Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Зияева Виктория Рустамовна

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина.

 

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить с биографией А.С. Пушкина;

  • познакомить с произведениями А.С. Пушкина;

  • изучить средства художественной выразительности;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;

  • развивать внимание при выполнении учебных заданий;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;

  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 12.10.2021

Школа: Многопрофильный лицей №148

Класс: 3 «Г»

Урок: 4

Время: 11:30 – 12:10  Кабинет: 113

Студент: Зияева Виктория

Группа: 46

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока: «Великие русские писатели. А. С. Пушкин»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина.

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить с биографией А.С. Пушкина;
  • познакомить с произведениями А.С. Пушкина;
  • изучить средства художественной выразительности;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Рустамовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

- Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы.

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: решение анаграммы; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания,

- Посмотрите на слайд и постарайтесь расшифровать надпись: ИКЕЛЕВИ ИКСРСУЕ ТАИПИЛЕС

- Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Великие русские писатели».

- Кого из великих русских писателей вы знаете?

- Да, всех тех, кого вы назвали мы можем считать великими писателями. И мы сегодня с вами начинаем новый раздел, который так и называется «Великие русские писатели». Подумайте и предположите, в этом разделе, о чем мы с вами поговорим? Что мы будем изучать?

- Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 81. Прочитайте, с чем мы познакомимся.

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

- Великих русских писателей много. Сегодня мы будем изучать творчество конкретного писателя. Определить тему вам поможет следующее задание. Посмотрите на слайд. Прочтите отрывки стихотворений про себя. Кто прочтет вслух выразительно?

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

- Ребята вы знаете чьи это стихотворения?

- Кто автор?

—Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете?

- Великие русские писатели.

- Тот, кто написал много книг, был известным.

- Пушкин, Лермонтов, Толстой.

- Стихотворения, басни, рассказы.

Ученик читает.

Ученик читает чему научимся.

Ученик читает чему будем учиться.

- Да.

- Александр Сергеевич Пушкин.

П: знать изученные произведения А.С. Пушкина

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;

- Кто предположит, мы продолжим знакомиться с творчеством какого поэта?

- Да, сегодня мы будем продолжать знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Его творчество вы начали изучать еще в 1 классе.

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

- С творчеством А.С. Пушкина.

- Узнать больше о творчестве Пушкина. Пополнить свои знания о творчестве и о жизни А.С. Пушкина. Познакомиться с новыми произведениями.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа, рассказ;

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

— Ребята, что вы помните об Александре Сергеевиче и о его творчестве?

-  Узнать о жизни Александра Сергеевича мы сможем, выполнив следующее задание. Я раздам вам листочки с текстом. На каждом листочке будет вопрос, ответ на который есть в тексте. Ваша задача найти ответ и потом рассказать его устно перед классом. Работать вы будете в группах. Напомните мне пожалуйста правила групповой работы.  

- Молодцы, приступайте к выполнению, у вас есть 3 минуты.

- А теперь давайте проверим.

«Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», – писал в своем дневнике Александр Блок.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I, Пушкин вошёл в жизнь празднично.

В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства.

Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи. Дядя – Василий Львович – был известным поэтом.

Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.

Биографы Пушкина вспоминают: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию».

Именно бабушка учила маленького Сашу писать по-русски.

Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только проявлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык.

- С няней всё понятно, а вот кто такой «дядька», не «дядя», а именно «дядька»? это не злой дядя, а так называли в дворянских семьях воспитателя для мальчиков, у каждого мальчика был свой воспитатель.

- Он учился в Царскосельском лицее, умел рисовать, писал стихотворения.

Один из учеников рассказывает о правилах групповой работы.

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация, учебник

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель организует динамическую паузу.

Выполняют упражнения.

М:умение соотносить свои действия с действиями студента

Видеофрагмент

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражнение

- А теперь, когда вы уже знаете некоторые произведения Александра Сергеевича, давайте мы с вами поиграем. На слайдах будут появляться отрывки произведений, вам нужно угадать жанр произведения. Напомните, какие бывают жанры.

- Литературный жанр – это группа произведений, объединённая общими чертами.

1. - Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

2. - Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

3. - Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

- Ребята, какой отрывок лишний?

- Как вы это поняли?

- Да, сегодня мы познакомимся еще с несколькими стихотворениями Александра Сергеевича.

- Откройте учебники на 85 странице.

- Послушайте выразительное чтение этого отрывка.

- Вам понравилось?

- Теперь прочитайте ещё раз самостоятельно.

- Есть ли незнакомые для вас слова?

- «Знойное» - зной, сильная жара.

- Обратите внимание: в слове «страны’» ударение стоит на последнем слоге. Как вы думаете для чего это сделано?

- Это сделано для рифмовки – «страны’- весны’».

- Как автор называет весну?

- Почему людям скучно становится, когда приходит осень?

- Какое настроение передает это стихотворение?

- Молодцы! Прочитайте про себя это стихотворение. Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно?

- Басни, рассказы, сказки, стихотворения.

- Сказка.

- Сказка.

- Стихотворение.

- Последний.

- 2 отрывка из сказок, 3 из стихотворения.

- Да.

- «Лето знойное».

- Чтобы лучше звучало.

- Автор называет весну красой природы.

- Людям становится скучно потому, что осень несёт и туман, и непогоду, птицы улетают в дальние края.

- Грустное, печальное.

П: уметь работать с текстом

Учебная презентация,

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

- Посмотрим на следующее стихотворение. Послушайте.

– Какие чувства у вас возникли после прочтения?

– Как бы вы озаглавили этот отрывок?

- Какие картины осенней природы вам представились?

- Как вы понимаете: «небо осенью дышало»? О ком обычно говорят дышит, дышал, дышало?

- Как небо может дышать осенью? Что имеется здесь ввиду?

- Какой использован поэтический приём? Знаете, его название? Это олицетворение.

– О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите.

- Да. “Ложился на поля туман” – ноябрь – это последний и самый туманный осенний месяц, также гуси улетают.

- Как вы понимаете: «Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась…»?

- Как вы понимаете слово «таинственный»?

ТАИНСТВЕННЫЙ – заключающий в себе тайну (загадочный)

– Найдите значение слова “сень” в словаре учебника (с. 218).

- Да, получается, что СЕНЬ – это то, что покрывает кого-нибудь или что-нибудь, т. е. ПОКРОВ

- Каким бывает покров у леса?

- Что такое «таинственный», «печальный»?

- Кто видел летящих в небе журавлей, гусей?

- Как они летят?

– Как понимаете слово “караван”? Караван – движущаяся вереница – друг за другом.

- Какая пора приближалась?

- Удалось ли поэту передать стихами своё настроение с наступлением осени и зимы?

- Почувствовали вы любовь поэта к родине, родной природе?

- Ребята, ваше домашнее задание – выучить одно из двух стихотворений, которое больше понравилось.

- Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.

- “Осень”, “Осень наступила”, “Скучная пора”.

- О человеке, животном, т. е. о живом.

- То, что становиться холоднее, холодный воздух.

 - Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче.

- Загадочный.

- СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.

- Из листьев.

- Эпитеты.

- Клином, караваном.

- Это как колонна.

- Зимняя.

- Удалось.

- Пушкин очень точно описывает природу.

П: уметь анализировать картину

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

- Напомните мне тему урока.

— Чем занимались на уроке?

— Какой раздел мы начали изучать?

— Что нового узнали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.

- Почему ты выбрал такой смайлик?

- Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок!

- Творчество А.С. Пушкина.

- Изучали творчество А.С. Пушкина.

- Великие русские писатели.

М: рефлексия способов и условий действия (П);

Л: самооценка

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"

Технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: М. Зощенко «Золотые слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представл...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л.Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...

Технологическая карта урока литературного чтения "Проговорился" Ю. И. Ермолаев, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Ю.И. Ермолаев «Проговорился»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читател...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...