Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chtenia_dlya_4_klassa.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
УМК «Школа России»
Тема: «Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
Класс: 4
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний.
Вид урока: комбинированный (повторение и обобщение).
Цели урока:
- Скорректировать знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики";
- Создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.
Педагогические задачи урока:
- обобщить знания по разделу «Чудесный мир классики»;
- формировать умение определять жанровую принадлежность,
- пополнить словарный запас.
- развивать навык осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление.
- уточнить смысл понятий «классика», «проза»;
- развивать творческие способности учащихся.
- воспитывать чувства гордости и восхищения отечественной литературой.
- создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде;
Требования к уровню усвоения материала на конец урока:
- знать изученные литературные произведения и их авторов;
знать основное содержание изученных произведений; - уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка;
- уметь читать выразительно художественный текст;
уметь определять тему и главную мысль произведения.
Общая характеристика урока
- Форма организации – самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов.
- Тип урока – контрольный и обобщающий.
- Стратегия – диагностическая и коллективно-соревновательная.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.
Обеспечение урока:
- учебник;
- демонстрационный ПК (мультимедиа проектор);
- презентация.
Литература:
- Литературное чтение, 4 класс. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, С.В. Кутявина Изд-во «Вако» 2019г.
- «Литературное чтение», учебник для 4 класса, 1 часть авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, изд-во «Просвещение» 2019 г.
Ход урока
I. Вступительное слово
– Ребята, у нас сегодня необычный урок.
Начнем наш урок с речевой разминки. Сегодня на уроке вам придется много обсуждать, и поэтому мы вместе подготовимся к активной речевой деятельности.
В четверг четвёртого числа, четыре четверти часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами четыре чертежа, чрезвычайно чисто.
- Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Чудесный мир классики». Давайте вспомним, что такое классика в литературе? ( Классика – образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы и искусства, имеющее непреходящую ценность для национальной и мировой культуры).
- Сегодня мы с вами играем в КВН, который посвящен разделу «Чудесный мир классики». Сегодня на нашей игре мы подведём итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Играть будем по командам.
1. Конкурс «Речевая разминка». Слайд ( продолжить фразу строкой и досказать следующее четверостишье. Определить название произведения и автора)
1. «… В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
………… (И пшеницу шевелить)…»
Мужики такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать и галать –
Как бы вора соглядать.
2. «…Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
……………(Давно, давно ты ждёшь меня)…»
Ты под оком своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
3. «…Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла
…………………….(Поднялась и расцвела)…»
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
4. «Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
……….. (Слезы брызгами летят)…..
Но по степи, разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.
2. Конкурс “Биография”.
Задание 1.Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
1.Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. ( Петр Павлович Ершов)
2.Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. ( Александр Сергеевич Пушкин)
3.Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку»для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. ( Лев Николаевич Толстой)
4.Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. ( Антон Павлович Чехов)
Физкультминутка
1. Показать части тела (глава - голова, чело - лоб, темя - затылок, очи - глаза, уста - губы, ланиты - щеки, выя - шея, длань - ладонь, персты - пальцы, десница - рука).
2. Зрительная гимнастика (глазами круговые движения, помассировать, зажмурить, расслабить)
3. Конкурс «Узнай произведение по слову».
1. ЗЕРКАЛЬЦЕ «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин
2. КАМЕНЬ
« Как мужик убрал камень» Л. Н. Толстой
3. ДАРЬЯЛ «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов
4. АМЕРИКА «Мальчики» А. П. Чехов
5.КАРАУЛЬЩИК «Конек-горбунок» П. П. Ершов
6. ПОДРУГА «Няне» А.С.Пушкин
7. ТИФЛИЗ «Ашик-Кериб» М.Ю.Лермонтов
8. НИКОЛЕНЬКА «Детство» Л.Н.Толстой
4. Конкурс «Разгадай кроссворд».
- Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный в учебнике на странице 137 – 138, (ЗАДАНИЕ 3) ответить на последний вопрос к нему, объяснить, как вы понимаете слово – отгадку из кроссворда.
( Прозаическая. Проза – нестихотворная литература в отличие от поэзии.)
Назовите автора и произведения, которые относятся к прозаической литературе из изученных в разделе «Чудесный мир классики» ( М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик камень убрал»;А.П.Чехов «Мальчики».
5. Конкурс «Узнай по предмету произведение, назови автора» ( Дети вытаскивают из ящика предмет и определяют)
«Конек –горбунок» - перо, сума, конь, рубль.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - зеркальце, яблочко, собака, месяц.
«Мальчики» - ножницы, карта, чечевица.
«Как мужик камень убрал» - камень, рубль.
Подведение итогов
Давайте подведём итоги, какая же команда наиболее эрудированная, умная, успешная, слушаем жюри.
Итог – победила дружба, недаром наш урок – это конкурс знающих учеников.
Рефлексия
_-Понравилось ли вам занятие?
-За что вы хотели бы себя похвалить?
-В каких заданиях вы испытывали затруднения?
-Что было для вас интересным?
Приложение №1
- Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
«Сказка о мёртвой царевне…» П.П.Ершов
«Конёк – Горбунок» М.Ю.Лермонтов
«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин
«Мальчики» Л.Н.Толстой
«Детство» А.П.Чехов
- Соедини имя отчество и фамилию автора.
Чехов Александр Сергеевич
Ершов Антон Павлович
Пушкин Михаил Юрьевич
Лермонтов Пётр Павлович
- По опорным словам определи название сказки.
Королевич кобылица музыкант
Царевна царь невеста
Царица братья мать
Богатыри сестра
«Мальчики»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Конек – горбунок»
- Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?
А) белого Б) чёрного В) серого
- Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?
А) кольцо Б) зеркало В) венец
- Как звали собаку семи богатырей?
А) Сокол Б) Соколко В) Соколик
- На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб?
А) балалайка Б) гармонь В) гусли
- В какую страну собирались сбежать мальчики?
А) в Африку Б) в Индию В) в Америку
- Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого?
А) инженер Б) мужик В) мэр города
Приложение №2
Задание: Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало.
Задание: Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.
Задание: Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку»для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении.
Задание: Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. ( Антон Павлович Чехов)
Приложение №3
Продолжите фразу строкой и доскажите следующее четверостишье. Определите название произведения и автора.
«… В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
……………………….
Продолжите фразу строкой и доскажите следующее четверостишье. Определите название произведения и автора.
«…Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
……………………………….
Продолжите фразу строкой и доскажите следующее четверостишье. Определите название произведения и автора.
«…Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла
…………………………
Продолжите фразу строкой и доскажите следующее четверостишье. Определите название произведения и автора.
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
……….. …………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....