Конспект урока чтения в 3-м классе по теме: М. Горький «Случай с Евсейкой»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Биксалиева Альфия Шамилевна

Конспект для открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект для открытого урока.41.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 3-м классе

по теме: М. Горький «Случай с Евсейкой»

Биксалиева А. Ш.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г. о. Саранск

Цель урока: ознакомить учащихся с творчеством М. Горького; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание произведения; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки.

Оборудование к уроку:

  • Карточки с заданиями.
  • Портрет М. Горького, книги писателя.
  • Презентация.
  • Выставка  детских рисунков « Морские обитатели»

Ход урока

Слайд 1(модуль урока: Литературное чтение)

I. Организационный момент урока.

– Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

– Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте (хлопнули друг друга в ладоши).

II. Пробуждение интереса к изучаемой теме

Слайд 2 (Запись «Шум моря» с убавленным звуком)

– Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Чёрное море, меня?
Ракушку я взяла и стою вот здесь в классе
И очень волнуюсь, на берег звоня. 
                                                (Р. Сеф)

– Не просто так мы начинаем наш урок с этого телефонного звонка. Сегодня мы познакомимся с обитателями моря. И узнаем о них много интересного.

Кто из вас бывал на море? (Ответы детей)

– А  хотели бы вы еще раз побывать на море? (Да, нет)

– Почему? (Морская вода полезна для здоровья. В ней много морской соли, йода. Морской   водой можно полоскать горло, промывать нос).

– Подробнее о  пользе  морской воды нам расскажет Саша Петайкина

Ответ Саши: (Отдых на морском побережье не только разнообразен и интересен, но еще и очень полезен для организма человека. Причем полезно все: и вода, и песок, и даже сам воздух. Морская вода улучшает деятельность сердечно – сосудистой системы, кровообращения, активно снабжает организм кислородом. Она содержит множество различных, ценных микроэлементов и минералов, благотворно влияющих на кожу, кости, суставы и внутренние органы человека. Купание в морской воде не только закаливает, но и активизирует процесс обмена веществ, укрепляет иммунитет.

В   составе морской воды содержатся такие важные элементы, как калий,  кальций, кислород, водород,  углерод, магний, йод, хлор, фтор, бром, сера, бор, стронций,  натрий, кремний.  Не только купание в море, но и прогулки по линии  воды вдоль  берега – очень полезное занятие.

III. Речевая разминка.

– Сейчас речевая разминка. Представьте себя на берегу моря. Взяли карточки № 1, прочтите медленно.

Карточка №1

И вот перед нами море 

Бушует оно на просторе, 

А в море высокая ходит волна, 

И вверх до небес и  вниз до дна.

Скачут весело дельфины, подставляя солнцу спины.

На волнах качаются, солнцу улыбаются.

Слайд 3 (Дельфин)

– Что это? (Это стихотворение)

Прочитаем орфографически (как пишем)

– Прочитаем орфоэпически (как произносим)

– Прочитайте медленно, затем с ускорением

– Прочитаем выразительно.

IV. Актуализация знаний.

–  Какие же животные живут в морских глубинах?  Назовите обитателей моря, названия  которых состоят  из 2 слогов (Рыбы, киты, крабы, спруты)

– А теперь морских обитателей, названия  которых состоят  из 3 слогов (Дельфины, акулы, медузы, креветки, кальмары)

И морских животных с названиями, состоящими из 4 слогов (Кашалоты, осьминоги, черепахи)

– Что вы знаете о дельфинах? (Дельфины – самые добрые и  умные животные.  У дельфинов блестящая, гладкая шкура. Питаются разной   рыбой. Они любят людей и часто  спасают тонущих пловцов).

– Что вы знаете о китах?

Слайд 4 (Кит) 

(Кит – самое большое морское животное. Они едят мелких рачков.  Киты умеют «пускать» фонтаны.  Киты, также как и дельфин, живут в море, но дышат воздухом, всплывая на его поверхность. Своих детенышей они кормят молоком)

– Что вы знаете об акулах?

Слайд 5 (Акула) 

(Акула – одна из самых грозных хищниц океана. У нее несколько рядов острых, больших зубов. У акулы  хорошее  обоняние. Она охотится на разных рыб. Акула может напасть и на человека. Но  их нельзя убивать. В море, как и на суше, нужны все животные.)

– Что вы знаете о медузах?

Слайд 6 (Медуза)

 (Медузы  живут во всех морях и океанах, питаются  планктонами. У них есть стрекательные клетки, они могут ими обжечь своего врага.  Для человека ожог не опасен, но болезнен.  Поэтому нельзя  их трогать.)

V. Самоопределение к деятельности.

– Почему сегодня на уроке литературного чтения мы вдруг заговорили о морских обитателях? (изучили рассказ про море)

– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М. Горький «Случай с Евсейкой»)

– Сегодня продолжим работать с данным произведением. Тема урока – Максим Горький «Случай с Евсейкой»)

Слайд 7 (Тема урока: Максим Горький «Случай с Евсейкой»)

 Зная тему, поставьте цели урока. (Цель урока – продолжить знакомство с произведением Максима Горького «Случай с Евсейкой», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.)

Слайд 8(Цели урока)

– Цели нашего урока, продолжить знакомство с произведением Максима Горького «Случай с Евсейкой»; учиться правильно читать и анализировать произведение.

VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

– Работа с карточкой № 2. Взяли карточки, прочтите про себя.

Карточка № 2

Как он может жить на свете

без усов и чешуи? 

Мы бы, рыбы, не могли бы 

раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас - весьма во многом. 

Не родня ли это чудо

безобразным осьминогам?

– Прочтем (Чтение учениками)

– Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Это из текста «Случай с  Евсейкой».  Слова рыб, которые они  бормотали,  плавая вокруг Евсейки.)

– А кто автор этого произведения? Что вы о нем запомнили? (Настоящие его имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним)

– Кто из вас вчера уже взял книги М. Горького в библиотеке?

Слайд 9 (Книги М. Горького)

– Какие из них можете назвать? (сказка «Воробьишко», рассказ «Дед Архип и Ленька», «Детство», «В людях», «Мои университеты».)

Слайд 10 (Картинка с небылицей)

– Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите? (Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.)

– Как можно назвать эти картинки? (Небылицы)

– Как называется первый раздел второй части учебника? (Раздел называется «Были-небылицы»)

– Как вы это понимаете? (Название состоит из двух слов: «были» – значит то, что было, а «небылицы» – то, что придумано, чего не было.)

– А каких животных увидел Евсейка в подводном царстве? Ответ на этот вопрос найдите в тексте. При чтении будем останавливаться и рассматривать жителей морского дна. (Ответы детей.) (Акцент на выставку рисунков, в по ходу чтения останавливать читающего и рассматривать жителей морского дна стр. 4)

Слайд 11 (Морская звезда)

Слайд 12 (Лангусты)

Слайд 13 (Краб)

Слайд 14 (Актинии)

Слайд 15 (Креветки)

Слайд 16 (Морская черепаха)

Слайд 17 (Рак – отшельник)

 Еще каких обитателей встретил Евсейка? (Чтение со стр.8)

Слайд 18 (Голотурия)

Слайд 19 (Морской пузырь)

Слайд 20 (Сепия)

Слайд 21 (Сифонофоры)

– Реальные или сказочные эти животные? (Реальные)

 – Почему же тогда произведение включено в раздел «Были – небылицы»? (рыбы разговаривают, смеются, поют хором песенки, дразнят друг – друга) 

VII. Физкультминутка

– Для дальнейшей работы вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках.

– Чтоб внимательными стать, нужно точку в серединке на ладошке нажимать, (нажимать на центр ладони пальцами рук)

– Помассировать по кругу (круговые движения указательным пальцем)

– А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами)

– Давим (крепко сжать ладони), тянем (напряженно вытянуть пальцы)

– Отдыхаем (расслабить кисть) и внимательнее станем.

VIII. Продолжение работы по теме урока.

Чтение по ролям

– Сейчас поработаем в группах. (Дети распределились по группам). Задания записаны на карточке № 3

 Карточка № 3 (попросить поднять руки представителей 1 группы, 2 группы, 3 группы, 4 группы)

– 1 группе прочитать по ролям (стр.6 со слов «И, приосанясь… до слов «Серьезный какой», – подумал Евсейка.)

– 2 группе прочитать по ролям (стр.7  со слов «Надо переменить разговор» стр.8  до слов из этой неприятной истории.)

– 3 группе прочитать по ролям (стр. 9 со слов «А вокруг в воде» до слов «а то мне скучно»

– 4 группе прочитать по ролям (стр.10 со слов «Поплыла рыба» до конца текста)

– Что вы думаете о Евсейке? Какой он? (Добрый, умный, мужественный, хитрый, игривый, быстро находит решения)

– Проверим наши предположения, поработав в рабочей тетради на стр. 53 с заданием № 1, необходимо выбрать слова, которые подходят к описанию Евсейки (чтение задания и слов учеником). Запишем какой мальчик.

– Как вы относитесь к Евсейке? (Ответы детей)

Как относится к нему автор? (Хорошо)

– Почему? (Умный, смелый, находит быстро решения)

– Запишем этот ответ и выполним задание в рабочей тетради на стр. 53 № 2

IX. Физкультминутка

– Давайте отдохнем.

Слайд 22 (Музыкальная заставка)

X. Рефлексия

– Отдохнули, а теперь проверьте сами себя  внимательны ли вы были при чтении. Работа с карточкой № 4.

Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «–», если так в тексте не говорится.

Карточка для учителя:

1.

Это очень интересное дело, если рыба, капризничая, не клюёт.

2.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

+

3.

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

4.

«Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

+

5.

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

+

6.

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

7.

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

8.

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

+

9.

- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

+

Карточка для учащихся:

Карточка № 4

1.

Это очень интересное дело, если рыба, капризничая, не клюёт.

2.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

3.

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

4.

«Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

5.

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

6.

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

7.

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

8.

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

9.

- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

Слайд 23 (Проверка работы)

– А сейчас проверьте правильность выполнения и оцените себя. Если с заданием справились ставите себе (1 балл), если не справились (0 баллов).

– Подсчитайте сумму баллов.

– Если набрали 10 баллов отметка «5», если от 9 до 7 баллов отметка «4», от 6 до 4 баллов отметка «3»

– Взаимопроверка, поменялись работами и оценили друг друга (отметка соседом ставиться через дробь)

– Ребята, подождите на связи море, обитатели просят нас нарисовать наши впечатления и отправить рисунки по почте. Работаем по группам, каждый из вас рисует одного персонажа из произведения, кто-то оформляет морское дно и при этом не забывайте планировать вашу работу. (1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа) (назначить ответственных в группе)

– При рисовании откуда мы черпали знания? (Из произведения М. Горького «Случай с Евсейкой»

XI. Итог урока.

 Определите жанр этого произведения. (Мы слушали рассказ).

– Вспомните, что такое рассказ? (Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.) 

– Почему в данном разделе учебника оказался рассказ? (В рассказе описываются события, которые были и которых просто не может быть)

– О ком прочитали рассказ? (О Евсейке)

Слайд 24 (Домашнее задание)

– Дома придумайте продолжение сказки и запишите в р.т – на стр.53 (стр. – 53,54)

Продолжите предложения:

– Я сегодня на уроке узнал…

– Я был удивлён, что …

– Я бы хотел узнать …

Слайд 25 (Самооценка)

– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока (смайлик на партах)

 Оценили себя за работу на уроке смайликом

– Давайте оценим друг друга

(Оценивание детей учителем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения в 4-ом классе 1 отделения по теме "Ю.И.Коваль "Веер"

Конспект урока чтения в 4-ом классе 1 отделения в школе для слабослышащих детей с обозначением целей, задач, видов работы, материалов и оборудования....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...

Конспект урока чтения в 3 в классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»

Конспект урока чтения, проведённого  в 3 классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»». Основная цель урока: вспомнить и обобщить знания о жизни и о тво...

Конспект урока чтения во 2-м классе по теме по В. Донниковой "Канавка". Профессия дворник.

Конспект урока чтения во 2-м классепо теме по В. Донниковой "Канавка". Профессия дворник.Цели урока:Познакомить учащихся с рассказом В. Донниковой «Канавка».Формировать и соверше...