конспект урока по литературному чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мунтяну Ирина Анатольевна

 Конспект урока по литературному чтению поможет с легкостью провести интересный урок .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 4 класс

Тема:  Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; расширить знания о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения, передавая настроение с помощью интонации; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выпор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор-рассказчик», «периодическая литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование: выставка книг и портрет изучаемого писателя.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Пугается в лапках.

Подрастет щеночек мой —

Он поправдашний, живой.

И. Токмакова

—  Прочитайте способом «птичий базар» (еще: разделив на слоги, с интонацией удивления, восхищения, с ускорением, с замедлением, шепотом, выразительно).

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

—  Как вы понимаете чувства рассказчика?

— Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?

— Да, когда животные маленькие, они все хорошие и милые. Но когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.)

—  Откройте учебник на с. 75 и прочитайте название нового раздела. («Природа и мы».)

—  Как вы понимаете это название? Что мы будем в нем изучать?

—  Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.

—  Чему научимся?

—  Чему будем учиться?

—  Разгадайте кроссворд.

—  Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мамин.)

—  Кто это? Что вы о нем знаете? Какие произведения читали?

IV. Работа по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка           

(Сообщение о писателе делает учитель).

Краткий обзор биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. в заводском поселке Пермской губернии в семье бедного священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.

Д.Н. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортерскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Д.Н. Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». Д.Н. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).

В 1890—1900 гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшими классикой детской литературы («Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Д.Н. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над рассказом «Приемыш». Знакомство с произведением.

—  Объясните значение слов.

ДОСПЕХИ — (1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение).

ПРОТОКА — (1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал).

САЙМА - (рыбацкая стоянка).

МУШТРОВАТЬ - (обучать, подвергать муштре).

МУШТРА — (суровая система воспитания, обучения).

—  Подберите синонимы к словам.

ОТЧАЯННЫЙ — (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий).

ГОРДЫЙ— (1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный).

—  Подберите антонимы к словам.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ- (банальный).

 ОСОБЕННЫЙ— (обыкновенный, заурядный).

(Чтение рассказа на с. 76-83 учебника.)

—  Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

—  С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

—  За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

—  Что вы узнали о писателе?

—  Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

Домашнее задание: подготовить безошибочное чтение рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...