Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина.
Задачи урока
Дидактические:
познакомить с биографией А.С. Пушкина;
познакомить с произведениями А.С. Пушкина;
изучить средства художественной выразительности;
Развивающие:
развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;
развивать внимание при выполнении учебных заданий;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность и внимательность;
воспитывать бережное отношение к учебнику;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин" | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 12.10.2021 Школа: Многопрофильный лицей №148 Класс: 3 «Г» Урок: 4 Время: 11:30 – 12:10 Кабинет: 113 | Студент: Зияева Виктория Группа: 46 Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна Методист: Синтяева Галина Анатольевна |
Тема урока: «Великие русские писатели. А. С. Пушкин»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить с биографией А.С. Пушкина;
- познакомить с произведениями А.С. Пушкина;
- изучить средства художественной выразительности;
Развивающие:
- развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;
- развивать внимание при выполнении учебных заданий;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику;
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивноеоборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Приветствует учащихся; 2. Проверяет готовность учащихся к уроку; - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Рустамовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. - Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы. | 1. Приветствуют учителя; 2. Показывают готовность к уроку; | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический: решение анаграммы; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, | - Посмотрите на слайд и постарайтесь расшифровать надпись: ИКЕЛЕВИ ИКСРСУЕ ТАИПИЛЕС - Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Великие русские писатели». - Кого из великих русских писателей вы знаете? - Да, всех тех, кого вы назвали мы можем считать великими писателями. И мы сегодня с вами начинаем новый раздел, который так и называется «Великие русские писатели». Подумайте и предположите, в этом разделе, о чем мы с вами поговорим? Что мы будем изучать? - Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 81. Прочитайте, с чем мы познакомимся. - Чему мы научимся? - Чему мы будем учиться? - Великих русских писателей много. Сегодня мы будем изучать творчество конкретного писателя. Определить тему вам поможет следующее задание. Посмотрите на слайд. Прочтите отрывки стихотворений про себя. Кто прочтет вслух выразительно? У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; - Ребята вы знаете чьи это стихотворения? - Кто автор? —Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете? | - Великие русские писатели. - Тот, кто написал много книг, был известным. - Пушкин, Лермонтов, Толстой. - Стихотворения, басни, рассказы. Ученик читает. Ученик читает чему научимся. Ученик читает чему будем учиться. - Да. - Александр Сергеевич Пушкин. | П: знать изученные произведения А.С. Пушкина М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог; | - Кто предположит, мы продолжим знакомиться с творчеством какого поэта? - Да, сегодня мы будем продолжать знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Его творчество вы начали изучать еще в 1 классе. - Как вы думаете, какая цель нашего урока? | - С творчеством А.С. Пушкина. - Узнать больше о творчестве Пушкина. Пополнить свои знания о творчестве и о жизни А.С. Пушкина. Познакомиться с новыми произведениями. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | Учебная презентация |
«Открытие» нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: учебный диалог; Словесный: беседа, рассказ; Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос. | — Ребята, что вы помните об Александре Сергеевиче и о его творчестве? - Узнать о жизни Александра Сергеевича мы сможем, выполнив следующее задание. Я раздам вам листочки с текстом. На каждом листочке будет вопрос, ответ на который есть в тексте. Ваша задача найти ответ и потом рассказать его устно перед классом. Работать вы будете в группах. Напомните мне пожалуйста правила групповой работы. - Молодцы, приступайте к выполнению, у вас есть 3 минуты. - А теперь давайте проверим. «Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», – писал в своем дневнике Александр Блок. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I, Пушкин вошёл в жизнь празднично. В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства. Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи. Дядя – Василий Львович – был известным поэтом. Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски. Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта. Биографы Пушкина вспоминают: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию». Именно бабушка учила маленького Сашу писать по-русски. Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только проявлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык. - С няней всё понятно, а вот кто такой «дядька», не «дядя», а именно «дядька»? это не злой дядя, а так называли в дворянских семьях воспитателя для мальчиков, у каждого мальчика был свой воспитатель. | - Он учился в Царскосельском лицее, умел рисовать, писал стихотворения. Один из учеников рассказывает о правилах групповой работы. | М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Учебная презентация, учебник |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Практические: выполнение физических упражнений | Учитель организует динамическую паузу. | Выполняют упражнения. | М:умение соотносить свои действия с действиями студента | Видеофрагмент |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Ф, П Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог, Практический: упражнение | - А теперь, когда вы уже знаете некоторые произведения Александра Сергеевича, давайте мы с вами поиграем. На слайдах будут появляться отрывки произведений, вам нужно угадать жанр произведения. Напомните, какие бывают жанры. - Литературный жанр – это группа произведений, объединённая общими чертами. 1. - Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. 2. - Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. 3. - Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. - Ребята, какой отрывок лишний? - Как вы это поняли? - Да, сегодня мы познакомимся еще с несколькими стихотворениями Александра Сергеевича. - Откройте учебники на 85 странице. - Послушайте выразительное чтение этого отрывка. - Вам понравилось? - Теперь прочитайте ещё раз самостоятельно. - Есть ли незнакомые для вас слова? - «Знойное» - зной, сильная жара. - Обратите внимание: в слове «страны’» ударение стоит на последнем слоге. Как вы думаете для чего это сделано? - Это сделано для рифмовки – «страны’- весны’». - Как автор называет весну? - Почему людям скучно становится, когда приходит осень? - Какое настроение передает это стихотворение? - Молодцы! Прочитайте про себя это стихотворение. Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно? | - Басни, рассказы, сказки, стихотворения. - Сказка. - Сказка. - Стихотворение. - Последний. - 2 отрывка из сказок, 3 из стихотворения. - Да. - «Лето знойное». - Чтобы лучше звучало. - Автор называет весну красой природы. - Людям становится скучно потому, что осень несёт и туман, и непогоду, птицы улетают в дальние края. - Грустное, печальное. | П: уметь работать с текстом | Учебная презентация, |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные: учебный диалог | - Посмотрим на следующее стихотворение. Послушайте. – Какие чувства у вас возникли после прочтения? – Как бы вы озаглавили этот отрывок? - Какие картины осенней природы вам представились? - Как вы понимаете: «небо осенью дышало»? О ком обычно говорят дышит, дышал, дышало? - Как небо может дышать осенью? Что имеется здесь ввиду? - Какой использован поэтический приём? Знаете, его название? Это олицетворение. – О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. - Да. “Ложился на поля туман” – ноябрь – это последний и самый туманный осенний месяц, также гуси улетают. - Как вы понимаете: «Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась…»? - Как вы понимаете слово «таинственный»? ТАИНСТВЕННЫЙ – заключающий в себе тайну (загадочный) – Найдите значение слова “сень” в словаре учебника (с. 218). - Да, получается, что СЕНЬ – это то, что покрывает кого-нибудь или что-нибудь, т. е. ПОКРОВ - Каким бывает покров у леса? - Что такое «таинственный», «печальный»? - Кто видел летящих в небе журавлей, гусей? - Как они летят? – Как понимаете слово “караван”? Караван – движущаяся вереница – друг за другом. - Какая пора приближалась? - Удалось ли поэту передать стихами своё настроение с наступлением осени и зимы? - Почувствовали вы любовь поэта к родине, родной природе? - Ребята, ваше домашнее задание – выучить одно из двух стихотворений, которое больше понравилось. | - Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень. - “Осень”, “Осень наступила”, “Скучная пора”. - О человеке, животном, т. е. о живом. - То, что становиться холоднее, холодный воздух. - Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче. - Загадочный. - СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь. - Из листьев. - Эпитеты. - Клином, караваном. - Это как колонна. - Зимняя. - Удалось. - Пушкин очень точно описывает природу. | П: уметь анализировать картину | |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа, анализ | - Напомните мне тему урока. — Чем занимались на уроке? — Какой раздел мы начали изучать? — Что нового узнали на уроке? - Оцените свою работу на уроке, используя смайлики. - Почему ты выбрал такой смайлик? - Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! | - Творчество А.С. Пушкина. - Изучали творчество А.С. Пушкина. - Великие русские писатели. | М: рефлексия способов и условий действия (П); Л: самооценка | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне"
Технологическая карта урока литературного чтения...
технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"
Технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"...
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...
Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: М. Зощенко «Золотые слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представл...
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л.Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...
Технологическая карта урока литературного чтения "Проговорился" Ю. И. Ермолаев, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Ю.И. Ермолаев «Проговорился»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читател...
Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...