Организация работы с текстом на уроках литературного чтения
статья по чтению

Романова Наталия Александровна

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_tekstom_na_urokah_russkogo_yazyka.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с текстом на уроках русского языка.

  1.  «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
  2. ''Найди опасное место''.

Учитель читает текст, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.

  1. ''Светофор''. 

Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

  1.  Затранскрибирование  текста.

Затранскрибировать-значит записать слова в транскрипции в  звуках как мы его слышим. т.е так как они произносятся, а не пишутся в русском языке

  1.  Поиск орфограмм в “чистом” тексте. (Работа по карточкам)

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.

  1.  Комментированное письмо с указанием орфограмм

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

  1.   Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок

  1. Диктант “ Проверяю себя”предупредительный

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

  1.  Выборочный диктант.

выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

  1.  Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

  1.  Зрительный диктант

. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок.

  1.  «Секрет письма зеленой пастой».

Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

  1.  Какографические упражнения

предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Данный прием позволяет в определенной степени изменить манеру общения учителя и детей - общение становится более живым. В системе практических занятий использование какографии создает условия для контроля работы учителя со стороны ученика. Ученик находит и исправляет ошибки учителя.

В чем особенность какографии как приема? При проверке письменной работы, ученик часто не видит ошибок в словах. Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять.

Какография - утверждал педагог К.Д. Ушинский - употребляемая вовремя и с умением занятие весьма полезное, но ее должны употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретенных учеником. Однако, Ушинский предостерегал учителей от частого и несвоевременного употребления этого приема.

  1. Письмо по памяти. 

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души.

  1.  Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

  1.  Самодиктант.
    Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли». 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".

Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литератур...

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...