Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: Отражение нравственно – этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей. В. Белов «Малька провинилась»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок был проведен в 3 классе.
Согласно календарно- тематическому планированию тема урока «Отражение нравственно – этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей. В. Белов «Малька провинилась»».
Данный урок –первый из двух уроков по данной теме поэтому тип урока был определен как изучение нового материала
Целью данного урока было формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.
Задачи, которые были поставлены для данного урока следующие:
Образовательные:
- познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».
Развивающие:
- развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
- развитие готовности к сотрудничеству;
- интерес к общему делу;
- самоконтроль, самооценка.
Регулятивные:
- определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- умение прогнозировать текст;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- слушание и понимание речи других;
- умение работать в паре, умение договориться.
Познавательные:
- ориентирование в учебнике;
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
- определение основной и второстепенной информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- установление причинно-следственных связей;
- постановка и решение проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема: Отражение нравственно – этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей. В. Белов «Малька провинилась»
Тип урока изучение нового материала
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».
Развивающие:
- развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
- развитие готовности к сотрудничеству;
- интерес к общему делу;
- самоконтроль, самооценка.
Регулятивные:
- определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- умение прогнозировать текст;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- слушание и понимание речи других;
- умение работать в паре, умение договориться.
Познавательные:
- ориентирование в учебнике;
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
- определение основной и второстепенной информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- установление причинно-следственных связей;
- постановка и решение проблемы.
Оборудование.
Учебник «Литературное чтение», 3 класс под редакцией Климановой Л.Ф, аудиозапись рассказа «Малька провинилась», карточки с текстом, фотографии с разными породами собак, слова прилагательные, глаголы, пословицы, картинки к тексту для определения последовательности событий.
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Организационный момент. Эмоциональной настрой на урок. Задача: Создать благоприятную психологическую атмосферу | Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Надежда Владимировна и сегодня я проведу урок литературного чтения. | Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на урок. |
Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока .Определение контрольного вопроса. Задача: Подготовить учащихся к осознанному восприятию материала. | Скажите, какой раздел вы изучаете? Как вы понимаете слово любовь? Между кем она может возникнуть? С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Как вы думаете, почему Листопадничек вернулся домой? О какой любви говорилось в этом произведении? Любовь матери к своему ребенку очень сильное чувство. Ради своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Способны ли животные любить своих детей так, как люди? Вот наш главный вопрос на который мы должны с вами ответить. | Раздел называется «Люби живое» Любовь — чувство, свойственное человеку, сильная привязанность и стремление к другому человеку, чувство глубокой симпатии. Любовь может возникнуть между родителями и ребёнком, любовь детей к родителям, любовь между друзьями, между мужчиной и женщиной, любовь между родственниками. На прошлом уроке мы познакомились с произведением «Листопадничек» Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете. В этом произведении говорилось о любви мамы и ребёнка. |
3.Определение темы урока. Задача: Эмоционально настроить на восприятие текста | Ребята, на партах у вас лежат карточки с текстом. Работа в паре. Прочитайте и назовите о каком животном идет речь? Как вы думаете, почему я вам предложила именно этот текст? Верно, сегодня мы познакомимся с рассказом Василия Ивановича Белова, где главным персонажем была собака. Василий Иванович Белов родился в деревне Тимонихе Вологодской губернии. Отец его погиб в 1943 на войне. Поэтому Василий, будучи мальчишкой, начал работать, помогая матери поднимать младших четверых детей. Окончив сельскую семилетнюю школу, в 1949 году Василий уезжает в город Сокол, где получает специальность плотника. Потом он осваивает ещё несколько профессий. Очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. «Ещё до школы меня научил читать старший брат Юрий. У меня наступило «книжное голодание». Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я собирал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали…»Василий Иванович написал очень много рассказов и один из них «Малька провинилась». Кто такая Малька? Почему ей дали такую кличку? В чем она могла провиниться? | Работа с предложенным текстом, определение загаданного животного. Предположения, почему на уроке сегодня присутствует герой. Знакомятся с краткой биографией писателя. Предположения детей. |
4.Первичное восприятие произведения Задача: Сформировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведения, выражать своё отношение. | Давайте проверим наши предположения. Я предлагаю вам прослушать текст, одновременно читая его по учебнику про себя. | Слушая аудиозапись, читают про себя. |
5. Проверка первичного восприятия текста Задачи:
| Итак, вы прослушали рассказ. -Какие были наши предположения до прочтения рассказа? -Подтвердились ли они? Кто такая Малька? -В чем она провинилась? | Повторяют Да\нет Малька – это собака Малька провинилась в том, что принесла кутят, и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать. |
6. Вторичное чтение и анализ произведения. Задачи:
| Словарная работа. Ребята, посмотрите, на доске слова, которые встретились в тексте. Давайте соотнесем слово с его значением. блуд-ня ба-тяв-ка ша-ро-мыж-ник ку-тё-нок бес-со-вест-ный Хорошо, молодцы Ребята, найдите и зачитайте: - В какое время года произошло событие? - За что Лидия ругала собаку? - Как вела себя малька в это время? - Как хозяйка поступила с щенками? - Какой путь приходилось преодолевать Мальке каждый день? -Какое открытие сделал рассказчик? | Работают с текстом Соединяют слова с их лексическим значением. Читают слова, ставя ударение. Осуществляют поиск информации в тексте, ищут ответы на вопросы. |
6. Закрепление нового материала Вторичный синтез произведения | Сейчас ребята мы с вами поработаем в группах. Послушайте внимательно задания: 1 ряд – найти фотографию Мальки и выбрать прилагательные, описывающие ее. 2 ряд – выбрать глаголы, которые описывают действия Мальки. 3 ряд – прочитать пословицы и выбрать наиболее подходящую к тексту. Мартынов Никита определит последовательность событий (около доски). | Работа в группах Индивидуальная работа у доски. |
7.Закрепление | Давайте посмотрим как вы справились с заданием | На доске представители каждой группы презентуют свою работу, объясняя выбор решения; Ученик, работающий у доски, пересказывает события, происходящие в рассказе |
8. Итог урока | Василий Иванович Белов говорит о том, что Малька была кривоногой, неказистой собачкой. Но несмотря на это, ей ничего не мешало любить своего щенка, не взирая на трудности, она заботилась о нем. Давайте же вернемся к нашему главному вопросу и ответим на него: способны ли животные любить своих детей так, как люди? | Ответы детей |
9. Рефлексия. Оценивание деятельности. | Мы с вами работали над рассказом В.И. Белова «Малька провинилась». Обратите внимание на доску. Прочитайте про себя фразеологизмы: считал ворон работал в поте лица ловил каждое слово все пропустил мимо ушей держал ушки на макушке не покладая рук Я прошу оценивать вас свою работу, работу класса продолжением предложения Я (мы) сегодня… Я хочу завершить наш урок следующими словами:мы сегодня на уроке не сидели сложа руки и не считали ворон, а работали рука об руку, засучив рукава. | Выбирают окончание предложения фразеологизмами. |
10.Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс
Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....
Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»
Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...
Технологическая карта урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Тема урока: Жить Родине служить. Мягкий согласный звук Й. Буквы Й,й
Урок литературного чтения 1 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: А.С.Пушкин "Зимняя дорога", 3 класс,программа "Планета знаний"
Тема: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"
Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"Учимся определять, что хорошо, что плохо, обсуждать поступки герое...