Урок литературного чтения в 3 «Наблюдение за художественными особенностями рассказа- описания Л.Н.Толстого «Лебеди».
материал по чтению (3 класс)

Сердечная Елена Ивановна

Урок литературного чтения в 3  «Наблюдение за художественными особенностями рассказа- описания Л.Н.Толстого «Лебеди».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedi.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Н. ТОЛСТОЙ «Наблюдение за художественными особенностями рассказа описания Л.Н.Толстого «Лебеди».

Тип урока: открытия нового знания

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лебеди»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Образовательные ресурсы: , аудиозапись

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы 
деятельности

I. Мотивация

2.Актуализация знаний

3.Постановка учебной задачи

-Добрый день, ребята! Здравствуйте гости. Сегодня урок литературного чтения проведу я. Зовут меня Е.И.

Присаживайтесь.

_МЫ НАЧАТЬ УРОК ГОТОВЫ.

БУДЕМ ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ

И ДРУГ ДРУГУ ПОМОГАТЬ.

-Вначале нашего занятия я предлагаю вам послушать музыку Камиль Сен Сане «Лебедь».

СЛАЙД1.

-Какими предстали эти птицы?

-А что вы знаете об этих птицах?

Композитор Сен Сане показал своим музыкальным произведением их величие, красоту, грациозность.

Лебеди, пожалуй, одни из самых красивых и любимых народом  птиц. "Как лебедушка плывет" - говорят о девушке с красивой походкой. О лебедях слагают песни, им посвящают стихи. В народе эти красивые птицы являются символом духовной чистоты, любви и верности.  Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре 20 и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей.

-ВЫ догадались, кто будет героем литературного произведения с которым мы познакомимся?

СЛАЙД2

ТЕМА НАШЕГО УРОКА «Наблюдение за художественными особенностями рассказа описания Л.Н.Толстого «Лебеди».

-Исходя из темы определите для себя цели учебной деятельности.

-Я помогу вам познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Лебеди» и выявить художественные особенности рассказа описания.

Вы будете читать, анализировать, наблюдать над художественным словом, размышлять о поступках героев произведения и делать выводы.

ДЕВИЗ УРОКА:

-Буду внимательным!

-Буду активным!

-Буду старательным!

Красивые, горделивые, грациозные

Они верные, преданные.

Лебеди.

Читать, наблюдать

Анализировать,

Сравнивать

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

4.Открытия детьми нового знания

5.Первичное закрепление

Послушайте текст и скажите:

-Какое впечатление произвело на вас это произведение?

(ЧТЕНИЕ ТЕКСТА)

Поделитесь впечатлениями. Был момент когда вы волновались?

-Еще раз обратитесь к тексту и назовите слова или сочетание слов, вызывающие затруднение.

СЛАЙД 3

УМОРИЛИСЬ-устали, (Словарь)

ПОШЁЛ ВНИЗ-начал спускаться

ЛЕТЕЛИ СТАДОМ-вместе.

-Определите тип текста?

-Какие предметы и явления описываются в этом тексте?

(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

ПРИРОДА

СТАДО ЛЕБЕДЕЙ

ЛЕБЕДЬ

-Перечитайте 1 абзац цепочкой.

-О чём здесь говорится?

-Какие слова использовал автор для описания полета лебедей?

-С какой целью автор использует повтор слова летели?

-Назовите словосочетание которое описывает природу?

-Прочитаем вслух 2 абзац произведения. (ИНДИВИДУАЛЬНО 1 ученик)

-О чём вы узнали из этого абзаца?

-Какими словами описываются лебеди летящие впереди?

-А позади?

- А знаете ли вы о том что впереди стаи летит вожак. Он

ведет клин, за ним летят самые сильные птицы. В конце клина летят более слабые птицы и молодняк. Первые летящие птицы взмахами крыльев образуют восходящую струю воздуха, что помогает лететь более слабым членам стаи. Если кто-то ослаб и не может лететь, то вся стая ждет, пока заболевший наберется сил и сможет продолжить полет.

-Перечитаем 3-4 абзац.

-Я начну, а вы мне поможете.

-Кого автор описывает в этом эпизоде?

-Что с ним произошло?

-Найдите слова которые помогают описать состояние молодого лебедя.

-Молодой лебедь остался в одиночестве.

-А как поступили в это время его товарищи?

-Перечитайте предложение, показывает которое показывает отношение автора к поступку лебедей?

-Назовите слова антонимы, которые противопоставляют действие героев.

-И только море готово принять одинокого лебедя.

-Какими словами оно описано?

ФИЗМИНУТКА

«МОРЕ волнуется раз,

Море волнуется –два,

Море волнуется –три.

На месте фигура замри.

- Какие чувства у вас возникли ? (Грустные, печальные, тоскливые. Я волновался , мне было жаль лебедя. Я тревожился, переживал за судьбу лебедя.

Описание

Лебеди

Стадо лебедей

Природа

Море

Заря

Читают

О полёте птиц

ЛЕТЕЛИ

ДЕНЬ и НОЧЬ

(прикрепляют)

Чтобы показать дальность, трудность и сложность пути.

ПОЛНЫЙ МЕСЯЦ.СИНЕЮЩАЯ ВОДА (прикрепляют)

О том как летели лебеди.

СТАРЫЕ, СИЛЬНЫЕ

МОЛОЖЕ, СЛАБЕЕ

(прикрепляют)

МОЛОДОГО ЛЕБЕДЯ

Ослабел.,Не мог лететь, устал.

МОЛОДОЙ,

РАСПУСТИВ КРЫЛЬЯ,

ПОШЁЛ ВНИЗ,

СПУСКАЛСЯ К ВОДЕ

СПУСТИЛСЯ,

СЛОЖИЛ КРЫЛЬЯ

(прикрепляют)

Они полетели дальше

Он ближе и ближе….,а товарищи его дальше и дальше….

БЛИЖЕ и БЛИЖЕ, ДАЛЬШЕ и ДАЛЬШЕ

ВСКОЛЫХНУЛОСЬ,

ПОКАЧАЛО

(прикрепляют)

Владеют логическими действиями.

Анализируют содержание  рассказа.

-Прочитаем 2 следующих абзаца по цепочке.

-Как ведёт себя лебедь оставшийся в одиночестве?

-Обратимся к тексту.

-Что помогло лебедю набраться сил для дальнейшего полёта?

 -Прочитайте, как вело себя море?

-Оно убаюкивало его как мать укачивает своего ребёнка.

И вот наступило утро.

-КАК изменилось состояние лебедя?

-Прочитайте .(1 уч.читает)

-Какие слова подтверждают это?

Рассуждают о содержании произведения.

ЗАГНУЛ ШЕЮ,

ЗАКРЫЛ ГЛАЗА,

НЕ ШЕВЕЛИЛСЯ

(прикрепить)

Море

ПОДНИМАЯСЬ И ОПУСКАЯСЬ широкой полосой

(прикрепить)

ВЗДОХНУЛ.

ПРИПОДНЯЛСЯ,

ПОЛЕТЕЛ

(прикрепить)

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Высказывают свое мнение.

7.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

-Итак, перед вами слова, которые помогают нарисовать картину природы, полёта птиц, поведение одинокого лебедя.

СЛАЙД 5

Для этого автор использует лексический повтор, слова -антонимы, глаголы, описывающие поведение птиц.

Будем надеяться, что молодой лебедь, набравшись сил, догонит своих товарищей и они вместе продолжат свой путь.

-Чему учит нас это произведение?

-Всегда найдётся кто- то, кто протянет руку помощи.

-Нельзя бросать товарищей в беде.

-не унывать,

-не падать духом.

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

 

8.Рефлексия

 

Вспомните какие цели мы ставили вначале урока и проанализируйте свою деятельность на уроке, закончив фразу

СЛАЙД 6

Сегодня на уроке:

Я УЗНАЛ……

Я научился…..

Мне запомнилось

Домашнее задание по выбору

СЛАЙД 7

1. Придумать продолжение рассказа

2.Научиться выразительно читать текст и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

Спасибо за урок. Сегодня вы были молодцы,

5 получили….

4…..

На  память о нашем уроке я дарю вам эти фигурки лебедей. Символ верности, духовности и любви.

Много интересного из жизни лебедей

Находить в тексте слова, распределять их на группы, анализировать, делать выводы.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Составляют диалог животных при первой встречи

VI. Итог урока.

Рефлексия

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах, когда мы читали рассказ, о каких добрых чувствах мы говорили, которое вам ближе, понятнее.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

 (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

 Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

•  Я узнал…

•  Теперь я умею…

•  Мне понравилось…

   •  Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! 

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют навыками самоанализа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели". "Л.Н.Толстой "Акула"

Представлена  подробная  технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула". Карта урока разработана в соответствии с требов...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"

Представлена презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"(программа "Школа России"...

Разработка урока литературного чтения для 2 класса УМК "Школа России" на тему "Л.Н.Толстой "Филипок"

Раработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Л.Н.Толстой "Филипок"...

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....

Рабочий лист к уроку литературного чтения по теме"Наблюдение за описанием в художественном тексте.С.А.Иванов "Каким бывает снег""

Рабочий лист у уроку литературного чтения по теме"Наблюдение за описанием в художественном тексте.С.А.Иванов "Каким бывает снег"" поможет учителю организовать работу на уроке....