Конспект урока литературного чтения в 3 классе
по теме: «Великие русские писатели»
«Л.Н. Толстой «Акула»»
Урок подготовил: учитель начальных классов
ГБС (К) ОУ №131
г. Санкт - Петербурга
Вострикова И.В.
2015
Тема урока: «Л.Н. Толстой «Акула»
Цели урока: Формировать представление о рассказе как литературном жанре.
Научить использовать приобретённые знания на практике.
Основное содержание темы:
Актуализация известных литературных жанров.
Актуализировать умение определять литературный жанр произведения по его названию и обосновывать своё мнение.
Закрепление понятия «рассказ».
Закрепить алгоритм работы с содержанием рассказа.
Рассказ Л.Н. Толстого «Акула».
Термины и понятия:
Жанр, сказка, басня, былина, рассказ, статья.
Задачи урока: Продолжить ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. Толстого.
Обучать выразительному чтению и выражению собственного отношения к событиям, героям, их поступкам.
Учить работать с «информационным полем»;
Учить планировать свою деятельность;
Развивать монологическую речь учащихся, память, внимание;
Воспитывать любовь к труду, школе, людям.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия
Предметные: Указывать критерии для определения жанров произведений. Представлять произведения. Рассказывать правила поведения в путешествиях, на уроке.
Познавательные: Раскрывать значение выражений «жанры произведений», «названия произведений»; определять произведение и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания на практике.
Регулятивные: Формировать социальную роль ученика. Формировать положительное отношение к учению.
Учить ставить учебную задачу, соотносить полученный результат с поставленной задачей.
Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Развивать умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты: Проявлять интерес к изучению темы. Проявление желания читать рассказы.
Проявлять позитивное отношение к процессу создания советов по правилам поведения. Осознавать собственную успешность
при изучении учебной темы.
Методы: словесный, игровой, наглядный, метод взаимодействия и самоконтроля.
Формы организации: коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающее обучение, ТРИИК, мнемотехника.
Оборудование: Интерактивная доска. Презентация к уроку. Учебник «Литературное чтение» ч. 1. Таблицы, карточки с учебными и диагностическими заданиями.
Карта урока
Этапы урока | Время | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД (метапредметные результаты) |
1.Организационный момент. Настройка. |
1мин.
|
- Здравствуйте! Мы рады гостям. Вас приветствуют ученики и учитель 3«А» класса. Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас. Надо очень постараться, Чтоб не спорить и не драться. И тогда весь год Хорошо пройдёт. |
Мотивация на урок.
|
Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.
|
РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. |
2. Сообщение темы и задач урока. Согласование темы с детьми.
|
1мин. |
Слайд 1. - Сейчас у нас урок литературного чтения. Мы изучаем творчество русских писателей. Слайд 2. - Назовите писателей, чьи портреты вы видите на доске. - Какой заголовок мы подберём для слайда? - Сегодня мы продолжим изучение творчества Л. Н. Толстого и познакомимся с рассказом «Акула». - Все свои достижения оцениваем в таблице в 1 балл. - Согласны?
|
Проявлять интерес к изучению темы. |
Предлагает ситуацию, задания. Учит ставить учебную задачу
|
Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.
|
3 Актуализация знаний. а) Работа с коллажем «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого». Просмотр слайдов.
б) Проверка домашнего задания. Краткий пересказ текста «Детство Л. Н. Толстого» |
6мин.
3мин. |
Слайд 3. - Л. Н Толстой – великий русский писатель. Родился в 1828 году, умер в 1910 году, прожил 82 года. Л.Н. Толстой был человеком знатным и богатым.
Слайд 4. - Л. Н Толстой был универсальным писателем, он умел писать для детей и для взрослых.
Самое известное произведение для взрослых – роман «Война и мир». За свою творческую жизнь писатель создал 90 томов. Слайд 5. - Л. Н Толстой очень рано остался сиротой. Отец и мать писателя умерли.
Слайд 6.
- Когда Толстому было 16 лет, он уехал в Казань и поступил в университет. Он изучал математику, медицину, историю, русский язык, иностранные языки, сельское хозяйство и другие предметы. Но университет Л.Н. Толстой не закончил.
Слайд 7. - В 1851 году Толстой уезжает на Кавказ. Участвует в Крымской войне, в Севастопольском сражении. Сражается героически, командует батареей.
Слайд 8.
- После войны Толстой уезжает в Ясную Поляну. Строит школу для крестьянских детей, сам преподаёт им историю, пишет и издаёт книги «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения».
Слайд 9
- 7 ноября 1910 года Л. Н. Толстой уходит на железнодорожный вокзал и умирает в 6 часов 5 минут на станции Астапово.
Слайд 10 Ученики кратко пересказывают текст. |
Выполнение заданий. Рассказывание. Самооценка. Развитие интереса к изучению темы.
Рассказывание. Самооценка.
Рассказывание. Самооценка.
Рассказывание. Самооценка.
Рассказывание. Самооценка.
Рассказывание. Самооценка.
Рассказывание. Самооценка.
Пересказ текста. |
Предлагает ситуацию, задания.
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
|
РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
в) Актуализация известных литературных жанров. Работа с таблицей.
|
6мин. |
- Послушайте отрывки из произведений Л. Н. Толстого. Узнайте произведения. Назовите. 1. « Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была отворена…» 2. «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: - Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: - Я. Отец сказал: - Спасибо, что правду сказал.» 3. «Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле, Никого - то Святогор не нахаживал, С кем бы силой богатырскою помериться; А сам чует в себе силу он великую» 4. «Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.» 5. «Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.»
- Назовите известные вам литературные жанры. Заполните таблицу, соотнесите жанр произведения с названием и укажите стрелочкой.
Название произведения
|
Жанр произведения
| «Три медведя» | Рассказ | «Правда всего дороже» | Сказка | «Отчего бывает ветер» | Былина | «Котёнок» | Басня | «Святогор – богатырь» | Научно-познавательная статья |
|
Развитие интереса к изучению темы. Зачитывание отрывков из произведений писателя. Осознание собственной успешности при изучении учебной темы.
Развитие интереса к изучению темы. Осознание собственной успешности при изучении учебной темы.
Заполнение таблиц. Развитие интереса к изучению темы. Осознание собственной успешности при изучении учебной темы.
|
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
Контроль выполнения. |
РУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
РУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
РУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
РУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Работать с содержанием текста. Выделять особенности произведений и оформлять их в таблице. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания. |
4. Физкультминутка. Называние произведений Л. Н. Толстого.
|
3мин.
|
Мы пойдём в библиотеку Почитаем про зверей. Про собачку, про зайчишку И про льва – царя зверей. Про слона, про обезьяну И, конечно, про мышей… Угадаем все названья, Кто начнёт? Давай скорей… (Учащиеся называют известные произведения Л.Н. Толстого о животных).
|
Дети отдыхают, настраиваются на предстоящую работу, называют произведения Л. Н. Толстого. Осознание собственной успешности при изучении учебной темы. |
Принимает ответы. Контроль выполнения.
|
РУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. |
5. Новый материал. Ознакомление с рассказом «Акула».
|
7мин.
|
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л. Н. Толстого. Аня и Ваня – брат и сестра. Они учатся в одном классе, часто спорят, но не ссорятся. Сегодня они читали произведение Л. Н. Толстого «Акула». Аня считает, что это рассказ о животном, а Ваня , что это рассказ о детях. Кто из них прав? Поможем ребятам разрешить их спор? (Учитель читает рассказ до слов : « … Акула плыла прямо на мальчиков») - Как вы думаете, что будет дальше? Чтение отрывков учащимися. - Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение? - Какие слова в тексте были непонятны? - Объясните значение слов «якорь», «фитиль», «ропот».
|
Развитие интереса к изучению темы.
Чтение отрывков из рассказа. Осознание собственной успешности при изучении учебной темы. Ответы на вопросы. |
Чтение отрывка из рассказа. Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
|
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Развитие умения слушать и вступать в диалог. Развивать умение учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.
Развитие умения слушать и вступать в диалог. |
6. Работа с текстом. Выборочное чтение. Ответы на вопросы.
7.Диагностика качества освоения темы. Исследование текста рассказа. Оформление результата в контрольном листе.
8.Домашнее задание
|
7мин.
3мин.
1мин. |
Чтение текста учащимися. Ответы на вопросы. - Как мальчики оказались в открытом море? - Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? - Что значит «Не выдавай! Понатужься!» - Когда отца охватил страх? Как автор описывает его состояние? - Почему, когда все старались спасти мальчиков старый артиллерист стоял и не предпринимал ничего? - Когда он стал действовать? - Почему все замерли от страха? - Как вёл себя артиллерист после выстрела? - Что можно сказать об этом человеке? Какой он? - Что хотел сказать автор нам этим произведением? Кто же из ребят был прав? Докажите. Обратите внимание на иллюстрации к рассказу - цветной рисунок
- Какой момент изображён? - Гравюра
- Какой момент изображён? - Что такое гравюра? ( Гравюра – изображение картины или рисунка, полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром.) Чтобы проанализировать произведение нужно: - Назвать жанр и произведение.
- Назвать автора.
- Определить героев.
- Определить тему.
- Определить чему учит произведение.
- Назвать умение над которым надо работать героям, чтобы не попадать в подобные ситуации.
- Определить, чему учит рассказ.
Контрольный лист 1. Я прочитал(а) (басню, рассказ, сказку) «___________ ». 2. Автор произведения (А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л.Н. Толстой). 3. Главные герои: (три девочки, два мальчика, учитель, артиллерист). 4. Тема произведения: (о животных, о детях). 5. Данное произведение учит (соблюдать правила безопасности, думать о последствиях своих поступков). 6. Мальчикам, чтобы не попадать в такие ситуации, надо работать над умением (подчиняться правилам, не нарушать правила, слушаться родителей). 7. Автор хотел показать (переживания отца, опасности, подстерегающие детей).
Краткий пересказ текста по плану, предъявленному в учебнике с. 156 |
Работа с «информационным полем». Ответы на вопросы.
Осознание собственной успешности при изучении учебной темы.
Работа с «информационным полем». Ответы на вопросы.
Запись задания в дневник. |
Контроль выполнения.
Контроль выполнения.
Контроль записи.
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
РУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Работать с содержанием текста. Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
|
9. Итог урока. Рефлексия.
| 1мин.
|
- Подведите итоги в итоговой таблице. Коллаж
| Таблица | Д/з | Физ. мин. | Чтение | Выбор. чт. | Алгоритм | Бонус | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Посчитайте количество баллов. Подводим итог: 6-8 баллов соответствуют «5» 4-5 баллов соответствуют «4» 3 балла соответствуют «3 - Какое настроение у вас сейчас?
– За что ты можешь себя похвалить? |
Подводят итог. Осознание собственной успешности при изучении учебной темы.
| Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.
Контроль выполнения.
| РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Контроль в форме сличения результата. КУУД: Контролировать действия. |
10. Организационный момент.
| 1мин. | - Наведите порядок на рабочем месте. Выходим из класса. До свидания.
|
| Контроль выполнения.
| РУУД Формирование социальной роли ученика. КУУД: Контролировать действия. |
Контрольный лист
1.Таблица
Название произведения
|
Жанр произведения
|
«Три медведя» | Рассказ |
«Правда всего дороже» | Сказка |
«Отчего бывает ветер» | Былина |
«Котёнок» | Басня |
«Святогор – богатырь» | Научно-познавательная статья |
2. Алгоритм
1. Я прочитал(а) (басню, рассказ, сказку) «_____________ ».
2. Автор произведения (А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л.Н. Толстой).
3. Главные герои: (три девочки, два мальчика, учитель, артиллерист).
4.Форма изложения произведения (стихотворная, прозаическая).
5. Данное произведение учит (соблюдать правила безопасности, думать о последствиях своих поступков).
6. Мальчикам, чтобы не попадать в такие ситуации, надо работать над
умением (подчиняться правилам, не нарушать правила, слушаться родителей).
7. Автор хотел показать (переживания отца, опасности, подстерегающие детей).
3. Итоговая таблица
1 Коллаж | 2 Таблица | 3 Проверка Д/з | 4 Физ. мин. | 5 Чтение | 6 Выборочн. чтение | 7 Алгоритм | 8 Бонус | 9 Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|