Сопоставление звуков Д-Т по звонкости-глухости
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Бондаренко Галина Альбертовна

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Сопоставление звуков д-т по звонкости - глухости" по УМС "Начальная школа XXI века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [д], [т]
ПО ЗВОНКОСТИ–ГЛУХОСТИ

Цели: способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков ([д] – [т]); формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

                        Живут в согласии буквы-сестрички.

                        В букварь забежали они на странички.

На доске записаны буквы: д, г, с, т, к, з.

– Найдите пару каждой букве. (Пары: г – к, з – с, д – т.)

– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.

II. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

– Отгадайте загадку.

                На доске рисуем дом

                (Учитель чертит схему слова «дом»),

                В доме дремлет добрый…

                Л. Колодяжная

– Кто живет в этом доме? Узнаем, разгадав загадку в учебнике.

– Что надо сделать, чтобы прочитать новое слово? (Заменить первый звук в слове парным глухим согласным.)

– Расскажите все о первом звуке. (Это звонкий согласный, над ним нарисован колокольчик. Значит, это звук [д].)

– Каким звуком заменим [д]? (Звуком [т].)

– Прочитайте новое слово. (Том.)

– Теперь мы знаем, кто живет в доме. Кто же это Том? (Может быть, Том – человек, или кот, или еще кто-то).

– Почему в схеме нового слова исчез колокольчик? (Звук [т] – глухой согласный.)

– Что означает красный колокольчик над буквой д в слове «плоды»?(Звук [д] – звонкий.)

– Назовите парный согласный по звонкости – глухости звуку [д]. ([т].)

– Прочитайте новое слово. (Плоты.)

– Что изменилось? (Значение слова.)

Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска».

Ученики, быстро справившиеся с заданием, получают карточки.

Карточка 1.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

                Назовем мы книжку «том»;

                Для жилья построим… (дом).

                Вот тележка. Это – тачка;

                Дом в саду зовется… (дачка).

                По реке плывут плоты;

                Зреют на ветвях… (плоды).

Карточка 2.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

                Хорошо танцуют Таня

                И ее братишка… (Даня).

                Город называем «Тверь»;

                В доме открываем… (дверь).

                Я в тетрадке ставлю точку;

                Мама любит свою… (дочку).

Карточка 3.

Задание: закончите предложение словом с буквой д.

                Нитку сматывай с катушки;

                Воду черпай из... (кадушки).

                Соловей выводит трель;

                Слесарь в сеть включает… (дрель).

                Архитекторы-творцы

                Строят чудные…(дворцы).

Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска».

2. Чтение слов.

– Прочитайте столбики слов.

– Найдите в словах отличия. (Слова различаются одной буквой. Чередуются буквы д и т. Одна буква изменила и смысл слова.)

– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы д.

– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы т.

– Прочитайте имена.

– Назовите полные имена. (Дмитрий, Тимофей.)

– Прочитайте предложения с некоторыми из этих слов. (Предложения записаны на доске.)

Тома у дома.        Тима и Дима.

3. Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах.

Прочитайте слова по стрелочкам.

– Посчитайте, сколько слов получилось. А у соседа?

– Прочитайте слова соседу.

– Послушайте чтение соседа.

(Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – терка.)

5. Шарада.

                Играла я на все лады,

                Пела, напевала,

                Оказалась у воды –

                И букву потеряла.

                                (Дудочка – удочка.)

6. Работа по учебнику. Словарно-лексическая работа.

– Прочитайте первую пару слов.

– Сравните слова.

– Что изменилось? (В слове появилась буква к. Изменилось значение этого слова.)

– Что значит слово «лад» («клад»)?

Лад. Согласие, мир, порядок. На что и клад, когда у мужа с женой лад. (Пословица.)

Клад. Деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте.

Аналогичная работа проводится с остальными парами слов.

– Найдите пару, в которой слова начинаются с парных д и т. (Дом – том.)

7. Чтение стихотворения А. Шибаева.

– Послушайте стихотворение.

– С какими словами «играет» автор? (Со словами «кот» и «крот».)

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

                Сме-хо-та – смехота.

                Сва-ли-лась – свалилась.

                Под-зем-ный – подземный.

– Какое слово «спряталось» в слове КРОТ? (Рот.)

10. Чтение текста Е. Чарушина «Томка».

– Прочитайте название рассказа.

– Кто автор?

– Рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем рассказ. (Ответы детей.)

Подготовка к чтению текста.

Чтение рассказа учителем и читающими детьми.

– Оправдались ваши предположения?

– О чем рассказ?

– Один щенок был ленивым, другой – злым, а Томка?

– Почему охотник выбрал Томку?

III. Итог урока. Игра «Звук заблудился».

Назовите парные согласные.

– С какой парой мы познакомились сегодня?

                Мама с точками (дочками) пошла

                По дороге вдоль села.

                Поэт закончил строчку,

                В конце поставил дочку (точку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по обучению грамоте на тему : "Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости ."

на данном уроке дети приходят к выводу о том, что звуки [г ] и [к ] являются парными по звонкости и глухости....

Знакомство с буквой К,к.Сопоставление звуков г-к по звонкости-глухости.

конспект урока по литературному чтению 1 класс. По программе школа 21 века.По страницам букваря с 81 по  87....

Урок обучения грамоте в 1 классе «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».

Создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....

Сценарий урока по обучению грамоте "Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».

Задачи урока: Образовательные: познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки.Развивающие: создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонем...