конспект урока по литературному чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению поможет с легкостью провести интересный урок .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 4 класс
Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; расширить знания о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения, передавая настроение с помощью интонации; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выпор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор-рассказчик», «периодическая литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: выставка книг и портрет изучаемого писателя.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Подарили собаку
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока...
Он идет смешной-смешной,
Пугается в лапках.
Подрастет щеночек мой —
Он поправдашний, живой.
И. Токмакова
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: разделив на слоги, с интонацией удивления, восхищения, с ускорением, с замедлением, шепотом, выразительно).
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
— Как вы понимаете чувства рассказчика?
— Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?
— Да, когда животные маленькие, они все хорошие и милые. Но когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное — не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.)
— Откройте учебник на с. 75 и прочитайте название нового раздела. («Природа и мы».)
— Как вы понимаете это название? Что мы будем в нем изучать?
— Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему научимся?
— Чему будем учиться?
— Разгадайте кроссворд.
— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мамин.)
— Кто это? Что вы о нем знаете? Какие произведения читали?
IV. Работа по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка
(Сообщение о писателе делает учитель).
Краткий обзор биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. в заводском поселке Пермской губернии в семье бедного священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.
Д.Н. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортерскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Д.Н. Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». Д.Н. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).
В 1890—1900 гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшими классикой детской литературы («Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Д.Н. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над рассказом «Приемыш». Знакомство с произведением.
— Объясните значение слов.
ДОСПЕХИ — (1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение).
ПРОТОКА — (1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал).
САЙМА - (рыбацкая стоянка).
МУШТРОВАТЬ - (обучать, подвергать муштре).
МУШТРА — (суровая система воспитания, обучения).
— Подберите синонимы к словам.
ОТЧАЯННЫЙ — (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий).
ГОРДЫЙ— (1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный).
— Подберите антонимы к словам.
ОРИГИНАЛЬНЫЙ- (банальный).
ОСОБЕННЫЙ— (обыкновенный, заурядный).
(Чтение рассказа на с. 76-83 учебника.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о писателе?
— Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.
Домашнее задание: подготовить безошибочное чтение рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...