Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: Отражение нравственно – этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей. В. Белов «Малька провинилась»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Надежда Владимировна Кузьмина

Урок был проведен в 3 классе.

Согласно календарно- тематическому планированию тема урока «Отражение нравственно – этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей. В. Белов «Малька провинилась»».

Данный урок –первый из двух уроков по данной теме поэтому тип урока был определен как  изучение нового материала

Целью данного урока было формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи, которые были поставлены  для данного урока следующие: 

Образовательные:

  • познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы.

Воспитательные:

  • воспитывать  любовь и уважение к животным, любознательность, интерес  к чтению.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
  • развитие готовности к сотрудничеству;
  • интерес к общему делу;
  • самоконтроль, самооценка.

Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  умение прогнозировать текст;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;
  • умение работать в паре, умение договориться.

Познавательные:

  • ориентирование в учебнике;
  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • установление причинно-следственных связей;
  • постановка и решение проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема: Отражение нравственно – этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей. В. Белов «Малька провинилась»

Тип урока изучение нового материала

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи: 

Образовательные:

  • познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы.

Воспитательные:

  • воспитывать  любовь и уважение к животным, любознательность, интерес  к чтению.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
  • развитие готовности к сотрудничеству;
  • интерес к общему делу;
  • самоконтроль, самооценка.

Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  умение прогнозировать текст;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;
  • умение работать в паре, умение договориться.

Познавательные:

  • ориентирование в учебнике;
  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • установление причинно-следственных связей;
  • постановка и решение проблемы.

Оборудование.

Учебник «Литературное чтение», 3 класс под редакцией Климановой Л.Ф, аудиозапись рассказа «Малька провинилась», карточки с текстом, фотографии с разными породами собак, слова прилагательные, глаголы, пословицы, картинки к тексту для определения последовательности событий.

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент. Эмоциональной настрой на урок.

Задача:

Создать благоприятную психологическую атмосферу

Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Надежда Владимировна и сегодня я проведу урок литературного чтения.

Приветствуют учителя, садятся.

Настраиваются на урок.

Актуализация опорных знаний.

Постановка цели и задач урока .Определение контрольного вопроса.

Задача:

Подготовить учащихся к осознанному восприятию материала.

Скажите, какой раздел вы изучаете? Как вы понимаете слово любовь? Между кем она может возникнуть?

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Как вы думаете, почему Листопадничек вернулся домой?

О какой любви говорилось в этом произведении? Любовь матери к своему ребенку очень сильное чувство. Ради своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Способны ли животные любить своих детей так, как люди? Вот наш главный вопрос на который мы должны с вами ответить.

Раздел называется «Люби живое»

Любовь — чувство, свойственное человеку, сильная привязанность и стремление к другому человеку, чувство глубокой симпатии.

Любовь может возникнуть между родителями и ребёнком, любовь детей к родителям, любовь между друзьями, между мужчиной и женщиной, любовь между родственниками.

На прошлом уроке мы познакомились с произведением «Листопадничек»

Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете.

В этом произведении говорилось о любви мамы и ребёнка.

3.Определение темы урока.

Задача: Эмоционально настроить на восприятие текста

Ребята, на партах у вас лежат карточки с текстом. Работа в паре. Прочитайте и назовите о каком животном идет речь? Как вы думаете, почему я вам предложила именно этот текст?

Верно, сегодня мы познакомимся с рассказом Василия Ивановича Белова, где главным персонажем была собака.

Василий Иванович Белов родился в деревне Тимонихе Вологодской губернии.

Отец его погиб в 1943 на войне.

Поэтому Василий, будучи мальчишкой, начал работать, помогая матери поднимать младших четверых детей.

Окончив сельскую семилетнюю школу, в 1949 году Василий уезжает в город Сокол, где получает специальность плотника.

Потом он осваивает ещё несколько профессий.  Очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд.

         Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. «Ещё до школы меня научил читать старший брат Юрий.  

У меня наступило «книжное голодание». Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но  позже родилась  у  меня  неудержимая  тяга  к  чтению самостоятельному.  

Я  собирал  книги  с  чердаков  брошенных  домов.  Дома были заколочены, но  мы находили  какие-то  щели, забирались  внутрь  через  подвальные  окошечки  и шастали…»Василий Иванович написал очень много рассказов  и один из них «Малька провинилась».

Кто такая Малька?

Почему ей дали такую кличку?

В чем она могла провиниться?

Работа с предложенным текстом, определение загаданного животного.

Предположения, почему на уроке сегодня присутствует герой.

Знакомятся с краткой биографией писателя.

Предположения детей.

4.Первичное восприятие произведения

Задача: Сформировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведения, выражать своё отношение.

Давайте проверим наши предположения.

Я предлагаю вам прослушать текст, одновременно читая его по учебнику про себя.

Слушая аудиозапись, читают про себя.

5. Проверка первичного восприятия текста

Задачи:

  • Проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание рассказа
  • Выяснить, какое впечатление произвело на учащихся

Итак, вы прослушали рассказ.

-Какие были наши предположения до прочтения рассказа?    

-Подтвердились ли они?

Кто такая Малька?

-В чем она провинилась?

Повторяют

Да\нет

Малька – это собака

Малька провинилась в том, что принесла кутят, и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

6. Вторичное чтение и анализ произведения.

Задачи:

  • Привлечь внимание к художественным деталям произведения
  • Формировать навык сознательного чтения, умения анализировать художественный текст
  • Учить отвечать на вопросы, используя текст

Словарная работа.

Ребята, посмотрите, на доске слова, которые встретились в тексте. Давайте соотнесем слово с его значением.

блуд-ня

ба-тяв-ка

ша-ро-мыж-ник

ку-тё-нок

бес-со-вест-ный

Хорошо, молодцы

Ребята, найдите и зачитайте:

- В какое время года произошло событие?

- За что Лидия ругала собаку?

- Как вела себя малька в это время?

- Как хозяйка поступила с щенками?

- Какой путь приходилось преодолевать Мальке каждый день?

-Какое открытие сделал рассказчик?

Работают с текстом

Соединяют слова с их лексическим значением.

Читают слова, ставя ударение.

Осуществляют поиск информации в тексте, ищут ответы на вопросы.

6. Закрепление нового материала

Вторичный синтез произведения

Сейчас ребята мы с вами поработаем в группах. Послушайте внимательно задания:

1 ряд – найти фотографию Мальки и выбрать прилагательные, описывающие ее.

2 ряд – выбрать глаголы, которые описывают действия Мальки.

3 ряд – прочитать пословицы и выбрать наиболее подходящую к тексту.

 Мартынов Никита определит последовательность событий (около доски).

Работа в группах

Индивидуальная работа у доски.

7.Закрепление

Давайте посмотрим как вы справились с заданием

На доске представители каждой группы презентуют свою работу, объясняя выбор решения;

Ученик, работающий у доски, пересказывает события, происходящие в рассказе

8. Итог урока

Василий Иванович Белов говорит о том, что Малька была кривоногой, неказистой собачкой. Но несмотря на это, ей ничего не мешало любить своего щенка, не взирая на трудности, она заботилась о нем.

Давайте же вернемся к нашему главному вопросу и ответим на него: способны ли животные любить своих детей так, как люди?

Ответы детей

9. Рефлексия. Оценивание деятельности.

Мы с вами работали над рассказом В.И. Белова «Малька провинилась». Обратите внимание на доску. Прочитайте про себя фразеологизмы:

 считал ворон

работал в поте лица ловил каждое слово

 все пропустил мимо ушей

держал ушки на макушке

не покладая рук 

Я прошу оценивать вас свою работу, работу класса продолжением предложения

Я (мы) сегодня…

Я хочу завершить наш урок следующими словами:мы сегодня на уроке не сидели сложа руки и  не считали ворон, а работали рука об руку, засучив рукава.

Выбирают окончание предложения фразеологизмами.

10.Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...

Технологическая карта урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"Учимся определять, что хорошо, что плохо, обсуждать поступки герое...