю пepвую cкaзку “Coль зeмли” Coкoлoв-Mикитoв нaпиcaл в вoзpacтe 18 лeт. B 1951 гoду oн пoceлилcя c ceмьeй в ceльcкoм дoмикe, кoтopый пocтpoил caм. Taм у нeгo былo дocтaтoчнo вpeмeни, чтoбы зaнимaтьcя литepaтуpнoй дeятeльнocтью. Oн пpoжил дoлгую и плoдoтвopную жизнь, дoжив дo 82 лeт. Организует парную работу с учебником. - Мы узнали с вами о писателе. Теперь давайте поговорим о литературном жанре – очерк. Сейчас я вам предлагают поработать в группах. Перед вами лежит лист с вопросами. Вам необходимо открыть страницу 129 в учебнике, прочитать информацию об очерке и в паре ответить на вопросы. На выполнение задания вам 5 минут. Не забываем про правила работы в группе. - Время вышло. Давайте посмотрим, что у вас получилось. - Что такое очерк? (Слайд №10) - Как называют автора очерка? - Каковы отличительные признаки очерка? - О чем рассказывают очеркисты? - Из всего сказанного сделайте общий вывод об очерке. - Молодцы. Физминутка. | Слушают биографию автора. Выполняют парную работу по учебнику. 4 пары по выбору отвечают на вопросы, раскрывая понятие очерка. - Очерк – рассказ, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни. - Автора очерка называют очеркист. - Не вымысла, не изменяются факты, события реальной жизни. - О природе, труде, о жизни знаменитых людей. - Очерк – это невымышленный рассказ о точных фактах из жизни человека, о событиях в стране. В очерке нет вымысла. | Учащиеся научатся читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного. Учащиеся получат возможность научиться: использовать простейшие приёмы анализа текста | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действия. | Словесный метод (беседа) Практический. (упражнение) | Организует работу с произведением «Родина» И. С. Соколова-Микитова. - Ребята, скажите, что для вас означает слово Родина? - Для каждого слово Родина означает что-то свое, индивидуальное. Для кого-то – это город или страну, в которой живет человек. Для другого - это место, где ты вырос в детстве, где связаны твои первые воспоминания. Для некоторых это его семья, его дом. Родина начинается с первой улыбки матери, ее объятий. Родина – это люди, которые окружают вас с самого рождения, с которыми вы общаетесь и растете. - Давайте запишем в тетради, что Родина – это Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.(Слайд №11) - Сейчас я предлагаю послушать очерк «Родина». Слушать нужно очень и следить по тексту. Читает очерк «Родина». - Какие факты сообщает о Родине? Прочитайте. Организовывает чтение учащимися. - Молодцы. | Приступают к работе с произведением. Отвечают на вопрос учителя. - Родина – это то место, где я родился. Слушают. Читают по цепочке. | Учащиеся научатся читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного. Учащиеся получат возможность научиться: использовать простейшие приёмы анализа текста | К: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
7. Самостоятельная работа. | Словесный (беседа) Практический (составление схемы) | Организовывает самостоятельную работу. -Сейчас я предлагаю вам поработать в группах самостоятельно. На Партах у вас лежит лист групповой работы. В нем у вас 2 задания. В первом вам необходимо дополнить таблицу, использовав очерк, который мы только что изучили. Во втором вам нужно определить и доказать, что текст является очерком. На выполнение у вас 5 минут. Не забываем про правила работы в группе. - Время вышло, переходим к обсуждению. Какие ответы у вас получились в первом? - Теперь второе задание. | Выполняют самостоятельную работу. Обсуждают свою работу с правильными ответами. - Поля, реки, леса и степи, города, тайга, синие дали. | П: осуществлять синтез как составление целого из частей. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа) | Организует повторение изученного. - О каком авторе мы сегодня с вами узнали? - Какова же главная мысль очерка, который мы прочитали сегодня? - Чему же учит нас это произведение? | Обобщают изученное. - И. С. Соколов-Микитов. - Родина есть у каждого человека, все в ней кажется прекрасным, родным, любимым. Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые живут и трудятся, мечтают и воплощают свою мечту на этой земле. - Любви к Родине, к тому месту, где ты родился, бережному отношению к природе нашей Родины. | П: осуществлять обобщение изученного. К: владеть диалогической речью. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный метод (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. -Какую цель мы ставили на сегодня? -Как вы считаете, мы достигли ее? - Сейчас возьмите листочки, на которых вы видите незаконченные фразы. Вам нужно будет закончить их. | Выполняют рефлексию учебной деятельности. | Р: осуществлять самооценку деятельности | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)Ц...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок по теме "Люби живое""
Обобщающий урок по теме "Люби живое", 3 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "С. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной""
С. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной", 3 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "А.Барто "В теате""
А.Барто "В теате", 3 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...