Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представления о биографии М. Зощенко, о произведении М. Зощенко «Великие путешественники»
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить с сюжетом произведения М. Зощенко «Великие путешественники»;
- Познакомить с героями произведения;
- Познакомить с главной мыслью текста произведения.
Развивающие:
- Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
- Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
- Развиватьинтерес к предмету.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
- Воспитывать бережное отношение к учебнику.
Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал (самостоятельная работа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Великие путешественники", М. Зощенко | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 8.04.2022 Школа: ФГКОУ «СОШ №138» Класс: 3 Урок: 2 Время: 9:10 – 9:50 | Студент: Костромина Анастасия Вячеславовна Группа: 46 Учитель: Забелина Юлия Владимировна |
Тема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представления о биографии М. Зощенко, о произведении М. Зощенко «Великие путешественники»
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить с сюжетом произведения М. Зощенко «Великие путешественники»;
- Познакомить с героями произведения;
- Познакомить с главной мыслью текста произведения.
Развивающие:
- Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
- Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
- Развиватьинтерес к предмету.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
- Воспитывать бережное отношение к учебнику.
Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал (самостоятельная работа).
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: учебный диалог | 1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создает эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята. - Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения. Руки – на месте. Ноги – на месте. Локти – у края. Спинка – прямая. | Здороваются с учителем Занимают свои места | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Организует работу по открытию нового знания при помощи наглядности и учебного диалога. - Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку. Для разминки мы с вами возьмем скороговорку. Читаем с повышением тона, с понижением тона. Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией. Читаем вместе со мной хором выразительно. Читаем выразительно без меня. Читаем медленно, быстро. У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира – Кормили Факира. -На доске картинки данных предметов: рюкзак, палатка, котелок, костер, спички, спальный мешок. -С чем у вас ассоциируются эти предметы? -Поднимите руки, кто любит ходить в походы? Или те, кто ходил в походы с родителями. -Хорошо! Подберите к слову поход синоним? -А как вы думаете, кто эти люди? (на слайде портреты путешественников) Что их объединяет? Христофор Колумб – именно с его именем связывают открытие в 1492 году целого континента – Америки. Васко да Гама – командующий португальской экспедицией, которому в 1498 году удалось проложить прямой торговый путь из Европы в Азию. -Что же делают великие путешественники в начале своего пути? -Хорошо! Молодцы! | Читают с определённой интонацией Отвечают на вопросы С походом Путешествие Прокладывают маршрут | Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: умение анализировать М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует совместно с учениками тему урока. - Ребята, какой будет тема нашего с вами сегодняшнего урока? Формулирует совместно с учениками цели на урок. - Ребята, а какие цели мы можем поставить на урок? Составляет план урока вместе с младшими школьниками. - Ребята, но для начала нам с вами необходимо составить план урока. Посмотрите, пожалуйста, на экран. У нас с вами уже есть пункты плана, но они, к сожалению, перепутались.
- Молодцы, ребята! | Отвечают на вопросы М. Зощенко «Великие путешественники» - узнать что-то новое о М. Зощенко, познакомиться с его произведением «Великие путешественники» 1.Познакомиться с биографией писателя М. Зощенко 2.Познакомиться с текстом рассказа М. Зощенко «Великие путешественники» 3.Дать характеристику героям 4.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?» | П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; М: Научатся составлять план и последовательность действий; | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация Словесный: беседа, учебный диалог Практический: упражнения, работа в парах, работа в группах | Организует знакомство младших школьников с автором М. Зощенко. -Прежде чем приступить к изучению рассказа, давайте вспомним, что вы запомнили об авторе. -Что вы знаете о Михаиле Зощенко? -Где родился? -Кто его родители? -Какая семья? -Какими были его рассказы? - Сегодня мы познакомимся с рассказом «Великие путешественники». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя. Словарная работа. /На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./ Рукомойник- небольшой висячий умывальник. Выбилась из сил- очень устала Куда Макар телят не водил- очень далеко Блаженная (улыбка) – в высшей степени счастливый, очень счастливая В аккурат похожа – в точности, очень сильно похожа Всыплю не меньше 20 розог – пучками из прутиков различных деревьев наказание порка Космография – наука, изучающая Вселенную. У детей на партах лежат задание «Найди соответствие», ребята работают в парах. -Как вы думаете, о чем этот рассказ? Динамическая пауза - Впереди нас ждет очень интересная работа, а, чтобы результат был хорошим, мы немного отдохнем. Встаньте. Выйдите из-за парт. Встаньте так, чтобы не мешать одноклассникам. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться; Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть за парту тихо сесть. - Молодцы, ребята! Занимайте свои места. | Внимательно слушают рассказ про писателя. 10 августа 1894г. Санкт-Петербург Высказывают предположения о сюжете рассказа Встают из-за парт Повторяют движения за учителем Садятся на свои места | П: анализ языкового материлаМ: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л: воспитание патриотических чувств М: саморегуляция Л: осознание ответственности за общее дело П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии; | Презентация, учебник, раздаточный материал |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа | Организует групповую работу по анализированию текста произведения с помощью вопросов. Чтение с остановками. Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. 1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…мы покинули нашу деревню Пески».) -От чего имени ведѐтся рассказ? - Что ребята взяли с собой в путешествие? Свои ответы дети подтверждают словами из текста. -Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? 2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «…Тут Степка решил сделать привал…».) -Что случилось у ребят? Почему в мешке разбилась посуда? -Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. -Как вы думаете, чем закончится рассказ? 3 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… …».) -Как поступали все великие путешественники? -Что Степка собрался делать с теми, кто захочет вернуться домой? -Что случилось с Минькой? Чтение рассказа до конца. - Что сделали Минька и Леля? -Чему удивлялся Степка, когда они отправились в путешествие дальше? -Что подумала нянька? -Что предложила бабушка? -Что сказал папа? -Как наказали Степку? - Отлично, ребята. Молодцы! | Читают и отвечают на вопросы. Рассказ ведѐтся от имени главного героя Миньки, от автора. Читают, отвечают на вопросы, подтверждая это чтением фрагментов из текста Высказывают о своих впечатлениях/чувствах | П: строить логические рассуждении, умозаключения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу. -Выполните задания в рабочем листе. Ответь на вопросы. У вас есть 5 минут. А затем передайте с последних парт свои работы на первые. 1.Кто рассказал Миньке, что Земля имеет форму шара?________________ 2.Что подарил Минька Стѐпке, чтобы отправится в путешествие?___________________ 3.Где Стѐпка устроил общее собрание для путешественников?_____________ 4.Что приготовил Минька для ловли тропических бабочек?______________ 5. Почему Минька захотел вернуться домой?_________________________ 6. На чём продолжили дети своё путешествие??________________________ 7.Как бабушка предложила наказать детей?________________ Время вышло, передавайте свои работы. | Выполняют самостоятельную работу 1.Хозяйский сын Стёпка 2. "Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие" 3.На огороде 4. Три рогатки, удочку и сачок 5. Его ужалила пчела 6.На телеге 7.Выпороть | М: саморегуляция М: осуществлять контроль по результату действия; | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: упражнение | Организует работу по анализу произведения посредством восстановления правильной последовательности событий в рассказе и описания главных героев рассказа 1.Восстанови порядок событий в рассказе с соседом по парте. У вас на это есть 4 минуты. 1)Стѐпка предлагает Лѐле и Миньке отправиться в кругосветное путешествие и устраивает общее собрание путешественников. 2)Лѐля и Минька встречаются с родителями. 3)Дети готовятся к путешествию. 4)Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. 5)Хитрость Лѐли. 6)Дети возвращаются домой. 7)Путешественники отправляются в путь. 2. Опишите главных героев рассказа Минька_______________________________________________________________________________________ Стѐпка________________________________________Лѐля__________________________________________ Откройте дневники и запишите домашнее задание. Перечитать рассказ и подготовить пересказ. | Восстанавливают последовательность и описывают главных героев 1. Правильный порядок событий в рассказе: 1)Стёпка предлагает отправиться в кругосветное путешествие. 2)Дети готовятся к путешествию. 3)Путешественники отправляются в путь. 4)Ночлег в лесу. 5)Хитрость Лёли. 6)Путешественники возвращаются. 7)Встреча с родителями. - Леля боязливая, сообразительная, находчивая Минька слабый, любопытный, терпеливый, робкий Степа организатор, целеустремленный, лидер, храбрый Записывают домашнее задание | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками П: устанавливать причинно-следственные связи; | Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание. - Ребята, напомните тему и цель нашего урока. - Как вы думаете, мы с вами выполнили цель? Что нового вы узнали? - Какая главная мысль произведения? - Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. На экране вы видите лестницу успеха. Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас остались вопросы, то ваш человечек на ступеньке посередине. - Есть ли у нас сегодня такие ребята, у кого человечек на самой нижней ступеньке? - Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы! | 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. 2. Дают оценку своей работе на уроке. - М. Зощенко «Великие путешественники», узнать что-то новое о М. Зощенко, познакомиться с его произведением «Великие путешественники» - Главная мысль – прежде чем идти в кругосветное путешествие, надо многому научиться. И вообще, надо много учиться, чтобы не попадать в глупые ситуации и не «приходить к печальным результатам» | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Великие путешественники»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «М. Зощенко \'Великие путешественники ».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «М.М. Зощенко «Великие путешественники»» Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через х...
Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: М.М. Зощенко «Великие путешественники»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведен...
Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: М.М. Зощенко «Великие путешественники»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведе...
Технологическая карта урока литературного чтения "М.М. Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М. Зощенко «Великие путешественники»: совершенствование...
Технологическая карта урока литературное чтение "М.М.Зощенко "Великие путешественники"" 1 урок, 3 класс УМК "Школа России"
Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».Задачи урока Дидактические:Актуализация знаний о писателе М. М. ЗощенкоФормирование умения выразитель...
Технологическая карта урока литературного чтения «М. М. Зощенко «Великие путешественники» 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения «М. М. Зощенко «Великие путешественники» 3 класс...