урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Борисова Виктория Александровна

Урок литературного чтения по теме: "Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами) на примере сказки И.П. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква «А»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lit_chteniya_1_kl.docx427.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Дерягина» городского округа Судак

        

                           Методическая разработка урока литературного чтения

Тема: Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами) на примере сказки И.П. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква «А»"

1-а класс.

Борисова Виктория Александровна,

                                                                 учитель начальных классов,

                                          учитель высшей категории

                                           с. Морское, 2024

Тема: Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами) на примере сказки И.П. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква «А»"

Цели: познакомить учащихся с отрывком из литературной сказки И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А”. Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев, составлять картинный план. Развивать творческое воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся должны осознанно читать произведение, называть действующих лиц прочитанного произведения, понимать характер героев, составлять картинный план, уметь отличать авторскую сказку от народной.

Планируемые результаты:

Предметные:

продолжить работу по формированию читательских умений, анализу художественного произведения; содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами, умению составлять картинный план; развивать творческие способности, речь, память, мышление; способствовать обогащению активного словаря учащихся.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.   

познавательные:

учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).

коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Формы и методы обучения: фронтальная, работа в паре, индивидуальная, самостоятельная работа; объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: алфавит; ребусы; текст отрывка сказки, рисунки для картинного плана; компьютер, проектор, презентация, цветные карандаши.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Буквы тихо пошептались,

Улыбнулись, подтянулись,

Ровно выстроились в ряд

И нам с вами говорят:

«Не ленитесь, не деритесь,

И на пять всегда учитесь,

Сядьте тихо, не шалите,

тишину вы берегите».

-Что вы можете рассказать о буквах? (в русском алфавите 33 буквы, мы их видим и пишем, бывают заглавные и строчные, письменные и печатные, буквы делятся на гласные и согласные. Слова состоят из букв.

II. Актуализация знаний.

  1. Речевая разминка (Слайд 1)

Итак, мы сказали, что слова состоят из букв. Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение, которое подготовил для нас Корсун Егор:

- Учитель у меня в портфеле!

-  Кто? Быть не может! Неужели?

- Взгляни, пожалуйста! Он тут,

- Его учебником зовут.         (В. Берестов)

-Объясните, о каком учителе идёт речь?

- Прочитайте первую строчку громко, вторую - тихо, третью - громко, четвёртую - тихо.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд 2,3)

- Ребята, пока вы читали стихотворение, нам пришло письмо, но я не могу его прочитать: оно зашифровано. Вы мне поможете его расшифровать? Как вы думаете, что нужно сделать с иллюстрациями? (По первым буквам названий предметов нужно составить и прочитать слово. Работать вы будете в парах).

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5087/20200616172121/OEBPS/objects/c_litread_1_39_1/0eff3041-91ef-43a5-9ea5-059a24be2674.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5087/20200616172121/OEBPS/objects/c_litread_1_39_1/41c2898c-4e8e-4889-a6be-3610aa1d0dfc.png

Ответ: сказка.

III. Постановка учебной задачи, целеполагание.

-Что такое сказка?

Сказка –народное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.  

- Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная)

- А если у сказки есть автор, то как называется такая сказка?  (Авторской или литературной).

-Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? (Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?) (Сказку).

– Какие сказки вы знаете?

– А каких героев сказок вы знаете?

-А кто является главными героями этого рисунка? (Буквы.) (Слайд 5)

https://fsd.videouroki.net/html/2021/01/19/v_6005fc2017a7b/99765235_2.png

– Узнайте на рисунке буквы и назовите их.

- Как вы думаете, о чём будет сегодняшняя сказочная история? (о буквах).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А».) (Слайд 6)

-Можем ли мы из названия сказки предположить, кто будет главными героями сказки?

- Ребята, давайте сформулируем задачи урока:

  • Познакомиться с новым автором;
  • Познакомиться с отрывком из сказки «Аля, Кляксич и буква «А»;
  • Познакомиться с главными героями сказки.

Физминутка.

Если я назову доброго героя из сказки -вы подпрыгиваете, если злого – приседаете:

Мальвина, Иван-царевич, Баба-Яга, Золушка, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Красная шапочка.

IV.Изучение нового материала.

  1. Знакомство с биографией И. Токмаковой. (Слайд 7)

Так как первая наша задача урока – познакомиться с новым автором, давайте послушаем небольшое сообщение об И. Токмаковой, которое подготовила Лиза Кузнецова. Слушаем внимательно, чтобы вы потом смогли ответить на мои вопросы.

Ирина Петровна Токмакова родилась 3 марта 1929 года в Москве.  Отец её по профессии был инженером, а мать детским врачом. Писать стихи Ирина начала ещё в детстве. Училась она всегда на отлично. Работала переводчиком.

-Где родилась И. Токмакова?  

- Кем по профессии были её родители?

-Когда начала писать стихи Ирина?

-Как она училась?

- Кем работала?

Ирина Токмакова написала много разных стихотворений и сказок для детей. (Слайд 8)

  1. Слушание отрывка произведения (Чтение учителем)

Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки «Аля, Кляксич и буква «А». Приготовьте пальчики, внимательно слушайте и следите.

         Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но всё шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!

          Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и

что-то кричала.

- Что с тобой, что случилось? - сказала Аля.

Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:

- Кляксич!

- Ничего не понимаю! - сказала Аля.

- Да Кляксич же! - воскликнула буква «А». - Отвратительный Кляксич пробрался в

Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками - кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса - его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква «А» расплакалась.

- Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же

ему уступать! Надо бороться!

  1. Первичное восприятие.

-Понравилось ли вам произведение?

-Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?

-Это сказка народная или литературная? Докажите.

-Назовите главных героев сказки.

- Словарная работа. (Слайд 10)

Ребята, в тексте встретились слова, значение которых мы сейчас выясним.

- Ребята, кто видел кляксу и может объяснить значение этого слова?

В словаре написано, что клякса — это бесформенное пятно краски или чернил.

-Совпало ли наше предположение?

Племянница - дочь брата или сестры.

Изумилась - удивилась.

ФИЗМИНУТКА (Буква А проводит музыкальную физминутку)

-Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? (Буква А из сказки). Я предлагаю вам немного отдохнуть. Молодцы, ребята, ну а мне надо возвращаться в сказку.

V. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

1. Чтение сказки.

Ребята, сейчас мы с вами еще раз прочитаем отрывок из сказки.

2. Беседа по содержанию.

- О чем говорится в начале сказки? (Как девочка Аля писала письмо.)

- Легко ли ей удавалось писать письмо? Почему?

- Что неожиданного произошло?

 - Кто рассорил все буквы?

- Каким вы представили себе Кляксича – добрым или злым героем?

3. Самостоятельная работа. Составление картинного плана сказки. (Слайд 12,13)

-  Ребята, на слайде иллюстрации по содержанию текста, но они разбросаны и не могут найти своё место. Давайте поможем им занять свои места. У вас на партах лежат такие же карточки с иллюстрациями. Пронумеруйте их в порядке изложения сказки. Иллюстрация, которая соответствует началу сказки, будет под номером 1, следующая -2, что было в конце - будет под номером 3.

            https://img.clipartfest.com/140d530a66627abd7f3006364968b78c_-a-long-haired-girl-writing-little-girl-writing-clipart_1245-1300.jpeg             

                                                                                  

- Проверим, как вы справились с заданием. Обменяйтесь листочками и проверьте по образцу правильность выполнения задания (Взаимопроверка).

- Поднимите руку, кто правильно справился с заданием.

  1. Творческое задание. Как вы думаете, будет ли побеждён Кляксич? Давайте поможем девочке справиться с ним. Для этого нужно закрасить Кляксича так, чтобы он стал добрым. Какие карандаши вы возьмете?  (желтый, оранжевый, зеленый

VI. Итог урока. Рефлексия. 

-Ребята, я пригласила к нам на урок гостей, но что-то они до сих пор не пришли… (Сказочные герои)

- Здравствуйте, ребята. Вы нас узнали?  Мы – сказочные бабушки. Мы получили ваше приглашение и очень торопились к вам на урок, но по пути папали в огромную пробку… Только сейчас смогли к вам добраться.

-Нам бы очень хотелось узнать, с каким автором вы познакомились сегодня на уроке? (Ирина Токмакова)

- Отрывок из какого произведения вы читали? («Аля, Кляксич и буква А»)

- Можно ли сказать, что это сказка? (Да). Докажите (Главным героем является буква, которая разговаривала с девочкой).

- Какое задание на уроке вам показалось самым интересным?

- Какое самым трудным?

- Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.

 Молодцы, а за ваши старания мы хотим наградить вас эмблемами «За успехи в учебе» (вручение эмблем).

-Ребята, на прощание мы хотим вам пожелать не стоять на месте, а смело двигаться вперед – к новым знаниям, к новым открытиям, к новым мечтам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...