Сценарий урока по обучению грамоте "Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Розанова Евгения Ивановна

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки.
  • Развивающие: создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонематический слух, мышление, речь.
  • Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, умение применять правила охраны своего здоровья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока52.05 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Дата проведения:  02.12.2016

Предмет: обучение грамоте      

Класс: 1 «Т», учитель – Розанова Е.И.

Учебник (УМК): Журова Л.Е. Букварь (часть 1); УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Сопоставление звуков [д], [т]  по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».

Цели урока: 

  1. способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков ([д] – [т]);
  2. формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
  3. развивать речь.

Тип урока:  урок новых знаний с использованием образовательных структур «сингапурской методики».  

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки.
  • Развивающие: создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонематический слух, мышление, речь.
  • Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, умение применять правила охраны своего здоровья

Учебное оборудование: учебник «Букварь»  1 класс Журовой Л.Е., карточки для индивидуальной работы, презентация, цветные карандаши, карточки для парной работы (классификация звуков)

Формы работы учащихся: парная, самостоятельная, дифференцированная, беседа, игровая.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Определять  последовательность  звуков  в  слове; овладение алгоритмом звукобуквенного анализа слова  

понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

Определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

 Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;  постановка и формулирование проблемы; сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых  буквой; выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи.

совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи.

выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний, желание и стремление хорошо учиться; умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в паре.

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

CЦЕНАРИЙ УРОКА

«Сопоставление звуков [д], [т]  по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».

ЭТАПЫ УРОКА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ «СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ»

ЭЛЕМЕНТ ИКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

  1. Организационный момент

«ХАЙ ФАЙВ»

Прозвенел звонок и вот

Начинается урок.

Ну-ка, дети вы готовы?

Начинаем точно в срок.

ХАЙ ФАЙВ –

концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока.



II. Сообщение темы и цели урока

«ХАЙ ФАЙВ»

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся сопоставлять звуки [д] и [т], читать и печатать слова, полученные при замене звонкого согласного его глухой парой.

ХАЙ ФАЙВ –

концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока.


Слайд 1

III. Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики согласных звуков в модели слова.

1. Чтение загадки по учебнику стр. 140 (читающими детьми)

Загадка

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

С. Маршак (пила)

«ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН»

Сколько слогов в этом слове ПИЛА? (два)

Как вы это определили? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

Назовите ударный слог. (Второй)

2. Звукобуквенный анализ слова ПИЛА (один ученик работает у доски, остальные выкладывают фишки на парте)

http://festival.1september.ru/articles/502470/img1.gif

«КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД»

Охарактеризуйте каждый звук в слове ПИЛА.

[п] – согласный, мягкий, глухой, цвет зелёный

[и] – гласный, цвет красный

[л] – согласный, твёрдый, звонкий, цвет синий

[а] – гласный, ударный, цвет красный

3. Определение схемы слова под рисунком.

- Определите какое слово относится к схеме под рисунком. Почему? (Дом, т.к. в нём три буквы)

С помощью фишек сделаем звуковой анализ слова

http://festival.1september.ru/articles/502470/img2.gif

Что означает колокольчик над первой фишкой? (Звук Д звонкий)

Как можно проверить, что звук [з]- звонкий? (положить ладошку на горлышко и почувствовать, как оно дрожит, это значит, что согласный звук произносится с голосом).

Дайте полную характеристику звуку [д]. (Согласный, твёрдый, звонкий.)

Ученики, быстро справившиеся с заданием, получают карточки.

«ДЖОТ ТОСТ»

Карточка 1.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

                Назовем мы книжку «том»;

                Для жилья построим… (дом).

                Вот тележка. Это – тачка;

                Дом в саду зовется… (дачка).

                По реке плывут плоты;

                Зреют на ветвях… (плоды).

4. Работа над образованием нового слова.

Рассмотрите модель, которая находится справа от слова ДОМ.

Что нужно сделать, чтобы прочитать новое слово? (Заменить звук Д звуком Т).

Какое новое слово получилось? (Том)

«ТИК – ТЭК – ТОУ»

(составляем предложения со словом «том»)

Объясните значение слова ТОМ. (Том - это книга, Том - имя мальчика или кличка животного, герой мультфильма «Том и Джерри»).

«КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД»

Дайте характеристику звуку [т]. (Согласный, твёрдый, глухой)

- Что обозначает красный колокольчик над буквой Д в слове ПЛОДЫ? (Звук Д – звонкий).

- Что произойдет, если заменить букву Д в слове ПЛОДЫ? (Образуется новое слово – ПЛОТЫ).

Как вы понимаете слово ПЛОТЫ?

 «ФОЛОУ  ЗЕ ЛИДЕР»

ФИЗМИНУТКА

Поднимите руки, класс, - это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Групповая работа по карточкам.

«СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ» +

«МЭНЭДЖ МЭТ»

Карточка 2.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

                Хорошо танцуют Таня

                И ее братишка… (Даня).

                Город называем «Тверь»;

                В доме открываем… (дверь).

                Я в тетрадке ставлю точку;

                Мама любит свою… (дочку).

Карточка 3.

Задание: закончите предложение словом с буквой д.

                Нитку сматывай с катушки;

                Воду черпай из... (кадушки).

                Соловей выводит трель;

                Слесарь в сеть включает… (дрель).

                Архитекторы-творцы

                Строят чудные…(дворцы).

ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура получения информации от класса. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.


ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.

ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.

ФОЛОУ  ЗЕ ЛИДЕР – выполнение задания, повторяя движения за лидером 


СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.

МЭНЭДЖ МЭТ - управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться.

Cлайд 2

Слайд 3

Слайд 4, 5

Слайд 5

Слайд 6

IV. Чтение слов и их классификация. Запись слов печатными буквами по группам.

«ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН»

Задания:

  1. Прочитайте слова, в которых все согласные звонкие.

ДОМ   РАДИО   ЛЮДИ   ЯГОДА

Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

ЯГОДА

Назвать слова, в которых три слога.

РАДИО   УТЯТА

Назовите слово, в котором ударным является звук [а].

ТУМАН   РАДИО   ТРАКТОР

2. Нарисовать красные колокольчики или поставить красные точки над буквой, обозначающий звонкий согласный звук [д].

ДОМ   РАДИО   ЛЮДИ   ЯГОДА


«ТИМ ЧИР»

ФИЗМИНУТКА. Разминка для глаз и пальчиков. Сочиняем и произносим веселые «кричалки».

ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура получения информации от класса. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.

Время разминки – структура ТИМ ЧИР – веселое упражнение для поднятия настроения и духа, кричалка.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

V. Чтение слов. Сравнение слов в парах.

1. Чтение слов по книге стр. 140.

- Сравните слова в парах. Дайте характеристику первым звукам

ТАМ    ТОМ    ТОК   Тима

ДАМ   ДОМ   ДОК   Дима

2. Чтение стихотворения А. Шибаева (читающими детьми вслух)

КОТ – КРОТ

  1. Игра “Читай слова по стрелкам”

Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах.

«ТИМБИЛДИНГ»

Усаживаются  по 4 ученика и получают задание:

Прочитайте слова по стрелочкам.

– Посчитайте, сколько слов получилось. А у соседа?

– Прочитайте слова соседу.

– Послушайте чтение соседа.

(Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – терка.)

http://festival.1september.ru/articles/502470/img3.gif

4. Сравнить слова и указать их различие

СУК – СОК             РОТ – КРОТ

«ТИК – ТЭК – ТОУ»

- Какие изменения произошли в словах? Ученики составляют предложения со словами СУК, СОК, РОТ, КРОТ.

«КОНЭРС»

(ученики распределяются по разным углам (по выбору))

  • ЗАГАДКИ НА БУКВЫ «Д» И  «Т»
  • РЕБУСЫ С БУКВАМИ «Д» И «Т»
  • СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ «Д» И «Т»
  • СКАЗКИ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ БУКВЫ «Д» И  «Т»

«ТАЙМД  ПЭА  ШЭА»

  • Загадывают загадки
  • Отгадывают ребусы
  • Проговаривают скороговорки
  • Называют сказки

ТИМБИЛДИНГ - командообразование из 4-х человек

ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами

КОНЭРС - ученики распределяются по разным углам

ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.

Слайд 10

Слайд 11 и  Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

VI.  Орфографическая работа.

«КЛОК БАДДИС»

Вставить нужные буквы Д,д или Т,т:

У __ ё __и __ а ни __олс__ая у__ка.

У __я__и __оли __линная у__очка.

КЛОК БАДДИС – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.

Слайд 15

VII. Дифференцированная работа.

Чтение рассказа “Как найти дорожку”.

ЗАДАНИЯ:

  • Прочитать продолжение рассказа на стр. 142.
  • Нашли ли дети дорожку по рассказу зайки?

«ДЖОТ ТОСТ»

  • Выполнить задание в тетради “Я учусь писать и читать” Стр. 44-46.

ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.

VIII. Итог урока 

Что нового вы узнали на уроке?

Я вас всех благодарю за хорошую работу. Умнички. До встречи!

Слайд 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОЧНИКОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

  1. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/posobie-dlja-uchitelja-znakomstvo-s-obuchayuschimi-strukturami-singapurskoi-metodiki-obuchenija.html
  2. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Журова Л.Е. Разрезной дидактический материал к учебнику «Букварь». - М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. Русский язык. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. -4-е изд., перераб. - М.: Вента- на-Граф, 2012.
  5. Прописи. Рабочая тетрадь №1-3 / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
  6. Учимся писать печатные буквы. Рабочая тетрадь / М.И. Кузнецова. - М.: Вентана- Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
  7. Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь / М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
  8. Русский язык. 1 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставление звуков Д-Т по звонкости-глухости

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Сопоставление звуков д-т по звонкости - глухости" по УМС "Начальная школа XXI века"...

Знакомство с буквой К,к.Сопоставление звуков г-к по звонкости-глухости.

конспект урока по литературному чтению 1 класс. По программе школа 21 века.По страницам букваря с 81 по  87....

Сценарий урока по обучению грамоте в 1 классе Буква «ш», звук [ш].

Сценарий урока по обучению грамоте в 1 классе Буква "ш", звук [ш]. Программа Школа России...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....