урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения по теме: "Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами) на примере сказки И.П. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква «А»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lit_chteniya_1_kl.docx | 427.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Дерягина» городского округа Судак
Методическая разработка урока литературного чтения
Тема: Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами) на примере сказки И.П. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква «А»"
1-а класс.
Борисова Виктория Александровна,
учитель начальных классов,
учитель высшей категории
с. Морское, 2024
Тема: Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами) на примере сказки И.П. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква «А»"
Цели: познакомить учащихся с отрывком из литературной сказки И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А”. Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев, составлять картинный план. Развивать творческое воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся должны осознанно читать произведение, называть действующих лиц прочитанного произведения, понимать характер героев, составлять картинный план, уметь отличать авторскую сказку от народной.
Планируемые результаты:
Предметные:
продолжить работу по формированию читательских умений, анализу художественного произведения; содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами, умению составлять картинный план; развивать творческие способности, речь, память, мышление; способствовать обогащению активного словаря учащихся.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
познавательные:
учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).
коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Формы и методы обучения: фронтальная, работа в паре, индивидуальная, самостоятельная работа; объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: алфавит; ребусы; текст отрывка сказки, рисунки для картинного плана; компьютер, проектор, презентация, цветные карандаши.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Буквы тихо пошептались,
Улыбнулись, подтянулись,
Ровно выстроились в ряд
И нам с вами говорят:
«Не ленитесь, не деритесь,
И на пять всегда учитесь,
Сядьте тихо, не шалите,
тишину вы берегите».
-Что вы можете рассказать о буквах? (в русском алфавите 33 буквы, мы их видим и пишем, бывают заглавные и строчные, письменные и печатные, буквы делятся на гласные и согласные. Слова состоят из букв.
II. Актуализация знаний.
- Речевая разминка (Слайд 1)
Итак, мы сказали, что слова состоят из букв. Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение, которое подготовил для нас Корсун Егор:
- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он тут,
- Его учебником зовут. (В. Берестов)
-Объясните, о каком учителе идёт речь?
- Прочитайте первую строчку громко, вторую - тихо, третью - громко, четвёртую - тихо.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд 2,3)
- Ребята, пока вы читали стихотворение, нам пришло письмо, но я не могу его прочитать: оно зашифровано. Вы мне поможете его расшифровать? Как вы думаете, что нужно сделать с иллюстрациями? (По первым буквам названий предметов нужно составить и прочитать слово. Работать вы будете в парах).
Ответ: сказка.
III. Постановка учебной задачи, целеполагание.
-Что такое сказка?
Сказка –народное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
- Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная)
- А если у сказки есть автор, то как называется такая сказка? (Авторской или литературной).
-Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? (Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?) (Сказку).
– Какие сказки вы знаете?
– А каких героев сказок вы знаете?
-А кто является главными героями этого рисунка? (Буквы.) (Слайд 5)
– Узнайте на рисунке буквы и назовите их.
- Как вы думаете, о чём будет сегодняшняя сказочная история? (о буквах).
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А».) (Слайд 6)
-Можем ли мы из названия сказки предположить, кто будет главными героями сказки?
- Ребята, давайте сформулируем задачи урока:
- Познакомиться с новым автором;
- Познакомиться с отрывком из сказки «Аля, Кляксич и буква «А»;
- Познакомиться с главными героями сказки.
Физминутка.
Если я назову доброго героя из сказки -вы подпрыгиваете, если злого – приседаете:
Мальвина, Иван-царевич, Баба-Яга, Золушка, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Красная шапочка.
IV.Изучение нового материала.
- Знакомство с биографией И. Токмаковой. (Слайд 7)
Так как первая наша задача урока – познакомиться с новым автором, давайте послушаем небольшое сообщение об И. Токмаковой, которое подготовила Лиза Кузнецова. Слушаем внимательно, чтобы вы потом смогли ответить на мои вопросы.
Ирина Петровна Токмакова родилась 3 марта 1929 года в Москве. Отец её по профессии был инженером, а мать детским врачом. Писать стихи Ирина начала ещё в детстве. Училась она всегда на отлично. Работала переводчиком.
-Где родилась И. Токмакова?
- Кем по профессии были её родители?
-Когда начала писать стихи Ирина?
-Как она училась?
- Кем работала?
Ирина Токмакова написала много разных стихотворений и сказок для детей. (Слайд 8)
- Слушание отрывка произведения (Чтение учителем)
Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки «Аля, Кляксич и буква «А». Приготовьте пальчики, внимательно слушайте и следите.
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но всё шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и
что-то кричала.
- Что с тобой, что случилось? - сказала Аля.
Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
- Кляксич!
- Ничего не понимаю! - сказала Аля.
- Да Кляксич же! - воскликнула буква «А». - Отвратительный Кляксич пробрался в
Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками - кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса - его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква «А» расплакалась.
- Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же
ему уступать! Надо бороться!
- Первичное восприятие.
-Понравилось ли вам произведение?
-Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?
-Это сказка народная или литературная? Докажите.
-Назовите главных героев сказки.
- Словарная работа. (Слайд 10)
Ребята, в тексте встретились слова, значение которых мы сейчас выясним.
- Ребята, кто видел кляксу и может объяснить значение этого слова?
В словаре написано, что клякса — это бесформенное пятно краски или чернил.
-Совпало ли наше предположение?
Племянница - дочь брата или сестры.
Изумилась - удивилась.
ФИЗМИНУТКА (Буква А проводит музыкальную физминутку)
-Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? (Буква А из сказки). Я предлагаю вам немного отдохнуть. Молодцы, ребята, ну а мне надо возвращаться в сказку.
V. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.
1. Чтение сказки.
Ребята, сейчас мы с вами еще раз прочитаем отрывок из сказки.
2. Беседа по содержанию.
- О чем говорится в начале сказки? (Как девочка Аля писала письмо.)
- Легко ли ей удавалось писать письмо? Почему?
- Что неожиданного произошло?
- Кто рассорил все буквы?
- Каким вы представили себе Кляксича – добрым или злым героем?
3. Самостоятельная работа. Составление картинного плана сказки. (Слайд 12,13)
- Ребята, на слайде иллюстрации по содержанию текста, но они разбросаны и не могут найти своё место. Давайте поможем им занять свои места. У вас на партах лежат такие же карточки с иллюстрациями. Пронумеруйте их в порядке изложения сказки. Иллюстрация, которая соответствует началу сказки, будет под номером 1, следующая -2, что было в конце - будет под номером 3.
|
- Проверим, как вы справились с заданием. Обменяйтесь листочками и проверьте по образцу правильность выполнения задания (Взаимопроверка).
- Поднимите руку, кто правильно справился с заданием.
- Творческое задание. Как вы думаете, будет ли побеждён Кляксич? Давайте поможем девочке справиться с ним. Для этого нужно закрасить Кляксича так, чтобы он стал добрым. Какие карандаши вы возьмете? (желтый, оранжевый, зеленый
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, я пригласила к нам на урок гостей, но что-то они до сих пор не пришли… (Сказочные герои)
- Здравствуйте, ребята. Вы нас узнали? Мы – сказочные бабушки. Мы получили ваше приглашение и очень торопились к вам на урок, но по пути папали в огромную пробку… Только сейчас смогли к вам добраться.
-Нам бы очень хотелось узнать, с каким автором вы познакомились сегодня на уроке? (Ирина Токмакова)
- Отрывок из какого произведения вы читали? («Аля, Кляксич и буква А»)
- Можно ли сказать, что это сказка? (Да). Докажите (Главным героем является буква, которая разговаривала с девочкой).
- Какое задание на уроке вам показалось самым интересным?
- Какое самым трудным?
- Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.
Молодцы, а за ваши старания мы хотим наградить вас эмблемами «За успехи в учебе» (вручение эмблем).
-Ребята, на прощание мы хотим вам пожелать не стоять на месте, а смело двигаться вперед – к новым знаниям, к новым открытиям, к новым мечтам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....