Разработка урока литературного чтения для 2 класса УМК "Школа России" на тему "Л.Н.Толстой "Филипок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Аввакумова Тамара Ивановна

Раработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Л.Н.Толстой "Филипок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lit._chteniiya_2_kl._l.tolstoy._filipok.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 18»

г.о. Саранск

        

Провела: учитель начальных классов

                                                                                Аввакумова Т.И.,

                                                                                педагогический стаж – 36 лет,

                                                                                высшая квалификационная категория

Урок литературного чтения. 2 класс. Школа России.

Тема урока:  Л.Н. Толстой «Филиппок»

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с рассказом «Филиппок»

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл.
  • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2015, компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютер.

Ход урока

  1. Организация начала урока    Слайд 1

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Тихо мальчики за парту сели,

Тихо девочки за парту сели.

На меня все посмотрели,

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. А  наши уважаемые гости от души порадовались за вас. Успеха и удачи!

  1. Разминка

1. Дыхательная гимнастика

- Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко. Нужно размять язычок. Для этого выполним упражнение «Задуйте свечу».

* Задуйте одну большую свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Задуйте каждую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек.

2. Задание  «Собери пословицу». Слайд 2

- Составьте пословицы и объясните их значение.

Грамоте учиться,                       а знайка далеко бежит.

Незнайка лежит,                        что топор неточённый.            

Человек неучёный -                     всегда пригодится.            

      Три ученика составляют, читают и  объясняют значение пословиц. Каждый ряд читает одну пословицу. Слайд 3

- Прочитайте медленно (хором).

- Чтение целыми словами (индивидуально).

- Что общего в этих пословицах?

  1. Проверка домашнего задания. Постановка целей урока

1. Прогнозирование темы урока

— Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли, так как и вы приходить в школу и получать знания? Почему они не могли учиться?

- Школ в старину было мало даже в городах, а в деревнях почти все были безграмотными. Да и школа была не такая. В одной комнате училось сразу несколько классов, а учитель был один на всех. Он имел право строго наказывать учеников за невыученный урок или шалость.

- Как вы думаете,  о чем же пойдет речь сегодня на уроке? (О том, как учились дети раньше.)

2. Настрой на урок. Слайд 4

- Предлагаю  перенестись на 100 лет назад, в школу конца 19 начала 20 века.  Тихонько заглянем на урок.  А поможет нам картина  художника Н.П.Богданова-Бельского «На пороге школы».

- Кого мы видим на переднем плане?  

- Что  вы можете сказать о нем?

- Почему мальчик не решается войти в класс?

- Что делают дети в классе?

3. Вводная беседа о творчестве Л.Толстого

- На прошлом уроке мы говорили о творчестве Л.Н.Толстого. Что вы узнали о великом русском писателе?

 - Составим название прочитанного рассказа из букв древнерусского алфавита, который был в то время. Слайд 5

ФЕРТ

ИЖЭ

ЛЮДИ

ИЖЭ

ПОКОЙ

ОН

КАКО

Ф

и

л

и

п

о

к

- Верно, рассказ, а точнее быль, называется «Филипок».

- Итак, тема урока: Л.Толстой «Филипок». Быль.   Слайд 6

- Знаете ли вы, как имя Л.Толстого связано с учением, со школой? Слайд 7

- В своем имении Ясная Поляна Лев Николаевич открыл  школу для крестьянских детей и сам со своими дочерьми бесплатно учил их. Дети с удовольствием ходили в эту школу. Её посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил в лес.

Книг для детей, простых и понятных, было в то время очень мало. И хотя у писателя было всегда  много работы,  Л.Н.Толстой нашёл время для детских учебных книг и написал «Азбуку». Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

4. Тест

- Дома вы перечитали рассказ «Филипок». Сегодня мы продолжим работу над этим произведением, но для начала проверим, насколько внимательно вы читали его и напишем небольшой тест.  А в это время  ... у доски даст объяснение непонятных слов.

Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

 3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

Класс выполняет тест, 1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями.

Слобода

Пострелёнок

Сенцы

Украдкой

Бедовый

Подённая работа

Коридор

Улица

Скрытно

Шустрый

Озорник

Работа по дням

Самопроверка тестов, затем – словарной работы. Ученик читает слово и его объяснение. Слайды 8-10

- Встаньте, кто правильно ответил на все вопросы.

- Рассказ был написан более 100 лет назад и в нем есть слова устаревшие, которые мы в своей речи не используем.  Проверим, как вы запомнили значение этих слов.

5. Постановка целей урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- Сформулируем задачи на сегодняшний урок. Слайд 11

Сегодня на уроке будем ...

учиться правильно и выразительно … рассказ «Филипок» и ... его;

работать с деформированным ...;

составлять ... портрет главного героя.

  1. Работа с новым материалом.

1. Чтение по частям и анализ рассказа.

– Для выполнения поставленных задач давайте перечитаем это произведение.

а) Чтение первой части (1 абзаца) “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться). Слайд 12

- Почему мама не пустила мальчика в школу?  Какое у него было настроение? Почему Филипок решил пойти?

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части учащимся. Анализ его чтения одноклассниками. Слайд 13

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

- Какая опасность встретилась на пути мальчика?

- Как звали собак?

- Как вы догадались, что Филиппок испугался?

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли, потому что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе.)

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые показывают, что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части по небольшим отрывкам. Постановка вопросов к каждому отрывку. Слайд 14

- Поставьте сами вопросы к каждому  отрывку.

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги) Выберите эти слова.

На экране слова:  нашёл страх

                              боится

                              испугался

 -Какие это слова? (близкие по значению)  Как называются такие слова? (синонимы)

Физкультминутка для глаз   Слайд 15

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно.

Ах, как солнце высоко,

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Влево, вправо повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

г) Инсценировка последней части.

- Ребята приготовили для вас сюрприз, инсценировку последней части.

Инсценировка последней части. Слайд 16

– Как Филипок вёл себя, зайдя в класс?  (Снял шапку, испугался так, что не мог говорить). Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание мальчика.

Так напугался, что говорить не мог.

В горле от страха пересохло.

- Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

–Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”) Какое слово повторяет Филипок несколько раз?

– Почему Филиппок стал вдруг хвалиться? (Чтобы убедить учителя, что сможет учиться).

- Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

2.  Работа в парах по группам (рядам). 1 группа - работа с деформированным планом. Слайд 17

- Перед вами деформированный план текста. Вы должны восстановить события как они происходили по порядку, и напротив каждого пункта проставить цифру, начиная с 1.

__ Опасная часть дороги

__ Скучно одному

__ Знакомая дорога

__ Раздумья на пороге школы

__ Встреча с учителем

__ Филипок становится учеником

__ Мальчик отправляется в школу

3. Словесный портрет героя.

- 2 группа  составит словесный портрет Филипка, вспомнив то, о чем  говорили на уроке.  Перед вами текст – помощник, дополните его нужными словами.

Филиппок это … … мальчик. (маленький, деревенский)

Жил он в … семье. (крестьянской)

У него были мама, …, …, старший  … . (папа, бабушка, брат)

Брат Костюшка ходил в школу.

Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (Смелым и настойчивым)

Он упорно добивался своей цели.

Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)

4. Подбор слов для характеристики героя.

- 3 группа,  выберите слова, которые характеризуют мальчика, подчеркните и обоснуйте свой выбор.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

5. Проверка выполненных заданий. Слайд 17-18, 19-20, 21.

6. Обобщающая беседа. Слайд 22

- Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик? Какая у него цель? (Хорошая, благородная.)

- А что вы думаете о главном герое?

- Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.)

- Как относится автор к своему герою? (по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

- У Льва Толстого был звукозаписывающий аппарат - фонограф. Однажды к нему в гости пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись "Обращение к  учащимся  школы".

- Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого. Слайд 23

- Можно ли сказать, что спустя 100 лет, Л.Толстой  своими произведениями учит нас добру?

- Чему научил вас  этот рассказ?    (добиваться своей цели, не бояться)

  1. Итоги урока. Рефлексия

- Чему учились на уроке?    (характеризовали  Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, инсценировали эпизод)

-  Добились ли мы поставленных целей?

- Что понравилось на уроке?

— Что интересного и поучительного для себя вы узнали?

- Как бы вы оценили свою работу?    Слайд 24

- На какую ступень лестницы успеха вы сегодня поднялись?

Дом задание (выбор):

- Какое домашнее задание  вы хотели бы выбрать?  Слайд 25

Читать рассказ по ролям,

пересказывать рассказ по плану,

индивидуальное задание: пересказ от имени гл. героя («Меня зовут Филипп. Один раз я решил пойти в школу»).

Приложение

Деформированный план

__ Опасная часть дороги

__ Скучно одному

__ Знакомая дорога

__ Раздумья на пороге школы

__ Встреча с учителем

__ Филипок становится учеником

__ Мальчик отправляется в школу

Словесный портрет

1. Филиппок это … … мальчик.     (маленький, деревенский)

Жил он в … семье.      (крестьянской)

2. У него были мама, …, …, старший  … .     (папа, бабушка, брат)

Брат Костюшка ходил в школу.

3. Филиппок был … и тоже хотел … .     (любознательный, учиться)

4. Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.   (Смелым и настойчивым)

5. Он упорно добивался своей цели.

Учитель … Филиппку … в школе.     (разрешил, учиться)

Характеристика главного героя

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

Разработка урока литературного чтения 1 класс

Поисково-творческий тип учебной деятельностиУрок литературного чтения"Почему Незнайка не стал поэтом ?" (фрагмент из повести Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей")1 класс ОС "Школа 2100"...

разработка урока - литературное чтение 4 класс

кола России Предмет: Литературное чтениеУрок: № 55Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»Тип урока: изучение нового  материала.  Орг. момент.Мотивация учебной деятельности.Прозвенел звонок.Начал...

разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"

Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...