Организация работы с текстом на уроках литературного чтения
статья по чтению
Организация работы с текстом на уроках литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_tekstom_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с текстом на уроках русского языка.
- «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
- ''Найди опасное место''.
Учитель читает текст, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.
- ''Светофор''.
Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.
- Затранскрибирование текста.
Затранскрибировать-значит записать слова в транскрипции в звуках как мы его слышим. т.е так как они произносятся, а не пишутся в русском языке
- Поиск орфограмм в “чистом” тексте. (Работа по карточкам)
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.
- Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
- Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок
- Диктант “ Проверяю себя”предупредительный
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
- Выборочный диктант.
выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
- Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
- Зрительный диктант
. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок.
- «Секрет письма зеленой пастой».
Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
- Какографические упражнения
предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Данный прием позволяет в определенной степени изменить манеру общения учителя и детей - общение становится более живым. В системе практических занятий использование какографии создает условия для контроля работы учителя со стороны ученика. Ученик находит и исправляет ошибки учителя.
В чем особенность какографии как приема? При проверке письменной работы, ученик часто не видит ошибок в словах. Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять.
Какография - утверждал педагог К.Д. Ушинский - употребляемая вовремя и с умением занятие весьма полезное, но ее должны употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретенных учеником. Однако, Ушинский предостерегал учителей от частого и несвоевременного употребления этого приема.
- Письмо по памяти.
Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души.
- Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
- Самодиктант.
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...
Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".
Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литератур...
Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...
Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...