1 класс Литературное чтение конспект урока по произведению Валентины Осеевой "Собака яростно лаяла" Программа"Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кузьмина Светлана Викторовна

1 класс конспект - урока по В.Осеева "Собака ростно  лаяла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kl_lit_cht_sobaka_yarostno_layala.docx144.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Школа России"

  1. Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла»
  2. Решаемые проблемы: Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов: маленький, пушистый, усатый, беззащитный?

3. Цели:

  • Познакомить с произведением В.Осеевой «Собака яростно лаяла»;
  • Учить читать прозаический текст  целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования;
  • Развивать умение работать в паре;
  • Воспитывать бережное и чуткое отношение к животным.

4. Понятия: части рассказа, план, характер героев.

5. Планируемые результаты: 

предметные: 

  • познакомиться с произведениями В.Осеевой,  научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно – эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром
  • делить текст на смысловые части, составлять план,  пересказывать текст по картинному плану, работать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами.

метапредметные:

Регулятивные: определять общую цель и пути её достижения, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, понимать алгоритм выполнения заданий.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в  устной и письменной форме

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

личностные:

Социальная компетентность как готовность к решению моральных норм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

6. Оборудование: проектор; ноутбук;  мультимедийная презентация; текст для речевой разминки, выставка книг по теме урока, толковый  

                                 словарь, пазлы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Речевая разминка.

 - Здравствуйте ребята!

Сегодня мы  начнём урок с речевой разминки.

Почитайте стихотворение медленно. ( Стихотворение написано на карточках)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поля,

И не будет красоты!

 - Понравилось вам стихотворение? – Чем оно вам понравилось?

 - Прочитайте  стихотворение, чётко  проговаривая каждый слог и каждое слово.

 - Прочитайте шёпотом, громко.

 - Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко – тихо, весело, сердито.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Выразительное чтение с опорой на знаки препинания

2.Актуализация  знаний

Слайд № 2

(Мотивация: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в образовательной деятельности). 

-Ребята, когда я шла к вам на урок, слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей)

Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?

 Прочитайте слова  Антуана де Сент-Экзюпери и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили» 

Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их.

Личностные

Регулятивные

3.Определение темы. Постановка учебной задачи.

 Слайд №3

Решаемая проблема

- Над каким разделом мы сейчас работаем?

- А кто это «наши меньшие братья»?

-О каких животных мы уже читали в этом разделе?

А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране.

 - Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов?

 (Маленький Пушистый Усатый Беззащитный)

-А с вами живут в дома котята? Опишите, какие они?

 - Как вы понимаете слово «беззащитный»?

-Как вы думаете, о каком животном мы будем читать сегодня на уроке?

-Интересно ли вам узнать, что с ним произошло?

Сегодня на уроке мы продолжаем читать произведения о животных. Узнаем что-то новое, интересное.

 - Попробуйте прочитать автора и название произведения?

АЛЯАЛ ОНТСОРЯ АКАБОС

-А кто написал это произведение?

АВЕЕСО АНИТНЕЛАВ  

 - Назовите тему урока?

 - Цель? (Познакомиться  с произведением В.Осеевой «Собака яростно лаяла»)

Учебные задачи: 1.определим тему,

                              2.главную мысль,

                              3.жанр произведения,

                              4. анализ  произведения,

                              5. составим  план, пересказ по плану

                                 6. будем учиться выразительно читать целыми словами.            

                                     (задачи написаны на доске)

Учащиеся  рассказывают о котятах и показывают рисунки.

Смотрят значение слова в Толковом словаре.

С.И.Ожегов

Беззащитный – лишённый защиты, неспособный защитить себя.

Собака яростно лаяла.

Валентина Осеева

Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла»

Регулятивные

Коммуникатив-ные

4.Первичное восприятие новых знаний.

Работа с заголовком.

Директор

 А.Л. Маматкулов________

-Можно ли по нему определить героев рассказа?

-А как вы думаете, на кого она лаяла?

-Что означает слов «яростно»?  

Яростно – сильный гнев, озлобление.

Познавательные

5.Работа с выставкой книг В. А.Осеевой. Слово об авторе. (Слайд№4,5)

-Где можно взять книги В. Осеевой? (в библиотеке)

-Что такое библиотека?

-Как вести себя в библиотеке?

Сообщение о биографии В.А. Осеевой:

   Для В.Осеевой сама жизнь была волшебством. Она много писала для малышей - стихи, рассказы, сказки. Увлекательные истории цикла рассказов «Волшебное слово» очень нравились детям. Работала В.Осеева воспитательницей в детских учреждениях и считала это своим призванием.

  (Слово учителя) Валентина Александровна Осеева  родилась 28 апреля 1902 года в городе Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Свои рассказы, сказки, повести она посвящала детям.

– Обратите внимание на выставку книг Осеевой, которую я вам подготовила. Их можно будет взять домой почитать.

Библиотека – это хранилище книг

Рассказывает заранее подготовленный ученик о жизни В.Осеевой

Личностные

Познавательные

6.Работа с иллюстрацией.

( Слайд №6)

-Как вы думаете о чем будет текст?

-Где происходит действие?

-Приходилось ли вам когда-либо защищать животных, расскажите об этом?

-Произведение какого жанра мы будем сейчас читать? (точно сказать нельзя)

–Давайте проверим наше предположение.

Работа с иллюстрацией

Личностные

Познавательные

7.Первичное чтение.

Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла»

Словарная работа:

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
                
   я-рост-но – яростно
                
   при-па-да-я – припадая
                   
на пе-ред-ни-е – на передние
                   
при-жав-шись – прижавшись
                 
  взъе-ро-шен-ный – взъерошенный
                
   рас-кры-вал – раскрывал
                
   не-по-да-лё-ку – неподалёку
                
   по-спеш-но – поспешно
                 
  у-ди-ви-лись – удивились
- Прочитайте произведение «цепочкой».

-Произведение какого жанра вы прочитали? (рассказ)

-Как вы можете доказать свое мнение? (нет рифмы, нет волшебства)

Чтение сложных слов и объяснение их лексического значения.

Познавательные

Личностные

8.Проверка понимания  прочитанного.

- На кого лаяла собака?

-Почему она яростно лаяла?

- Найдите и прочитайте предложение о внешнем виде котенка.

-Кто за ним наблюдал?

-Как вы думаете, а чего они ждали?

-Кто еще заметил происходящее?

-Как женщина выбежала?

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Подберите близкое по значению слово?

-Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку)

-Что она сказала мальчикам? Прочитайте.

-С какой интонацией должны звучать слова женщины?

-Почему мальчики удивились?

-Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков?

-Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему?

-Осуждаете ли вы ребят?

 - Сравните характер героев?

-Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?

Анализ произведения

Познавательные

Личностные

Физминутка

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

Два - руки вверх и потянуться.

Три - согнуться, разогнуться.

Четыре - снова все начать.

Пять - поглубже всем вздохнуть.

Шесть - на пояс руки ставим.

Семь - повороты туловища начинаем.

Восемь - столько раз присядем.

Девять - Потягиваемся и отдыхаем.

Десять - и урок наш продолжаем

9. Повторное чтение рассказа и анализ 

-Будем читать и анализировать рассказ. Выразительное чтение рассказа.

-Прочитайте снова слова о котенке.

-Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка?  Прочитайте эти словосочетания.

-Какой интонацией передать отношение автора к котенку?

-С какой интонацией звучат слова мальчиков?

-Как прочитать слова женщины?

Выразительное чтение по ролям.

Регулятивные

Личностные

10.Закрепление.

( Слайд №7,8)

Задание повышающее мотивацию «Фантастическая добавка»

Работа с произведением (выделение законченных смысловых частей текста, пересказ рассказа по плану).

-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.

  • Вот это и плохо!
  • Собака яростно лаяла.
  • Как вам не стыдно!
  • Мальчики стояли и ждали.

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)

-Восстановите план. (2, 4, 3, 1)

-Давайте попробуем пересказать рассказ.

Вам в помощь будет иллюстрация (соберите иллюстрацию из пазлов) и план.

- Представить себя маленьким котёнком, на которого яростно лаяла собака и расскажи  эту историю с позиции котёнка.

Познавательные

Регулятивные

C:\Users\User\Desktop\Фото\Фото0384.jpg

Учащиеся собирают иллюстрацию

из пазлов. (Работа в парах)

11.Творческие задания.

- У этого рассказа есть и другое название – "Плохо".

- Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?

-Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

-Как можно продолжить рассказ?

Устные творческие рассказы учащихся. (Работа в парах)

Личностные

12. Подведение итога урока.

( Слайд №9)

-С каким произведением познакомились на уроке?

 – Назовите тему произведения?

-Чтобы вы спросили у мальчиков?

- Какой совет вы бы дали мальчикам?

-Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины?

-Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде?

-Как поступили бы вы на месте этих мальчиков?

-Назовите главную мысль?

-Какие выводы вы сделали для себя?

А я хотела бы добавить:  

В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.

Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро.

Индивидуальная работа

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

13. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке:

Я умею….

У меня получилось….

Было интересно…..

Было трудно….

Я разгадал тайну ….

Я научился…

Какая проблема возникла? Как мы её решили?

Какую мы ставили цель? Задачи?

 Цели достигли. Задачи решены.

 Спасибо! Вы все молодцы! Урок окончен.

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока с презентацией по литературному чтению по теме "К.И.Чуковский. Телефон. Путаница."УМК "Школа России" 1 класс

Конспект урока с презентацией по литературному чтению в 1 классе (послеазбучный период) УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...

Конспект урока по литературному чтению: Обобщающий урок по теме "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: Обобщающий урок по теме "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению "Б. Шергин Собирай по ягодке – наберешь кузовок" УМК "Школа России", 3 класс

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты: Предметные: знать п...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: "В. Драгунский “Тайное становится явным”", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным». За...