Конспект урока по литературному чтению. В. Гаршин "Лягушка-путешественница"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Основные задачи урока:
Задачи: сравнивать народные и литературные сказки; характеризовать героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v.garshin_lyagushka_-_puteshestvennitsa.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ТЕМА: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»
3 КЛАСС ФГОС
(Образовательная система «Школа России»)
разработала Кузнецова Елена Сергеевна
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
Тема: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Основные задачи урока:
Задачи: сравнивать народные и литературные сказки; характеризовать героев.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Ι. Организационный момент. Цель: включение и мотивирование обучающихся в учебную деятельность. | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Все тихонечко садимся по своим местам. | Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок. Присаживаются на свои места. |
II. Проверка домашнего задания | -Отгадайте загадки: - Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ... - Из какой сказки эти герои? - Кто автор этой сказки? - Какие виды сказок вы знаете? - К какому виду сказок относится «Сказка про храброго зайца»? - Что характерно для сказки? | Дети отгадывают загадки - Заяц - Волк - Сказка про храброго зайца. - Д.Н.Мамин-Сибиряк - Волшебные, бытовые, о животных. - Сказка о животных. |
ΙΙI. Предварительная беседа и формулирование темы урока. | -Прочитайте загадки, отгадайте их и подумайте, почему к этому уроку я выбрала именно такие загадки. Как на речку прилетает, Сразу в воду залезает. "Кря" - нырнула на минутку Вы узнали? Это … Эти солистки живут на болоте, Песни поют при дождливой погоде И вечерами, наевшись мошки. Что за солистки? Ответь, помоги! -Назовите тему урока. | Читают и отгадывают загадки - утка - лягушки Называют тему урока |
ΙV. Формулирование цели урока. | – Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы. - Вспомним ….. - Выделять главную… текста и … части - Озаглавливать…. - Отвечать на… и … их своим товарищам | - литературную сказку - главную мысль текста и главную мысль каждой части. - части сказки - на вопросы и задавать их своим товарищам |
V. Знакомство с биографией автора. | Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? К какому виду сказок? Это сказка авторская или народная? Назови автора произведения. Всеволод Михайлович Гаршин выдающийся русский писатель. Родился 2февраля 1855г . В дворянской семье. в семье военного, поэтому пришлось много путешествовать и побывать в разных местах России., Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. В это время родители маленького Всеволода разводились, а он стал причиной семейного раздора, что в дальнейшем повлияло на его характер и здоровье. До 9-ти лет мальчик жил с отцом, потом его забрала мать, которая в то время жила в Петербурге, и отдала в гимназию. Учился хорошо, имел много друзей. Любил природу, летом в деревне много возился с ящерицами, жуками, лягушками, наблюдал за ними и изучал их жизнь. В 19-ть лет Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он сотрудничал с литературными журналами, писал очерки и статьи. В самом начале Русско–турецкой войны В.М.Гаршин отправился добровольцем в действующую армию. В одном из первых сражений он повёл полк в атаку и был ранен в ногу. После лечения в госпитале получил офицерский чин, Вскоре Гаршин вышел в отставку и вернулся к литературной деятельности. Всеволод Гаршин прожил очень короткую жизнь, всего 33 года. В 1887 году вышло последнее произведение Гаршина для детей – сказка «Лягушка – путешественница». | - о животных - авторская - Гаршин - Слушают учителя |
VI. Первичное чтение сказки. | - Как же автор относится к своей героине? Аллегория – это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое (иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе). - Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки? | - Он видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки. - Образ лягушки из сказки Гаршина - это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. |
VII . Словарная работа. | -Эту удивительную сказку В.М.Гаршин написал в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени. -Какие бы вы выбрали слова, относящиеся к тому времени? -Как можно определить значение слов, выражений? Бумажный паяц – клоун в цирке, балаганный шут. Скирда – большой, обычно продолговатый стог сена для хранения под открытым небом. Цепа – ручное орудие для молотьбы зерна. Верста - Старинная русская мера, равная 1 км. 6 м. «Имела присутствие духа»? -Как понимаете выражение? | Ответы детей. - полное самообладание, не впадает в отчаяние, не паникует. |
VIII. Физкультминутка | Отдохнем с Мудрой Совой. Совушка – сова, большая голова, (повороты головы влево – вправо) На суку сидит, головой вертит, (повороты туловища влево – вправо) Во все стороны глядит, (хлопаем глазами) Да вдруг – как полетит! (махи руками – «крыльями») | Выполняют движения по тексту под руководством дежурного по классу. |
IX. Работа по тексту. | -Сейчас я буду читать начало каждой части, а вы должны отыскать начало в тексте сказки. 1часть. Жила-была на свете лягушка-квакушка. 2часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. 3часть. И она шлёпнулась с сучка, на который было, снова влезла. 4часть. Утки летели над сжатыми полями. 5часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи. 6часть. Но вокруг неё никого не было. -Что у нас получилось? -Почему она просила уток лететь ближе к земле? -Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже? -Что слышала наша героиня, когда летела? | - план - У нее кружилась голова. Она боялась свалиться. - Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят - Люди удивлялись. Называли это чудом |
X. Итог урока. | -Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (.) -Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? -Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки 1.Смелость города берёт 2.Хвастовство само себя наказывает 3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь -Чему нас научила эта сказка? Данная сказка имеет сходство с каким литературным жанром? -На какую басню похожа эта сказка? -Какова основная мысль сказки? | - Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности - Виновата сама лягушка, её хвастовство - Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала. - Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга - С басней. В басне животные разговаривают и действуют как люди - не быть хвастливым |
XI. Рефлексия. | - Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального? - Что в нём из сказки? - Что могло быть на самом деле? - Удивила ли вас эта сказка? Чем? (Ответы детей.) - Можно ли её назвать историей о необычном путешествии? - Что хотел сказать автор своим произведением? (Ответы и предположения детей.) - Как автор говорит о своей героине? - Почему не состоялось путешествие лягушки? | Отвечают на вопросы. |
XII. Домашнее задание. | - Прочитать сказку и подготовить пересказ близкий к тексту. Побывать в роли художников и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...