Конспект урока М.Горький "Случай с Евсейкой"
план-конспект по чтению

Титовец Марина Александровна

Данный материал содержит конспект урока, который пможет совершить путешествие в подводное царство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл М.Горький "Случай с Евсейкой"41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная система «Школа России»

Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой»

Тип урока: постановка учебной задачи

Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством М. Горького; формирование умений анализировать, сравнивать, читать выразительно; анализ содержания сказки; формирование умений мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания; приобщение к творчеству отечественных писателей, чтению детской литературы.

Задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; учить определять тему и главную мысль произведения, пересказу текста, делению текста на смысловые части, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения; воспитывать интерес к детской литературе, организованность, усидчивость, любознательность, трудолюбие, чуткость по отношению к товарищам и их мнению.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Формулируют учебную задачу урока.

2. Планируют собственную деятельность, контролируют свою деятельность и деятельность партнёров, при необходимости вносят корректировки.

3. Оценивают собственную деятельность и деятельность одноклассников.

4. Способны к мобилизации волевых усилий.

5. Осуществляют самоконтроль.

Познавательные

1. Формулируют познавательную цель.

2. Создают алгоритм деятельности.

3. Структурируют знания, анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают.

Коммуникативные

1. Понимают сущность и содержание поставленных вопросов.

2. Правильно выражают свои мысли в речи.

3. Уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

4. Аргументируют свою точку зрения.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

1) познакомятся с произведением М. Горького;

2) научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

2. Личностные:

1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения;

2) переносят примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт. 

3. Метапредметные:

1) прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

2) осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

3) выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении.

Ресурсы:

  1. Основные: УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, авт. Л.Ф. Климанова.
  2. Дополнительные:  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; презентация; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л.Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений.

Ход урока

Этапы урока, виды работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

– Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Зовут меня Татьяна Валерьевна.

– Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг другу на весь день. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

– Наведите порядок на своих рабочих местах. Проверьте готовность к уроку. Все ли необходимые предметы расположены на ваших рабочих местах?

Стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.

Проверяют на рабочих местах наличие необходимых предметов.

Р5, Л1

II. Актуализация опорных знаний и способов действий

1. Проверка домашнего задания.

2. Краткий рассказ биографии             М. Горького

– Начнём работу. Ребята, с каким произведением вы начали знакомство на прошлом уроке?

– Совершенно верно, «Случай с Евсейкой».

– Кто является автором данного произведения?

– Правильно, Максим Горький (Слайд 1).

– Что примечательного в имени этого писателя?

– Верно, Максим Горький (Слайд 2) – псевдоним русского писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родители его рано умерли, и Горький провёл детство в жёстких, суровых условиях, живя у своего деда.

В жизни Горького всего два года были посвящены учёбе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошёл работать, но постоянно занимался самообразованием.

Писатель эмигрировал в США, затем в Италию. Вернулся в Россию в 1913 году. Работал в издательствах, занимался общественной деятельностью.

– А сейчас давайте вспомним о задании, которое вы выполняли дома.

– Дома вы нарисовали иллюстрации. Посмотрите, какая замечательная выставка рисунков получилась.

– Кто желает рассказать, к какому отрывку произведения соответствует ваша иллюстрация? (Слайд 3)

Опрос 2-3 учащихся

– Хорошо, молодцы. У ребят получились красочные результаты, полностью соответствующие изучаемому произведению.

Ответы детей («Случай с Евсейкой»).

Ответы детей (М. Горький).

Внимательно слушают учителя.

Проверка домашнего задания.

Р2, П3, К1, К2

III. Речевая разминка

1. Выполнение речевой зарядки

 

– А сейчас проведём речевую разминку. Перед вами текст речевой разминки, прочитайте строки про себя, узнаёте ли вы, чьи это слова? (Слайд 4)

– Совершенно верно, это слова рыб из произведения «Случай с Евсейкой», они их бормотали, плавая вокруг Евсейки.

Как он может жить на свете без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас – весьма во многом.

He родня ли это чудо безобразным осьминогам?

– Прочитайте «птичьим базаром», тихо, но вслух.

– А кто сможет прочитать с ускорением?

– У кого получится прочитать сердито?

– А я бы прочитала так… Кто сможет также?

– А кто сможет прочитать в весёлой манере?

– У кого получится прочитать выразительно?

– Хорошо, молодцы.

Следуют указаниям учителя.

Ответы детей (Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки).

Выполняют речевую зарядку.

Р5, К1, К3

IV. Сообщение темы урока. Определение целей урока

1. Работа над определением цели урока

– Ребята, (Слайд 5) тему нашего урока вы видите на экране, прочитайте её. Как вы думаете, почему уже второй урок будет посвящён произведению Максима Горького «Случай с Евсейкой»?

– А что вы сегодня можете вспомнить?

– Может быть, вы узнаете сегодня что-то новое?

– Хорошо, молодцы.

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим более подробно работать над произведением Максима Горького «Случай с Евсейкой».

Обсуждают тему урока, отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

Внимательно слушают.

Р2, П2

V. Комплексное применение и систематизация знаний

1. Беседа по содержанию произведения.

2. Выборочное чтение.

3. Чтение по ролям

V.I. Динамическая пауза

– Ребята, если вы на прошлом уроке были очень внимательны, то сразу сможете сказать, какой же необычный случай произошёл с Евсейкой? (Слайд 6)

– Совершенно верно.

Выборочное чтение

– Ребята, найдите 4 абзац и прочитайте отрывок о том, что же увидел Евсейка на морском дне.

– Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.

– Ребята, посмотрите, какие удивительные и необычные названия у морских животных: сепия, голотурия, актинии… Я бы подумала, что их не существует. А как вы думаете, реальные это животные или сказочные? (Слайд 7)

– Верно. Это реально существующие морские животные. (Слайд 8).

– А что же сказочного в этих морских животных?

– Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как же рыбы смеялись над Евсейкой.

– Ребята, а чему же удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

– А как Евсейка ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»

– Ребята, как же мальчик объяснил рыбам, что такое папа?

– Совершенно верно.

– Чего же тогда Евсейка испугался?

– Ребята, если Евсейка испугался, то почему же он не заплакал?

– Ребята, в данном произведении в описании морских животных автор использует литературный приём, который называется сравнение. Найдите в тексте пример использования данного приёма.

– С чем же автор сравнивает сепию?

– А с чем автор сравнивает сифонофоры?

– Совершенно верно, со стеклянными шариками.

Чтение по ролям отрывка «Разговор с рыбами»

– Ребята, а сейчас почитаем по ролям разговор Евсейки с рыбой со слов «А болтливая рыба всё спрашивает его...», найдите данный отрывок. Сколько действующих лиц нам необходимо? (Слайд 9)

– Верно. … – автор, … читает слова рыбы, а … – слова Евсейки.

– Ребята, а вы не просто так сидите, следите, слушайте внимательно, чтобы проанализировать чтение ваших товарищей. Начинаем.

– Спасибо, молодцы. Итак, кому же из ребят удалось наиболее точно передать характер своего героя?

– Почему вы так считаете?

– Ребята, вы, наверное, устали? Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, свободно, и повторяйте за мной.

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь. 
Раз – наклон, два – наклон, 
Словно буква «О» свернусь. 
И попрыгаю немножко, 
И руками покручу, 
Постою на правой ножке 
И головкой поверчу… 
Тихо сяду, улыбнусь 
И работою займусь!

– Отдохнули? Молодцы! Продолжим наш урок.

Ответы детей (Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!)

Читают четвёртый абзац.

Ответы детей (Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, сифонофоры).

Ответы детей (Это реальные морские животные).

Ответы детей (То, что они разговаривали).

Выразительно зачитывают отрывки.

Ответы детей (Удивился тому, что рыбы разговаривали).

Ответы детей (Сказал, что узнал об этом от папы).

Ответы детей (– «Так себе... Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»).

Ответы детей (Испугался того, что его сейчас съедят).

Ответы детей (Он сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать).

Работают с текстом.

Ответы детей (С мокрым носовым платком).

Ответы детей (Со стеклянными шариками).

Называют действующих лиц: автор, рыба, Евсейка.

Читают по ролям со слов: «А болтливая рыба все спрашивает его...».

Отвечают на вопросы.

Выполняют разминку.

Р2, П2, К4

VI. Проверка, коррекция и  оценка знаний и способов деятельности

1. Тестирование

– Ребята, сейчас нас ждёт очень интересная работа, а именно – тестирование по прочитанному произведению (Слайд 10). У вас у каждого на партах есть листы с вопросами и вариантами ответов. Ваша задача, зная содержание произведения, выбрать из трёх вариантов единственно верный. После того, как вы закончите, мы все вместе проверим вашу работу. Приступайте.

Работа над тестом

– Итак, ребята, закончили, приступим к проверке. Поменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте друг друга. Если ответ верный, после проверки смело ставьте рядом «плюс», если нет – «минус».

– Итак, (Слайд 11) первый вопрос читает и называет свой вариант ответа … . Евсейка сел на __, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

а) Камень;        б) берег моря;     в) морское дно.

– Какой же правильный вариант ответа:

– Верно, вариант а) камень.

Аналогично проводится работа с последующими вопросами теста

(Слайды 12-20)

2. О ком говорит герой: «Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»

а) Это настоящий человек.           б) Это папа.     в) Это усатый лангуст.

3. На ногу взбирается __, похожая на плохо нарисованного поросёнка, шипит.

а) Алая морская звезда;         б) голотурия;       в) сепия.

4. Что Евсейка предложил болтливой рыбе?

а) Поиграть;           б) съесть его;    в) ловить мух.

5. «Серьезный какой», – подумал Евсейка.

а) О папе;        б) о большом раке;             в) о морском пузыре.

6. Кто, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает: «Позвольте узнать, который час?»

а) Большой рак;        б) морской пузырь;        в) лангуст.

7. Кто укоряет Евсейку: «Хорош! Хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!»

а) Большой рак;        б) морской пузырь;        в) лангуст.

8. Даже по голове Евсейки путешествуют ___, – запутались в волосах и дергают их.

а) Актинии;           б) маленькие рачки;     в) сифонофоры.

9. Вот по белым камням везет свою раковину ___.

а) Рак-отшельник;        б) краб;     в) морская черепаха.

10. Над тяжёлым щитом какого морского животного играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе?

а) Морской черепахи;     б) морской звезды;        в) болтливой рыбы.

– Ребята, кто выполнил тест безошибочно? Смело ставьте себе «пять». У кого две-три ошибки, то сегодня вы получаете «четыре», если ошибок больше трёх, то ваша оценка «три».

– Молодцы, вы были очень внимательны и отлично справились с заданием!

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы теста.

Парная работа. Взаимопроверка.

Самооценка деятельности.

Р4, П2

VII. Информация о домашнем задании

1. Комментирование и запись домашнего задания

– Ребята, (Слайд 21) дома вы ещё раз внимательно прочитаете произведение и к следующему уроку подготовите творческий пересказ текста от лица Евсейки (с. 4-11, творческий пересказ от лица Евсейки).

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Р5

VIII. Рефлексия учебной деятельности

1. Подведение итогов урока.

2. Самооценка обучающимися своей деятельности

– Ребята, время подвести итоги урока. Какой этап урока вам особенно сегодня понравился?

– Чему сегодня вы учились?

– Что нового вы узнали?

– Что для себя особенно запомните?

– Ребята, как вы думаете, почему автор поместил произведение «Случай с Евсейкой» в разделе «Были и небылицы»?

– Что особенно вам понравилось на уроке?

– Ребята, сегодня вы активно работали на уроке и проявляли свою инициативу. Молодцы!

– Наш урок подошёл к концу. Благодарю вас всех за работу на уроке.

– Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. До свидания.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Р3, К2, К4

Ресурсный материал к уроку

Тест

Обведи вариант правильного ответа.

1. Евсейка сел на _________, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

а) Камень;  б) берег моря;     в) морское дно.

2. О ком говорит герой: «Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»

а) Это настоящий человек.           б) Это папа.     в) Это усатый лангуст.

3. На ногу взбирается _________, похожая на плохо нарисованного поросенка, шипит.

а) Алая морская звезда;         б) голотурия;       в) сепия.

4. Что Евсейка предложил болтливой рыбе?

а) Поиграть;           б) съесть его;    в) ловить мух.

5. «Серьезный какой», – подумал Евсейка.

а) О папе;        б) о большом раке;             в) о морском пузыре.

6. Кто, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает: «Позвольте узнать, который час?»

а) Большой рак;        б) морской пузырь;        в) лангуст.

7. Кто укоряет Евсейку: «Хорош! Хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!»

а) Большой рак;        б) морской пузырь;        в) лангуст.

8. Даже по голове Евсейки путешествуют _________, – запутались в волосах и дергают их.

а) Актинии;           б) маленькие рачки;     в) сифонофоры.

9. Вот по белым камням везет свою раковину _________.

а) Рак-отшельник;        б) краб;     в) морская черепаха.

10. Над тяжелым щитом какого морского животного играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе?

а) Морской черепахи;     б) морской звезды;        в) болтливой рыбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. М. Горький "Случай с Евсейкой"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:– познакомить  обучающихся с жизнью и творчеством  М. Горького;– учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказ...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс М. ГОРЬКИЙ «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ»

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский т...

Конспект урока Литературное чтение 3 класс М. Горький «Случай с Евсейкой»

Конспект и презентация к уроку литературного чтения,М горький "Случай с Евсейкой" 3 класс...