Сценарий урока по обучению грамоте "Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки.
- Развивающие: создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонематический слух, мышление, речь.
- Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, умение применять правила охраны своего здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 52.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Дата проведения: 02.12.2016
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1 «Т», учитель – Розанова Е.И.
Учебник (УМК): Журова Л.Е. Букварь (часть 1); УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».
Цели урока:
- способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков ([д] – [т]);
- формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
- развивать речь.
Тип урока: урок новых знаний с использованием образовательных структур «сингапурской методики».
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки.
- Развивающие: создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонематический слух, мышление, речь.
- Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, умение применять правила охраны своего здоровья
Учебное оборудование: учебник «Букварь» 1 класс Журовой Л.Е., карточки для индивидуальной работы, презентация, цветные карандаши, карточки для парной работы (классификация звуков)
Формы работы учащихся: парная, самостоятельная, дифференцированная, беседа, игровая.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Определять последовательность звуков в слове; овладение алгоритмом звукобуквенного анализа слова | понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные | Определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; | самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых буквой; выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи. | совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи. | выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные | Понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний, желание и стремление хорошо учиться; умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре. | самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
CЦЕНАРИЙ УРОКА
«Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».
ЭТАПЫ УРОКА | ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ПРИМЕНЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ «СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ» | ЭЛЕМЕНТ ИКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ |
| «ХАЙ ФАЙВ» Прозвенел звонок и вот Начинается урок. Ну-ка, дети вы готовы? Начинаем точно в срок. | ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока. | |
II. Сообщение темы и цели урока | «ХАЙ ФАЙВ» Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся сопоставлять звуки [д] и [т], читать и печатать слова, полученные при замене звонкого согласного его глухой парой. | ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока. | Слайд 1 |
III. Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики согласных звуков в модели слова. | 1. Чтение загадки по учебнику стр. 140 (читающими детьми) Загадка Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. С. Маршак (пила) «ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН» Сколько слогов в этом слове ПИЛА? (два) Как вы это определили? (Сколько гласных в слове, столько и слогов) Назовите ударный слог. (Второй) 2. Звукобуквенный анализ слова ПИЛА (один ученик работает у доски, остальные выкладывают фишки на парте) «КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД» Охарактеризуйте каждый звук в слове ПИЛА. [п] – согласный, мягкий, глухой, цвет зелёный [и] – гласный, цвет красный [л] – согласный, твёрдый, звонкий, цвет синий [а] – гласный, ударный, цвет красный 3. Определение схемы слова под рисунком. - Определите какое слово относится к схеме под рисунком. Почему? (Дом, т.к. в нём три буквы) С помощью фишек сделаем звуковой анализ слова Что означает колокольчик над первой фишкой? (Звук Д звонкий) Как можно проверить, что звук [з]- звонкий? (положить ладошку на горлышко и почувствовать, как оно дрожит, это значит, что согласный звук произносится с голосом). Дайте полную характеристику звуку [д]. (Согласный, твёрдый, звонкий.) Ученики, быстро справившиеся с заданием, получают карточки. «ДЖОТ ТОСТ» Карточка 1. Задание: закончите предложение словом на букву д. Назовем мы книжку «том»; Для жилья построим… (дом). Вот тележка. Это – тачка; Дом в саду зовется… (дачка). По реке плывут плоты; Зреют на ветвях… (плоды). 4. Работа над образованием нового слова. Рассмотрите модель, которая находится справа от слова ДОМ. Что нужно сделать, чтобы прочитать новое слово? (Заменить звук Д звуком Т). Какое новое слово получилось? (Том) «ТИК – ТЭК – ТОУ» (составляем предложения со словом «том») Объясните значение слова ТОМ. (Том - это книга, Том - имя мальчика или кличка животного, герой мультфильма «Том и Джерри»). «КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД» Дайте характеристику звуку [т]. (Согласный, твёрдый, глухой) - Что обозначает красный колокольчик над буквой Д в слове ПЛОДЫ? (Звук Д – звонкий). - Что произойдет, если заменить букву Д в слове ПЛОДЫ? (Образуется новое слово – ПЛОТЫ). Как вы понимаете слово ПЛОТЫ? «ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР» ФИЗМИНУТКА Поднимите руки, класс, - это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. Групповая работа по карточкам. «СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ» + «МЭНЭДЖ МЭТ» Карточка 2. Задание: закончите предложение словом на букву д. Хорошо танцуют Таня И ее братишка… (Даня). Город называем «Тверь»; В доме открываем… (дверь). Я в тетрадке ставлю точку; Мама любит свою… (дочку). Карточка 3. Задание: закончите предложение словом с буквой д. Нитку сматывай с катушки; Воду черпай из... (кадушки). Соловей выводит трель; Слесарь в сеть включает… (дрель). Архитекторы-творцы Строят чудные…(дворцы). | ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура получения информации от класса. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу. ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов. ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу. ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР – выполнение задания, повторяя движения за лидером
МЭНЭДЖ МЭТ - управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться. | Cлайд 2 Слайд 3 Слайд 4, 5 Слайд 5 Слайд 6 |
IV. Чтение слов и их классификация. Запись слов печатными буквами по группам. | «ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН» Задания:
ДОМ РАДИО ЛЮДИ ЯГОДА Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. ЯГОДА Назвать слова, в которых три слога. РАДИО УТЯТА Назовите слово, в котором ударным является звук [а]. ТУМАН РАДИО ТРАКТОР 2. Нарисовать красные колокольчики или поставить красные точки над буквой, обозначающий звонкий согласный звук [д]. ДОМ РАДИО ЛЮДИ ЯГОДА
ФИЗМИНУТКА. Разминка для глаз и пальчиков. Сочиняем и произносим веселые «кричалки». | ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура получения информации от класса. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть. Время разминки – структура ТИМ ЧИР – веселое упражнение для поднятия настроения и духа, кричалка. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
V. Чтение слов. Сравнение слов в парах. | 1. Чтение слов по книге стр. 140. - Сравните слова в парах. Дайте характеристику первым звукам ТАМ ТОМ ТОК Тима ДАМ ДОМ ДОК Дима 2. Чтение стихотворения А. Шибаева (читающими детьми вслух) КОТ – КРОТ
Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах. «ТИМБИЛДИНГ» Усаживаются по 4 ученика и получают задание: – Прочитайте слова по стрелочкам. – Посчитайте, сколько слов получилось. А у соседа? – Прочитайте слова соседу. – Послушайте чтение соседа. (Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – терка.) 4. Сравнить слова и указать их различие СУК – СОК РОТ – КРОТ «ТИК – ТЭК – ТОУ» - Какие изменения произошли в словах? Ученики составляют предложения со словами СУК, СОК, РОТ, КРОТ. «КОНЭРС» (ученики распределяются по разным углам (по выбору))
«ТАЙМД ПЭА ШЭА»
| ТИМБИЛДИНГ - командообразование из 4-х человек ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами КОНЭРС - ученики распределяются по разным углам ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени. | Слайд 10 Слайд 11 и Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |
VI. Орфографическая работа. | «КЛОК БАДДИС» Вставить нужные буквы Д,д или Т,т: У __ ё __и __ а ни __олс__ая у__ка. У __я__и __оли __линная у__очка. | КЛОК БАДДИС – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться. | Слайд 15 |
VII. Дифференцированная работа. | Чтение рассказа “Как найти дорожку”. ЗАДАНИЯ:
«ДЖОТ ТОСТ»
| ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов. | |
VIII. Итог урока | Что нового вы узнали на уроке? Я вас всех благодарю за хорошую работу. Умнички. До встречи! | Слайд 16 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОЧНИКОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/posobie-dlja-uchitelja-znakomstvo-s-obuchayuschimi-strukturami-singapurskoi-metodiki-obuchenija.html
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Вентана-Граф, 2012.
- Журова Л.Е. Разрезной дидактический материал к учебнику «Букварь». - М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. -4-е изд., перераб. - М.: Вента- на-Граф, 2012.
- Прописи. Рабочая тетрадь №1-3 / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
- Учимся писать печатные буквы. Рабочая тетрадь / М.И. Кузнецова. - М.: Вентана- Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
- Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь / М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
- Русский язык. 1 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [з], [с] ПО ЗВОНКОСТИ–ГЛУХОСТИ, ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ В МОДЕЛИ СЛОВА
Обучение грамоте в 1 классе по программе "Школа 21 века"...
Сопоставление звуков Д-Т по звонкости-глухости
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Сопоставление звуков д-т по звонкости - глухости" по УМС "Начальная школа XXI века"...
Знакомство с буквой К,к.Сопоставление звуков г-к по звонкости-глухости.
конспект урока по литературному чтению 1 класс. По программе школа 21 века.По страницам букваря с 81 по 87....
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Дифференциация звуков [г-к]» ( УМК « Школа 21века »)
Конспект урока обучени грамоте по программе "Школа 21 века"...
Сценарий урока по обучению грамоте в 1 классе Буква «ш», звук [ш].
Сценарий урока по обучению грамоте в 1 классе Буква "ш", звук [ш]. Программа Школа России...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Сопоставление звуков Д-Т по звонкости, глухости»
урок...
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки [з] - [с] буквами....