Урок литературного чтения в 3 «Наблюдение за художественными особенностями рассказа- описания Л.Н.Толстого «Лебеди».
материал по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения в 3 «Наблюдение за художественными особенностями рассказа- описания Л.Н.Толстого «Лебеди».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebedi.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. Н. ТОЛСТОЙ «Наблюдение за художественными особенностями рассказа описания Л.Н.Толстого «Лебеди».
Тип урока: открытия нового знания | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лебеди»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста | Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. Воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным). |
Образовательные ресурсы: , аудиозапись |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
I. Мотивация 2.Актуализация знаний 3.Постановка учебной задачи | -Добрый день, ребята! Здравствуйте гости. Сегодня урок литературного чтения проведу я. Зовут меня Е.И. Присаживайтесь. _МЫ НАЧАТЬ УРОК ГОТОВЫ. БУДЕМ ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ И ДРУГ ДРУГУ ПОМОГАТЬ. -Вначале нашего занятия я предлагаю вам послушать музыку Камиль Сен Сане «Лебедь». СЛАЙД1. -Какими предстали эти птицы? -А что вы знаете об этих птицах? Композитор Сен Сане показал своим музыкальным произведением их величие, красоту, грациозность. Лебеди, пожалуй, одни из самых красивых и любимых народом птиц. "Как лебедушка плывет" - говорят о девушке с красивой походкой. О лебедях слагают песни, им посвящают стихи. В народе эти красивые птицы являются символом духовной чистоты, любви и верности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре 20 и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей. -ВЫ догадались, кто будет героем литературного произведения с которым мы познакомимся? СЛАЙД2 ТЕМА НАШЕГО УРОКА «Наблюдение за художественными особенностями рассказа описания Л.Н.Толстого «Лебеди». -Исходя из темы определите для себя цели учебной деятельности. -Я помогу вам познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Лебеди» и выявить художественные особенности рассказа описания. Вы будете читать, анализировать, наблюдать над художественным словом, размышлять о поступках героев произведения и делать выводы. | ДЕВИЗ УРОКА: -Буду внимательным! -Буду активным! -Буду старательным! Красивые, горделивые, грациозные Они верные, преданные. Лебеди. Читать, наблюдать Анализировать, Сравнивать | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения |
4.Открытия детьми нового знания 5.Первичное закрепление | Послушайте текст и скажите: -Какое впечатление произвело на вас это произведение? (ЧТЕНИЕ ТЕКСТА) Поделитесь впечатлениями. Был момент когда вы волновались? -Еще раз обратитесь к тексту и назовите слова или сочетание слов, вызывающие затруднение. СЛАЙД 3 УМОРИЛИСЬ-устали, (Словарь) ПОШЁЛ ВНИЗ-начал спускаться ЛЕТЕЛИ СТАДОМ-вместе. -Определите тип текста? -Какие предметы и явления описываются в этом тексте? (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ) ПРИРОДА СТАДО ЛЕБЕДЕЙ ЛЕБЕДЬ -Перечитайте 1 абзац цепочкой. -О чём здесь говорится? -Какие слова использовал автор для описания полета лебедей? -С какой целью автор использует повтор слова летели? -Назовите словосочетание которое описывает природу? -Прочитаем вслух 2 абзац произведения. (ИНДИВИДУАЛЬНО 1 ученик) -О чём вы узнали из этого абзаца? -Какими словами описываются лебеди летящие впереди? -А позади? - А знаете ли вы о том что впереди стаи летит вожак. Он ведет клин, за ним летят самые сильные птицы. В конце клина летят более слабые птицы и молодняк. Первые летящие птицы взмахами крыльев образуют восходящую струю воздуха, что помогает лететь более слабым членам стаи. Если кто-то ослаб и не может лететь, то вся стая ждет, пока заболевший наберется сил и сможет продолжить полет. -Перечитаем 3-4 абзац. -Я начну, а вы мне поможете. -Кого автор описывает в этом эпизоде? -Что с ним произошло? -Найдите слова которые помогают описать состояние молодого лебедя. -Молодой лебедь остался в одиночестве. -А как поступили в это время его товарищи? -Перечитайте предложение, показывает которое показывает отношение автора к поступку лебедей? -Назовите слова антонимы, которые противопоставляют действие героев. -И только море готово принять одинокого лебедя. -Какими словами оно описано? ФИЗМИНУТКА «МОРЕ волнуется раз, Море волнуется –два, Море волнуется –три. На месте фигура замри. | - Какие чувства у вас возникли ? (Грустные, печальные, тоскливые. Я волновался , мне было жаль лебедя. Я тревожился, переживал за судьбу лебедя. Описание Лебеди Стадо лебедей Природа Море Заря Читают О полёте птиц ЛЕТЕЛИ ДЕНЬ и НОЧЬ (прикрепляют) Чтобы показать дальность, трудность и сложность пути. ПОЛНЫЙ МЕСЯЦ.СИНЕЮЩАЯ ВОДА (прикрепляют) О том как летели лебеди. СТАРЫЕ, СИЛЬНЫЕ МОЛОЖЕ, СЛАБЕЕ (прикрепляют) МОЛОДОГО ЛЕБЕДЯ Ослабел.,Не мог лететь, устал. МОЛОДОЙ, РАСПУСТИВ КРЫЛЬЯ, ПОШЁЛ ВНИЗ, СПУСКАЛСЯ К ВОДЕ СПУСТИЛСЯ, СЛОЖИЛ КРЫЛЬЯ (прикрепляют) Они полетели дальше Он ближе и ближе….,а товарищи его дальше и дальше…. БЛИЖЕ и БЛИЖЕ, ДАЛЬШЕ и ДАЛЬШЕ ВСКОЛЫХНУЛОСЬ, ПОКАЧАЛО (прикрепляют) | Владеют логическими действиями. Анализируют содержание рассказа. |
-Прочитаем 2 следующих абзаца по цепочке. -Как ведёт себя лебедь оставшийся в одиночестве? -Обратимся к тексту. -Что помогло лебедю набраться сил для дальнейшего полёта? -Прочитайте, как вело себя море? -Оно убаюкивало его как мать укачивает своего ребёнка. И вот наступило утро. -КАК изменилось состояние лебедя? -Прочитайте .(1 уч.читает) -Какие слова подтверждают это? | Рассуждают о содержании произведения. ЗАГНУЛ ШЕЮ, ЗАКРЫЛ ГЛАЗА, НЕ ШЕВЕЛИЛСЯ (прикрепить) Море ПОДНИМАЯСЬ И ОПУСКАЯСЬ широкой полосой (прикрепить) ВЗДОХНУЛ. ПРИПОДНЯЛСЯ, ПОЛЕТЕЛ (прикрепить) | Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Высказывают свое мнение. | |
7.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ | -Итак, перед вами слова, которые помогают нарисовать картину природы, полёта птиц, поведение одинокого лебедя. СЛАЙД 5 Для этого автор использует лексический повтор, слова -антонимы, глаголы, описывающие поведение птиц. Будем надеяться, что молодой лебедь, набравшись сил, догонит своих товарищей и они вместе продолжат свой путь. -Чему учит нас это произведение? -Всегда найдётся кто- то, кто протянет руку помощи. | -Нельзя бросать товарищей в беде. -не унывать, -не падать духом. | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют навыками работы со справочной литературой. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
8.Рефлексия |
Вспомните какие цели мы ставили вначале урока и проанализируйте свою деятельность на уроке, закончив фразу СЛАЙД 6 Сегодня на уроке: Я УЗНАЛ…… Я научился….. Мне запомнилось Домашнее задание по выбору СЛАЙД 7 1. Придумать продолжение рассказа 2.Научиться выразительно читать текст и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду Спасибо за урок. Сегодня вы были молодцы, 5 получили…. 4….. На память о нашем уроке я дарю вам эти фигурки лебедей. Символ верности, духовности и любви. | Много интересного из жизни лебедей Находить в тексте слова, распределять их на группы, анализировать, делать выводы. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Составляют диалог животных при первой встречи |
VI. Итог урока. Рефлексия | -– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах, когда мы читали рассказ, о каких добрых чувствах мы говорили, которое вам ближе, понятнее. - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...) Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.) - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Теперь я умею… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения, проведённого во 2 классе на материале рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»
Учит анализировать поступки героев....
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка" Л.Н.Толстого.
Презентация к открытому уроку...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели". "Л.Н.Толстой "Акула"
Представлена подробная технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула". Карта урока разработана в соответствии с требов...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"
Представлена презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"(программа "Школа России"...
Разработка урока литературного чтения для 2 класса УМК "Школа России" на тему "Л.Н.Толстой "Филипок"
Раработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Л.Н.Толстой "Филипок"...
Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....
Рабочий лист к уроку литературного чтения по теме"Наблюдение за описанием в художественном тексте.С.А.Иванов "Каким бывает снег""
Рабочий лист у уроку литературного чтения по теме"Наблюдение за описанием в художественном тексте.С.А.Иванов "Каким бывает снег"" поможет учителю организовать работу на уроке....