Развивающее чтение - 2 класс: календарно-тематическое планирование, тексты.
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
Мною предоставлен материал по развивающему чтению, 2 класс . Здесь размещены: тематическое планирование, тексты, вопросы по текстам, ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchee_chtenie.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2 КЛАСС
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Одним из вариантов повышения качества чтения
в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению –индивидуально-групповые занятия по развитию техники чтения учащихся.
На этих занятиях навыки чтения и умение работать с текстом формируются с учетом следующих положений:
– читательские умения рассматриваются в единстве с речевыми умениями;
– умение читать видится широко – как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров;
– умение читать уже в начальной школе рассматривается с позиции учебных умений, так как со 2 класса оно постепенно становится средством обучения.
В работе по обучению чтения учитывается взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания, чтения и понимания.
Обоснование программы
Составленная программа предлагает читателям младших классов интересные и значимые произведения разных форм и жанров, предполагает диалоговую форму общения с детьми. В реализации данной программы важное значение имеет продуктивное чтение. Именно оно является развивающим.Оно раскрыает потенциалы индивидуального познания, включая учащегося в поток информационного взаимодействия со средой обучения.
Главное внимание педагога на уроках развивающего чтения обращено на смысловое восприятие текста, на умение считывать логику построения фраз, целостного текста, проникать в подтекст и субъективный смысл читаемого, истолковывать потаенное. Для осуществления таких задач используется специальная техника вопросов-ответов к тексту, среди которых наряду с репродуктивными и риторическими вопросами имеются проблемные вопросы. Они предназначены для создания ситуации интеллектуального и нравственного затруднения ребенка, когда требуется искать решения проблемы новыми вариантами умственных действий. При этом мобилизуются творческие способности учащегося, взаимообщение в группе, перепроверка гипотез, обобшение прочитанного.
^ Цели программы :
формирование у младших школьников интереса к чтению, развитие желания читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного;
содействие развитию личности и творческих способностей ребенка через книгу и чтение.
Задачи программы :
утвердить в детях потребность в постоянном общении с книгой путем знакомства с творчеством детских писателей;
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, разбираться в мире человеческих отношений и нравственных ценностей;
формировать у младших школьников отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества.
2. Тематическое планирование
уроков специального курса «Развивающее чтение».
( 34 часа – 1 час в неделю)
№ | Темы уроков | Вид чтения | Характеристика деятельности учащихся. |
1. | Басня «Глупая ссора» | Ч | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, сказка народная, авторская); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоя- тельно озаглавливать текст. Пересказывать текст подробно и выборочно. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание. Творческая деятельность Инсценировать художественное произведение (его фраг- менты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художе- ственное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку. |
2. | Л.Н.Толстой «Правда всего дороже» | Ч | |
3. | С. Сахарнов «Рыба-меч». | С | |
4. | С. Сахарнов «Летучая рыба» | Ч,С | |
5. | С. Сахарнов «Акула» | Ч,С | |
6. | Ю. Ермолаев «Что ты умеешь?» | Ч | |
7. | Сказка «Рыбак и рыбка» | Ч,С | |
8. | Л.Н. Толстой «Охотник и перепел». | С | |
9. | Рассказ «Трудные слова» | Ч,С | |
10. | С. Сахарнов «Осьминог» | Ч,С | |
11. | С. Сахарнов «Дельфин» | С | |
12. | Л.Н. Толстой «Волк и коза» | Ч,С | |
13. | Н. Сладков «Елочка» | Ч | |
14. | Л.Н.Толстой «Ноша» | Ч | |
15. | Л.Н.Толстой «Муравей и голубка» | С | |
16. | Легенда «Королек» | С | |
17. | Рассказ «Камень» | Ч,С | |
18. | Рассказ «Зайцы и лягушки» | Ч | |
19. | Рассказ «Разговор с кошкой» | Ч,С | |
20. | В. Хомченко «Самый лучший рисунок» | Ч | |
21. | Рассказ «Тонкие нитки» | С | |
22. | В. Осеева «Горькая вода» | Ч,С | |
23. | Ушинский «Два плуга» | Ч,С | |
24. | «Все обо всем» энциклопедия для детей. «Откуда берется соль» | С | |
25. | Л.Н.Толстой «Белка и волк» | Ч,С | |
26. | Рассказ «Смотри, спеши!» | Ч | |
27. | Русская народная сказка «Мужик и заяц» | Ч,С | |
28. | Рассказ «Как вор сам себя выдал» | С | |
29. | Рассказ «Орел и пчела» | Ч,С | |
30. | М. Пришвин «Утиное купание» | Ч,С | |
31. | Л.Н.Толстой «Зайцы» | Ч,С | |
32. | К. Ушинский «Ветер и Солнце» | Ч | |
33. | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | Ч | |
34. | Рассказ «Не всякому слуху верь» Тексты для чтения смотри в приложении №1, вопросы и ответы – приложение №2. | Ч,С |
Ч – самостоятельное чтение детей,
С – слушание ( читает учитель)
Ч,С – оба вида чтения.
3. Результаты
Личностными результатами изучения курса «Развивающее чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведе-
ний, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литератур-
ных произведений, вопросы и задания к ним.
Метапредметными результатами изучения курса «Развивающее
чтение» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помо-
щью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с текстом;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология
продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– находить ответы на вопросы в тексте;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: по-
дробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты для чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра-
вилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит техноло-
гия продуктивного чтения и организация работы в парах и малых
группах.
Предметными результатами изучения курса «Развивающее чте-
ние» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под-
ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда
данных;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения
по плану;
– размышлять о характере и поступках героя;
– относить произведение к одному из жанров;
- различать народную и литературную(авторскую) сказку;
– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и дру-
гие сказочные приметы;
– относить сказочных героев к одной из групп (положительные,
отрицательные, герои -помощники, нейтральные персонажи);
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4. Используемая литература
- Развивающее чтение: Книга для учителя. Вып. 2 Засорина Л. Н., Плюснина Е. М.– СПб., 1998. – 68 с.
- Обучение чтению // Начальная школа. – 1995. – № 11. – С. 30-31.
- Эффекты обучения чтению: словесное и текстовое чтение у младших
школьников // Развивающее обучение: Материалы ежегодн. науч.-метод.
семинара 8 апр.1997 г. – СПб., 1997. – С. 87-90. - Коллективное составление вопросов к тексту как способ обучения продуктивному чтению Плюснина Е.М., Ганеева Г.П. // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. статей и учебно-метод. материалов. - СПб.,
2006. – 236 с. - Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. Сабельникова С.И. – М.: ВАКО, 2011. – 128с. (Мастерская учителя)
Приложение №1
Тексты для чтения.
№ 1. Глупая ссора. ( 30 слов )
Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал: «Невод нехорош». Другой сказал: «Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь!» И стали они ссориться. А пока ссорились, рыба вся ушла.
№ 2. Правда всего дороже. ( 32 слова )
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришёл и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.
№ 3. Рыба-меч. ( 38 слов )
Мчится среди волн рыба -меч на носу, - никого не боится, никому дороги не уступает.
Навстречу – пароход.
- Может, ему уступишь?
- Никогда!
С разгона носом в борт – трах! Нет меча, сломался.
Да-а, видно, кое-кому дорогу всё же уступать надо.
№ 4. Летучая рыба. ( 39 слов )
Неслась над водой рыба, сама себя хвостом подгоняла. Разогналась, из воды выскочила, крылья-плавники расправила и полетела.
- Чем я хуже птицы?
- Голоса у тебя нет.
- А он мне под водой и не нужен.
И обратно в воду – шлёп.
№ 5. Акула. ( 40 слов )
Плывёт акула за кораблём, кухонные отбросы поедает.
Мешок из-под мяса? … В пасть.
Бутылка? … И её туда же.
Кусок сала на крючке? … Опасно глотать, да уж больно наживка хороша!
Охнуть акула не успела – очутилась на палубе.
- Ну, как сало?
- Горькое.
№ 6. Что ты умеешь? ( 45 слов )
В класс пришёл новый ученик. Новичка посадили с Таней.
Помолчала Таня минуточку. А потом давай хвастать! Она умеет песни петь, через верёвочку прыгать, быстро бегать.
- А ты что умеешь делать? – спросила девочка новичка.
- Молчать и учительницу слушать, - ответил мальчик.
№ 7. Рыбак и рыбка. ( 46 слов )
Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит: «Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, поймаешь – тебе пользы больше будет».
Рыбак и говорит: «Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит».
№ 8. Охотник и перепел. ( 51 слово )
Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.
- Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.
- Ну перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что ты своих выдавать хочешь.
№ 9. Трудные слова. ( 52 слова )
Заспорили однажды Миша и Серёжа, кто потруднее слова выдумает. Уговорились, что можно без смысла, только были бы трудные. Вот Миша и говорит:
Ауэ!
А Серёжа:
Прк!
А Миша:
Ауэо!
А Серёжа:
Пркх!
А Миша:
Ауэоы!
А Серёжа:
Пркхт!
А Миша:
Ауэоыу!
А Серёжа:
Пршкхт!
А труднее уж они не могли придумать.
№ 10. Осьминог. ( 51 слово )
По дну осьминог то, как клуб дыма, катится, то, как паук, ноги переставляет. Видит, навстречу ему краб.
- Здорово, десятиногий! … Что молчишь, не видишь меня?
- Нет.
- Хе-хе! А ты присмотрись. Это я в два цвета раскрасился. По песку шел- желтым был, потом в водоросли попал- зеленеть начал. Здесь я, здесь – рядом.
№ 11. Дельфин. ( 51 слово )
Качается на волнах корабль. Около борта дельфин крутится, чего-то ждет.
Вышел на палубу человек, перегнулся через борт, приладил на спину дельфина железную коробку, шлепнул по спине – нырнул дельфин.
-Куда, приятель, плывешь?
- Недалеко. Тут в подводном доме водолазы живут. Я к ним.
-А что в коробке?
- Письма.
- То-то люди обрадуются. Торопись, почтальон.
№ 12. Волк и коза. ( 53 слова )
Волк видит – коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:
- Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.
А коза и говорит:
- Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь – ты не о моём, а о своём корме хлопочешь.
№ 13. Ёлочка. ( 55 слов )
Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.
№ 14. Ноша. ( 56 слов )
Два человека шли вместе по дороге и несли на плечах каждый свою ношу. Один человек нёс, не снимая, всю дорогу, а другой всё останавливался, снимал ношу и садился отдыхать. Но ему надо было всякий раз опять поднимать ношу и опять взваливать на плечи. И тот, который снимал ношу, больше устал, чем тот, который нёс, не снимая.
№ 15. Муравей и голубка. ( 60 слов )
Муравей спустился к ручью и захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку, она увидела, что муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу, охотник ахнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
№ 16. Королёк. ( 65 слов )
У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королём того, кто выше всех поднимется в воздух. Орёл взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть-чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королём всё-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали корольком.
№ 17. Камень. ( 68 слов )
Один бедный пришёл к богатому и стал просить милостыню, богатый не дал ничего и сказал: «Поди вон», но бедный не уходил, тогда богатый рассердился, поднял камень и бросил им в бедного, бедный положил за пазуху и сказал: «До тех пор буду носить этот камень, пока не придётся и мне бросить в него». И прошло это время, богатый сделал дурное дело, у него отняли всё, что у него было и посадили в тюрьму. Когда его везли в тюрьму, бедный подошёл к нему, вынул из-за пазухи камень и замахнулся, потом задумался, бросил камень наземь и сказал: «Напрасно я так долго носил этот камень, когда он был богат и силён, я боялся его, а теперь мне жалко его».
№ 18. Зайцы и лягушки. ( 68 слов )
Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!»
И поскакали зайцы в озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит: «Стойте, ребята! Подождём топиться; вот лягушачье житьё ещё хуже нашего, потому что они и нас боятся».
№ 19. Разговор с кошкой. ( 70 слов )
Наша Аня уверяет, что её кошка может говорить. Когда над ней папа и мама смеются, она обижается и говорит: «Ну, как же не умеет? Когда ей кушать хочется, она говорит: «Мяу!» Когда ей на коленки ко мне хочется, она говорит: «Мрк!» А когда я её глажу, она всё время говорит: «мрр-мрр-мрр». Это значит: «Ах, как мне приятно!» И всё понимает: когда я скажу ей «Ксс-ксс!» она сейчас же бежит ко мне».
№ 20. Самый лучший рисунок. ( 71 слово )
Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Всё это Петя нарисовал и раскрасил цветными карандашами. Красивая получилась мама.
Пришёл отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший.
В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, который Петя не нарисовал. Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картошку.
№ 21. Тонкие нитки. ( 72 слова )
Один человек заказал пряхе тонкие нитки. Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал, что нитки нехороши, и что ему нужны нитки самые тонкие. Пряха сказала: «Если тебе эти не тонки, так вот тебе другие», и она показала на пустое место. Он сказал, что не видит. Пряха сказала: «Оттого и не видишь, что очень тонки, я и сама не вижу».
Дурак обрадовался и заказал себе ещё таких ниток, а за эти заплатил деньги.
№ 22. Горькая вода. ( 76 слов )
Толя с Васей возвращались из леса. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело было ей нести воду. Мальчики заметили это. Толя быстро зашагал в лагерь. Вася побежал помогать старушке. Он взял у неё ведро воды и донёс до дома.
Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить, постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю приветливо, дала воды. Мальчик покраснел. Он выпил воды и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.
№ 23. Два плуга. ( 78 слов )
Сделал кузнец из куска железа два плуга. Один плуг попал к мужику, а другой – к купцу. У мужика плуг пошел сейчас же в работу, а у купца пролежал в лавке без дела целый год. Сошлись как-то оба плуга – земляка. Тот плуг, что был в лавке, увидел, что товарищ стал белый, как серебро, а сам весь заржавел и спрашивает: «Отчего это я хуже тебя стал?» - «Оттого, что я работал, а ты все время на боку лежал», - отвечал товарищ.
№ 24. Откуда берётся соль? ( 84 слова )
В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтёры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.
В некоторых местах соль добывают через специальные соляные скважины.
Обычно скважины бурят для того, чтобы добывать воду. В соляные скважины, наоборот, наливают горячую воду. Вода растекается под землёй и растворяет соль. Под землёй образуется рассол. Потом рассол выкачивается и подогревается в огромных резервуарах. Там вода испаряется, а соль оседает на дно.
№ 25. Белка и волк. ( 100 слов )
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я выпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
№ 26. «Смотри, спеши!» ( 107 слов )
Однажды Феде очень понравилось одно стихотворение, которое он прочитал в книжке товарища. А у самого у него такой книжки не было. Вот он и просит товарища: «Дай мне свою книжку домой, я спишу себе это стихотворение!» Товарищ говорит: «Хорошо, только смотри, спеши!» А Федя удивился немного и говорит: «Хорошо, хорошо, спишу!» А тот опять: «Да нет, ты спеши!» А Федя ему: «Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтоб списать, чего ж ты меня об этом просишь?»
- «Да я тебя не о том прошу, чтобы ты списал, а о том, чтобы ты спешил, потому что мне книгу-то к завтрашнему дню нужно». Тут только понял Федя свою ошибку.
№ 27. Мужик и заяц. ( 120 слов )
Шёл однажды бедный мужик по полю. Вдруг видит – сидит под кустом заяц. Обрадовался мужик и говорит:
- Вот теперь я буду жить хорошо! Возьму этого зайца и продам его. А на эти деньги куплю свинью. Она принесёт мне двенадцать поросят. Поросята вырастут, принесут ещё каждый по двенадцати. Будет у меня много мяса. Я мясо продам, а на эти деньги новый дом построю, хозяйство заведу, работников найму и женюсь. Жена родит мне двух сыновей. Станут сыновья в поле работать, а я буду у окна сидеть и за порядком смотреть. «Эй вы, ребятки! – крикну я. – Не заставляйте работников много работать, не забывайте, что сами бедно жили!»
И так громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал.
№ 28. Как вор сам себя выдал. ( 125 слов )
Один вор влез ночью к купцу на чердак. Он отобрал шубы, полотна, шапки, кушаки и хотел слезать, да споткнулся о перемет и загремел. Купец слыхал, что что-то зашумело над головой, и пошёл со свечой на чердак. Как только вор услыхал, что идёт кто-то, он положил шубы, полотна, шапки, кушаки на прежнее место и стал искать, куда бы спрятаться. А рядом была большая куча табаку листового. Вор раскопал табак, влез в середину, прикрылся табаком. Купец прошёл мимо табаку, ничего не заметил, пошёл назад. Только вдруг чувствует вор, что ему в носу защекотало от табаку и чихнуть хочется. Зажал он рот рукой, ещё больше щекочет, и не может удержаться, чтобы не чихнуть. Слышит купец, что в углу кто-то чихает: «Чих,чих, а чих!» Вернулся и поймал вора.
№ 29. Орёл и пчела. ( 130 слов )
«Дивлюсь я на тебя», - сказал однажды орёл пчеле. – «Вечно ты работаешь: то ты соты лепишь, то ты по лугу носишься, мёд по каплям из каждого цветка выбираешь, в улей относишь, нового ищешь; весь-то день-деньской ты хлопочешь, ни минутки не отдохнёшь, и для чего всё это? Ведь всё равно никто в вашем улье не отличит твоей работы, и славы ты не наживёшь; умрёшь в такой же безвестности, как жила. То ли дело я! Когда я вознесусь под облака, все меня видят, и все страшатся». – «Всякому своё», смиренно отвечала пчела. «Ты делаешь то, что тебе указала природа, а я – то, что мне. Ты распоряжаешься, а я тружусь. Тебе слава и честь, а мне довольно того, что, когда я смотрю на наши соты, я думаю: тут и моего мёду капелька есть».
№ 30. Утиное купание. ( 155 слов )
Сел прохожий человек и задумался. Вдруг из дупла высокого дерева вылетает пёстрая, белая с чёрным, утка и выносит на воду из дупляного гнезда одного маленького утёночка.
Эта дупляная утка, гоголь, перетаскала всех своих двенадцать утят на воду, собрала всех тесно возле себя и вдруг – прощайте! – исчезла под водой. Тогда все её сыночки и дочки тоже вниз под воду – искать мать, и что было так удивительно сидящему на берегу человеку: довольно долго никого из-под воды не показывалось.
Конечно, долго показалось человеку: он судил по себе и свою добрую человеческую душу по-своему как-то переселял в бедных утят в поисках под водой родной матери. У них же самих выходило бодро и весело: в своё утиное время мать показалась и все утята по одному в разных местах. Все увидели, узнали друг друга, мать подала сигнал по-утиному, ребятишки засвистели, все сплылись. А потом, окунув всех ещё раз, мать всех перетаскала обратно в дупло.
- Хорошо тут! – вслух сказал человек.
№ 31. Зайцы. ( 166 слов )
За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка в лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь – и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь – опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
№ 32. Ветер и Солнце. ( 169 слов )
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решили померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. «Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ».
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облака, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
«Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом».
№ 33. Старый дед и внучек. ( 171 слово )
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
№ 34. Не всякому слуху верь. ( 176 слов )
Однажды на одном корабле показалась течь. А на корабле было много мышей: корабль вез рожь в заморские страны, и мышки изрядно ею лакомились. Вот одна мышь очень напугалась и говорит другой: «Ты слышала? Беда. Наш корабль в эту ночь непременно ко дну пойдет». – «Ну, авось не так страшно», - говорит другая. – «Добро бы буря, а то, смотри, какая тишь кругом, матросы живо починят, и все обойдется». – «Какое», - та ей отвечает. – «Матросы все либо пьяницы, либо лентяи, а капитан наш, знай, дрыхнет себе в каюте. Везде ералаш, беспорядок; никто никого не слушается». – «Да, может, это все еще ложь, кто тебе это говорил?» - «Помилуй, все говорят; я везде орала во всю мочь, что надо меры принимать, да ни одна мышь и ухом не повела». – «А что ж, по-твоему, надо делать?» - «А вот надо кинуться в воду и плыть к берегу. Авось доплывем. А тут-то уж наверное потонем». Подействовала такая речь на подругу; обе они бросились в волны, и скоро выбились из сил и потонули. А на корабле в ту же ночь починили дыру, и он благополучно приплыл, куда ему было надо.
Вопросы для контроля
Вопросы Ответы
Глупая ссора.
| Когда люди (2 человека) друг с другом спорят. О двух рыбках. Сеть для рыбы. Тяжело стало тянуть невод «Невод нехорош». Тем, что слабо тянет невод его товарищ Пока ссорились, рыба ушла. |
Правда всего дороже.
| О случае с мальчиком. Он нечаянно разбил дорогую чашку. Нет. Кто разбил? Боялся наказания? Я разбил чашку: Поблагодарил сына. За правду. Честным, совестливым. |
Рыба – меч.
| О рыбе-меч. Не уступая дороги, никого не боялась. Пароход. Не захотела отойти. Ударилась о борт парохода, меч сломался. Иногда дорогу уступать надо, уметь оценивать встречного. |
Летучая рыба.
| О летучей рыбе. Под водой подгоняя себя. Разогнаться и выскочить из воды, расправив крылья – плавники. Может летать. У рыбы нет голоса. Из гордости, похвалялась собой. Нет. |
Акула.
| Об акуле. Подъедала кухонные отбросы. Все подряд: мешок из-под мяса, бутылку. Крючок в сале. Оно было вкусным (аппетитным). Ее выловили, она оказалась на палубе корабля. Сало оказалось «горьким»: из-за него акула лишилась жизни. |
Что ты умеешь?
| О девочке и мальчике. Она любила хвастать. Мальчик умел слушать. Чтобы Таня не болтала на уроке. Новичок оказался прилежным, культурным учеником. Ученик должен на уроке внимательно слушать, а не разговаривать. |
Рыбак и рыбка.
| Рыбак и рыбка. Отпустить ее. Что от нее мало пользы, т.к. она мелкая. В будущем, когда рыбка подрастет. Нет. Он знал из опыта, что может и не поймать рыбку второй раз. |
Охотник и перепел.
| Охотник и перепел. Попался в сеть к охотнику. Отпустить его. Что заманит других перепелов в сеть. Что не отпустит перепела ни за что. Понял предательский замысел. Хороший (потому что он считает, что предавать своих товарищей нельзя). |
Осьминог.
| Об осьминоге. По – разному: то как клуб дыма катится, то как паук ноги переставляет. Краба. Видит ли его краб? У него 10 ног. Осьминог менял цвет: то был желтым, то зеленым. Чтобы стать незаметным. Осьминог. |
Дельфин.
| О дельфине. Ждал встречи с человеком. Приладил железную коробку и шлепнул дельфина по спине. К водолазам в подводный дом. Понес водолазам письма. Он знал, что письма обрадуют водолазов. Да. Его можно приручить. |
Трудные слова.
| О двух мальчиках. Миша и Сережа. Кто выдумает слова самые трудные. Слова можно было придумывать без смысла. Ауэ, ауэо, ауэоы, ауэоыу. Прк, пркх,пркхт, пршкхт. У Сережи. Из согласных. Они – из гласных. Их можно тянуть. |
Волк и коза.
| Волк и коза. Она паслась на каменной горе. Соблазнял тем, что там место ровне, трава слаще. Да, она не спустилась. Не о ее корме, а о своем заботился волк. Коза. |
Елочка.
| Осенью. Осина дарит красные фонарики, клен оранжевые звезды, ива золотые рыбки. Приветливо. Только осенью стоит вся нарядная и разноцветная. |
Ноша.
| О том, как два человека несли ношу. Без отдыха, не снимая ноши. Часто снимал ношу, отдыхал, садился. Ему приходилось снимать и поднимать ношу иного раз. Нести до конца, остановки только утомляют. Начав дело, довести до конца. |
Муравей и голубка.
| О муравье и голубке. Его захлестнула волна и чуть не потопила. Бросила ему ветку в ручей. Охотник поймал ее в сеть. Укусил охотника, и он выронил сеть. Как животные помогают друг другу. |
Королек.
| О маленькой птичке и орле. Орла выбрали королем, а маленькую птичку корольком. Она решила спрятаться под крылом орла, чтобы подняться выше всех в воздух. Честолюбивый обманщик. Маленькая птичка, но любит быть выше всех. Быть честным. В сказке есть элементы волшебства, повторы, а легенда –это поверье о каком-либо событии, о невероятном, выдумка. |
Камень.
| О бедняке и богаче. Он не пожалел его. ( Был жадный). Бросил камень. Отплатить богачу тем же: бросить в него камень. Когда богатого осудили (присудили к тюрьме). Он пожалел человека, который лишился богатства. Бедный. Не держи зла на кого-нибудь долго (это без пользы). |
Зайцы и лягушки.
| О зайцах. Утопиться. Мучения от страха. Они погибали от людей, собак, орлов и других зверей. Они увидели, что лягушки попрыгали в воду. Они подумали, что лягушки испугались зайцев. Что житье лягушек еще хуже, чем у зайцев: лягушки еще больше страшатся, чем зайцы. |
Разговор с кошкой.
| О девочке Ане. Нет. Она уверяла, что ее кошка говорит. Тем, что кошка умеет произносить разные звуки. Когда хочет есть. «Мрк». Мррр-мрр-мрр. Ксс-ксс. Да, они понимают человека и сами умеют мяукать. |
Самый лучший рисунок.
| О Пете. Рисовал маму с веником в руках, как мама моет посуду, чистит картошку. Папе. Чтобы он понял, что нужно помогать маме. Не внимательно. Он его осуждает. |
Тонкие нитки.
| Тонкие нитки. Прядет нитки из шерсти ( или из другого волокна). Из них получают хорошие вещи: ткань, изделия. Показала вместо ниток на пустое место. Очень тонкие нитки трудно увидеть. Поверил на слово, не проверил на деле ниток и за плату заказал еще ниток. Нет, она решила обмануть того, кому не понравились ее нитки. |
Горькая вода.
| О мальчиках и бабушке. Толя и Вася. Бабушке. Она несла ведро воды. Толя быстро ушел в лагерь, а Вася побежал помогать старушке. Он хотел пить. Ему стало стыдно. Когда Толе было тяжело, ему хотелось пить, бабушка помогла. А он не помог в трудную минуту бабушке. В трудную минуту надо помогать человеку, выручать. |
Два плуга.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ
Специальный курс
2 класс , МОУ «СОШ» №6
Тихвин
2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н. М. Конышева "Технология" 3 класс, календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Гармония"Автор учебника Н. М. Конышева...
4 КЛАСС КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УССКОМУ ЯЗЫКУ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 1 класс. Программа "Школа России"...
Литературное чтение 1 класс календарно-тематическое планирование
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетает...
Рабочая программа по литературному чтению с календарно - тематическим планированием 1 класс "Школа России" ФГОСС
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Литературное чтение. 1-й класс. Календарно-тематическое планирование.
Литературное чтение. 1-й класс. Календарно-тематическое планирование....
- Мне нравится (1)