Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч., ч. 1)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._n._tolstoy_lev_i_sobachka.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока литературного чтения
в 3 классе
29.12.2017г.
дата
Консультация учителя__________________
Консультация методиста _______________
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.
Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч., ч. 1)
Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка».
Цель: создание благоприятных условий для воспитания нравственных качеств: дружелюбия, преданности, сострадания, сопереживания, любовь к животным через содержание произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по совершенствованию умения определять жанровые особенности рассказа, характеризовать героев произведения, пересказывать художественный текст произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с рассказом; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, умению самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия способствовать воспитанию интереса к детской книге, литературе; бережное отношение к родному слову, чувство прекрасного через поэтическое слово, нравственные качества: дружелюбия, преданности, сострадания, сопереживания, любовь к животным.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; развитие связной речи детей, обогащение словарного запаса; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, умению самостоятельно делать выводы.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.
Предметные: умение анализировать текст (сюжет, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа.
Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Геннадьевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
3) Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны
А ещё старательны.
С усердием трудитесь!
У: Зачем быть внимательными?
О: Для того, чтобы все получилось на уроке.
У: Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.
II. Актуализация умений и знаний.
1) Фронтальная работа.
У: Прочтите афоризм, записанный на доске.
«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ»
Л.Н. Толстой
У: Как вы понимаете эти слова?
О: Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение.
У: Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг.
Добрые дела – добром. Помните об этом!
У: Кто автор этих строк? (Л.Н.Толстой)
У: Что вы уже знаете об этом писателе?
О: Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.
У: С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомились на предыдущем уроке? («Прыжок»)
2) Индивидуальная работа.
У: У вас на партах лежат тесты. Вам предстоит внимательно прочитать задание, и отметить кружком правильные ответы.
Тест. Выбери правильный ответ.
1. Почему у отца было в руках ружье?
а) собирался наблюдать за морем
б) собирался покормить обезьяну.
в) собирался охотиться
2. Что сделал капитан?
а) прыгнул за борт
б) выстрелил в воздух
в) выстрелил в мальчика
г) выстрелил в обезьяну
3. Что закричал капитан?
а) «Помогите!»
б) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»
в) «Стой на месте!»
г) «Назад!»
4. Что сделал мальчик?
а) ухватился за канат
б) ухватился за край паруса
в) прыгнул в воду
г) повис на перекладине
5. Что сделали матросы?
а) полезли на мачту
б) натянули под мачтой полотно
в) прыгнули в воду
г) тоже стали стрелять
6. Как спасли мальчика?
а) вытащили из воды и откачали
б) поймали на натянутое полотно
в) сняли с мачты
7.Что после этого сделал капитан?
а) убежал к себе в каюту и заплакал
б) упал на палубу, заплакал
в) отнес мальчика в каюту.
8. Темой произведения является?
а) преодоление страха
б) желание поймать обезьяну
в) смелость отца
У: Проверьте себя по "ключу" и оцените себя.
1 | В |
2 | Б |
3 | Б |
4 | В |
5 | В |
6 | А |
7 | А |
8 | А |
Ключ:
У: Поднимите руки, кто справился /не справился с тестом.
3) Анализ учебной деятельности обучающихся на данном этапе (отметочная или безотметочная система оценивания, комментарий).
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Экзюпери сказал: «Мы в ответе, за тех, кого приручили». Человек должен нести ответственность. Помните это!
У: Как вы понимаете это высказывание, кому оно адресовано (ответы детей)
У: Во многих городах нашей страны созданы «Общества защиты животных». Также, существует Всемирное общество защиты животных, центр которого находится в городе Лондон. Именно в этом городе произошла история, которую услышал Лев Николаевич от одного из моряков. Писатель не остался к ней равнодушным и написал об этом рассказ «Лев и собачка».
У: О чем говорит название? О ком будет идти речь?
У: Прочитайте слово под заголовком.
У: Что означает слово «быль»?
У: Из какого источника сможем узнать точное лексическое значение этого слова?
- Работа в парах.
У: Ребята, найдите в словаре С.И. Ожегова толкование слова «быль».
О: Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.
У: С помощью «слов - помощников» определим наши задачи.
«Слова – помощники»:
- познакомимся: с былью Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
- узнаем: позицию какого героя поддерживает автор.
- будем учиться: выражать личное отношение к прочитанному и услышанному.
IV. Открытие новых умений, знаний.
- Работа в парах (с текстом о льве)
У: Кто из вас был в зоопарке и видел льва? Что вы о нём можете рассказать?
- Словарная работа.
У: Перед тем как мы прочтем рассказ, поработаем над малознакомыми словами и раскроем их значение.
- зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
- барин – богатый человек, который имеет прислугу.
- ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
- бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
- метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
- засовы – большие дверные задвижки.
- издохла – умерла.
- Первичное чтение сказки («цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания.
У: Какие чувства у вас возникли, при чтении этой «были»? В какие моменты?
- Работа в парах. Выберите из списка и подчеркните.
Горечь Тоска Печаль Грусть Радость Восхищение Удивление Разочарование Гнев Злость |
У: Какой эпизод показался вам самым напряженным?
У: Назовите главных героев были.
У: Где происходило событие, описанное в тексте?
V. Физминутка
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение). Вторичное чтение рассказа и анализ содержания рассказа.
У: Прочитайте начало рассказа?
У: Что автор хотел нам показать?
О: Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу.
У: Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ?
О: Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, жестоки, а лев и собачка добрые.
У: Какие чувства вызвал у вас поступок этого человека? (злость, гнев)
У: Что чувствует собачка в этот момент? ТРЕВОГА
У: Почему же лев не растерзал её? Что его удивило?
(Она понравилась ему. Ему стало её жаль. Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
У: В чём проявлялась забота льва по отношению к собачке?
У: О каком же чувстве мы говорим? ЗАБОТА
У: Чему учит нас этот момент в рассказе?
У: Как можно одним словом сказать, когда кто–то полагается на кого–то? ДОВЕРИЕ.
У: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому моменту рассказа она относится?
О: Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку.
У: Как выглядят животные?
О: Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
У: Какой бы заголовок вы подписали под этой иллюстрацией?
Дружба животных. Нам вместе очень весело.
У: В какое чувство переросли взаимоотношения собачки и льва? ДРУЖБА
У: Что произошло дальше?
У: Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? ТОСКА, ПЕЧАЛЬ.
У: Как вёл себя лев, когда понял, что собачка умерла.
У: Почему он стал себя так вести?
О: Он почувствовал безысходность, не знает, как вернуть друга, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может.
У: Какие действия предпринимает хозяин?
О: Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку.
У: Почему лев не принял другую собачку?
О: Чувствует боль утраты, потери друга, остался верен своему другу!
У: О каком качестве говориться в этом эпизоде? ПРЕДАННОСТЬ
О: Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.
У: Чему учит нас этот момент?
О: Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными.
- Работа в группах.
У: Одной группе предстоит составить синквейн про льва, а другой про собачку.
Синквейн (собачка)
Название (1сущ.) собачка
Описание (3 прил.) маленькая, ласковая, беззащитная
Действия (3 глагола) прижалась, вскочила, заболела
Чувства (фраза из 3-х слов) Собачка понравилась льву.
Суть (существ.) дружба
Синквейн (лев)
Название (1сущ.ное) лев
Описание (3 прил.) сильный, верный, заботливый
Действия (3 глагола) понюхал, играл, тосковал
Чувства (фраза из 3-х слов). Лев полюбил собачку.
Суть (существ.) верность
Чтение составленных синквейнов
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
У: На примере рассказа «Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И в поведение - льва это урок людям.
У: Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? (активно, дружно)
Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Новыми знаниями я смогу поделиться…
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У: Подготовить выразительное чтение были Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (с. 160–161, часть 1-я).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа России Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс, программа Школа России, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова (102 ч.)...
Рабочая программа по предмету литературное чтение 2 класс ФГОС 2 УМК "Школа России"Л.Ф.Климановой , В.Г.Горецкого.
Планируемые результаты освоения ООП на предметном содержании курса « Литературное чтение», календарно-тематическое планирование уроков, пояснительная записка....
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...
Технологическая карта урока литературного чтения "Приключения электроника" Е. С. Велтистов, 4 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: работа с текстом Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»Тип урока: рефлексия;Цель урока: создание условий для формирования на...
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...