1 класс Литературное чтение конспект урока по произведению Валентины Осеевой "Собака яростно лаяла" Программа"Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
1 класс конспект - урока по В.Осеева "Собака ростно лаяла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1kl_lit_cht_sobaka_yarostno_layala.docx | 144.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Школа России"
- Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла»
- Решаемые проблемы: Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов: маленький, пушистый, усатый, беззащитный?
3. Цели:
- Познакомить с произведением В.Осеевой «Собака яростно лаяла»;
- Учить читать прозаический текст целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования;
- Развивать умение работать в паре;
- Воспитывать бережное и чуткое отношение к животным.
4. Понятия: части рассказа, план, характер героев.
5. Планируемые результаты:
предметные:
- познакомиться с произведениями В.Осеевой, научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно – эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром
- делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану, работать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами.
метапредметные:
Регулятивные: определять общую цель и пути её достижения, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, понимать алгоритм выполнения заданий.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
личностные:
Социальная компетентность как готовность к решению моральных норм, устойчивое следование в поведении социальным нормам
6. Оборудование: проектор; ноутбук; мультимедийная презентация; текст для речевой разминки, выставка книг по теме урока, толковый
словарь, пазлы
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
1. Организационный момент Речевая разминка. | - Здравствуйте ребята! Сегодня мы начнём урок с речевой разминки. Почитайте стихотворение медленно. ( Стихотворение написано на карточках) Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы – Опустеют все поля, И не будет красоты! - Понравилось вам стихотворение? – Чем оно вам понравилось? - Прочитайте стихотворение, чётко проговаривая каждый слог и каждое слово. - Прочитайте шёпотом, громко. - Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко – тихо, весело, сердито. Прочитайте стихотворение выразительно. | Выразительное чтение с опорой на знаки препинания | |||
2.Актуализация знаний Слайд № 2 (Мотивация: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в образовательной деятельности). | -Ребята, когда я шла к вам на урок, слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей) Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя. - Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? -А по отношению к животным должна быть у человека совесть? Прочитайте слова Антуана де Сент-Экзюпери и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их. | Личностные Регулятивные | ||
3.Определение темы. Постановка учебной задачи. Слайд №3 Решаемая проблема | - Над каким разделом мы сейчас работаем? - А кто это «наши меньшие братья»? -О каких животных мы уже читали в этом разделе? А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране. - Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов? (Маленький Пушистый Усатый Беззащитный) -А с вами живут в дома котята? Опишите, какие они? - Как вы понимаете слово «беззащитный»? -Как вы думаете, о каком животном мы будем читать сегодня на уроке? -Интересно ли вам узнать, что с ним произошло? Сегодня на уроке мы продолжаем читать произведения о животных. Узнаем что-то новое, интересное. - Попробуйте прочитать автора и название произведения? АЛЯАЛ ОНТСОРЯ АКАБОС -А кто написал это произведение? АВЕЕСО АНИТНЕЛАВ - Назовите тему урока? - Цель? (Познакомиться с произведением В.Осеевой «Собака яростно лаяла») Учебные задачи: 1.определим тему, 2.главную мысль, 3.жанр произведения, 4. анализ произведения, 5. составим план, пересказ по плану 6. будем учиться выразительно читать целыми словами. (задачи написаны на доске) | Учащиеся рассказывают о котятах и показывают рисунки. Смотрят значение слова в Толковом словаре. С.И.Ожегов Беззащитный – лишённый защиты, неспособный защитить себя. Собака яростно лаяла. Валентина Осеева Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла» | Регулятивные Коммуникатив-ные | ||
4.Первичное восприятие новых знаний. Работа с заголовком. Директор А.Л. Маматкулов________ | -Можно ли по нему определить героев рассказа? -А как вы думаете, на кого она лаяла? -Что означает слов «яростно»? | Яростно – сильный гнев, озлобление. | Познавательные | ||
5.Работа с выставкой книг В. А.Осеевой. Слово об авторе. (Слайд№4,5) | -Где можно взять книги В. Осеевой? (в библиотеке) -Что такое библиотека? -Как вести себя в библиотеке? Сообщение о биографии В.А. Осеевой: Для В.Осеевой сама жизнь была волшебством. Она много писала для малышей - стихи, рассказы, сказки. Увлекательные истории цикла рассказов «Волшебное слово» очень нравились детям. Работала В.Осеева воспитательницей в детских учреждениях и считала это своим призванием. (Слово учителя) Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года в городе Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Свои рассказы, сказки, повести она посвящала детям. – Обратите внимание на выставку книг Осеевой, которую я вам подготовила. Их можно будет взять домой почитать. | Библиотека – это хранилище книг Рассказывает заранее подготовленный ученик о жизни В.Осеевой | Личностные Познавательные | ||
6.Работа с иллюстрацией. ( Слайд №6) | -Как вы думаете о чем будет текст? -Где происходит действие? -Приходилось ли вам когда-либо защищать животных, расскажите об этом? -Произведение какого жанра мы будем сейчас читать? (точно сказать нельзя) –Давайте проверим наше предположение. | Работа с иллюстрацией | Личностные Познавательные | ||
7.Первичное чтение. Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла» | Словарная работа: – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: -Произведение какого жанра вы прочитали? (рассказ) -Как вы можете доказать свое мнение? (нет рифмы, нет волшебства) | Чтение сложных слов и объяснение их лексического значения. | Познавательные Личностные | ||
8.Проверка понимания прочитанного. | - На кого лаяла собака? -Почему она яростно лаяла? - Найдите и прочитайте предложение о внешнем виде котенка. -Кто за ним наблюдал? -Как вы думаете, а чего они ждали? -Кто еще заметил происходящее? -Как женщина выбежала? -Как вы понимаете значение этого слова? -Подберите близкое по значению слово? -Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку) -Что она сказала мальчикам? Прочитайте. -С какой интонацией должны звучать слова женщины? -Почему мальчики удивились? -Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков? -Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему? -Осуждаете ли вы ребят? - Сравните характер героев? -Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием? | Анализ произведения | Познавательные Личностные | ||
Физминутка | Раз - подняться на носки и улыбнуться. Два - руки вверх и потянуться. Три - согнуться, разогнуться. Четыре - снова все начать. Пять - поглубже всем вздохнуть. Шесть - на пояс руки ставим. Семь - повороты туловища начинаем. Восемь - столько раз присядем. Девять - Потягиваемся и отдыхаем. Десять - и урок наш продолжаем | ||||
9. Повторное чтение рассказа и анализ | -Будем читать и анализировать рассказ. Выразительное чтение рассказа. -Прочитайте снова слова о котенке. -Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка? Прочитайте эти словосочетания. -Какой интонацией передать отношение автора к котенку? -С какой интонацией звучат слова мальчиков? -Как прочитать слова женщины? | Выразительное чтение по ролям. | Регулятивные Личностные | ||
10.Закрепление. ( Слайд №7,8) Задание повышающее мотивацию «Фантастическая добавка» | Работа с произведением (выделение законченных смысловых частей текста, пересказ рассказа по плану). -Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.
-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения) -Восстановите план. (2, 4, 3, 1) -Давайте попробуем пересказать рассказ. Вам в помощь будет иллюстрация (соберите иллюстрацию из пазлов) и план. - Представить себя маленьким котёнком, на которого яростно лаяла собака и расскажи эту историю с позиции котёнка. | Познавательные Регулятивные Учащиеся собирают иллюстрацию из пазлов. (Работа в парах) | |||
11.Творческие задания. | - У этого рассказа есть и другое название – "Плохо". - Какой заголовок выбрали бы вы? Почему? -Как можно озаглавить этот рассказ по-другому? -Как можно продолжить рассказ? | Устные творческие рассказы учащихся. (Работа в парах) | Личностные | ||
12. Подведение итога урока. ( Слайд №9) | -С каким произведением познакомились на уроке? – Назовите тему произведения? -Чтобы вы спросили у мальчиков? - Какой совет вы бы дали мальчикам? -Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины? -Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде? -Как поступили бы вы на месте этих мальчиков? -Назовите главную мысль? -Какие выводы вы сделали для себя? А я хотела бы добавить: В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро. Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро. | Индивидуальная работа | Личностные Коммуникативные Регулятивные | ||
13. Рефлексия | Оцените свою работу на уроке: Я умею…. У меня получилось…. Было интересно….. Было трудно…. Я разгадал тайну …. Я научился… Какая проблема возникла? Как мы её решили? Какую мы ставили цель? Задачи? Цели достигли. Задачи решены. Спасибо! Вы все молодцы! Урок окончен. | Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...
Конспект урока с презентацией по литературному чтению по теме "К.И.Чуковский. Телефон. Путаница."УМК "Школа России" 1 класс
Конспект урока с презентацией по литературному чтению в 1 классе (послеазбучный период) УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...
Конспект урока по литературному чтению: Обобщающий урок по теме "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: Обобщающий урок по теме "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению "Б. Шергин Собирай по ягодке – наберешь кузовок" УМК "Школа России", 3 класс
Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты: Предметные: знать п...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: "В. Драгунский “Тайное становится явным”", УМК “Школа России”, 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». За...