Конспект урока по литературному чтению 3 класс М. ГОРЬКИЙ «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.zip | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 49. М. ГОРЬКИЙ «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ»
Тип урока: постановка учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением научатся определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, поступки героев произведения | Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока; коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении | Личностные: переносят примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. | Сообщают о готовности | Слушают в соответствии |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Алло! Это море? Алло! Это море? Вы слышите, Черное море, меня? Ракушку я взял и стою в коридоре И очень волнуюсь, на берег звоня. Р. Сеф – Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком | готовность к уроку («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Внимательно слушают | с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи | |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика. 3. Анализ названия раздела | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Назовите изученные произведения. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово. Кто на все вопросы мне ответит? Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: ... – лучший спутник мой и друг. (Книга.) – Прочитайте медленно. – Прочитайте скороговоркой. – Прочитайте выразительно. – Как называется первый раздел второй части? – Как вы это понимаете? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают на оценку. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Вставляют пропущенное слово. Выполняют речевую зарядку. Анализируют название первого раздела второй части учебника: – Раздел называется «Были-небылицы». Название состоит из двух слов: «были» – значит то, что было, а «небылицы» – то, что придумано, чего не было. | Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите? | Анализируют иллюстрацию в учебнике: – Рыбы сидят в гнезде, | мнения по существу полученного за- дания | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – М. Горький создал много произведений о детях и для детей. Какие из них вы знаете? – Прочитайте слова, записанные на доске: «...Любите книгу, она обеспечит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она открывает ум и сердце чувствам любви к миру, к человеку...». – Как вы понимаете эти слова? | Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. – «Воробьишко», «Дед Архип и Ленька», «Детство». Выполняют задание. – Сегодня на уроке мы будем читать произведение М. Горького «Случай с Евсейкой». | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Мы закончили работу по первой части учебника. Перед вами – вторая часть. Надеюсь, что вы сохраните учебники в таком же хорошем состоянии. Что же для этого нужно? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией | – Если много читать, то много будешь знать. Книга действительно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны. Книги нужно беречь. Относиться к ним как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки. Внимательно слушают | ||
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета писателя (см. ресурсный материал) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Адекватно воспринимают информацию |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Проводит словарную работу. – Выясним значения слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой». Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов. Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м. Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов. Сепии – то же, что каракатицы. | Объясняют значения слов. Работают с толковым словарем, энциклопедией о морских животных. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по реше- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи. | нию учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль | ||
2. Первичное чтение произведения | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Какова основная мысль сказки? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – С чего начинается произведение? – Прочитайте начало сказки. Что окружало героя рассказа на морском дне? – Теперь постараемся посмотреть на морских обитателей глазами Евсейки. Каких морских животных повстречал мальчик? Как их описывает Горький? – Что произошло дальше? – Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший эту сказку? | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Читают начало произведения до слов «Дом – не тележка у дядюшки Якова». Читают, объясняют непо-нятные слова, рассматривают иллюстрации морских животных, с которыми знакомится Евсей | |
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Понравилась ли вам сказка? – Что особенно понравилось? – Каким вы себе представляете Евсейку? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 5. Какой отрывок произведения изобразил художник? Организует выборочное чтение. – Каких морских животных повстречал Евсейка? (Лангустов, актиний, морских лилий, рака-отшельника, морскую черепаху, голотурию.) – Почему морские обитатели приняли Евсейку за чудище? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Чему удивился Евсейка на дне морском? – О чем был его разговор с рыбами? – Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне. – Как он снова попал на берег? | точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Отвечают на вопросы. Подтверждают ответы чтением фрагментов из текста. | для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
Организует работу с тетрадями на печатной основе. Задает вопросы. | Работают в тетрадях на печатной основе. Отвечают на вопросы. | ||
– Составьте список книг, которые можно поместить на выставку «Были-небылицы». | Составляют список книг: • «Пpо кpаснyю мышь и зеленyю лошадь» Г. Сапгир. • «На Горизонтских островах» Ян Бжехва (пер. Б. Заходера). • «Бочонок собачонок» Б. Заходер. • «Веселый старичок» • «Путаница» К. Чуковский. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Проводит работу в парах. – Прочитайте потешку-небылицу по ролям. С какой интонацией будете читать? (См. ресурсный материал.) | Читают и инсценируют небылицы по ролям | ||
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Составить словарик сравнений по рассказу М. Горького. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Подготовить описание морских обитателей. • Читать по ролям разговор Евсейки и рыб | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися с помощью беседы по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Выполните упражнение «Плюс-минус-интересно» (см. ресурсный материал) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выполняют упражнение «Плюс-минус-интересно» | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ О М. ГОРЬКОМ
Максим Горький (1868–1936) – русский писатель. Настоящее имя в биографии М. Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и Горький провел детство в жестких, суровых условиях, живя у своего деда.
В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообразованием.
Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, арестован. Первый напечатанный рассказ Горького вышел в 1892 году. Опубликованная в 1898 году библиотека Горького из двух томов «Очерки и рассказы» принесла писателю известность. Ему было присвоено звание члена Академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.
После этого писатель эмигрировал в США, затем в Италию. Возвращение в Россию Горького произошло в 1913 году. После 12 лет проживания в Италии он приезжает в Москву. Работает в издательствах, занимается общественной деятельностью.
ТЕКСТ НЕБЫЛИЦЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО РОЛЯМ
– Дедушка-соседушка, куда ходил?
– В лес.
– Чего видел?
– Пичужечку.
– А на чем она сидит?
– На елочке.
– А о чем она поет?
– Все чувик-чувик,
Пойдем ко мне чаек пить,
А то улечу в тальник.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»*
Цель упражнения: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них содержатся памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.)
Содержание упражнения: это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «Плюс» – записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «Минус» – записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «Интересно» – учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке или хотели бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. М. Горький "Случай с Евсейкой"
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:– познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М. Горького;– учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказ...
Урок по литературному чтению М.Горький "Случай с Евсейкой" презентация
Презентация к уроку по литературному чтению, по произведению М.Горького "Случай с Евсейкой". Урок-погружение, где учащиеся с помощью презентации погружаются на дно моря и знакомятся с его об...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...
Словарная работа на уроке литературного чтения М.Горький "Случай с Евсейкой"
Использовано методическое пособие С.В.Кутявиной "Поурочные разработки по литературному чтению к УМК "Школа России"...
Презентация по литературному чтению . М. Горький " Случай с Евсейкой"
М. Горький " Случай с Евсейкой"...