Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Филипок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Данный конспект поможет учителю при подготовке к уроку литературного чтения во 2 классе Л.Н. Толстой"Филипок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_filipok.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

УМК, авторы учебника, класс, страница

УМК "Школа России",  Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий,  Литературное чтение 2 класс (страница 112 )

Тема

Л.Н.Толстой "Филипок"

Цель

1) Ученик научится характеризовать героя произведения

2)Ученик получит возможность научиться составлять плана произведения

Ожидаемые результаты

Личностные:

1)  Осуществление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2) Cпособность к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

1) Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Предметные:

1) Умение составлять план, словесный портрет героя

2) Умение работать с текстом

Оборудование

Учебник 1 часть, презентация

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка к восприятию

Задача этапа:

Подготовить к эмоциональному восприятию текста, создать необходимый эмоциональный настрой.

Методы:

Словесный: беседа, уточняющие вопросы

Наглядные: портрет, презентация

- Ребята, посмотрите на портрет, кто на нем изображен?

- Правильно. Что вы уже знаете об этом писателе?

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию к этому рассказу.( иллюстрация к произведению "Филипок")

-Кого вы видите на переднем плане?

-Опишите мальчика. Какой он?

-Да, а знаете ли вы, где жили крестьянские люди?

- Правильно, а еще они жили в слободах, вам знакомо это слово?

- Слобода – это большая деревня или село.

-Хорошо, давайте вернемся к нашей иллюстрации. Кого вы еще видите на иллюстрации?

-Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение?

-Откройте учебник на странице 112. Прочитайте название рассказа.

-О ком пойдет речь в рассказе?

- Как вы думаете почему автор назвал рассказ именно "Филипок"?

-А еще автор говорит, что Филипок – постреленок и бедовый. Вам понятны эти определения?

-Раньше бедовым называли сообразительного и ловкого человек, а пострелёнок - это шалун, непоседа.

- Я начну читать рассказ, ваша задача после моего прочтения, ответить на вопрос:"Почему автор назвал произведение "Филипок? Прав ли автор, когда назвал Филипка пострелёнком и бедовым?"

- Лев Николаевич Толстой

- Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне. Он рос в большой семье. Писатель всю жизнь изучал иностранные языки, много читал и путешествовал. В своём имении Ясная Поляна Лев Толстой открыл школы для крестьянских детей и сам написал для них «Азбуку».

-Рассматривают иллюстрацию

- Мальчика

- Маленький мальчик,

- Крестьянский мальчишка

- Добрый

- В деревнях

- Нет

- Взрослого

-Учителя

- О школе

- О мальчике, который пришел в школу

-Открывают страницу 112 учебника.

- Филипок

- О мальчике по имени Филипок

-Может быть, потому что рассказ о маленьком мальчике.

- Нет

Первичное восприятие

Задача этапа:

Знакомство с текстом произведения

Методы:

Словесные (рассказ учителя)

- Учитель читает рассказ

-Ученики слушают рассказ

Выявление специфики восприятия

Задача этапа:

Определение того, как эмоционально дети откликнулись на произведение, что именно им понравилось, запомнилось, что они увидели в тексте, что и как поняли.

Методы:

Словесный: беседа

- Ребята, какой момент вам запомнился больше всего?

- Переживали ли вы за Филипка? В какой момент?

- А как вы думаете как выглядит Филипок?

- Хорошо, а как вы думаете, как по другому мог закончиться рассказ?

-Да.

- Так почему автор назвал рассказ именно "Филипок"?

- Прав ли был автор, когда назвал Филипка пострелёнком?

-Хорошо, а "бедовый" относится к Филипку?

-Молодцы, вы все правы.

- Как Филипок испугался собак

- Я запомнил, момент, когда Филипок стоял напротив учителя

- Да, переживали

- Когда он ушел из дома

- Когда он встретил собак, которые на него лаяли

- Я переживал, когда Филипок стоял перед учителем

- Маленький, но смелый мальчик

-Маленький мальчик в папиной шапке

- Учитель мог выгнать Филипка из школы и не взять в свой класс.

- Потому что рассказ о маленьком мальчике, поэтому автор назвал рассказ Филипок.

-Да, потому что он не послушался родителей и пошёл без разрешения в школу

- Да, он искал приключения

- Да, потому что он не растерялся и смог составить своё имя

-Да, потому что он смог доказать учителю, что он может учиться в школе

Постановка уч. задачи

Задача этапа:

Постановка цели урока, к которой учащийся должен прийти к концу урока

Методы:

Словесный: беседа

- Посмотрите на произведение, как вы думаете, какой вид работы мы можем сделать с ним?

- А что нам нужно для этого?

-Правильно, молодцы.

- Пересказ

- Нам нужно разделить произведение на части, дать название каждой части, составить план рассказа.

Перечитывание и анализ

Задача этапа:

Учащиеся обращаются к тексту произведения, чтобы решить поставленную перед ними проблему и выполнить творческую работу.

Методы:

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

- Хорошо, а для того чтобы нам разделить текст на части нам что нужно?

- Да, в этом нам поможет композиц. треугольник. Что такое треугольник?

-Хорошо, а кто хочет выйти к доске и изобразить треугольник?

-Отлично. А теперь давайте начнем работу с текстом нашего произведения.

- Почему Филипок решил пойти в школу? Найдите в тексте.

 

-Ребята, а почему мама не пустила мальчика в школу?

-А где мы можем найти подтверждение этому?

-Так. Как мальчик собирался в школу?

-Молодцы. Где находилась школа?

- Какие опасности встретились ему на пути?

-Как вы думаете, это уже другая часть?

-А что происходило в предыдущей части?

-Молодцы, давайте отразим это на нашем треугольнике. (Учитель дорисовывает комп.треугольник, указывает вступление - Филипку скучно; завязку- Филипок отправляется в школу и развитие действия – По дороге в школу)

-Отлично, продолжим нашу работу с текстом. Как местный житель назвал Филипка?

-Правильно.

- Что чувствовал Филипок перед тем, как зайти в школу?

-Найдите этому подтверждение в тексте.

 

-Ребята, у нас в тексте выделено словосочетание "в сенцах", как вы думаете, что обозначает слово сенцы.

-Да, это помещение между жилой частью дома и крыльцом. Посмотрите на экран.( картинка)

- А есть ли в нашей с вами школе сенцы?

-Правильно.

-Как учитель встретил Филипка? Зачитайте.

-Как вы думаете это новая часть или продолжение старой?

- Что самое напряженное, яркое в этой части?

-Отлично. Этот момент является кульминацией, то есть момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента (Учитель продолжает заполнять композ.треуг.: кульминация- Встреча с учителем)

-А была ли для вас первая встреча с учителем кульминационным моментом? Почему? Как вы запомнили этот момент?

- Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.

- Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

- Что у нас начинается опять в произведении?

-Умнички, а что происходит в произведении?

-Да, правильно. (Учитель дополняет комп.треуг.- развитие события: Филипок в классе)

- Чем закончился рассказ?

-Можно ли это отнести к развязке произведения?

(Учитель дополняет композ. треуг. Развязка - Филипок – ученик)

-Посмотрите на наш композиц. треугольник, на сколько частей мы можем разделить наш рассказ?

-Каких?

- Умнички. Значит наш план будет состоять из этих 6 пунктов.

- Нам нужно понимать какие события происходят в произведении

-Нам нужно знать последовательность событий, героев

- Это геометрическая фигура, у которой 3 угла

-(Выходит учащийся и рисует треугольник.)

-Был мальчик, звали его Филипп.

Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.

- Потому что он был маленький

- "Куда же ты Филипок, собрался?"-"В школу". - "Ты еще мал, не ходи"– и мать его оставила дома.

- Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую и пошёл в школу.

-Школа была за селом у церкви.

- Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой — большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

-Да, потому что Филипок уже отправился в школу и встречается с разными опасностями

-Филипку стало скучно дома и он собирался в школу.

-Пострелёнок, что означает непоседа.

-Он боялся.

-Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится.

- Это какое-то помещение, как коридор.

-Смотрят на картинку

-Да, возле двери с улицы и двери, которая ведет в школу.

Филипок и пошёл в школу. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине. - Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.  Да ты кто? Филипок молчал.  Или ты немой? Филипок так напугался, что говорить не мог. Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

-Новая

-Встреча с учителем

-Да, я очень волновался перед тем как встретиться с учителем

-Нет

(Другие ответы учащихся, возможно, развернутые)

-  Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

- Филипок осмелился и сказал:

Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

- Еще 1 развитие событий

- Филипок разговаривал с учителем,

-Учитель попросил Филипка составить свое имя.

-Филипка приняли в школу.

-Да.

-На 6.

- 1. Филипку скучно

2.Филипок отправляется в школу

3. По дороге в школу

4. Встреча с учителем

5.Филипок в классе

6. Филипок – ученик

Обобщение

Задача этапа:

Осмысление результатов совместной деятельности учителя и учащихся

Методы:

Словесный: беседа, пересказ

- Теперь мы с вами знаем рассказ. Какие он оставил у вас чувства?

-Какая из предложенных пословиц подходит к этому произведению?

  • Один за всех, а все за одного.
  • Друзья познаются в беде.
  • Грамоте учиться всегда пригодится.
  • Добра желаешь – добро и делай.

- А кто теперь попробует по нашему плану пересказать рассказ.

- Умнички. Вашим дом. заданием будет – подготовить пересказ произведения по плану.

-Мне понравиля этот рассказ и Филипок, потому что он самостоятельный, смелый, он может добиться своей цели

- Мне тоже, это очень интересный рассказ, особенно момент, когда Филипок шёл в школу.

- Грамоте учиться всегда пригодится ( потому что Филипок хотел учиться, он стремился к знаниям)

- 1 - 2 человека пробует пересказать рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по произведениям Соколова - Микитова.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе....

Конспект урока по произведению Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Урок с использованием музыки Грига и презентацией "Норвегия"...

План-конспект урока по произведению "Золотой ключик"А.Н. Толстого

Урок интегрированный с ИЗО. Направлен на развитие творческих способностей учащихся, формирование умения сравнивать художественный текст с его кинематографическим воплощением....

Конспект урока математики "Произведение. Множители" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать первый и второй множители в произведении, понимать их смысл; навыков решения задач; развитие вычислительных навыков.Планируемые результатыПр...

Конспект урока по произведению К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей" («Литературное чтение»)

Цель: провести обобщающий урок над произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»;Задачи:Образовательные:1)Продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпан...