Конспект урока чтения в 3-м классе по теме: М. Горький «Случай с Евсейкой»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения в 3-м классе
по теме: М. Горький «Случай с Евсейкой»
Биксалиева А. Ш.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г. о. Саранск
Цель урока: ознакомить учащихся с творчеством М. Горького; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание произведения; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки.
Оборудование к уроку:
- Карточки с заданиями.
- Портрет М. Горького, книги писателя.
- Презентация.
- Выставка детских рисунков « Морские обитатели»
Ход урока
Слайд 1(модуль урока: Литературное чтение)
I. Организационный момент урока.
– Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
– Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте (хлопнули друг друга в ладоши).
II. Пробуждение интереса к изучаемой теме
Слайд 2 (Запись «Шум моря» с убавленным звуком)
– Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Чёрное море, меня?
Ракушку я взяла и стою вот здесь в классе
И очень волнуюсь, на берег звоня.
(Р. Сеф)
– Не просто так мы начинаем наш урок с этого телефонного звонка. Сегодня мы познакомимся с обитателями моря. И узнаем о них много интересного.
– Кто из вас бывал на море? (Ответы детей)
– А хотели бы вы еще раз побывать на море? (Да, нет)
– Почему? (Морская вода полезна для здоровья. В ней много морской соли, йода. Морской водой можно полоскать горло, промывать нос).
– Подробнее о пользе морской воды нам расскажет Саша Петайкина
Ответ Саши: (Отдых на морском побережье не только разнообразен и интересен, но еще и очень полезен для организма человека. Причем полезно все: и вода, и песок, и даже сам воздух. Морская вода улучшает деятельность сердечно – сосудистой системы, кровообращения, активно снабжает организм кислородом. Она содержит множество различных, ценных микроэлементов и минералов, благотворно влияющих на кожу, кости, суставы и внутренние органы человека. Купание в морской воде не только закаливает, но и активизирует процесс обмена веществ, укрепляет иммунитет.
В составе морской воды содержатся такие важные элементы, как калий, кальций, кислород, водород, углерод, магний, йод, хлор, фтор, бром, сера, бор, стронций, натрий, кремний. Не только купание в море, но и прогулки по линии воды вдоль берега – очень полезное занятие.
III. Речевая разминка.
– Сейчас речевая разминка. Представьте себя на берегу моря. Взяли карточки № 1, прочтите медленно.
Карточка №1
И вот перед нами море
Бушует оно на просторе,
А в море высокая ходит волна,
И вверх до небес и вниз до дна.
Скачут весело дельфины, подставляя солнцу спины.
На волнах качаются, солнцу улыбаются.
Слайд 3 (Дельфин)
– Что это? (Это стихотворение)
– Прочитаем орфографически (как пишем)
– Прочитаем орфоэпически (как произносим)
– Прочитайте медленно, затем с ускорением
– Прочитаем выразительно.
IV. Актуализация знаний.
– Какие же животные живут в морских глубинах? Назовите обитателей моря, названия которых состоят из 2 слогов (Рыбы, киты, крабы, спруты)
– А теперь морских обитателей, названия которых состоят из 3 слогов (Дельфины, акулы, медузы, креветки, кальмары)
– И морских животных с названиями, состоящими из 4 слогов (Кашалоты, осьминоги, черепахи)
– Что вы знаете о дельфинах? (Дельфины – самые добрые и умные животные. У дельфинов блестящая, гладкая шкура. Питаются разной рыбой. Они любят людей и часто спасают тонущих пловцов).
– Что вы знаете о китах?
Слайд 4 (Кит)
(Кит – самое большое морское животное. Они едят мелких рачков. Киты умеют «пускать» фонтаны. Киты, также как и дельфин, живут в море, но дышат воздухом, всплывая на его поверхность. Своих детенышей они кормят молоком)
– Что вы знаете об акулах?
Слайд 5 (Акула)
(Акула – одна из самых грозных хищниц океана. У нее несколько рядов острых, больших зубов. У акулы хорошее обоняние. Она охотится на разных рыб. Акула может напасть и на человека. Но их нельзя убивать. В море, как и на суше, нужны все животные.)
– Что вы знаете о медузах?
Слайд 6 (Медуза)
(Медузы живут во всех морях и океанах, питаются планктонами. У них есть стрекательные клетки, они могут ими обжечь своего врага. Для человека ожог не опасен, но болезнен. Поэтому нельзя их трогать.)
V. Самоопределение к деятельности.
– Почему сегодня на уроке литературного чтения мы вдруг заговорили о морских обитателях? (изучили рассказ про море)
– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М. Горький «Случай с Евсейкой»)
– Сегодня продолжим работать с данным произведением. Тема урока – Максим Горький «Случай с Евсейкой»)
Слайд 7 (Тема урока: Максим Горький «Случай с Евсейкой»)
– Зная тему, поставьте цели урока. (Цель урока – продолжить знакомство с произведением Максима Горького «Случай с Евсейкой», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.)
Слайд 8(Цели урока)
– Цели нашего урока, продолжить знакомство с произведением Максима Горького «Случай с Евсейкой»; учиться правильно читать и анализировать произведение.
VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
– Работа с карточкой № 2. Взяли карточки, прочтите про себя.
Карточка № 2
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас - весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
– Прочтем (Чтение учениками)
– Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Это из текста «Случай с Евсейкой». Слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.)
– А кто автор этого произведения? Что вы о нем запомнили? (Настоящие его имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним)
– Кто из вас вчера уже взял книги М. Горького в библиотеке?
Слайд 9 (Книги М. Горького)
– Какие из них можете назвать? (сказка «Воробьишко», рассказ «Дед Архип и Ленька», «Детство», «В людях», «Мои университеты».)
Слайд 10 (Картинка с небылицей)
– Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите? (Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.)
– Как можно назвать эти картинки? (Небылицы)
– Как называется первый раздел второй части учебника? (Раздел называется «Были-небылицы»)
– Как вы это понимаете? (Название состоит из двух слов: «были» – значит то, что было, а «небылицы» – то, что придумано, чего не было.)
– А каких животных увидел Евсейка в подводном царстве? Ответ на этот вопрос найдите в тексте. При чтении будем останавливаться и рассматривать жителей морского дна. (Ответы детей.) (Акцент на выставку рисунков, в по ходу чтения останавливать читающего и рассматривать жителей морского дна стр. 4)
Слайд 11 (Морская звезда)
Слайд 12 (Лангусты)
Слайд 13 (Краб)
Слайд 14 (Актинии)
Слайд 15 (Креветки)
Слайд 16 (Морская черепаха)
Слайд 17 (Рак – отшельник)
– Еще каких обитателей встретил Евсейка? (Чтение со стр.8)
Слайд 18 (Голотурия)
Слайд 19 (Морской пузырь)
Слайд 20 (Сепия)
Слайд 21 (Сифонофоры)
– Реальные или сказочные эти животные? (Реальные)
– Почему же тогда произведение включено в раздел «Были – небылицы»? (рыбы разговаривают, смеются, поют хором песенки, дразнят друг – друга)
VII. Физкультминутка
– Для дальнейшей работы вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках.
– Чтоб внимательными стать, нужно точку в серединке на ладошке нажимать, (нажимать на центр ладони пальцами рук)
– Помассировать по кругу (круговые движения указательным пальцем)
– А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами)
– Давим (крепко сжать ладони), тянем (напряженно вытянуть пальцы)
– Отдыхаем (расслабить кисть) и внимательнее станем.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
Чтение по ролям
– Сейчас поработаем в группах. (Дети распределились по группам). Задания записаны на карточке № 3
Карточка № 3 (попросить поднять руки представителей 1 группы, 2 группы, 3 группы, 4 группы)
– 1 группе прочитать по ролям (стр.6 со слов «И, приосанясь… до слов «Серьезный какой», – подумал Евсейка.)
– 2 группе прочитать по ролям (стр.7 со слов «Надо переменить разговор» стр.8 до слов из этой неприятной истории.)
– 3 группе прочитать по ролям (стр. 9 со слов «А вокруг в воде» до слов «а то мне скучно»
– 4 группе прочитать по ролям (стр.10 со слов «Поплыла рыба» до конца текста)
– Что вы думаете о Евсейке? Какой он? (Добрый, умный, мужественный, хитрый, игривый, быстро находит решения)
– Проверим наши предположения, поработав в рабочей тетради на стр. 53 с заданием № 1, необходимо выбрать слова, которые подходят к описанию Евсейки (чтение задания и слов учеником). Запишем какой мальчик.
– Как вы относитесь к Евсейке? (Ответы детей)
– Как относится к нему автор? (Хорошо)
– Почему? (Умный, смелый, находит быстро решения)
– Запишем этот ответ и выполним задание в рабочей тетради на стр. 53 № 2
IX. Физкультминутка
– Давайте отдохнем.
Слайд 22 (Музыкальная заставка)
X. Рефлексия
– Отдохнули, а теперь проверьте сами себя внимательны ли вы были при чтении. Работа с карточкой № 4.
– Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «–», если так в тексте не говорится.
Карточка для учителя:
Карточка для учащихся:
Карточка № 4
Слайд 23 (Проверка работы)
– А сейчас проверьте правильность выполнения и оцените себя. Если с заданием справились ставите себе (1 балл), если не справились (0 баллов).
– Подсчитайте сумму баллов.
– Если набрали 10 баллов отметка «5», если от 9 до 7 баллов отметка «4», от 6 до 4 баллов отметка «3»
– Взаимопроверка, поменялись работами и оценили друг друга (отметка соседом ставиться через дробь)
– Ребята, подождите на связи море, обитатели просят нас нарисовать наши впечатления и отправить рисунки по почте. Работаем по группам, каждый из вас рисует одного персонажа из произведения, кто-то оформляет морское дно и при этом не забывайте планировать вашу работу. (1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа) (назначить ответственных в группе)
– При рисовании откуда мы черпали знания? (Из произведения М. Горького «Случай с Евсейкой»
XI. Итог урока.
– Определите жанр этого произведения. (Мы слушали рассказ).
– Вспомните, что такое рассказ? (Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.)
– Почему в данном разделе учебника оказался рассказ? (В рассказе описываются события, которые были и которых просто не может быть)
– О ком прочитали рассказ? (О Евсейке)
Слайд 24 (Домашнее задание)
– Дома придумайте продолжение сказки и запишите в р.т – на стр.53 (стр. – 53,54)
– Продолжите предложения:
– Я сегодня на уроке узнал…
– Я был удивлён, что …
– Я бы хотел узнать …
Слайд 25 (Самооценка)
– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока (смайлик на партах)
− Оценили себя за работу на уроке смайликом
– Давайте оценим друг друга
(Оценивание детей учителем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения в 4-ом классе 1 отделения по теме "Ю.И.Коваль "Веер"
Конспект урока чтения в 4-ом классе 1 отделения в школе для слабослышащих детей с обозначением целей, задач, видов работы, материалов и оборудования....
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...
Урок литературного чтения на тему "Максим Горький "Случай с Евсейкой"
Конспект урока литературного чтения...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".
Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...
Конспект урока чтения в 3 в классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»
Конспект урока чтения, проведённого в 3 классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»». Основная цель урока: вспомнить и обобщить знания о жизни и о тво...
Конспект урока чтения во 2-м классе по теме по В. Донниковой "Канавка". Профессия дворник.
Конспект урока чтения во 2-м классепо теме по В. Донниковой "Канавка". Профессия дворник.Цели урока:Познакомить учащихся с рассказом В. Донниковой «Канавка».Формировать и соверше...