Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. М. Горький "Случай с Евсейкой"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
– познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М. Горького;
– учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания;
– развивать творческие возможности, фантазию, наблюдательность;
– прививать интерес к чтению.
Прогнозируемые результаты:
Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
метапредметные: использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
предметные: формирование представлений об окружающем мире;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных произведений;
развитие художественно-творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_3_klasse.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 12
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе
Тема. М. Горький «Случай с Евсейкой»
Автор: учитель начальных классов
Егорова Светлана Павловна
Сызрань
2015
Аннотация: Урок по УМК «Школа России».
При подготовке урока использован потенциал учебно-методического комплекса «Школа России»:
- Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». М.: Просвещение, 2014.
- Бойкина М. В., Роговцева Н. И, Федотова Е. Ю. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс. М.: Просвещение, 2013.
- Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. М.: Просвещение, 2012.
- Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. М.: Просвещение, 2014.
Учебник: Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2013. С 4-11.
На уроке используются компьютерные технологии, дифференцированное обучение. Оно актуально для традиционной программы, т. к. обучающиеся имеют различные интеллектуальные уровни. Испытать чувство успеха должен каждый ученик. Дифференцированная работа проводится на этапах проверки ранее изученных знаний, домашнего задания. На уроке формируются информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками).
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
– познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М. Горького;
– учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания;
– развивать творческие возможности, фантазию, наблюдательность;
– прививать интерес к чтению.
Прогнозируемые результаты:
Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
метапредметные: использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
предметные: формирование представлений об окружающем мире;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных произведений;
развитие художественно-творческих способностей.
Оборудование:
– Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2013. С. 4-11.
– портрет М. Горького, выставка книг писателя;
– компьютер, проектор, интерактивная доска;
– презентация о жизни и творчестве писателя.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Введение в тему.
Чтение отрывка обучающимся наизусть
(М. Горький «Старуха Изергиль»)
… А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
(см. Приложение, слайд 1)
– Вы услышали отрывок из произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Сегодня на уроке мы обращаемся к жизни и творчеству Максима Горького. (На доске портрет писателя, выставка книг).
Жизнь Горького в его творениях. Это художник, о произведениях которого нельзя говорить вне его жизни и судьбы. Он писал так же, как жил.
Жизнь не баловала Алексея Максимовича Пешкова – потому он и выбрал для себя такое «говорящее» литературное имя (псевдоним).
- Информация о жизни и творчестве писателя.
(Информацию о творчестве М. Горького готовили 2 обучающихся.
Цель: использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами).
Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра. Вскоре после его рождения умирает его отец, и мать отдает мальчика на воспитание деду, своему отцу. О суровом и безжалостном воспитании в этой семье писатель позже расскажет в своей автобиографической повести «Детство». В семье деда мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была добрая, именно она приобщила будущего писателя к народным песням и сказкам. Но самое главное – бабушка заменила ему мать. Учиться в школе Алёше не пришлось – он должен был работать. Он был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. Горький прожил трудную жизнь, хотя всегда был «читаемым и почитаемым». Он писал произведения не только для взрослых, но для детей.
История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. Оно случилось 15 декабря 1908 года на юге Италии. Началось землетрясение ранним утром. Все крепко спали. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. Тысячи людей погибли. Было много раненых. Наутро в Мессину приехал Горький. В ту пору он жил неподалёку, на острове Капри. Работал там и лечился.
«А что я могу сделать для пострадавших?» – думал писатель.
В руках Горького было могучее оружие – слово. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали присылать деньги и вещи.
Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов».
Откуда эти шалуны взяли деньги? Они заработали их сами, поставили спектакль, а билеты продали.
Горький ответил:
«Дорогие дети! Я получил собранные вами для мессинцев деньги и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, – будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям!..»
Между писателем и детьми завязалась переписка. Мальчик Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю… Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…»
Горький выполнил просьбу одного из шалунов: написал и про воробьишку, и про юного рыболова.
(см. Приложение, слайды 2-8)
Всего им создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919).
(См. Приложение, слайд 9)
Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме.
«Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.
(См. Приложение, слайд10)
- Физкультурная пауза (Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение).
- Словарная работа.
– Перед знакомством с произведением выясним значения слов, которые встретятся в тексте.
Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Актинии «похожи на вишни, рассыпанные на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.
Лангуст «ворочает глазами на ниточках» – морское животное, ракообразное.
Голотурия, «похожая на плохо нарисованного поросёнка» – морское беспозвоночное животное типа иглокожих.
Сепия похожа на «мокрый носовой платок» – каракатица.
Сифонофоры – морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики), служащие для поимки добычи.
(См. Приложение, слайды 11-17)
- Постановка проблемного вопроса.
– Почему произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» помещено в раздел учебника «Были и небылицы»?
- Прослушивание рассказа (чтение учителем).
- Обсуждение вопроса, поставленного перед прослушиванием произведения.
Горький использует известный в детской литературе приём: необычное приключение с Евсейкой происходит во сне. Но читателю трудно увидеть эту грань между сном и реальностью. В одном эпизоде из жизни мальчика раскрываются его лучшие качества. Писатель показывает и поведение Евсейки, и его мысли. Мальчик находчив и решителен. Оказавшись в опасной ситуации среди хищных обитателей подводного царства, он ищет возможность скорее вернуться на землю.
– Чем отличается сказка М. Горького от ранее прочитанных литературных сказок других авторов?
Реальное и сказочное в сказке Горького своеобразно переплетаются. Писатель очеловечивает животный мир: морские обитатели думают и разговаривают. Горький не подражает народной сказке, свободно и гармонично он вводит в сказочный сюжет реалистические персонажи.
- Анализ рассказа.
– Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
– Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
– Какие животные встретились Мальчику?
– Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
– Почему мальчик не заплакал, испугавшись?
– Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
– Какой Евсейка? Как автор относится к нему?
- Рефлексия.
– Покажите на правой ладошке своё отношение к материалу урока:
Левая ладонь показывает пальцы правой руки – я получил конкретную информацию, для меня это было важным и интересным;
Левая ладонь обозначает середину правой ладони – мне было трудно всё усвоить сразу;
Левая ладонь показывает запястье правой – для меня данной информации было недостаточно.
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
Творчество Алексея Максимовича Горького ознаменовало наступление нового этапа в развитии сказки. Горький хотел, чтобы, как и прежде, сказочная выдумка будила у человека желание самому творить чудеса.
(См. Приложение, слайд 18).
- Домашнее задание предложено на выбор:
- составить план сказки;
- проиллюстрировать понравившийся эпизод;
- придумать продолжение сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс М. ГОРЬКИЙ «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ»
Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский т...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...