Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Филипок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Данный конспект поможет учителю при подготовке к уроку литературного чтения во 2 классе Л.Н. Толстой"Филипок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_filipok.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | |
УМК, авторы учебника, класс, страница | УМК "Школа России", Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, Литературное чтение 2 класс (страница 112 ) |
Тема | Л.Н.Толстой "Филипок" |
Цель | 1) Ученик научится характеризовать героя произведения 2)Ученик получит возможность научиться составлять плана произведения |
Ожидаемые результаты | Личностные: 1) Осуществление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. 2) Cпособность к оценке своей учебной деятельности. Метапредметные: 1) Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Предметные: 1) Умение составлять план, словесный портрет героя 2) Умение работать с текстом |
Оборудование | Учебник 1 часть, презентация |
Технологическая карта
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подготовка к восприятию Задача этапа: Подготовить к эмоциональному восприятию текста, создать необходимый эмоциональный настрой. Методы: Словесный: беседа, уточняющие вопросы Наглядные: портрет, презентация | - Ребята, посмотрите на портрет, кто на нем изображен? - Правильно. Что вы уже знаете об этом писателе? - Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию к этому рассказу.( иллюстрация к произведению "Филипок") -Кого вы видите на переднем плане? -Опишите мальчика. Какой он? -Да, а знаете ли вы, где жили крестьянские люди? - Правильно, а еще они жили в слободах, вам знакомо это слово? - Слобода – это большая деревня или село. -Хорошо, давайте вернемся к нашей иллюстрации. Кого вы еще видите на иллюстрации? -Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение? -Откройте учебник на странице 112. Прочитайте название рассказа. -О ком пойдет речь в рассказе? - Как вы думаете почему автор назвал рассказ именно "Филипок"? -А еще автор говорит, что Филипок – постреленок и бедовый. Вам понятны эти определения? -Раньше бедовым называли сообразительного и ловкого человек, а пострелёнок - это шалун, непоседа. - Я начну читать рассказ, ваша задача после моего прочтения, ответить на вопрос:"Почему автор назвал произведение "Филипок? Прав ли автор, когда назвал Филипка пострелёнком и бедовым?" | - Лев Николаевич Толстой - Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне. Он рос в большой семье. Писатель всю жизнь изучал иностранные языки, много читал и путешествовал. В своём имении Ясная Поляна Лев Толстой открыл школы для крестьянских детей и сам написал для них «Азбуку». -Рассматривают иллюстрацию - Мальчика - Маленький мальчик, - Крестьянский мальчишка - Добрый - В деревнях - Нет - Взрослого -Учителя - О школе - О мальчике, который пришел в школу -Открывают страницу 112 учебника. - Филипок - О мальчике по имени Филипок -Может быть, потому что рассказ о маленьком мальчике. - Нет |
Первичное восприятие Задача этапа: Знакомство с текстом произведения Методы: Словесные (рассказ учителя) | - Учитель читает рассказ | -Ученики слушают рассказ |
Выявление специфики восприятия Задача этапа: Определение того, как эмоционально дети откликнулись на произведение, что именно им понравилось, запомнилось, что они увидели в тексте, что и как поняли. Методы: Словесный: беседа | - Ребята, какой момент вам запомнился больше всего? - Переживали ли вы за Филипка? В какой момент? - А как вы думаете как выглядит Филипок? - Хорошо, а как вы думаете, как по другому мог закончиться рассказ? -Да. - Так почему автор назвал рассказ именно "Филипок"? - Прав ли был автор, когда назвал Филипка пострелёнком? -Хорошо, а "бедовый" относится к Филипку? -Молодцы, вы все правы. | - Как Филипок испугался собак - Я запомнил, момент, когда Филипок стоял напротив учителя - Да, переживали - Когда он ушел из дома - Когда он встретил собак, которые на него лаяли - Я переживал, когда Филипок стоял перед учителем - Маленький, но смелый мальчик -Маленький мальчик в папиной шапке - Учитель мог выгнать Филипка из школы и не взять в свой класс. - Потому что рассказ о маленьком мальчике, поэтому автор назвал рассказ Филипок. -Да, потому что он не послушался родителей и пошёл без разрешения в школу - Да, он искал приключения - Да, потому что он не растерялся и смог составить своё имя -Да, потому что он смог доказать учителю, что он может учиться в школе |
Постановка уч. задачи Задача этапа: Постановка цели урока, к которой учащийся должен прийти к концу урока Методы: Словесный: беседа | - Посмотрите на произведение, как вы думаете, какой вид работы мы можем сделать с ним? - А что нам нужно для этого? -Правильно, молодцы. | - Пересказ - Нам нужно разделить произведение на части, дать название каждой части, составить план рассказа. |
Перечитывание и анализ Задача этапа: Учащиеся обращаются к тексту произведения, чтобы решить поставленную перед ними проблему и выполнить творческую работу. Методы: Словесный: беседа Наглядный: презентация | - Хорошо, а для того чтобы нам разделить текст на части нам что нужно? - Да, в этом нам поможет композиц. треугольник. Что такое треугольник? -Хорошо, а кто хочет выйти к доске и изобразить треугольник? -Отлично. А теперь давайте начнем работу с текстом нашего произведения. - Почему Филипок решил пойти в школу? Найдите в тексте.
-Ребята, а почему мама не пустила мальчика в школу? -А где мы можем найти подтверждение этому? -Так. Как мальчик собирался в школу? -Молодцы. Где находилась школа? - Какие опасности встретились ему на пути? -Как вы думаете, это уже другая часть? -А что происходило в предыдущей части? -Молодцы, давайте отразим это на нашем треугольнике. (Учитель дорисовывает комп.треугольник, указывает вступление - Филипку скучно; завязку- Филипок отправляется в школу и развитие действия – По дороге в школу) -Отлично, продолжим нашу работу с текстом. Как местный житель назвал Филипка? -Правильно. - Что чувствовал Филипок перед тем, как зайти в школу? -Найдите этому подтверждение в тексте.
-Ребята, у нас в тексте выделено словосочетание "в сенцах", как вы думаете, что обозначает слово сенцы. -Да, это помещение между жилой частью дома и крыльцом. Посмотрите на экран.( картинка) - А есть ли в нашей с вами школе сенцы? -Правильно. -Как учитель встретил Филипка? Зачитайте. -Как вы думаете это новая часть или продолжение старой? - Что самое напряженное, яркое в этой части? -Отлично. Этот момент является кульминацией, то есть момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента (Учитель продолжает заполнять композ.треуг.: кульминация- Встреча с учителем) -А была ли для вас первая встреча с учителем кульминационным моментом? Почему? Как вы запомнили этот момент? - Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя. - Как вёл себя малыш после похвалы учителя? - Что у нас начинается опять в произведении? -Умнички, а что происходит в произведении? -Да, правильно. (Учитель дополняет комп.треуг.- развитие события: Филипок в классе) - Чем закончился рассказ? -Можно ли это отнести к развязке произведения? (Учитель дополняет композ. треуг. Развязка - Филипок – ученик) -Посмотрите на наш композиц. треугольник, на сколько частей мы можем разделить наш рассказ? -Каких? - Умнички. Значит наш план будет состоять из этих 6 пунктов. | - Нам нужно понимать какие события происходят в произведении -Нам нужно знать последовательность событий, героев - Это геометрическая фигура, у которой 3 угла -(Выходит учащийся и рисует треугольник.) -Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. - Потому что он был маленький - "Куда же ты Филипок, собрался?"-"В школу". - "Ты еще мал, не ходи"– и мать его оставила дома. - Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую и пошёл в школу. -Школа была за селом у церкви. - Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой — большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. -Да, потому что Филипок уже отправился в школу и встречается с разными опасностями -Филипку стало скучно дома и он собирался в школу. -Пострелёнок, что означает непоседа. -Он боялся. -Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. - Это какое-то помещение, как коридор. -Смотрят на картинку -Да, возле двери с улицы и двери, которая ведет в школу. Филипок и пошёл в школу. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине. - Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. Да ты кто? Филипок молчал. Или ты немой? Филипок так напугался, что говорить не мог. Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик. -Новая -Встреча с учителем -Да, я очень волновался перед тем как встретиться с учителем -Нет (Другие ответы учащихся, возможно, развернутые) - Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. - Филипок осмелился и сказал: Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий! - Еще 1 развитие событий - Филипок разговаривал с учителем, -Учитель попросил Филипка составить свое имя. -Филипка приняли в школу. -Да. -На 6. - 1. Филипку скучно 2.Филипок отправляется в школу 3. По дороге в школу 4. Встреча с учителем 5.Филипок в классе 6. Филипок – ученик |
Обобщение Задача этапа: Осмысление результатов совместной деятельности учителя и учащихся Методы: Словесный: беседа, пересказ | - Теперь мы с вами знаем рассказ. Какие он оставил у вас чувства? -Какая из предложенных пословиц подходит к этому произведению?
- А кто теперь попробует по нашему плану пересказать рассказ. - Умнички. Вашим дом. заданием будет – подготовить пересказ произведения по плану. | -Мне понравиля этот рассказ и Филипок, потому что он самостоятельный, смелый, он может добиться своей цели - Мне тоже, это очень интересный рассказ, особенно момент, когда Филипок шёл в школу. - Грамоте учиться всегда пригодится ( потому что Филипок хотел учиться, он стремился к знаниям) - 1 - 2 человека пробует пересказать рассказ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по произведениям Соколова - Микитова.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе....
Конспект урока по произведению Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Урок с использованием музыки Грига и презентацией "Норвегия"...
План-конспект урока по произведению "Золотой ключик"А.Н. Толстого
Урок интегрированный с ИЗО. Направлен на развитие творческих способностей учащихся, формирование умения сравнивать художественный текст с его кинематографическим воплощением....
1 класс Литературное чтение конспект урока по произведению Валентины Осеевой "Собака яростно лаяла" Программа"Школа России"
1 класс конспект - урока по В.Осеева "Собака ростно лаяла"...
Конспект урока математики "Произведение. Множители" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать первый и второй множители в произведении, понимать их смысл; навыков решения задач; развитие вычислительных навыков.Планируемые результатыПр...
Конспект урока по произведению К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей" («Литературное чтение»)
Цель: провести обобщающий урок над произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»;Задачи:Образовательные:1)Продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпан...