Разработка урока литературного чтения для 2 класса УМК "Школа России" на тему "Л.Н.Толстой "Филипок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Раработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Л.Н.Толстой "Филипок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lit._chteniiya_2_kl._l.tolstoy._filipok.docx | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 18»
г.о. Саранск
Провела: учитель начальных классов
Аввакумова Т.И.,
педагогический стаж – 36 лет,
высшая квалификационная категория
Урок литературного чтения. 2 класс. Школа России.
Тема урока: Л.Н. Толстой «Филиппок»
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с рассказом «Филиппок»
Метапредметные
- познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл.
- коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
- регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2015, компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютер.
Ход урока
- Организация начала урока Слайд 1
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Тихо мальчики за парту сели,
Тихо девочки за парту сели.
На меня все посмотрели,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. А наши уважаемые гости от души порадовались за вас. Успеха и удачи!
- Разминка
1. Дыхательная гимнастика
- Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко. Нужно размять язычок. Для этого выполним упражнение «Задуйте свечу».
* Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Задуйте каждую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями.
*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек.
2. Задание «Собери пословицу». Слайд 2
- Составьте пословицы и объясните их значение.
Грамоте учиться, а знайка далеко бежит.
Незнайка лежит, что топор неточённый.
Человек неучёный - всегда пригодится.
Три ученика составляют, читают и объясняют значение пословиц. Каждый ряд читает одну пословицу. Слайд 3
- Прочитайте медленно (хором).
- Чтение целыми словами (индивидуально).
- Что общего в этих пословицах?
- Проверка домашнего задания. Постановка целей урока
1. Прогнозирование темы урока
— Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли, так как и вы приходить в школу и получать знания? Почему они не могли учиться?
- Школ в старину было мало даже в городах, а в деревнях почти все были безграмотными. Да и школа была не такая. В одной комнате училось сразу несколько классов, а учитель был один на всех. Он имел право строго наказывать учеников за невыученный урок или шалость.
- Как вы думаете, о чем же пойдет речь сегодня на уроке? (О том, как учились дети раньше.)
2. Настрой на урок. Слайд 4
- Предлагаю перенестись на 100 лет назад, в школу конца 19 начала 20 века. Тихонько заглянем на урок. А поможет нам картина художника Н.П.Богданова-Бельского «На пороге школы».
- Кого мы видим на переднем плане?
- Что вы можете сказать о нем?
- Почему мальчик не решается войти в класс?
- Что делают дети в классе?
3. Вводная беседа о творчестве Л.Толстого
- На прошлом уроке мы говорили о творчестве Л.Н.Толстого. Что вы узнали о великом русском писателе?
- Составим название прочитанного рассказа из букв древнерусского алфавита, который был в то время. Слайд 5
ФЕРТ | ИЖЭ | ЛЮДИ | ИЖЭ | ПОКОЙ | ОН | КАКО |
Ф | и | л | и | п | о | к |
- Верно, рассказ, а точнее быль, называется «Филипок».
- Итак, тема урока: Л.Толстой «Филипок». Быль. Слайд 6
- Знаете ли вы, как имя Л.Толстого связано с учением, со школой? Слайд 7
- В своем имении Ясная Поляна Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей и сам со своими дочерьми бесплатно учил их. Дети с удовольствием ходили в эту школу. Её посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил в лес.
Книг для детей, простых и понятных, было в то время очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы, Л.Н.Толстой нашёл время для детских учебных книг и написал «Азбуку». Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
4. Тест
- Дома вы перечитали рассказ «Филипок». Сегодня мы продолжим работу над этим произведением, но для начала проверим, насколько внимательно вы читали его и напишем небольшой тест. А в это время ... у доски даст объяснение непонятных слов.
Тест
1. Куда ушёл отец у Филиппка?
А) в лес;
Б) на подённую работу;
В) в поле.
2. С кем остался дома Филиппок?
А) с мамой;
Б) с бабушкой;
В) с братом.
3. Чью шапку надел мальчик?
А) брата;
Б) свою;
В) отцовскую.
4. Имя брата Филиппка.
А) Костюшка;
Б) Васютка;
В) Кирюшка.
5. Клички собак, напугавших мальчика.
А) Жучка;
Б) Волчок;
В) Юла.
Класс выполняет тест, 1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями.
Слобода Пострелёнок Сенцы Украдкой Бедовый Подённая работа | Коридор Улица Скрытно Шустрый Озорник Работа по дням |
Самопроверка тестов, затем – словарной работы. Ученик читает слово и его объяснение. Слайды 8-10
- Встаньте, кто правильно ответил на все вопросы.
- Рассказ был написан более 100 лет назад и в нем есть слова устаревшие, которые мы в своей речи не используем. Проверим, как вы запомнили значение этих слов.
5. Постановка целей урока.
- Сформулируем задачи на сегодняшний урок. Слайд 11
Сегодня на уроке будем ...
учиться правильно и выразительно … рассказ «Филипок» и ... его;
работать с деформированным ...;
составлять ... портрет главного героя.
- Работа с новым материалом.
1. Чтение по частям и анализ рассказа.
– Для выполнения поставленных задач давайте перечитаем это произведение.
а) Чтение первой части (1 абзаца) “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться). Слайд 12
- Почему мама не пустила мальчика в школу? Какое у него было настроение? Почему Филипок решил пойти?
– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).
– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).
б) Чтение второй части учащимся. Анализ его чтения одноклассниками. Слайд 13
– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)
- Какая опасность встретилась на пути мальчика?
- Как звали собак?
- Как вы догадались, что Филиппок испугался?
– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли, потому что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе.)
– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?
– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?
– Найдите в тексте выражения, которые показывают, что происходило с Филипком.
в) Чтение третьей части по небольшим отрывкам. Постановка вопросов к каждому отрывку. Слайд 14
- Поставьте сами вопросы к каждому отрывку.
– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги) Выберите эти слова.
На экране слова: нашёл страх
боится
испугался
-Какие это слова? (близкие по значению) Как называются такие слова? (синонимы)
Физкультминутка для глаз Слайд 15
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно.
Ах, как солнце высоко,
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Влево, вправо повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
г) Инсценировка последней части.
- Ребята приготовили для вас сюрприз, инсценировку последней части.
Инсценировка последней части. Слайд 16
– Как Филипок вёл себя, зайдя в класс? (Снял шапку, испугался так, что не мог говорить). Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание мальчика.
Так напугался, что говорить не мог.
В горле от страха пересохло.
- Как ребята объяснили появление мальчика в школе?
–Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”) Какое слово повторяет Филипок несколько раз?
– Почему Филиппок стал вдруг хвалиться? (Чтобы убедить учителя, что сможет учиться).
- Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.
2. Работа в парах по группам (рядам). 1 группа - работа с деформированным планом. Слайд 17
- Перед вами деформированный план текста. Вы должны восстановить события как они происходили по порядку, и напротив каждого пункта проставить цифру, начиная с 1.
__ Опасная часть дороги
__ Скучно одному
__ Знакомая дорога
__ Раздумья на пороге школы
__ Встреча с учителем
__ Филипок становится учеником
__ Мальчик отправляется в школу
3. Словесный портрет героя.
- 2 группа составит словесный портрет Филипка, вспомнив то, о чем говорили на уроке. Перед вами текст – помощник, дополните его нужными словами.
Филиппок это … … мальчик. (маленький, деревенский)
Жил он в … семье. (крестьянской)
У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат)
Брат Костюшка ходил в школу.
Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)
Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (Смелым и настойчивым)
Он упорно добивался своей цели.
Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)
4. Подбор слов для характеристики героя.
- 3 группа, выберите слова, которые характеризуют мальчика, подчеркните и обоснуйте свой выбор.
Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.
Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.
5. Проверка выполненных заданий. Слайд 17-18, 19-20, 21.
6. Обобщающая беседа. Слайд 22
- Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик? Какая у него цель? (Хорошая, благородная.)
- А что вы думаете о главном герое?
- Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.)
- Как относится автор к своему герою? (по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
- У Льва Толстого был звукозаписывающий аппарат - фонограф. Однажды к нему в гости пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись "Обращение к учащимся школы".
- Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого. Слайд 23
- Можно ли сказать, что спустя 100 лет, Л.Толстой своими произведениями учит нас добру?
- Чему научил вас этот рассказ? (добиваться своей цели, не бояться)
- Итоги урока. Рефлексия
- Чему учились на уроке? (характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, инсценировали эпизод)
- Добились ли мы поставленных целей?
- Что понравилось на уроке?
— Что интересного и поучительного для себя вы узнали?
- Как бы вы оценили свою работу? Слайд 24
- На какую ступень лестницы успеха вы сегодня поднялись?
Дом задание (выбор):
- Какое домашнее задание вы хотели бы выбрать? Слайд 25
Читать рассказ по ролям,
пересказывать рассказ по плану,
индивидуальное задание: пересказ от имени гл. героя («Меня зовут Филипп. Один раз я решил пойти в школу»).
Приложение
Деформированный план
__ Опасная часть дороги
__ Скучно одному
__ Знакомая дорога
__ Раздумья на пороге школы
__ Встреча с учителем
__ Филипок становится учеником
__ Мальчик отправляется в школу
Словесный портрет
1. Филиппок это … … мальчик. (маленький, деревенский)
Жил он в … семье. (крестьянской)
2. У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат)
Брат Костюшка ходил в школу.
3. Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)
4. Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (Смелым и настойчивым)
5. Он упорно добивался своей цели.
Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)
Характеристика главного героя
Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)
Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....
Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"
Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...
Разработка урока литературного чтения 1 класс
Поисково-творческий тип учебной деятельностиУрок литературного чтения"Почему Незнайка не стал поэтом ?" (фрагмент из повести Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей")1 класс ОС "Школа 2100"...
разработка урока - литературное чтение 4 класс
кола России Предмет: Литературное чтениеУрок: № 55Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»Тип урока: изучение нового материала. Орг. момент.Мотивация учебной деятельности.Прозвенел звонок.Начал...
разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"
Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....
План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"
План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...